модель освещения в изобразительном искусстве , ее применение в процессе обучения академическому рисунку и быстрым наброскам

Василенко Ульяна Владимировна

модель освещения в изобразительном искусстве , ее применение в процессе обучения академическому рисунку и быстрым наброскам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnoe_nenapravlennoe_osveshchenie.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

AMBIENT OCCLUSION

Модель освещения в изобразительном искусстве

и его применение в процессе обучения академическому рисунку и быстрым наброскам

ЧТО ТАКОЕ АО?

Ambient occlusion (AO) — модель освещения/затенения, используемая в трёхмерной графике и моделировании и позволяющая добавить реалистичности изображению за счёт вычисления интенсивности света, доходящего до точки поверхности, значение яркости каждой точки объекта зависит от других объектов сцены. Так же это напоминает глобальное ненаправленное освещение.

АО - это имитация глобального освещения в сцене с однородным белым материалом на объектах.

«Чтобы упростить объяснение, представьте ситуацию, когда все ваши объекты окрашены в белый цвет и ваша сцена одинаково (со всех сторон) освещается белым светом. В принципе это должно привести к полностью белому изображению, но что происходит, когда некоторые объекты блокируют определенные лучи, которые должны были попасть на другие объекты? Эти лучи не доходят до другого объекта, и, как результат, поверхность  затеняется. Чем больше лучей блокировано, тем темнее поверхность. Соответственно мы получаем это белое изображение с темными областями, возникающими там, где-либо пересекается геометрия, либо близкорасположенные объекты блокируют лучи.»  (с)

На практике АО представляет собой стыковое затенение на вогнутых углах. Предполагаем, что диапазон отражаемого света при приближении к углам и поворотам стыков становится все меньше и возникает легкое затенение.

АО полностью игнорирует эффекты направленного освещения – собственную и падающую тени, блики и рефлексы.  Применяется тогда, когда источник и особенности освещения еще не выбраны, но объем и пространство в работе понимать уже нужно.

Изображения, полученные в результате применения АО зачастую выглядят более реалистичными, чем те, в процессе создания которых применялось только направленное освещения.

Этот метод получил популярность благодаря относительной простоте и достаточно высокой эффективности. Несмотря как простоту он создает очень мощное взаимодействие поверхностей друг с другом, дополняет и обогащает направленное освещение.

Данная модель освещения не является новшеством, в этом легко убедиться проанализировав работы старых мастеров. Ярким примером являются работы Рубенса.

СПОСОБ СОЗДАНИЯ АО

Алгоритм заключается в отделении одних плоскостей от других в зависимости от их удаленности от зрителя и затенения стыков поверхностей. Затенение углублений, чем глубже и резче углубление, тем сильнее тень.

Результатом создания АО является разделение всех объектов и их поверхностей друг от друга по планам. Для этого дальние объекты и поверхности затеняются, чем дальше от зрителя, глубже – тем темнее. Ширина тени также зависит от расстояния, чем ближе объекты друг к другу тем тень между ними уже. Малый рельеф поверхности дает малое затенение и наоборот. На крупных закруглениях слабая и мягкая тень. Растяжка тени делается от края или от сгиба. Не используются крайне темные и крайне светлые тона, и всего в работе 2-3 тона. Желательно не на белом фоне. Такая тональная разбивка упрощает восприятие.

ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Модель АО в обучении изобразительному искусству полезна для выстраивания понимания работы переднего среднего и дальнего планов, приближения и удаления поверхностей, их контакта друг с другом. Как самостоятельный этап в работе над длительной работой с натуры в постановке любой сложности дает полное понимание происходящего благодаря анализу натуры. Может быть использована как на этапе эскиза, так и в качестве полноценного этапа в основной работе, предварительного этапу работы с тоном и акцентами и как финальный этап «собирания работы». Безусловно модель рассуждения при построении АО используется в академическом рисунке априори, но выделение его в отдельный этап дает важный педагогический эффект приучая ученика анализировать постановку, абстрагируясь от восприятия глазами и отучая бездумно срисовывать.

Так же эта модель интересна и важна в обучении быстрому рисованию по воображению. Поскольку такое рисование считается венцом профессионализма художника, АО позволяет воплотить свой воображаемый объект с помощью любого материала достаточно реалистично для быстрого улавливания конструкции, глубины и характера.