Проект рабочей программы по внеурочной деятельности "Цветные ладошки"
Вступление Когда входишь в музей, чувствуется специфический запах, особую ауру. Здесь покой, порядок, тишина. Потому что здесь хранятся давно забытые предметы, которые сегодня уже не находят применения. Самое главное – здесь хранится человеческая память. Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни у нас есть своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Как бы ни менялась наша жизнь, всегда должно остаться уважение к историческому прошлому, потому, что оно всегда с нами, наше прошлое, ставшее поступками, событиями, судьбами. Краеведческая работа помогает нам протянуть нить времени от прошлого к будущему и сохранить самое ценное – человеческую память. А ведь это очень важно «Мы живы, пока жива наша память». В нашей школе воспитание ведется на элементах национальной культуры, с учетом традиций татарского народа. Для возрождения и формирования национального самосознания в новых поколениях, изучения, сохранения и распространения культурного наследия народов Поволжья в школе возникла необходимость создания историко – этнографического музея «Наследие». Этнографический музей - это особое культурное пространство, место диалога культур, где соединяется прошлое, настоящее и будущее, а посетитель воспринимается как равноправный собеседник. Отделы историко-этнографического музея «НАСЛЕДИЕ»: 1. История формирования и современный состав татарского народа Ульяновской области; 2. Национальные костюмы; 3. Декоративно - прикладное искусство татарского народа. 4. Быт татарского народа. 5. Уголок славы. Подвиги в Великой Отечественной войне. 6. Выдающиеся представители татарского народа. Здесь собраны коллекции татарской народной одежды, предметы быта.. Особое внимание уделено вышивке и национальным узорам на полотенцах, наволочках, скатертях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moseevskaya.docx | 108.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал « Старомостякская СОШ-МОУ» в с.Мосеевка
Краеведческо-этнографический музей
«Наследие»
Адрес: 433937, Ульяновская область, Старокулаткинский район, с.Мосеевка, улица Советская 52б.
Телефон школы: 8(84)24937428
Мобильный телефон: 89084832103
Директор школы: Аипова Рабия Мунировна
Выполнила учительница Мосеевской ООШ-МОУ татарского языка и литературы Аипова Рабия Мунировна
Село Мосеевка, 2014 год
Оглавление
Программа школьного краеведческо-этнографического музея « Наследие» 4
3. Прогнозируемые результаты 7
6. Основные блоки программы. 11
III. Истоки добра и милосердия. 14
7. Критерии оценки результатов реализации программы. 19
Вступление
Когда входишь в музей, чувствуется специфический запах, особую ауру. Здесь покой, порядок, тишина. Потому что здесь хранятся давно забытые предметы, которые сегодня уже не находят применения. Самое главное – здесь хранится человеческая память.
Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни у нас есть своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.
Как бы ни менялась наша жизнь, всегда должно остаться уважение к историческому прошлому, потому, что оно всегда с нами, наше прошлое, ставшее поступками, событиями, судьбами.
Краеведческая работа помогает нам протянуть нить времени от прошлого к будущему и сохранить самое ценное – человеческую память. А ведь это очень важно «Мы живы, пока жива наша память».
В нашей школе воспитание ведется на элементах национальной культуры, с учетом традиций татарского народа. Для возрождения и формирования национального самосознания в новых поколениях, изучения, сохранения и распространения культурного наследия народов Поволжья в школе возникла необходимость создания историко – этнографического музея «Наследие».
Этнографический музей - это особое культурное пространство, место диалога культур, где соединяется прошлое, настоящее и будущее, а посетитель воспринимается как равноправный собеседник.
Отделы историко-этнографического музея «НАСЛЕДИЕ»:
- История формирования и современный состав татарского народа Ульяновской области;
- Национальные костюмы;
- Декоративно - прикладное искусство татарского народа.
- Быт татарского народа.
- Уголок славы. Подвиги в Великой Отечественной войне.
- Выдающиеся представители татарского народа.
Здесь собраны коллекции татарской народной одежды, предметы быта.. Особое внимание уделено вышивке и национальным узорам на полотенцах, наволочках, скатертях.
Программа школьного
краеведческо-этнографического музея « Наследие»
Аипова Рабия Мунировна руководитель музея филиала « Старомостякская СОШ-МОУ» в с.Мосеевка
1. Пояснительная записка
«Музей - грандиозная памятная
книга человечества»
Л.В. Луначарский
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Милосердие и доброта... В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании.
Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. А ведь наша Мосеевка - богата своей историей, своими людьми.
Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.
Все это заставило коллектив нашей школы создать программу деятельности школьного краеведческо-этнографического музея «Наследие», направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время.
Роль школьного музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...»
В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы:
- устное народное творчество;
- краеведение;
- милосердие;
- поисковая работа;
- готовность к защите Родины.
Программа деятельности школьного музея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе, поэтому она представляет собой подпрограмму общей школьной программы воспитания «Стать человеком».
2. Цель и задачи
Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, село, Россию.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к татарскому народу, так и народу живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы, района, города;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
- пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
- укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
- привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
3. Прогнозируемые результаты
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
- достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
- стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
- пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
- развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
- активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
- учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
- музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
- руководитель музея, учителя, классные руководители, психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
- музей становится центром воспитательной работы в школе.
Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.
4. Направления деятельности
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом | 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. 4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. 6. Составление картотеки музейных предметов. 7. Создание условий для хранения экспонатов. |
Работа с активом музея | 1. Обучение актива основам музееведения. 2. Распределение между активистами музея определенных участков работы. 3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее. 4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы. 5. Участие в издательской деятельности. |
Поисковая научно-исследовательская работа | 1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы. 2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы. 3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы. 4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края. 5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа. 6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток. 7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий. 8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея. 9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции. |
Экскурсионно-просветительская работа | 1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей. 2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений. 3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми смоленской земли. 4. Дни открытых дверей. 5. Творческие отчеты. 6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. |
Творческая работа | 1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием. 2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений. 3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства. 4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, села, области. 5. Кружок "Основы исламской культуры ". |
Организационная работа | 1. Создание актива музея. 2. Планирование работы музея. 3. Создание творческих групп. 4. Составление программы исследовательской деятельности. 5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся. 6. Оснащение и оборудование школьного музея. |
Методическая и консультативная работа | 1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации. 2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ. 4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами. 5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества. Обмен опытом с музеями других школ. 6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея. |
Материально-техническая база | 1. Изготовление стендов, витрин, макетов. 2. Ремонтные и технические работы. 3. Приобретение технических и канцелярских средств. |
5. Реализация программы
1) уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
2) интегрированные уроки;
3) уроки технического и художественного труда;
4) предмет регионального компонента «Основы исламской истории»;
5) школа будущих командиров
6) кружок «Основы исламской культуры»;
7) школьные традиции;
8) краеведческие экскурсии и походы;
9) организация свободного времени подростков.
