Личность педагога, как средство обучения
эссе- рассуждение о личности педагога, как основного средства обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_pedagoga_kak_sredstvo_obrazovaniya.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность педагога, как средство обучения
Средства обучения в педагогике – это совокупность всех материалов, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения. Существует несколько классификаций средств образования:
- по составу объектов
- по субъекту обучения
- по характеру воздействия на учеников
- по степени сложности
- по происхождению
Достаточно сложная таксономия средств обучения позволяет решать важные функциональные задачи образования.
1) содержание предмета
2) различные технические и наглядные средства
3) информационные средства обучения
4) личность самого учителя
Пожалуй, четвертый пункт самый неоднозначный. Личность учителя является одним из основных предметов дискуссий в педагогической психологии. Каким должен быть учитель, чтобы ученик пошел за ним, признал его как наставника и вдохновителя. Конечно, учитель должен соответствовать определённым требованиям: устойчивым (каркасным) , присущим учителям всех времен и эпох, и изменчивым, обусловленным особенностям страны и региона.
Безусловно то, что педагог должен обладать высоким уровнем культуры и нравственности, знаниями в преподаваемой и смежной областях, эрудицией и педагогической интуицией, профессиональным владением педагогическим мастерством и этикой, любовью к детям и профессии. Помимо этого, в своем саморазвитии педагог не должен останавливаться никогда как в профессиональной сфере, так и в общекультурной.
Детская, юношеская образовательная среда не терпит статики. Педагог «вынужден» в хорошем смысле слова расти вместе с детьми. Творчество даёт мощный импульс в развитии личности ребенка. Ученики становятся более самостоятельными, успешно решают нетипичные задачи, реализуют знания на практике, развивают нестандартное мышление, навык работы в различных группах. Осознание мироустройства в целом лишь увеличивает количество вопросов, требующих ответа «здесь и сейчас», и ответа нетривиального, такого, который вместе с примером к нему отложится в памяти надолго. Накопленная «критическая масса» пытливого интереса ведет детей от теории к практике. В нашей школе на кафедре естественных наук среди прочих существующих существуют два исследовательских кружка: «Занимательная математика» и «Практическая астрономия». В них занимаются дети без возрастных ограничений от 4 до 9 класса. Все начиналось с нестандартных задач и несложных опытов. Желание исследовать и познавать вылилось в создание простейших оптических приборов. В ходе занятий восьмиклассники выполнили технический чертеж и изготовили более сложный вариант камеры-обскура самостоятельно. Проэкспериментировали и подобрали оптимальные материалы для светопропускающей мембраны. С помощью прибора провели демонстрации в начальной школе и в параллели восьмых классов, наглядно продемонстрировав законы геометрической оптики. На занятиях кружка ученики наблюдали и снимали пятна на Солнце, затмение Луны, сближение Луны и Марса, сближение Луны и Юпитера, явление кучевых облаков. С помощью кипрегеля-автомата и нивелира с просветленной оптикой дети снимали фазы Луны, кромку Лунного диска, и несколько сотен ударных кратеров на ее поверхности. При этом к изучению предмета астрономии и элементов астрофизики в курсе общей физики они приступают в десятом и одиннадцатых классах. Еще две исследовательские группы составляют карту радиоактивности микрорайона и школы. Причем группы очень разновозрастные: пятый и девятый классы.
Со своими проектами ученики успешно участвуют в различных конкурсах исследовательских проектов, семинарах, олимпиадах. В стенах нашей школы создана благоприятная среда для детей с явными способностями, и для детей в которых исследовательские, новаторские жилки характера только зарождаются.
Работая с очень разными учениками, я пришла к выводу, что взаимодействие учитель-ученик очень похожа на физическую модель саморегулирующейся системы. В этой системе отношений и действий много различных структур и процессов, она сложна и многогранна, но все компоненты содействуют достижению результата. Связка учитель-ученик заставляет учителя все время делать шаг вперед во всех сферах жизни, соответствовать динамике развития интересов современных детей, при этом оставаясь носителем традиционных ценностей. В свою очередь ученик следует за учителем, ускоряясь в темпе развития. Эта система проста и сложна одновременно. Престает развиваться учитель, и он тут же превращается в «чтеца» для ребенка. Связь разрушается. Развивается педагог – значит, активен в познавательной и исследовательской деятельности ученик, что в свою очередь формирует у ребенка потребность в знаниях уровнем выше и подстегивает педагога соответствовать его растущим интересам. С другой стороны педагог, являясь наглядным примером, отражается учениках как в тысячеоком зеркале. Они вбирают в себя не только знания и умения, но и личные качества наставника. Дети глядят на мир глазами людей, их формирующих.
Яркая индивидуальность учителя привлекает детей, делает его «центром их эмоционального притяжения» в масштабах обучения, а иногда, и в гораздо широких рамках. Любовь педагога к детям, к профессии, его знание их субкультуры позволяет им чувствовать себя уверенно и раскрываться в неожиданных порой сферах. Дидактические задачи в этих условиях выполняются эффективнее, ведь у такого наставника получается успешнее заинтересовать детей, «влюбить» в предмет, сформировать устойчивый познавательный интерес. Обладание мультикультурными знаниями даёт возможность обучать и воспитывать детей, опираясь еще и на методы этнопедагогики, присущие региону, развивать в них терпимость и толерантность, любовь и интерес в изучении традиций других народов. Ведь, так сложилось, что знание в своем историческом развитии многонационально и мультирегионально. И полноту знаний о предмете, можно сформировать, опираясь на знания о его генезисе в историческом, региональном, социально-экономическом и политическом ключе. Эрудированность учителя помогает удовлетворять познавательный интерес учеников не только в преподаваемом предмете, позволяет им обрести полномасштабную картину мироздания и явлений, событий и процессов во всех сферах жизни, включая социально-житейскую, правовую, экономическую, профессиональную сферы. Включенность педагога в социально- культурную, правовую, традиционную сферу жизни региона или области, дает ему возможность формировать разносторонне развитые личности, активные и целеустремленные, высокоморальные и нравственные. Педагог преобразует процесс познания и воспитания в многоуровневый диалог, взаимодействие. Это преобразование, становится источником личностного роста обоих участников процесса, развивая творческую индивидуальность и стремление к постижению нового. Между формирующейся личностью и наукой находится педагог. Именно он помогает ученику войти в мир науки. И именно поэтому столь высоки требования к нему, ведь его качества и умения растят из маленького человека многогранную личность.