Практические рекомендации для ПДО по сохранности контингента обучающихся
Рекомендации педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_dlya_pdo_po_sohrannosti_kontingenta.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Центр детского творчества «Свиблово»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для ПДО
по сохранности контингента
обучающихся
(методические рекомендации)
Разработала:
педагог дополнительногообразования
Тригубкина А.Г.
Москва-2018
Цель: Способствовать сохранности контингента учащихся в объединениях дополнительного образования.
Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе.
Педагог как руководитель детского коллектива это:
- Профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности
- Педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным творческим человеком
- Воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребенка
- Лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении педагог может через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым
- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях
- создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Педагогических приемы, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании и сплочении детского коллектива.
1.Игры на знакомство.
Когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр
(«Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.), во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного о себе.
2. «Устав детского объединения»
Также с самых первых занятий можно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.
3. Ритуал – посвящение в члены детского объединения.
Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – посвящение в члены детского объединения, в ходе которого новичку вручат значок, галстук или эмблему детского объединения. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят.
4. Система временных или постоянных поручений
Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т.к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.
5. Выездные мероприятия
Очень сплачивают коллектив различные формы выездных мероприятий: профильные лагеря, выезд на пленэр, совместные экскурсии, посещение театра и т.д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех.
6. Воспитательные мероприятия внутри Центра детского творчества.
Организация различных форм воспитательных мероприятий. Для сплочения ребят самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
7. Конкурсы и выставки
Участие в конкурсах и выставках различного уровня: районного, городского, всероссийского и международного значения. Организация выставок для детей и родителей.
8.Работа с родителями
1.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми: подготовка к праздничным мероприятиям, конкурсам, участие в эстафетах, выполнение заданий, тематических плакатов, поручений и просьб. Привлечение родителей к организации выставок. Проведение открытых мероприятий и занятий с приглашением родителей обучающихся.
2.Собрания, консультации для родителей
Проведение собраний, консультаций для родителей с
использованием активных форм совместной
работы детей и родителей.
3.Поощрение наиболее активных родителей: вручение
благодарственных писем во время проведения торжественных
мероприятий, собраний по итогам
учебного года, устная благодарность
и т.д.
9. Коррекционная работа
Поддержка семей «группы риска», где ребенка воспитывает один
из родителей или бабушки и дедушки.
10. Работа с СМИ:
-реклама в СМИ о проведении районных мероприятий;
-информация, печатные статьи о деятельности ДДТ, достижениях
воспитанников, педагогов, выступление на ТV программах;
-приглашение представителей СМИ на районные мероприятия.
11. Профессионально-педагогические качества педагога.
Немаловажную роль для сохранности обучающихся играют профессионально-педагогические качества педагога.
К важным педагогическим качествам относятся:
•Педагогическая эрудиция.
• Педагогическое (практическое и теоретическое) мышление.
• Педагогическая наблюдательность.
• Педагогическая импровизация.
• Педагогический оптимизм.
• Педагогическая находчивость.
• Педагогическое предвидение.
• Педагогическая рефлексия.
Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):
• Дидактические способности – способность передавать учебный материал, делая его доступным для воспитанников. Преподносить им проблему ясно и понятно.
• Вызывать интерес к предмету. Возбуждать у воспитанников активную самостоятельную мысль.
• Академические способности – способности к соответствующей области наук (музыка, изо-прикладная деятельность, и т.д.)
• Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир воспитанника. Психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности воспитанника и его временных психических состояний.
• Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного педагога на занятиях всегда обращена к воспитанникам.
• Организаторские способности – это способности организовать коллектив воспитанников, сплотить его, воодушевить на решение важных задач.
• Способность правильно организовать свою педагогическую работу.
• Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников.
• Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
• Педагогическое воображение (прогностические способности) - способность предвидеть последствия своих действий в воспитательном проектировании личности воспитанника. Умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
• Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога.
12. Методическое сопровождение УВП в объединении:
1. Образовательная программа;
2. КТП;
3. Наглядно-иллюстративный и дидактический материал;
4. Диагностический инструментарий;
5. Видео-презентации к занятиям;
6. Планы конспекты занятий;
7. Сценарии воспитательных мероприятий;
8. Портфолио учащихся;
9. Изучение и обобщение положительного опыта педагогов