6. Основные блоки программы.
Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки:
- «Неиссякаемый источник»
- «Родные истоки»
- «Истоки добра и милосердия»
- «Истоки славы и доблести»
I. Неиссякаемый источник.
Задачи:
- использование фольклора в воспитании любви к Родине;
- воспитание на традициях татарской культуры;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;
- воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.
Знания:
- знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
- знать татарские народные песни; народные инструменты;
- знать народную игрушку;
- знать народные ремесла родного края;
- знать народные игры;
- знать народные приметы;
- знать природу родного края;
- знать лекарственные травы;
- знать основы экологической культуры.
Умения:
- уметь выполнять общественные обязанности;
- уметь исполнять народные песни и танцы;
- уметь охранять родную природу;
- уметь инсценировать сказки;
- уметь применять в своей речи татарские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;
- уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
Действия:
-собирать и пропагандировать детский фольклор;
-выпускать народный календарь;
-проводить тематические недели: « Каз омасы», « Науруз»
-возрождать народные обычаи, ремесла;
-участвовать в национальных праздниках и обрядах;
-участвовать в озеленении класса, школы, микрорайона;
-посещать музеи;
-правильно вести себя на природе.
Возможные формы работы:
- конкурсы, фестивали народного фольклора;
- народные праздники « Сабантуй»
- праздник народной песни и частушки;
- викторина «Пословица - всем углам помощница»;
- конкурс чтецов «Великое русское слово»;
- выставка «Народные умельцы»;
- праздник «Забавные народные игры».
II. Родные истоки.
Задачи:
- развитие потребности к изучению истории села;
- воспитание гордости званием Мосеевец, любви к своему селу, уважения к его истории и жителям;
- изучение и освоение татарских национальных традиций;
- формирование национальной гордости за свою «малую» родину, уважение к традициям, быту, культуре своих предков.
Знания:
- знать, чем живет наша «малая» родина;
; - знать историю села;
- знать исторические памятники села;
- знать народный календарь;
- знать земляков, прославивших нашу землю своими достижениями в области науки, культуры, искусства;
- знать земляков- героев
Умения:
- уметь рассказать об истории края, ее традициях, нравах и обычаях;
- уметь рассказать о выдающихся земляках;
- уметь рассказать о памятниках села;
- уметь уважать историю своего края, ее традиции, нравы и обычаи;
- уметь составлять народный календарь;
Действия:
- знакомиться с жизнью и деятельностью почетных граждан села и знатных людей своего села;
- участвовать в операциях, акциях;
- участвовать в экскурсиях по родным местам;
- проявлять уважение к традициям «малой» родины;
- помогать в сборе материалов о своей малой Родине.
Возможные формы работы:
- устный журнал «Наши земляки»;
- встречи со знаменитыми земляками;
- викторины «Ветераны живут рядом»,
III. Истоки добра и милосердия.
Задачи:
- воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании;
- воспитание уважения к культурному наследию, к людям старшего поколения.
Знания:
- знать ветеранов Великой отечественной войны микрорайона школы;
- знать проблемы ветеранов;
- знать правила общения и основы культуры поведения человека;
- знать историю школы и ее традиции;
- знать ценности общественной жизни
Умения:
- уметь быть терпимым к другим людям;
- уметь оказать помощь престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войн;
- уметь утверждать в повседневной жизни правду, доброту, красоту;
- уметь сострадать, сопереживать;
- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
- уметь дружить;
- уметь рассказать о школе и провести экскурсию по школе;
- уметь организовать шефскую работу с младшими школьниками.
Действия:
- оказывать помощь родным и близким; больным, инвалидам и младшим;
- шефствовать над ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
- поздравлять ветеранов микрорайона школы с памятными датами;
- организовывать встречи с ветеранами войн и труда;
- проводить поиск ветеранов войн и труда, живущих в микрорайоне школы.
Возможные формы работы.
- операция «Ветеран живет рядом с нами», «Подарок ветерану».
- уроки добра и красоты;
- акции «Ветеранам нашу заботу», «Милосердие».
- конкурс сочинений «Орден в твоем доме»
- чествование ветеранов войны;
- месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню Защитника Отечества;
- праздники «Мир дому твоему», «Поклонимся великим тем годам» и др.
IV. Родословные истоки.
Задачи:
- формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;
- воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- развитие потребности к изучению родословной своей семьи;
Знания:
- знать биографии своих родителей, предков, родословную;
- знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;
- знать семейные законы и обычаи;
- знать увлечения и интересы своих родных;
- знать о членах семьи - участниках ВОВ;
- знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.
Умения:
- уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;
- уметь рассказать о своей семье, родственниках;
- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
- уметь рассказать о профессиях своих родителей;
- уметь планировать семейный бюджет;
- уметь рассказать о своих бабушках и дедушках - участниках военных
действий.
Действия:
- оказывать помощь родным и близким;
- сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
- создавать семейную летопись; принимать гостей семьи;
- организовывать досуг семьи.
Возможные формы работы:
- конкурс знатоков истории;
- конкурс сочинений «Орден в твоем доме»;
- фестиваль семейных ансамблей;
- «Путешествие в прошлое»;
- «Приглашение к чаю»;
V. Истоки славы и доблести
Задачи:
- воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
- формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
- осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
- использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
Знания:
- знать военную и трудовую историю Отечества;
- знать символы, святыни, людей, прославивших государство;
- знать культурные центры и достопримечательности родного края;
- знать священные обязанности защитника Отечества.
Умения:
- уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;
- уметь трудиться на благо Родины;
- беречь и продолжать традиции;
- уметь проводить экскурсии в школьном музее;
- уметь заниматься исследовательской работой;
- уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
- уметь защищать Отечество;
- уметь приносить пользу своему Отечеству;
- уметь отстаивать честь и достоинство Родины;
- уметь анализировать и оценивать происходящие события;
- уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
Действия:
- проводить культурно-просветительскую работу;
- участвовать в охране памятников истории и культуры;
- проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;
- способствовать углублению и расширению школьного музея;
- заниматься исследованиями по проблемам войны и мира;
- участвовать в походах по местам героического прошлого;
- способствовать превращению школьного музея в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- проектировать свое будущее в системе будущего страны;
- вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
- проводить встречи-диалоги с ветеранами;
- овладевать умениями гражданской обороны;
- навыками начальной военной подготовки;
- готовиться к службе в армии РФ.
