Библиотечный урок и с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 3-4 классов "Сатрые книги в современном мире"
Цель урока: привлечение внимания одноклассников и учащихся 3-4 классов к чтению "старых книг", определение значимости "старых книг" для человека, знакомство с элементами проектной деятельности, самостоятельный поиск информации. Форма организации: интеллектуально - познавательный час, защита группового проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliotechnyy_urok.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок
с использованием элементов проектной деятельности
для учащихся (3-4 классов)
«Старые книги в современном мире»
И.В. Манакова, зав. библиотекой МБОУ СОШ № 5 г. Лениногорска
Цель урока: привлечение внимания одноклассников и учащихся 3-4 классов к чтению «старых книг», определение значимости «старых книг» для человека; знакомство с элементами проектной деятельности, самостоятельный поиск инофрмации.
Форма организации: интеллектуально-познавательный час, защита группового проекта.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация: «Старые книги в современном мире»
Ход занятия:
Определение темы урока. Работа над темой рассчитана на 4 этапа.
I этап: предварительный (организационный). Библиотекарь предлагает ребятам 4 В класса разделиться на 2 команды. 1 команда осуществляет поиск информации об истории возникновения книги, и поиск самой старой книги в школьной библиотеке. Работа по поиску фактов – групповая.
2 команда проводит анкетирование среди учащихся своего класса, учителей школы, проводит акцию по сбору «самых старых книг» в классе. Работа групповая.
II этап: Библиотекарь выступает в роли консультанта и помощника. Просмотр найденных ресурсов, учащимися 4В класса, их отбор. 1команда - оформление презентации; 2 команда - оформление выставки в школьной библиотеке, итоги анкетирования.
III этап: просмотр найденных ресурсов и их отбор. Библиотекарь выступает в роли консультанта и помощника. Подготовка к защите проекта (от каждой команды выдвигается три кандидатуры для защиты проекта).
IY этап: заключительный. Проводится в форме познавательного часа. Защита проекта.
Звучит музыка.
Слайд 1. (см. приложение 1)
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Семь чудес света создали люди в древности. Есть еще одно чудо света, не менее удивительное, оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человеческого разума, что редко задумываемся над историей ее создания. А чудо – вот оно: лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Мы говорим о КНИГЕ, об этом гениальнейшем изобретении. Книга входит в жизнь человека с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Чем старше мы становимся, тем шире круг нашего чтения. Учебники, книги о путешествиях, рассказы о героях минувшего и наших современниках, справочники, словари. Книжки- малышки, умещающиеся в кармане, скромные книги без иллюстраций и красочные альбомы. Да разве можно перечислить все книжное богатство, окружающее нас!
Сегодня у нас заключительный этап нашей с вами работы, который пройдет в форме познавательного часа и защиты проекта «Старые книги в современом мире». Мы с вами постараемся ответить на вопрос: А нужны ли в современном мире старые книги? Желаю всем удачи!
1 команда.
1 ученик. «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна, и считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. Сейчас я попытаюсь это доказать.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и не интересно! А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
2 ученик. Слайд 2 (см. приложение 1) А Вы когда-нибудь задумывались о том, нужны ли нам старые книги?
Для чего же люди, собственно, всегда читали и продолжают читать. Ведь не просто для того, чтобы занять свободное время, отдохнуть, расслабиться. Совершенно очевидно, что чтение книг значительно расширяет кругозор человека.
Актуальность этого вопроса возникла у меня, когда я со своими одноклассниками пришла в школьную библиотеку и увидела на книжной полке тома великого писателя А.С. Пушкина 1948 года издания. Библиотекарь задала нам вопрос: Ребята, а как вы думаете, нужны ли вообще старые книги в наше время? И предложила нашему классу принять участие в данном мероприятии.
3 ученик. слайд 3 (см. приложение 1) Цель нашего проекта привлечь внимание одноклассников, учащихся школы и учителей к чтению старых книг, определить значимость старых книг для современного человека. Перед нашим классом были поставлены следующие задачи:
- Провести акцию в классе по поиску старых книг
- Посещение библиотеки и поиск в ней самой старой книги
- Провести анкетирование среди учащихся моего класса, среди педагогического коллектива
- Выявить значимость старых книг.
Слайд 4,5 (см. приложение 1). Объект нашего исследования: Рассматриваются и изучаются старые книги, для выявления их значимости в современном мире. Предположим, в век инновационных технологий старые книги нам нужны.
1 ученик. Слайд 7,8 (приложение 1). Ни для кого не секрет, что в древние времена, именно устная речь была тем единственным источником информации, которым могли воспользоваться люди. И было так до появления письменности.
Еще древние люди изобрели письменность. Изначально писали на коре дерева, на глиняных плиточках, на металлических листах.
И только в древнем Египте записи делали на папирусе. А в Греции писать на папирусе начали только в 10 веке. И многие ученые считают, что именно греческие таблички послужили прототипом самой первой книги.
В І веке нашей эры появились уже рукописи. В те времена рукописи переписывались вручную. Над одной рукописью трудилось 5 мастеров..
