Справочные издания
Тип урока: обобщающий
Тема урока: Справочные издания
Цели урока: Создание условий для обобщения знаний по теме «Справочные издания»
Дидактические:
обучения:
- Организация повторения по теме «Справочные издания»
- Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) виды справочных изданий
б) выбор источника для поиск информации
в)алгоритм поиска информации
воспитания:
- Воспитание самостоятельности.
- Воспитание нравственных качеств
развития:
- Развитие способности к анализу и обобщению.
- Развитие творческих способностей
- Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения выбирать справочное издание для разных видов поиска.
- развивать умение использовать широкие возможности справочных изданий
- содержательная: закрепить знания о справочном издании как об информационном ресурсе;
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД:
Знание основных видов справочных изданий, алгоритма поиска нужной информации в этих изданиях.
Умение пользоваться различными видами справочных изданий, выбирать нужное издание для соответствующего вида поиска.
Личностные УУД: развитие положительного отношения к самостоятельной познавательной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, осуществлять поиск информации в различных источниках. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, маршрутные листы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 18.91 КБ |
otvety.pptx | 2.43 МБ |
marshrutnyy_list.docx | 991.64 КБ |
pravila-raboty-v-gruppe.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный 2 мин | Здравствуйте, ребята. Чего мы желаем друг-другу, когда говорим «Здравствуйте»? А какие еще приветствия вы знаете? - Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе утро”. Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам! Я рада, что и таких много! Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. | Называют приветствия. Отвечают на приветствие | |
II. Вступитель ная часть: определение целей, мотивация 5 мин | Слайд1 | А начнем мы его с того, что определим правильные и неправильные утверждения. Вот они: 1.Справочные издания – это: словари, энциклопедии, справочники 2.Найти ответ на вопрос «Когда и кем было изобретено радио?» мы можем в орфографическом словаре. 3.Найти значение слова мы можем в толковом словаре 4.Быстро найти информацию в словаре нам помогает алфавитное расположение статей 5.Словарные статьи на слово «скрипка» в толковом словаре и в «Энциклопедическом словаре юного музыканта» одинаковые. По какой теме у нас сегодня урок?, что мы будем на уроке делать? (повторять, обобщать, систематизировать, применять на практике полученные знания) - Сегодня будем работать в группах – три экипажа, руководят которыми мудрые капитаны. (Раздаются маршрутные листы (Прил.2), памятки «Как работать в группе?» (Прил. 1), которые зачитывают дети из разных команд) - Давайте познакомимся с маршрутными листами, сколько там заданий? -Ответы пишутся прямо в листах, под каждым заданиям есть строчка для того, чтобы записать количество заработанных командой за задание баллов. В конце – итоговое количество баллов и табличка оценки работы в группе каждого участника, которые вы обсуждаете вместе, а выставляет капитан. | Определяют правильность утверждений Определяют цели урока Знакомятся с маршрутными листами и правилами работы в группе. |
III. Организация обобщения и систематизации знаний: -Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 15 мин. | Слайд 3 Слайд 4,5 Слайд 6,7 Слайд 8,9 Слайд 10,11 Слайд 12,13 Слайд 14 | -Выполняя задания маршрутного листа мы будем постепенно открывать картинку, на которой зашифровано еще одно седьмое - задание, но о нем позже, чтобы до него добраться, придется потрудиться. Итак, в путь… Задания для групп:
Честь, достоинство, добро, справедливость, мужество, патриотизм, совесть, мораль 2. - Найти в словаре значения слов – честь, патриотизм, совесть 3. - Определите, из какого словаря статья: А) милосердный; кр. ф. -ден, -дна и милосердый Б)Этика -и, ас. 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. учёного. 11 прил. этический, -ая, -ое. Этические нормы. В) Культура - лат. - 1) «совокупность всего созданного усилиями человека, в противоположность тому, что даром, без усилия с нашей стороны дает нам природа» (М. Н. Покровский); в распространенном толковании - наука, техника, искусство, литература; к. - категория историческая, в классовом обществе - форма классовой борьбы; 2) обработка, возделывание, выращивание, разведение; 3) * развитие, образование, просвещение. Г) Добро (благо) – good; желать кому-л. Wish smb. well 4.- Из какого справочного издания страница? 5. Составьте словарную статью на слово дружба 6. Напишите синквейн «Справочные издания» | Расставляют слова по алфавиту Ищут значения слов в словарях Определяют словарь Определяют справочное издание по картинке Составляют словарную статью Пишут синквейн |
IV.Применение знаний и умений в новой ситуации 12 мин | Слайд 15 Слайд 16 Слайд 15 | Группы успешно справились с заданиями и теперь цветок открылся полностью. Какие слова вы здесь видите? ФИЗМИНУТКА (2 мин) - Есть словари изданные отдельными книгами, а есть прикнижные словари со словами-терминами, по теме этой книги. Они похожи на маленькие толковые словари: слово и его значение. - Я предлагаю вам сделать самим такой словарь к учебнику, а к какому, вы определите сами, еще раз взглянув на цветок. Из каких слов - терминов будет состоять наш словарь? Чтобы получился словарь, что мы должны добавить к термину (словарную статью-определение). А где мы это определение возьмем? (в толковом словаре) Я предлагаю сделать наш словарь электронным, выполненным в программе PowerPoint, на каждый термин –свой слайд, а еще он будет иллюстрированным, кроме текста статьи на этом же слайде добавьте картинку, соответствующую тексту. Каждый сделает только один слайд-термин. А как нам сделать один большой словарь, который бы собрал все термины вместе? А где его потом можно использовать? Мы соберем слайды вместе и у нас получится настоящий словарь, который я смогу использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе. (показать титульный слайд презентации-словаря на учительском компьютере) А как сделать так, чтобы в словаре нужное слово можно было найти быстро? (расположить статьи по алфавиту) Но у нас ведь с вами электронный словарь, может кто-нибудь знает, как сделать так, чтобы нужная статья открывалась с одной страницы? Нужно сделать гиперссылки. | Делают слайд презентации со словарной статьей, подбирают картинку. |