Возможные формы работы:
- уроки мужества «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег»;
- рыцарский турнир «Богатырская сила»;
- историко-познавательная игра «Эпоха»;
- военно-спортивная игра «А,ну-ка юноши»;
- слет мальчишек «Чтоб защитником стать»;
- военно-спортивная игра «Зарница»;
- спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;
- многоборье ГТО среди допризывников;
- школа будущих командиров;
- вечер-встреча поколений;
- исследовательский поход «По улицам и переулкам истории родного края»;
- научно-исследовательские работы «Великие имена России»;
- сборник путевых рисунков, фотографий «История, природа и люди - все в памяти моей»;
- фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», конкурс живописи и плаката «Мне без тебя, Россия, не прожить»;
- выпуск боевых листков «Юность в солдатской шинели»;
- День науки;
- исторический вечер «Овеян славою флаг наш»;
- почетный караул у Вечного огня в памятнике Герою Советскому Союзу Хусаинову З.С..
- Критерии оценки результатов реализации программы.
Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, руководителем музея:
- диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирования;
-метода самооценки;
- ведение «Книги отзывов»;
- систематические публикации материалов в газету «ШАГ!»;
- творческие отчеты;
- фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Критерии:
- Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.
- Сформированность познавательной активности учащихся.
- Сформированность основных ценностных отношений.
- Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
- Сформированность готовности защищать Отечество.
- Сформированность чувств сострадания и сопереживания.
- Сформированность отношения к окружающей действительности.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О музее филиала « Старомостякская СОШ-МОУ» в с.Мосеевка
(школьном музее)
1. Общие положения
1.1. Школьный музей (далее - музей) - является структурным подразделением Мосеевской основной общеобразовательной школы- муниципального образовательного учреждения действует на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации.
- Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
2. Основные понятия
- Профиль музея - специализация музейного собрания и
деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной
профильной дисциплиной, областью науки или искусства. - Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
- Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
- Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.
- Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.
- Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3. Организация и деятельность музея
- Музей создан по инициативе обучающихся и педагогов образовательного учреждения, как результат их краеведческой, туристской, экскурсионной работы.
Учредителем музея является филиала « Старомостякская СОШ-МОУ» в с.Мосеевка
- Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения.
- Деятельность музея регламентируется настоящим Положением, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.
3.4. Обязательные условия функционирования музея:
- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- Положение о музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.
4. Функции музея
4.1. Основными функциями музея являются:
- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления.
5.Направления деятельности музея, содержание и формы работы.
5.1. Основными направлениями деятельности музея являются:
-Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом.
-Работа с активом музея
-Поисковая научно-исследовательская работа
- Экскурсионно-просветительская работа
- Творческая работа
- Организационная работа
- Методическая и консультативная работа
- Материально-техническая база
5.2. Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:
- организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;
- осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея;
- обеспечивают сохранность музейных материалов и документов, ведут инвентарную книгу музея;
- проводят экскурсии по экспозиции музея, беседы, лекции;
- сотрудничают с другими музеями района и общественными организациями;
- организуют встречи, вечера, конкурсы, праздники, уроки, конференции и другие мероприятия;
- создают и обновляют экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпускают стенные газеты.
6. Учет и обеспечение сохранности фондов музея
6.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
6.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель музея.
- Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
- Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.
7. Руководство деятельностью музея
- Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
- Руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.
- Текущую работу музея осуществляет актив музея.
- В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
8. Реорганизация (ликвидация) музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается Учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Приложение 2
Филиал « Старомостякская СОШ-МОУ» в с.Мосеевка
План работы школьного музея на 2014/2015 уч. год.
№ п/п | План мероприятий | Срок | Ответственные |
1. | Подготовить новых экскурсоводов | сентябрь | Аипова Р.М. |
2 | Установление советской власти в Симбирской губернии | Уч. истории и языковеды | |
3. | Коллективизация сельского хозяйства | октябрь | Уч. истории |
4. | Наши односельчане в Великой Отечественной войне | Ноябрь | Кл. руководители |
5. | Мосеевка в 1950-2012г.г. | Декабрь | Кл. руководители |
6. | Оформить альбом «Знаменитые люди села» | Январь | Кл. руководители |
7. | Обновление стенда о участниках ВОв | Март | Кл. руководители |
8. | Продолжить переписку с родственниками Динеева Ф.Ю. | В течение года | Кл. руководители |
9. | Организовать встречу с ветеранами ВОв, с внуком Героя Хусаинова З.С., с участниками афганской и чеченских войн нашего села; создателем музея Арслановой Н.А. | Май | Кл. руководители |
14. | Проведение классных часов на патриотическую темы в 1-9кл. | Февраль | Кл. руководители |
15. | Организовать выставку творческих работ учащихся школы ко дню Победы | Апрель | Кл. руководители |
Поисковая работа
Ведется комплексное исследование истории и культуры села. Вот уже в течении нескольких лет учащиеся пользуясь материалами хранящимися в музее пишут исследовательские работы.
- Основатель музея - Арсланова Нуржиган Ахметшовна . ( приложение № 3)
- « Исследование о выдающемся гражданине, участнике Великой Отечественной войны» Хусаинов Закрья Сафетович ( приложение № 4)
- История возникновения села. ( приложение № 5)
- Организация колхоза( приложение № 6)
- Салюков Нигъматулла Хусаинович (г.р.1917) – участник Великой Отечественной войны. ( приложение № 7)
- Кавалер трех орденов Славы , наш земляк - Динеев Фатих Юнусович. ( приложение № 8)
- История Мосеевкой школы. ( приложение № 9 , презентация)
- Создание парт.ячейки. ( приложение № 10)
- Мосеевцы в годы войны ( приложение 11)
Этнографические материалы (фотографии, диск)
Инвентарная книга
Хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от дарителей, обеспечивает их сохранность и использование.
Стенды:
- Герой Советского Союза Хусаинов З.С.
- Кавалер трёх орденов Славы Динеев Ф.Ю.
- Участники ВОВ(список полный).
- Они сражались за Родину.
- Женщины – участницы ВОВ.
- Орденосцы – участники ВОВ.
- Памяти павших будьте достойны.!
- Российские продукции с/х за 1945-1970 г.
- Село вчера и сегодня.
- Основатель музея.
ЭКСПОНАТЫ:
- Ступа деревянная.
- Инструменты для изготовления лаптей.
- Лапти(1 пара).
- Части ручного ткацкого станка.
- 2 кумгана.
- Горшок глиняный.
- Кувшин.
- Формовка для изготовления кирпича.
- 2 деревянные вилы.
- 1 мешалка.
- Весы (3 шт)
- Самовар (2 шт)
- Поднос деревянный (2шт).
- Утюг угольный (2шт).
- Утюг электрический (2шт).
- Солдатский котелок (1шт).
- Кружка литровая (1шт).
- Телефон (1шт).
- Фотоаппарат (1шт).
- Ножницы для стрижки шерсти (1шт).
- Лампа (3шт)
- Фонарь (2 шт).
- Коровьи хомут (1шт).
- Кобура пистолета (1шт).
- Бочок для керосина (1шт).
- Труба самоварная (1шт).
- Просорушка (1шт).
- Прялка ручная (2шт)
- Пила (1шт).
- Патефон (1шт).
