Обратная связь в образовательном процессе и ее роль в достижении современного качества образования
Обратная связь в образовательном процессе и ее роль в достижении современного качества образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обратная связь в образовательном процессе и ее роль в достижении современного качества образования.
Василенко Ульяна Владимировна
Учитель ИЗО
МБОУ «Белоусовская школа»
Россия, Московская область,
г. Балашиха
В настоящее время развитие образования характеризуется постоянным и интенсивным поиском нового как в теории, так и в практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как прямые участники образовательного процесса.
Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования – это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник.
Для того чтобы определить степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса прежде всего стоит выяснить и четко определить их ожидания. Достаточно определенны и как правило четко сформулированы критерии качества образования, когда речь идет о внешних организациях и администрации школы. Однако крайне важно учитывать ожидания таких непосредственных участников процесса как родители и сами ученики.
Разумеется, когда речь идет об оценке качества знаний умений и навыков по предметам, существуют определенные известные всем участникам критерии и требования. А вот определение и включение в свою работу критериев, которыми оценивают учебный процесс и его качество ученики и их родители потребует от учителя новых приемов, подходов и методов.
Поскольку становится все актуальней такая парадигма как «lifelong learning» (обучение через всю жизнь) Нельзя упускать из виду необходимость повышать личную заинтересованность обучающихся в получении этих самых знаний умений и навыков, мотивацию к обучению и постоянное стремление к самообучению и то самое, пресловутое умение учиться.
Высокая личная заинтересованность и вовлеченность в образовательный процесс обучающегося возможно только при его удовлетворенности качеством этого процесса. Качеством критерии которого определяет он сам, со своей позиции ученика. Возможность сообщить свои критерии, уверенность в том, что они услышаны и потребности удовлетворены воспитывает здоровую жажду знаний и дальнейший интерес к любого рода обучению.
Чтобы учитель мог полноценно реализовывать системно-деятельностный и личностный подходы, учитывая критерии качества, озвученные самими учениками он должен осуществлять анализ учебных достижений учащихся и соответственно свои достижения в подаче материала. По итогам каждого года, учебной четверти и даже урока. Только регулярно анализируя свою работу возможно намечать пути дальнейшей совместной деятельности с учащимися. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес, повышать качество знаний и компетенций учащихся. Но совершенствовать с учетом потребностей и интересов всех участников образовательного процесса.