Конкурсы профессионального мастерства как средство развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

Иванова Ирина Юрьевна

В статье описывается какие педагогические компетенции развиваются у педагога в процессе подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства "сердце отдаю детям".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсы профессионального мастерства как средство развития профессиональных  компетенций  педагога дополнительного образования

Иванова И. Ю.,

методист, педагог дополнительного образования

МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи

имени Добробабиной А.П. города Белово»

        В статье описывается, какие профессиональные компетенции развиваются у педагога участвующего в конкурсах профессионального мастерства, на примере конкурса «Сердце отдаю детям».

На сегодняшний день очень актуальным среди педагогов стал вопрос участия в конкурсах профессионального мастерства.  Существует большое количество педагогических конкурсов, как очных, так и дистанционных, например: «Учитель года России», «Лесенка успеха», «Сердце отдаю детям»,  «Современный педагог», «Педагогические инновации» и т.д.

В теоретических источниках описывается много плюсов, которые приобретает педагог, участвуя в конкурсах профессионального мастерства: в первую очередь - это, конечно же, ожидаемый успех, получение премии, повышение своего профессионального уровня, распространение педагогического опыта, развитие профессиональных компетентностей. Во вторых, это проверка педагога на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и эмоциональных сил. Но, как и везде, где есть плюсы там должны быть и минусы, и они есть: проблемы в организации трудового дня (больше затрачивается личного времени педагога, тем самым сокращается время отведенное семье), материальные затраты (на поездки и  приобретение необходимых инструментов,  материалов для проведения открытого занятия и мастер-класса), стрессовые и напряженные ситуации (которые могут принести не только признание и успех, но и неудачу). Как пройти этот путь без проблем и потерь, преодолеть его от начала до конца и  развить профессиональные компетенции? Все эти вопросы можно проследить на примере участия в областном этапе Всероссийского  конкурса «Сердце отдаю детям».  

Конкурс «Сердце отдаю детям» состоит из двух этапов и содержит большое количество конкурсных заданий:

- заочного, включающего в себя три конкурсных задания: эссе «Мое педагогическое кредо»; «Визитная карточка»; «Презентация опыта работы».

- очного: презентация «Моё педагогическое кредо», «Защита дополнительной общеобразовательной программы», «Открытое занятие: Введение в образовательную программу», «Мастер-класс».

Участие в конкурсе это большой и кропотливый труд не только участника, он и его группы поддержки, в которую входят не только коллеги, а так же и семья. Сформировав творческую группу, необходимо проанализировать и оценить педагогический «багаж» участника конкурса и приступать к работе. Для начала необходимо составить график выполнения конкурсных заданий. Для чего это нужно? График необходим для рационального использования времени, ведь подготовка к конкурсу занимает довольно продолжительный период и проходит в свободное от занятий время. Закрепить за каждым участником творческой группы определенную часть заданий, например: кто-то, занимается видео съемкой, кто-то монтирует видеоролик для «Визитной карточки» участника и т.д. На данном этапе у педагога проявляются организационно-коммуникативная, социально-коммуникативная, аналитическая и оценочная компетенции.

Первым конкурсным заданием является написание эссе «Мое педагогическое кредо». Это задание одновременно и простое, и сложное. Простое потому, что представляет собой рассказ конкурсанта о самом себе. Сложное потому, что педагогу необходимо описать свои жизненные приоритеты, свое отношение к детям, коллегам и профессии, представить свое отношение к ведущим педагогическим идеям. Очень трудно написать все четко стройно и лаконично - даже когда у тебя всего лишь десятилетний  педагогический стаж. Ведь хочется рассказать обо всем, что происходит в твоей жизни, а объем эссе ограничен двумя  страницами. Самым трудным моментом написания эссе является выбор стиля  и композиционного построения. Именно в этот момент у педагога «включается» информационно-аналитическая и рефлексивная компетенции.

Приступая к работе над вторым заданием «Визитная карточка», необходимо продумать способ подачи материала: это может быть сказка, рассказ, былина, кто-то за основу видеоролика может использовать уже написанное эссе. В этом задании раскрываются информационно-технологические и исследовательские компетенции не только педагога, но и всей творческой группы, т.к. работы над этим заданием много: отснять нужные видеофайлы, обработать разнообразные фотографии в графических редакторах (Adobe Photoshop, CorelDRAW); монтаж видео файлов, музыкальных композиций, и обработанных фотографий в единый видео ролик, используя видео редактор (Windows Mowi Maker).