- Основание ручной мельницы (1шт).
- Керосинка (1шт).
- Керогаз (1шт).
- Шмя (1шт)
- Вожжи (1шт).
- Коромысло (1шт).
- Портрет Хусаинова З.С. (1шт).
- Макет школы (1шт).
- Фотографии заслуженных колхозников (10шт).
- Фотографии села 1968г(6шт).
- Чернильница (1шт).
- Бритва (1шт).
- Полотенце ручной сделки (3шт).
- Полотенце с вышивкой (1шт).
- Салфетки (4шт).
- Монеты (117шт).
- Бумажные деньги (по 10 руб-8шт, 5руб – 2шт, 3руб-1шт,1руб-5шт, 100 руб-1шт).
- Пластинки (6шт).
АЛЬБОМЫ:
- Из жизни Мосеевской средней школы.
- История детского сада.
- Знаменитые люди села.
- 60 лет Пионерии.
- Летопись трудовых подвигах пятилетия
- Мосеевцы – участники ВОВ (2шт).
Документы
Свидетельство «Заслуженный колхозник» (2шт).
- Диплом (2шт).
- Ветерану с/х труда (3шт).
- Почётная грамота (1шт).
- Диплом (6шт).
- Почётный диплом (1шт).
- Грамота (1шт).
- Благодарность (1шт).
- Свидетельство о занесении в Книгу Почёта (1шт).
- Благодарственное письмо (1шт).
КНИГИ:
- Солдат даны (1шт).
- Про храбрых (1шт).
- книга Памяти (1шт).
Экскурсионная работа
Экскурсионная группа проводит экскурсии по различным темам ученикам начальных классов, гостям школы, ветеранам, во время классных часов посвященных Великой Отечественной войне, в традиционном турнире по волейболу в честь Героя Советского Союза Хусаинова Зякярии Сафетовича и кавалера трех орденов Славы , нашего земляка- Динеева Фатиха Юнусовича, в других школьных, районных и областных мероприятиях.
Приложение № 3
Филиал « Старомостякская СОШ-МОУ» в с.Мосеевка
Поисковая работа
«Основатель музея - Арсланова Нуржиган Ахметшовна .»
Выполнила ученица 8 класса
Хасанова Сириня Фярхатевна
.
\
Основатель музея - Арсланова Нуржиган Ахметшевна .
Арсаланова Нуржиган Ахметшевна оказала неоценимую помощь в создании музея школы села Мосеевка .
Она родилась в 1926 году, в 1937 году закончила Мосеевскую начальную школу, в 1941году закончила Евлейскую 7-летнюю школу. Начала работать табельщицей в колхозе, в 1941 году вместе с односельчанами рыла противотанковые рвы. С 1947 по 1954 гг. работала секретарем сельского совета. В 1955 – 1958гг . училась в Ульяновском культурно-просветительсаком училище. С 1958 по 1986гг. работала библиотекарем в сельской библиотеке. Одновременно со своей основной работой она постоянно помогала в работе сельского совета ,который в 1954 году присоединили к Староатлашскому сельскому совету.
Нуржиган Ахметшевна собрала большой материал по истории села, колхоза и школы.Она 2 раза (в 1959 и 1970 ) участвовала в переписи населения, знает каждого жителя села. Историю каждой семьи. Начиная с 1945 года, возглавляла в селе работу по провелению различных выборов. Нуржиган Ахметшевна – человек большой души. Она всегда даст дельный совет , поддержит в трудную минуту.
Нуржиган Ахметшевна за свою работу награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.», «50-летию Победы », грамотами Министерства СССР.
Она передала нашему музею многочисленные экспонаты, оформленные своей рукою альбомы по истории села, школы, детского сада, много материалов о жителях села.
Приложение № 4
Поисковая работа
« Исследование о выдающемся гражданине, участнике Великой Отечественной войны»
Хусаинов Закарья Сафетович»
Выполнила ученица
Аипова Лилия Гильфановна
.
С. Мосеевка
Давно отгремели последние залпы ВОВ, но нравственные, моральные истоки подвига советского народа не перестают волновать не только поколение выживших всем смертям назло, но и тех, кто не был на войне. Готовя молодое поколение к труду, к защите Отечества, мы постоянно обращаем их внимание на подвиг тех, что ушли, не долюбив, стремимся побудить в юном поколении начала 21 века желание и готовность честно трудиться, идти в ногу с нашим временем, помогаем понять, как выстоял наш народ в минувшую войну, какая жестокая шла борьба и как тяжело досталась победа всему народу и каждому отдельному человеку. Наша школа имеет давние традиции военно-патриотического воспитания. В школьном музее собран материал о защитниках и освободителях нашей страны. Часто ребята встречаются с ветеранами войн и труда, гордятся тем, что все они учились в нашей школе, сидели за парами, за которыми сейчас сидят они.
67 года отделяют нас от суровых и грозных лет войны, но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну – самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. В сердцах людей она жива потому, что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, живут среди нас ветераны войны и их дети. Нам надо знать и помнить о своих прадедах, дедах, отцах, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.
Эта память, верьте дети, всей земле нужна,
Если мы войну забудем, вновь придет она!
От Белого моря до Черного простирался фронт 41-го. Более 20 миллионов советских людей сложили головы за наше с вами счастливое детство, за мирный труд и безоблачное небо над головой. Свыше 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза. Среди них и пять наших старокулаткинцев: Нугаев Нажип Нугманович (наводчик противотанкового орудия), Хабиев Вильдан Сяитович (командир минометного отделения), Ильгачев Иван Васильевич (сапер) – были удостоены высшей степени отличия – звания Героя СССР за подвиги, проявленные при форсировании Днепра; на завершающем этапе войны, во время Берлинской операции получил это высокое звание автоматчик – Аипов Махмуд Илачевич; 24 марта 1945 года за проявленный подвиг на территории Венгрии старшине Закарье Сафетовичу Хусаинову присвоили звание Героя.
Хусаинов Закарья родился 7 марта 1914 года в селе Мосеевка третьим ребенком в семье Хусаинова Сафета. Еще до школы смышленый мальчик узнал алфавит от сестер Бибижан и Мухебби. Начальную школу он оконил на 4 и 5, помогал отстающим в учебе. В 1929-1932 годах Закарья учился в Староатлашской школе крестьянской молодежи, затем уехал в Астрахань, там работал грузчиком и учился на курсах трактористов. В 1934 году вернулся в Мосеевку, стал работать трактористом в колхозе.
В то время профессия тракториста была очень почетна. Почти вся работа в деревне выполнялась вручную. Урожай с полей убирали серпами, на работу и обратно шли пешком, а трактор в колхозе 1. И девушки, возвращаясь с полевых работ, пели песни нового времени: «Прокати нас, Закарья на тракторе, до околицы нас проводи!»