Но тогда книги все равно были редкостью, и только в конце 19 века появляется первый печатный станок, и уже в 50-х годах 20 века Европа начинает производить более чем 200 000 книг ежегодно.
слайд 8. (приложение 1). А в последнее время, книги все сильнее и сильнее уступают место электронным книгам. Но, тем не менее, многие ценят именно бумажную книгу. Так какова же роль книги в жизни современного человека?
2 группа.
1 ученик. слайд 9. (приложение 1). Изучив информацию об истории возникновения книги и об её роли в нашей жизни, наша группа решила узнать, как относятся к старым книгам наши одноклассники и учителя школы, а затем сравнить результаты. Для этого мы провели анкетирование. Участникам было предложено ответить на следующие вопросы:
- Есть ли у вас дома старые книги?
- Где можно найти и почитать старые книги?
- Как вы считаете, нужны ли старые книги в наше время?
2 ученик. Вот некоторые высказывания учеников нашего класса:
«Я думаю, что они нужны. Мы узнаем как думали писатели и поэты того времени…»;
«Да. По старым изданиям можно проследить и узнать историю иллюстраций. А также старые книги хранители духа времени…»;
«Да, чтобы знать какие книжки читали наши бабушки и дедушки…».
Некоторые высказывания учителей:
«Книги нужны, чтобы соприкоснуться с прошлым…»;
«Возможно, я бы с удовольствием полистала, почувствовала дух старины…»;
«Старые книги очень нужны. Это как общение с тем временем, с той эпохой…»;
«Да, иногда так хочется полистать что-то из своего прошлого…»
Результаты анкетирования:
На вопрос: «Есть ли у вас дома старые книги?» 12 учащихся – 52,2%,
18 преподавателей -78,3%.
На вопрос: «Где можно найти и почитать старые книги?» 23 учащихся -100% - в библиотеке, 23 преподавателя – 100% - в библиотеке.
На вопрос: «Как вы считаете, нужны ли старые книги в наше время?» 22 учащихся -95,7% ответили – да, 21 преподаватель-91,3% ответили – да.
Результаты анкетирования
Вопросы анкетирования | Ответы учащиеся | Ответы преподавателей | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
1. Ест ли у вас дома старые книги? | 12 | 11 | 18 | 5 |
2. Где можно найти и прочесть старые книги? | 23 (ШБ) | - | 23 (ШБ) | - |
3. Как вы думаете, нужны ли нам старые книги? | 22 | 1 | 21 | 2 |
3 ученик. слайд 10,11 (приложение 1). Вторым этапом мы провели акцию в классе по сбору старых книг. Ребята приносили книги 1956,1950,1982гг. издания. Но, оказалось, что самая старая книга находится в нашей школьной библиотеке, это собрание сочинений А.С. Пушкина,1948 г. издания.
слайд 12 (приложение 1). Третьим этапом нашей работы было оформление выставки в школьной библиотеке.
Библиотекарь. Ребята, мы свами ставили перед собой цель: определить значимость старых книг для современного человека, их актуальность в современном мире.
Наша с вами гипотеза: предположим, в век инновационных технологий старые книги нам нужны, имеет положительный результат. Однозначно книга не имеет времени. Это доказывают и высказывания великих людей:
- «Иногда и очень старые книги могут быть самыми современными собеседниками. ...»
- «Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга».
Вольтер.
Любая книга это кладезь огромных знаний для человека. Книги передают не только чужие мысли, но и заставляют мыслить читателя.
Многие книги переворачивают нашу жизнь и заставляют нас меняться. Мы учимся на примерах книжных героев и не повторяем их ошибки в своей жизни.
Завершая наш небольшой, но очень познавательный проект, хочется сделать следующие выводы:
1 команда (зачитывают свои выводы)
1 ученик. Наша команда считает, что мы должны читать любые интересные книги и как можно чаще. Нужно читать, потому что люди, которые пишут книги, делятся своими знаниями, мыслями и говорят о том, чего мы даже не знаем. В книгах содержатся мудрые мысли. Книга друг человека и его головы. Нам очень хочется, чтобы дети и взрослые как можно больше читали в свободное время.
2 команда (зачитывают свои выводы)
1 ученик. В результате нашей работы одноклассники, учащиеся нашей школы, учителя посетили выставку в школьной библиотеке и заинтересовались книгами, которые на ней представлены. Наш классный руководитель, Валеева Роза Мазитовна прочитала книгу (И.Андроников «Рассказы литературоведа», 1956 года издания).
Библиотекарь. Я думаю, что результаты вашего исследования, ребята могут быть полезны всем, кто хочет добиться жизненного успеха. И поможет в этом КНИГА! Наша гипотеза подтвердилась. В век инновационных технологий старые книги нам нужны. Книга не имеет времени! В подтверждении моих слов предлагаю вам, ребята посмотреть на экран, где вы увидите памятники книгам в разных регионах нашей необъятной страны. (просмотр слайдов) (приложение 2).
В завершении нашего с вами урока мне бы хотелось зачитать высказывания великих людей о КНИГЕ. (просмотр слайдов) (приложение 3)
Спасибо за внимание!