«Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности»
Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям – это чётко спланированная система работы в учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnye_vozmozhnosti_zanyatiy_dubovtseva_m.v.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профориентационные возможности занятий
избранным видом деятельности»
©
Автор: Дубовцева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования; муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области» |
Профориентация является неотъемлемая частью учебно - воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого – педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и с учётом потребностей рынка труда.
Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям – это чётко спланированная система работы в учреждении. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели.
Система профориентационной работы в учреждении складывается из следующих компонентов:
- В любых мероприятиях учебного и воспитательного характера должны быть по возможности, отражены задачи профессиональной ориентации;
- Все субъекты образовательного процесса должны быть вовлечены в профориентационную работу;
- Необходимо принять меры для повышения уровня знаний всех педагогических работников учреждения, участвующих в проведении работы по профориентации.
Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащихся педагогу необходимо:
- Учитывать информированность учащихся: знание отраслей экономики, и видов профессионального образования, содержание и условий труда по избранной профессии, учебные заведения, где можно получить избранную профессию (специальность).
- Выяснить у учащихся значимые мотивы выбора профессии (соизмерить с потребностями рынка труда).
- Определить у учащихся выраженность профессиональных интересов к определённой области деятельности или конкретной профессии.
- Определить у учащихся наличие специальных способностей к определённому виду профессиональной деятельности.
- Определить уже имеющийся опыт учащегося в избранной трудовой деятельности (занятие в детском объединении).
- Определить уровень сформированности профессиональных намерений учащегося.
- Информированность учащихся о значимости состояния здоровья человека при выборе им избранного вида деятельности (профессии).
Необходимо провести с учащимися анкетирование по степени готовности учащихся к самостоятельному выбору профессии. По итогам анкетирования выявятся учащиеся, которые знают, что им необходимо и какую информацию они хотят получить. Также выделятся учащиеся, у которых не сформированы выраженные профессиональные предпочтения, с низким уровнем информированности о специфике разных профессий, характере профессионального труда и возможностях получения образования в конкретном учреждении.
Работу по профориентации можно выстроить как индивидуально, как с группой учащихся, так и массово.
Пассивные формы (беседы, лекции, просмотры видеофильмов, приглашение специалистов, оформление стендов, выставки творческих работ) имеют просветительское направление.
Но наиболее эффективными считается активные формы профориентационной работы (обучающе – развивающее направление):
- Экскурсии в учебные заведения, где можно увидеть реальные условия будущей учёбы, пообщаться со студентами;
- «Активная проба сил» учащимися на мастер – классах (демострация различных техник работы с материалами);
- Использование сюжетно – ролевых игр, где учащиеся смогут смоделировать жизненные ситуации.
- Проведение тематических недель «Дороги, которые мы выбираем»:
(компьютерная презентация профессий, семейное профессиональное древо, сочинение или эссе о профессии).
- Работа с родителями (разъяснительная работа о возможностях трудоустройства, повышения уровня образования).
- Организация промоакций в учреждении с привлечением студентов.
- Посещение Дней открытых дверей в специализированных учебных заведениях.
Необходимо на уровне учреждения включить в план учреждения в рамках воспитательной работы мероприятия по профориентации, всем педагогическим работникам создать базу данных по успешным выпускникам.