Многие девушки втайне любили этого высокого, стройного, темноволосого, умного парня. Не любить его было невозможно. Закарья был не только красивым, но и работящим: был кузнецом и плотником, трактористом, хорошим организатором и заводилой молодежи.
Женился он на девушке из соседнего села Евлейка в 1935 году. Тайбя была красивой, умной, доброй девушкой. Это была настоящая пара. А как они под гармошку пели татарские песни и плясали, не уступали танцорам нашей школы.
Мать Закарьи – Зухра әби на могла нарадоваться счастью сына. Полюбила она сноху за умение работать по хозяйству, за то, что свекровь свою не обижала, называла «әни», пекла вкусный домашний хлеб и самовар всегда на столе был горячий. Вскоре появилась на свет и Найля. Весной 1937 года Закарью призвали на службу. Месяцы разлуки молодым показались вечностью. Они писали друг другу письма каждый день. Тайбя апа украдкой плакала, а чуткая Зухра әби успокаивала.
И вот долгожданная встреча! Казалось, их никто и никогда не разлучит. Два любящих сердца стучат рядом, живут и работают на благо Родины. В это время в их семье родился второй ребенок – сын Экрам.
На Западе тревожно. В 1939 году Закарья Сафетович проучился в Павловке на курсах руководящих кадров и стал работать председателем колхоза. Но вот началась война…
Первым на фронт забрали только что демобилизовавшегося из Красной Армии младшего брата Закарьи – Абдуллу. Это было 11 августа 1941 года. Домашние стали жить, ожидая письма с Волховского фронта, куда он попал 19 сентября 1941 года. В одном из писем Абдулла прислал стишок из фронтовой газеты:
Мы в том болоте сутки спали стоя,
Нас донимали мухи и жара.
Оно было зеленое, густое,
В нем от застоя дохла мошкара.
Там не хотели даже рваться мины,
И шли ко дну, пуская пузыри,
И если б не было за ним Берлина,
Мы б ни за что туда не забрели.
С сентября 1941 года Закарья Сафетович начал обучать военному делу допризывников в Павловке. С ноября 1941 по март 1942 года руководил группой из Мосеевки при рытье противотанковых рвов на линии Старое Зеленое-Бахтеевка. Так как враг был на подступах к Москве и рвался к Волге и на Кавказ.
Женщины, тогдашние подростки вспоминают о Закарье, как о человеке простом, заботливом, который находил время поговорить с каждым и поддержать их моральный дух. Его замечали издали: он был высоким, одет в белый полушубок, шапку-ушанку и белые фетровые сапоги. Говорят, что когда он приближался, окружающим становилось теплей, хотя стояли морозы под 45 градусов.
Мосеевцы очень старались при рытье траншей. Работа была организована в три смены. Передовикам вручали переходящее Красное знамя. Несколько раз красное полотнище красовалось и на траншеях мосеевцев. Районный комиссар издали их узнавал. «Гвардейцы-мосеевцы, молодцы!»- приветствовал он. Но, когда знамя переходило к другой группе, мосеевцев уже не замечали.
Закарья Сафетович просился на фронт и, наконец, в июле 1942 его призвали. Он воевал в 134-м танковом полку 30-й кавалерийской дивизии. И бросили их к горящему Сталинграду. За храбрость и мужество, проявленные под Сталинградом, Хусаинова наградили медалью «За оборону Сталинграда».
И шли из фронта письма:
«Здравствуйте, дорогая мама, женушка и родные дети – Найля и Экрам! Письмо пишу из лесу, рядом река. Солнце греет, тепло кругом. Птички щебечут. Вспомнил Мосеевку и наши счастливые дни. Милая Тайбя, помнишь, мы посадили ивы у речки, и ты спросила, зачем все это, а я ответил, вырастут деревья, ты на одном из них повесишь люльку и будешь качать нашего ребенка. Деревья, наверное, уже большие. А как там дела у тебя, третий не родился еще? Интересно, кто он будет? Если девочка, то назови ее Рауза. Не тоскуйте, поцелуй за меня ребятишек. Мамуле большой-большой привет. Поддержи ее!»
«Уже лето в разгаре, дни стоят длинные, солнышко печет, так и думаешь, был бы дома, да что либо поработал. Посмотрел бы, как вы живете. Даже во сне не снится про вас. Раз только видел, женушка, как будто идешь ко мне и улыбаешься. Потом получил письмо, где сообщалось о рождении Раузы».
«Жизнь моя проходит в прежних условиях. Вот сейчас нашла тоска, и не знаю, за что взяться. Ничего не лезет в голову. Если бы вы были рядом со мной, ничего больше не требовалось бы… Ах, какой вечер! Часто я останавливаюсь на одном вопросе: для чего живу я в настоящий момент на свете? Да, живу только для Родины, для быстрейшей победы, а уже после этого буду жить для нас».
На фронте Хусаиновы Закарья и Абдулла писали друг другу письма. Может и такие строки отправил брат брату, ведь оба были танкистами, водили самый совершенный танк Т-34.
Есть у моих товарищей танкистов
Не верящих в святую мощь брони
Беззвучная молитва атеистов
«Помилуй, пронеси и сохрани!»
Стыдясь друг друга и себя немного
Пред боем, как и прежде на Руси,
Безбожники покорно просят Бога:
«Помилуй, пронеси и сохрани!»
«Вот уже 23 дня гоним с большими боями немцев на запад. Враг сильно сопротивляется, так что не знаю, буду жив или нет. Пишу письмо сидя в воронке из-под снаряда. Но все это чепуха, главное, ты не волнуйся и пиши почаще. Знаешь, Тайбя, как хочется жить, посмотреть, чем все это кончится».
В короткие передышки стрельбы и атак воины отдыхали, писали письма, шутили, пели песни, рассказывали былые истории. Иногда на фронт приезжали артисты. Солдаты особенно любили Людмилу Русланову. Она, радуя солдат, приезжала со своей группой артистов в полк, где служил Абдулла Хусаинов, и заодно встречалась с мужем Крюковым – полковым командиром. Артисты пели песни, частушки, исполняли пляски.
Однажды братья Хусаиновы чуть было не встретились. Это было после сражения на Курско-Орловской дуге, вспоминал Абдулла Сафетович. Он сражался на знаменитом танковом поле у деревни Прохоровка. Танк Абдуллы в том бою сгорел. Его должны были отправить за новым танком и об этом он сообщил брату. Закарья тоже должен был ехать туда же за 34-й. Когда Абдулла приехал на место распределения техники, то узнал, что днем раньше Закарья был здесь.
Вот граница. Там чужая земля. И здесь нужна помощь советского солдата. Он идет не по родной земле. Но он идет как освободитель. Незнакомые люди улыбаются и что-то говорят на непонятном языке, дарят цветы и ради этого можно идти вперед, гнать фашистов до их логова и добить их.