В конкурсном задании «Презентация опыта работы» аккумулируются такие профессиональные компетенции как: организационно-методическая, диагностическая, прогностическая, информационно-технологическая, информационно-аналитическая, компетенция саморазвития и самовыражения. На конкурс необходимо предоставить презентацию (Power Point) и пояснительную записку, в которых необходимо раскрыть многогранность профессиональной деятельности конкурсанта. Представить основные идеи, отражающие направления деятельности и новизну. Описать методические, организационные и другие условия, обеспечивающие успех деятельности педагога. Изложить материал необходимо доступно, кратко и, вместе с тем, полно.

Работа  над заданием очного тура конкурса «Защита дополнительной общеобразовательной программы» предполагает презентацию программы с использованием наглядных средств. Прежде всего, необходимо, чтобы сама представляемая программа отвечала требованиям, которые предъявляются к программам системы дополнительного образования детей. Защиту программы нужно рассматривать с точки зрения ее педагогической значимости и авторского замысла. Представление дополнительной общеобразовательной программы - очень серьезная часть конкурса. На этом этапе неприемлемы театрализация, инсценировки, поэтические тексты, так как конкурсант  представляет основной документ, по которому он работает. В защите необходимо описать применяемые педагогические технологии, рассмотреть различные образовательные концепции. При подготовке этого конкурсного задания у педагога наиболее ярко развиваются такие профессиональные компетенции, как: предметная, организационно-методическая, диагностическая, прогностическая, рефлексивная, компетенция саморазвития и самовыражения.

Безусловно, подготовка мастер-класса очень сложный и ответственный процесс, так как необходимо продумать форму проведения, выбрать наиболее выигрышную  тематику.

При подготовке следующего задания - «мастер-класс», наиболее выражаются такие педагогические компетенции как: предметная, организационно-методическая, прогностическая, информационно-аналитическая, информационно-технологическая, организационно-коммуникативная компетенция; компетенция саморазвития и самовыражения ну и конечно же рефлексивная компетенция.

Мастер-класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в его содержании главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

В ходе мастер-класса перед конкурсантом стоит еще одна не маловажная задача - задействовать аудиторию в процесс, сделать их активными участниками. Для этого очень важно продумать все задания, предлагаемые аудитории. Все действия педагога необходимо направить на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя в ходе мастер-класса.

Работа над следующим конкурсным заданием «Открытое занятие: Введение в образовательную программу» требует от педагога наличие таких педагогических компетенций как: предметной, организационно-методической, диагностической, аналитической и оценочной, информационно-технологической, организационно-коммуникативной, рефлексивной.

Разработанное занятие не должно быть просто демонстрацией опыта педагога, это должна быть первая встреча с детьми, которой необходимо их заинтересовать, увлечь и «зажечь» той образовательной деятельностью, которая прослеживается в программе. Иначе говоря, «Открытое занятие: Введение в образовательную программу» — это не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, живое неформальное общение. Очень важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога конкурсанта и учащихся в душе каждого остался праздник творчества. Для этого в начале работы над занятием важно определить: форму проведения; методы и приемы, используемые в ходе занятия; выстроить четкость структуры и логическое соответствие занятия с разделами программы.

Самым ответственным и сложным в любом конкурсе считается этап публичного выступления. И это не случайно, ведь выходя на сцену, необходимо уметь справляться со всеми своими волнениями и грамотно самопрезентовать себя.

Для этого, важно подготовить не только текст выступления, но и уделить большое  внимание форме выступления – деловым манерам, внешности, личному обаянию. Внешний облик конкурсанта, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания окружающих. Важно помнить, что эффект первого впечатления остается в сознании аудитории и определяет характер отношения к участнику.

На этом этапе для конкурсанта необходимы такие профессиональные компетенции как: компетенция саморазвития и самовыражения, организационно-коммуникативная, социально-коммуникативная, рефлексивная компетенции.

Что может получить педагог после окончания конкурса? Самое главное ожидание каждого конкурсанта это победа, и конечно каждый из участников понимает, что победителем может стать только один. Несмотря на это каждый участник, пройдя весь путь от начала до конца становится победителем - победителем над самим собой! Получая от этого «пути» свои «дивиденды»: рост профессионального мастерства, пропаганда и распространение передового педагогического опыта, развитие  профессиональных компетенций, активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию и самопознанию, установление и развитие профессионального общения в педагогическом сообществе. И именно из этих компонентов и складывается современный педагог-профессионал своего дела.

Литература:

1. Буданова Г.П.  Методические рекомендации, разработанные в рамках серии "Дополнительное образование детей: московская методическая библиотека", являются дополнением к методическим материалам [Электронный ресурс] / Г.П.   Буданова - реферат-/Режим доступа: http://cinref.ru/razdel/04650raznoe/13/401744.htm (10.11.2017)

2. Мастер-класс. Методические рекомендации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-121735.html(12.11.2017)