Личность педагога, как средство обучения

эссе- рассуждение о личности педагога, как основного средства обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_pedagoga_kak_sredstvo_obrazovaniya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Личность педагога, как средство обучения

 Средства обучения в педагогике – это совокупность всех материалов, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения. Существует несколько классификаций средств образования:

  1. по составу объектов
  2. по субъекту обучения
  3. по характеру воздействия на учеников
  4.  по степени сложности
  5. по происхождению

 Достаточно сложная таксономия средств обучения  позволяет решать важные функциональные задачи образования.

        1)  содержание предмета

        2)  различные технические и наглядные средства

        3)  информационные средства обучения

        4)  личность самого учителя

 Пожалуй, четвертый пункт самый неоднозначный. Личность учителя является одним из основных предметов дискуссий в педагогической психологии. Каким должен быть учитель, чтобы ученик пошел за ним, признал его как наставника и вдохновителя. Конечно, учитель должен соответствовать определённым требованиям: устойчивым (каркасным) , присущим учителям всех времен и эпох, и изменчивым, обусловленным особенностям страны и региона.

 Безусловно то, что  педагог должен обладать высоким уровнем культуры и нравственности, знаниями в преподаваемой  и смежной областях, эрудицией и педагогической интуицией, профессиональным владением педагогическим мастерством и этикой, любовью к детям и профессии. Помимо этого, в своем саморазвитии педагог не должен останавливаться никогда  как в профессиональной сфере, так и в общекультурной.

Детская, юношеская образовательная среда не терпит статики. Педагог «вынужден» в хорошем смысле слова расти вместе с детьми. Творчество даёт мощный импульс в развитии личности ребенка. Ученики становятся более самостоятельными, успешно решают нетипичные задачи, реализуют знания на практике, развивают нестандартное мышление, навык работы в различных группах. Осознание мироустройства в целом лишь увеличивает количество вопросов, требующих  ответа «здесь и сейчас», и ответа нетривиального, такого, который вместе с примером к нему отложится в памяти надолго. Накопленная «критическая масса» пытливого интереса ведет  детей от теории к практике. В нашей школе на кафедре естественных наук среди прочих существующих существуют два исследовательских кружка: «Занимательная математика» и  «Практическая астрономия».  В них занимаются дети без возрастных ограничений от 4 до 9 класса. Все начиналось с нестандартных задач и несложных опытов. Желание исследовать  и познавать вылилось в создание простейших оптических приборов. В ходе занятий восьмиклассники выполнили технический чертеж и изготовили более сложный вариант камеры-обскура самостоятельно. Проэкспериментировали и подобрали оптимальные материалы для светопропускающей мембраны. С помощью прибора провели демонстрации в начальной школе и в параллели восьмых классов, наглядно продемонстрировав  законы геометрической оптики. На занятиях  кружка ученики наблюдали и снимали пятна на Солнце, затмение Луны, сближение Луны и Марса, сближение Луны и Юпитера, явление кучевых облаков. С помощью кипрегеля-автомата и нивелира с просветленной оптикой дети снимали фазы Луны, кромку Лунного диска, и несколько сотен ударных кратеров на ее поверхности. При этом к изучению предмета астрономии и элементов астрофизики в курсе общей физики они приступают в десятом и одиннадцатых классах. Еще две исследовательские группы составляют карту радиоактивности микрорайона и школы. Причем группы очень разновозрастные: пятый и девятый классы.

Со своими проектами ученики успешно участвуют в различных конкурсах исследовательских проектов, семинарах, олимпиадах. В стенах нашей школы создана  благоприятная среда для  детей с явными способностями, и для детей в которых исследовательские, новаторские жилки характера только зарождаются.

Работая с очень разными  учениками, я пришла к выводу, что взаимодействие учитель-ученик очень похожа на физическую модель саморегулирующейся системы. В этой системе отношений и действий много различных структур и процессов, она сложна и многогранна, но все компоненты содействуют достижению результата. Связка учитель-ученик заставляет учителя все время делать  шаг вперед во всех сферах жизни, соответствовать динамике развития интересов современных детей, при этом оставаясь носителем традиционных ценностей. В свою очередь ученик следует за учителем, ускоряясь в темпе развития.  Эта система проста и сложна одновременно. Престает развиваться учитель,  и он тут же превращается в «чтеца» для ребенка.  Связь разрушается. Развивается педагог – значит, активен в познавательной и исследовательской деятельности ученик, что в  свою очередь формирует у ребенка  потребность в знаниях уровнем выше и подстегивает педагога соответствовать его растущим интересам. С другой стороны педагог, являясь наглядным примером, отражается  учениках как в тысячеоком зеркале.  Они вбирают в себя не только знания и умения, но и личные качества наставника. Дети глядят на мир глазами людей, их формирующих.

 Яркая индивидуальность учителя привлекает детей, делает его «центром их эмоционального притяжения» в масштабах обучения, а иногда, и в гораздо широких рамках. Любовь педагога к детям,  к профессии, его знание их субкультуры позволяет им чувствовать себя уверенно и раскрываться в неожиданных порой сферах. Дидактические задачи в этих условиях выполняются эффективнее, ведь у такого наставника получается успешнее заинтересовать детей, «влюбить» в предмет, сформировать устойчивый познавательный интерес. Обладание мультикультурными знаниями даёт возможность обучать и воспитывать детей, опираясь еще и на методы этнопедагогики, присущие региону, развивать в них терпимость и толерантность, любовь и интерес в изучении традиций других народов. Ведь,  так сложилось, что знание в своем историческом развитии многонационально и мультирегионально. И полноту знаний о предмете, можно сформировать, опираясь на знания о его генезисе в историческом, региональном, социально-экономическом и политическом ключе. Эрудированность учителя помогает удовлетворять познавательный интерес учеников не только в преподаваемом предмете, позволяет им обрести полномасштабную картину мироздания и явлений, событий и процессов во всех сферах жизни, включая социально-житейскую, правовую, экономическую, профессиональную сферы.   Включенность педагога в социально- культурную, правовую, традиционную сферу жизни региона или области, дает ему возможность формировать разносторонне развитые личности, активные и целеустремленные, высокоморальные и нравственные. Педагог преобразует процесс познания и воспитания в многоуровневый диалог, взаимодействие. Это преобразование, становится источником личностного роста обоих участников процесса, развивая творческую индивидуальность и стремление к постижению нового. Между формирующейся личностью и наукой находится педагог. Именно он помогает ученику войти в мир науки. И именно поэтому столь высоки требования к нему, ведь его качества и умения растят из маленького человека многогранную  личность.