11 октября 1944 года во время рейда по тылам врага на территории Венгрии танк Закарьи Хусаинова отстал от полка по техническим причинам. Догоняя полк, в районе Хайдусават воины увидели шедшую им наперерез вражескую танковую колонну из 18 «тигров» и «пантер». Хусаинов решил стать в засаду и принять бой. Заняв удобное место в лесопосадке, экипаж готовился к поединку. Первым снарядом был подожжен головной танк, третьим – второй, затем и четвертый. Заметив 34-ку, фашисты развернулись в боевой порядок. Перейдя на новую позицию, Хусаинов продолжал вести огонь. Загорелись еще три «пантеры». Разделившись на две группы, враги стали обходить лесопосадку с флангов. Закарья подбил шестую машину. Но и немецкий снаряд достиг цели – прямое попадание в борт. Убит наводчик, ранен и сам Хусаинов.
Собрав последние силы, он вылез из башни, ползком добрался до ближайшего фашистского танка и бросил гранату. Раздался взрыв. Хусаинов метнулся к другой машине, но был сражен пулеметной очередью. Так погиб бесстрашный командир танка Т-34. Подошедшее подкрепление разгромило остальные фашистские танки. Похоронен Закарья Сафетович на братской могиле около населенного пункта Хайдусават в Венгрии.
Приложение № 5
Поисковая работа
«История возникновения села.»
Выполнила ученица
Ахтямова Эльнара Рамильевна
.
С. Мосеевка
Хвалынский уезд был заселен татарами при Петре I с 1704-1714 гг. это были пришлые люди из Тамбова, Симбирска, Казани, Пензы. Все они были служилыми людьми и посажены на дикие поля Хвалынского уезда жалованными грамотами на поместном праве. Это подтверждают документы, которые находятся в Хвалынском архиве.
По рассказам престарелых, жители села Мосеевка были пришлые люди из Алатыря, беглые крестьяне от непосильных налогов Ивана Грозного. Первым поселенцем в этих местах, из уст старожителей села ,был Муса бабай. В честь него и назвали наше село Мосеевка.
По архивным данным есть такие сведения: 1881год – в селе 148 дворов, население – 1144 чел.. В 1883 году было 249 дворов, жителей1386,было 3 мечети,2 школы, водяная мельница. В 1885 году в Мосеевке было 271 дворов, населения 1540.Всего грамотных 68,из них 4 женщины. Земельных наделов 3701 га., пашни 1214 га.. Было 4 плуга,211 деревянных сох, телег 365,рабочих лошадей 263,коров 172,овец и коз 525.
По данным сведениям в 1911 году было 393 двора, населения 1994 чел.
Посевных угодий 1800 га.. На одно хозяйство приходилось 3 га. земли. Советская власть установилась в марте 1918 года. Председателем совета был Мубин Халилович.
В настоящее время в селе действуют6 1 мечеть, школа, медпункт, библиотека, сельский дом культуры, детский сад, 3 магазина.
Приложение № 6
Поисковая работа
«Организация колхоза»
Выполнила ученица
Хисаметдинова Альфия Шамильевна
.
С. Мосеевка
В 1929 – 1930 гг. началась организация колхоза. В Мосеевке первыми объединились 25 зажиточных хозяйств, но вскоре оно распалось из-за разных причин.
Заново колхоз формируется 25 февраля 1931г.. Организаторами стали члены РКП(Б):Ахметов Шабан А., Караев Исхак Х., Джалялетдинов Ибрагим М., Юсупов Шамазан А., комсомольцы: Караев Хайдар Х., Сабитов Идрис Х., Мансуров Харис, активисты Шабаев Тагир А., Магдеев Мингач Б..
В начале колхоз назывался сельхозартель «Возрождение». Первым председателем стал Хисаметдинов Фатих Х.. В 1934 году артель переименовали в колхоз имени С.М.Кирова.
На 1 января 1934 года в артели имелась 103 лошади, одна корова, три телки, два бычка, волов рабочих два, овец сорок восемь.
С 1947 года колхоз начал обслуживаться МТС. Первыми трактористами стали Рахматуллин Сабир И., Кутузов Муса С., Гафуров Ибрагим И., Салюков Абдрякиб Х., Салюков Абрашит Х..
С 1992 года колхоз стал называться СПК « Мосеевка ».
Недавно колхоз переименовали в крестьяно- фермерское хозяйство «Поляна», где работают около 20 человек. Председатель – Хабибуллин Ришат Касыймович.
Приложение № 7
Поисковая работа
«Салюков Нигъматулла Хусаинович– участник Великой Отечественной войны. »
Выполнил ученик
Салюков Ильнур Касымович
.
С. Мосеевка
Салюков Нигъматулла Хусаинович до войны работал учителем в селе Мосеевка. В январе 1940 года был призван в армию. Начал службу в городе Умань Киевского военного округа. Участвовал в освобождении Бесарабии (798ой стрелковый полк). Потом был переведен во Львов. Был командиром отделения. Когда началась война, его перевели на передовую линию фронта. Но силы были неравны. Разбив наших, немцы ушли вперед. Оставшиеся в тылу солдаты через леса, болота направляются на восток. В одном из столкновений с немцами Нигъматулла Хусаинович был ранен и контужен. Когда пришел в сознание, понял, что попал к фашистам.
Раненного в ногу бойца сначала повезли во Львов, потом вместе с другими пленными в Рославль, потом в Германию. Он попал в концлагерь. В конце его вес его остался 39 кг. В лагерь не поступает никакая информация. То, что война подходит к концу пленные поняли по частым бомбежкам нашими территории фашистов. Пленных поспешно погнали куда-то. Недалеко от города Верхалле пленных освободили немцы. Это было первого мая сорок пятого года. В плену прожили четыре года.
После войны был отправлен в Ростовскую область на шахту. В 1952 году, вернувшись домой, он узнал о гибели двух своих братьев на войне. Салюков Нигъматулла Хусаинович остается в селе и начинает работать в колхозе. С 1955 года он работает учителем в селе Мосеевка. Периодически его проверяют, после устраняют от работы с детьми. Потом после смерти Сталина, Салюков Нигъматулла Хусаинович работает в библиотеке и в сельском доме культуры.
В 1977 года он выходит на пенсию.
В 1956 году он женился на татарской девушке. Вместе они вырастили троих сыновей.
В этомгоду Салюкову Нигъматулле Хусаиновичу исполнится 95 лет. Свой юбилей он встретит у своего старшего сына в селе Мосеевка.
Приложение № 8
Поисковая работа
«Кавалер трех орденов Славы, наш земляк - Динеев Фатих Юнусович. »
Выполнила ученица
Насырова Динара Дамировна
С. Мосеевка
Динеев Фатих Юнусович родился в 1923 году в селе Мосеевка в бедной крестьянской семье. Он был первым ребенком в семье, поэтому ему пришлось заботиться о сестре Хадиче и братьях Адельше и Абдулхаке.