V. Контроль усвоения, коррекция 7 мин | - А теперь посмотрим, что у вас получилось (обсуждение словарных статей: грамотность, дизайн, соответствие картинок). Обзорный просмотр по сети. - Полностью закончим работу над словарем мы на следующем уроке. | Защита выполненных работ, коррекция при необходимости. Взаимооценивание. | |
Рефлексия 2 мин | Слайд17 Слайд 18 | - Пришла пора подвести итоги нашего урока. Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал … - Мне было интересно…. - Вызывало затруднение… - Капитаны команд, дайте оценку группе по пятибалльной шкале. - Поднимите руки те, кто считает, что работал на отлично, на хорошо, на удовлетворительно. - Все молодцы! Спасибо за урок! | Высказывают собственное мнение по поводу событий на уроке. Оценивание и самооценивание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Справочные издания
3. Определите, из какого словаря статья 1. Упорядочить случайный набор слов так, как они стояли бы в словаре : 2. Найти в словаре значения слов 6. Составьте словарную статью на слово 4. Из какого справочного издания страница? 5. Найдите афоризмы на тему
Задание 1 добро, достоинство, мораль, мужество, патриотизм, совесть, справедливость, честь.
3. Определите, из какого словаря статья: 2. Найти в словаре значения слов: 6. Составьте словарную статью на слово 4. Из какого справочного издания страница? 5. Найти афоризмы на тему
Задание 2 Честь – стр. 452 Патриотизм – стр. 286 Совесть – стр. 366
3. Определите, из какого словаря статья: 6. Составьте словарную статью на слово 4. Из какого справочного издания страница? 5. Найти афоризмы на тему
Задание 3 Орфографический словарь Толковый словарь Словарь иностранных слов Англо-русский словарь
6. Составьте словарную статью на слово 4. Из какого справочного издания страница? 5. Найти афоризмы на тему
Задание 4 1. Толковый словарь 2. Энциклопедия 3. Орфографический словарь 4. Энциклопедия этикета
6. Напишите синквейн 5. Составьте словарную статью на слово
ДРУЖБА Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
6. Напишите синквейн
Синквейн Справочные издания 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (какие?) 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (что делают?) 4 строка – фраза, несущая определенный смысл (вывод, авторское отношение). 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Например: Зима Снежная, холодная Морозит, бодрит, веселит Мое любимое время года Новый год
Словарь терминов
Продолжите предложения - Сегодня на уроке я узнал … - Мне было интересно…. - Вызывало затруднение…
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Состав команды___________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1. Упорядочить случайный набор слов так, как они стояли бы в словаре:
Честь, достоинство, добро, справедливость, мужество, патриотизм, совесть, мораль
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Баллы _______________________________
Задание 2. Найти в словаре значения слов:
1. Честь – стр._________
2. Патриотизм – стр._________
3. Совесть – стр.______________
Баллы_________________________________________________________________
Задание 3. Определите, из какого словаря статья:
1.милосердный; кр. ф. -ден, -дна и милосердый
________________________________________________________________
2. ЭТИКА -и, ас. 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. учёного. 11 прил. этический, -ая, -ое. Этические нормы.
_________________________________________________________________
3. Культура - лат. - 1) «совокупность всего созданного усилиями человека, в противоположность тому, что даром, без усилия с нашей стороны дает нам природа» (М. Н. Покровский); в распространенном толковании - наука, техника, искусство, литература; к. - категория историческая, в классовом обществе - форма классовой борьбы; 2) обработка, возделывание, выращивание, разведение; 3) * развитие, образование, просвещение.
__________________________________________________________________
4. Добро (благо) – good; желать кому-л. Wish smb. well
__________________________________________________________________
Баллы ___________________________________________
Задание 4. Из какого справочного издания страница?
1.
__________________________________________________________________________________
2.
_________________________________________________________________________________
3.
_________________________________________________________________________________
4.
_______________________________________________________________________________
Баллы______________________________________________________________
Задание 5. Напишите словарную статью на слово дружба
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Баллы_______________________________________
Задание 6. Напишите синквейн:
- Справочные издания
- __________________________________
- ____________________________________
- ___________________________________
- ________________________
Баллы__________________________________
Всего баллов:_____________________________
Оценка работы в группе:
Имя | Отметка |
Предварительный просмотр:
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.