Из-за трудных условий жизни в селе, как и многие наши односельчани , Динеев Юнус со своей семьей уехал в Тамбовскую область в совхоз Мичуринское(1934г)Там они жили в землянке, родители работали на спиртзаводе, а дети пошли в школу. Смышленый мальчик стал одним из лучших учеником в классе.
В 1938 году семья Динеевых переехала в Мосеевку, но весной 1939 года уехала в Чарджоу. Здесь в 1939 году пятнадцатилетним пареньком Фатих начал работать в Чарджоуской типографии. Добросовестный, пытливый и старательный, он за короткий срок освоил профессию печатника и стал высококвалифицированным специалистом.Юноша активно участвовал в общественной жизни коллектива, был хорощим спортсменом и страстным рыбаловом-любителем .Был очень умелым и заботливым учителем, человеком большой души, отзывчивым, умеющим понять товарища и поддержать его в трудную минуту.
Ушел в армию Фатих Динеев в апреле 42 года. В армии Фатих окончил курсы разведчиков. Участвовал в Сталинградской битве. Динеев участвовал в освобождении Буга , в изгнании фашистких захватчиков из Болгарии.
За свои боевые подвиги фронтовой разведчик Динеев стал полным кавалером солдатских орденов Славы. Он так же был награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу»,медалями «ЗА оборону Сталинграда »,»За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»,»20 лет Победы в Веикой Отечественной войне 1941 -1945гг»,знаками «Отличник – разведчик » и «Отличник Советской милиции». За освобождении Болгарии Динеев награжден орденом Болгарского народа , Фатих Юнусович за освобождение городов Синельникова, Запорожье, Марганец , Николаев, Одесса и Бендеры имеет личные благодарности Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина.
В те суровые годы войны фронтовые газеты писали о его подвигах, он был настоящим мастером по добыче «языка».
Разведчик Динеев 12 раз переходил линию фронта и на его счету свыше 20-ти приведенных «языков».
Однажды , находясь в разведке, взяли в плен немецкого офицера. Немцы уже бросились на плоиски пропавшего офицера и несомненно нашли бы разведчиков, о помог местный житель. Он показал путь к канализационному туннелю. В нем и просидели до вечера, а когда стемнело с боем прорвались через железнодорожную линию. Тут захватили еще одного пленного.
Неподалеку от города начинались камышовые плавни. Двигаясь по ним напоролись на фашисткую засаду. Завязалась перестрелка. Вдруг к ногам Фатиха упала немецкая граната. Не растерявшись, сержант подхватил ее и бросил назад к гитлеровцам. На подходе к линии фронта обнаружили вражеского артиллерийского наводчика. Когда подобрались к нему увидели, что сюда по полю двигается отделение фашистких автоматчиков . Отогнали их метким огнем, а одного раненого солдата прихватили с собой.
Однажды незнакомая девушка преподнесла Фатиху букет цветов. Так Динеев познакомился с Наташей. При расставании они обменялись адресами и дали друг другу обещание, что будут переписываться, но переписываться им не пришлось, вскоре Наташа призывается в армию и просит, чтобы ее направили в дивизию, где служит Динеев. С того дня они полюбили друг друга и уже не расставались.
Войну Фатих Динеев закончил на историческом перевале Шипка в Болгарии.
Вскоре после Победы вместе с Наташей демобилизовался из армии, приехали в Чарджоу, где зарегистрировали свой брак. Через несколько месяцев молодожены уехали на постоянное жительство в Одессу. За подвиги , совершенные при освобождении Одессы , исполком горсовета присвоил Фатиху Динееву звание Почетного гражданина города Одессы .
Здесь после войны бывший разведчик стал работать в милиции. Закончив Высшую школу милиции, получил звание капитана .За самоотверженную службу по охране общественного порядка был удостоин многих наград и поощрений.
В семье Диннеевых родился сын Тагир. Теперь он инженер по электронике, работает на одном из предприятий в городе Одессе. Наталья Павловна Динеева получила уже право уйти на заслужанный отдых, но продолжает работать .
Фатиха Юнусовича Динеева, подростком начавшего свой трудовой путь в Чарджоуской типографии, а в годы Великой Отечественной войны , ставшего разведчиком , полным кавалером солдатских орденов Славы, нет уже в живых . Тяжелые фронтовые раны подорвали здоровье. Он скончался в 1971м году, не достигнув и пятидесятилетнего возраста. Но его имя навечно записана золотыми буквами в Книгу боевой славы милиции города – героя Одессы. В Москве, Татарии, и на Украине вышли из печати книги, в которых рассказывается о его подвигах.
Память о славном земляке – герое Великой Отечественной войны свято хранят чарджоуцы и коллектив Чарджоуской областной типографии, где он работает в довоенные годы и откуда ушел на фронт.
Приложение № 9
Поисковая работа
« История Мосеевской школы»
Выполнила ученица
Аипова Лилия Гильфановна
С. Мосеевка
Наше небольшое село Мосеевка расположено на самой окраине Старокулаткинского района Ульяновской области.
В селе грамота распространялась уже в 19 веке. По рассказам престарелых людей села вот что мы узнали .
К концу 19 века в Мосеевке действовали 3 мечети (на месте трех сквер ), при них работали три школы, где учились мальчики от 10 до 15 – 17 лет . Девочки учились у абыстай. На уроках зубрили молитвы , мальчиков учили писать арабскими буквами.
Посещать занятия могли не все дети, так как не имели обувь и одежду.
Дети учили «Афтияк», « Иман шарты », «Сак – Сок баете », позже учили суры из «Корана». В школе так же давались основы религиозных обрядов . Например: подготовка к намазу и чтение его по временам , чтение никяха , как давать имя новорожденному и обряды похорон . Учащиеся (шакертлар ) с минарета мечети по очереди читали азан , созывали верующих мусульман на очередной намаз.
После Октябрьской революции 1917 года жизнь мосеевцев изменилась. Появилась школа для девочек ( кызлар мактабе ).
В этой школе девочки учили латинский алфавит , научились читать и писать.
Появились программы , учебные часы, расписание, классы , парты, перемены , звонки. Новое в Мосеевке приняли не все сразу . Например : Хусаинова Бибижан Сафетовна с 1903 года рождения (старшая сестра Героя Советского Союза ), мать Кафизовой Таскири по велению отцов продолжали заниматься у Хасан абыстай (мать Хасановой Магруй ).
В 30-ые годы в школу записывали всех детей не имеющих грамоту. Было введено обязательное четырехлетнее образование . Учителя были приезжие . В один класс ходили восьмилетние и четырнадцатилетние дети . Силами односельчан в 1935 – 1936гг. вместо «Кызлар мактабы » было построено деревянное одноэтажное здание школы (здание старого детского сада ). Директором школы стал работать молодой учитель , уроженец села Джалялетдинов Ибрагим. После окончания школы дети могли продолжить учебу в школах соседних сел , где были открыты семилетние школы ( в Атлаше , в Старом Мостяке).
В те годы учителями работали : Ахметов Ибрагим, Ибраева Летфия , Хасанова Хадича, Рахметова Баграмия , Кузахметова Фатиха.
1 сентября наша школа стала семилетней .
В те годы программы менялись не часто , все предметы преподавались на татарском языке .
Многие учителя начали работать в школе после окончания семилетней школы, часть из них начали поступать в заочные педагогические училища и успешно их закончили.
Наглядные пособия поступали очень мало и поэтому их делали сами ученики.
Книг так же не хватало, Покупали там где их находили..
Организатором детского движения еще до войны была Ибраева Летфия Зарифовна ( работала с 1934 года). Первые пионеры нашей школы:
Кузахметов Шавкят Алимжанович.
Арсланова Нуржихан А.
ТСО начали поступать в середине 50-х годов. В 1962-1963 учебном году наша школа стала восмилетней, дети учились две смены.
Сейчас Мосеевка изменилась . В центре села выросли новые кирпичные дома и здания. Это школа, мечеть, клуб, магазин, детский сад, правление п/к «Мосеевка».
Здание школы построено в 1972-1974 годах. В этой школе стали заниматься с 11 января 1975 года.
Директора школы.
Ахметов Шабан И. 1921-1932.гг.
Тимербулатов Идрис Ф. 1932-1935.гг.
Джалялетдинов Ибрагим М. 1935-1945.гг.
Носов Николай М. 1945-1947 гг.
Абдрашитов Махмут А. 1947-1958 гг.
Гнусенкова Просковья Ф. 1958-1963 гг.
Фатхуллин Камиль Н. 1963-1964 гг.
Мусин Кябир А. 1964-1967 гг.
Сайфуллина Фягимя Б. 1967-1969 гг.
Кузахметов Мунир Я. 1969-1972 гг.
Хайров Камиль Я. 1972-1973 гг.
Ганиев Анвар И. 1973-1976 гг.
Шаяхметов Юсуп А. 1976-1978 гг.
Хусаинов Рамиль А 1978-1982.гг.
Абдульмянов Шамиль К. 1982-1983 гг.
Хусаинов Рамиль А. 1983-1999 гг.
Азизов Расим И 1999-2005 гг.
Хусаинова Венера Р. 2005-20007.гг.
Первые Учителя нашей школы с 1919 года.
Кузахметов Фатих Халилович
Махмудов Нургали Исхакович.
Хуснутдинов Сибгат Насибуллович.
Рамазанов Шикур Насретдинович.
Джалетдинов Ибрагим Мухетдирнович.
Тимербулатов Идрис Фатихович.
Ахметов Ибрахим Исмаилович.
Мурясова Летфия Зарифовна.
Аминов Загид Шайдуллович.
Аипов Тагир Шакирович.
Аипова Тясиря Шакировна.
Ахметов Хайдар Мухамметшович.
Салюков Нигъмятулла Хусаинович.
Воробьева Лидия Афанасьевна.
Тимербулатова Нурия Исхаковна.
Хасанова Шяфика Усмановна.
Амирханов Усман Назифович.
Закирова Бану Ильметдиновна.
Гнусенкова Просковья Федоровна.
Носов Николай Михайлович.
Первые выпускники 7-летней школы.(1944год).
Аипов Азизжан Сибгатович.
Ахтямова Сания Хасановна.
Хусаинова Рашидя Алиулловна.
Насырова Тяухидя Абдрахимовна.
Ибраева Мяхфузя Мингачевна.
Тимаева Мястура Хусаиновна.
Алиева Тяжбибя Мукимовна.
Тимаев Мирали Сабирович.
Первые выпускники средней школы.
Азизов Марат Кябирович.
Кузахметова Ильмира Равиловна.
Насырова Алсу Тагировна.
Насыров Ришат Ряшитович.
Рахметова Роза Ренатовна.
Сабитов Рамиль Рафаэлевич.
Хамзина Гюзял Давлетшовна.
Хисаметдинов Шамиль Шавкятович.
Шаяхметов Марат Камилович.
Приложение № 10
Поисковая работа
«Создание партийной ячейки »
.
Выполнила ученица
Азизова Эльвира Шамильевна
С. Мосеевка
23 сентября 1919 года в Мосеевке была создана группа сочувствующих РКП(б) из 8 человек. Это Рамазанов Абделшикур, Хафизов Али, Ягудин Исмагил, Ахтямов Сиражетдин, Шабаев Яхья, Гафуров Сафа, Ахметогв Шабан, Хуснутдинов С. . Их личные дела сохранены в Саратовском государственном архиве. На первом собрании приняли участие Бичурирн и Юмангулов – инструктора Хвалынского уездного комитета мусульман. Протокол собрания был рассмотрен и одобрен 4 октября 1919 года.
10 января 1920 гогда возникла партийная ячейка из 6 человек в составе: Ахтямов С. – учитель, после революции – секретарь с/совета, Ягудин И. – учитель, проводил среди сельчан агитмассовую работу, Кузяев СВ. – крестьянин, участник 2 войн 1914-1918г., Ибраев Х – крестьянин6, доброволец Красной Армии, командовал взводом, Ахтямов АК. – сторож Мосеевской школы, Рамазанов А.Н.- первый секретарь партячейки, до революции работал учителем, вел агитмассовую работу, в 1914мгоду был призван на фронт, где также вел агитмассовую работу среди солдат. В годы революции целиком посвятил себя делу по укреплению Советской власти.
Приложение 11
Поисковая работа
«Мосеевцы в годы войны»
.
Выполнила ученица
Насырова Регина Расимовна
С. Мосеевка
Труженики села снабжали армию продуктами питания. Ежегодно, в течение 4 лет каждая семья сдавала:
Масла – 10 кг
Яиц – 200 шт
Мяса – 40 кг
Труженики села ежегодно вносили в фонд обороны страны.
Народ делал всё возможное, чтобы приблизить час победы.
В трудное время, несмотря на тяжёлое положение, колхозники трудились не покладая рук. Вечерами, преодолевая усталость, женщины шили бельё, вязали шерстяные вещи в подарок советским воинам.
Население помогало фронту материально Хасанов Салях.Ф, Рафиков Миргали сдали по 150 руб на строительство танков.
За руль трактора сели женщины, заменив ушедших на фронт мужей.
Они проявляли поразительную силу воли и упорство в труде.
В то время в колхозе насчитывалось колёсных тракторов, на которых работали молодые женщины:
Сабитова Нуржихан. Ю
Сабитова Хадия. С
Азизова Бибинур.
Не считаясь ни с какими лишениями, труженики тыла делали всё, чтобы одеть, обуть и накормить солдат
Трудились так, что казалось, нет предела человеческим возможностям.
Немалый вклад внесли жители Мосеевки. В период войны сдали зерно государству.