«Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности»

Дубовцева Марина Викторовна

       Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям – это чётко спланированная система работы в учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnye_vozmozhnosti_zanyatiy_dubovtseva_m.v.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профориентационные возможности занятий

избранным видом деятельности»

©

Автор: 

Дубовцева Марина Викторовна,

педагог дополнительного образования;

муниципального учреждения

дополнительного образования

«Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

        Профориентация является неотъемлемая частью учебно - воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого – педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения  личности, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и с учётом потребностей рынка труда.

       Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям – это чётко спланированная система работы в учреждении. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели.

       Система профориентационной работы в учреждении складывается из следующих компонентов:

  1. В любых мероприятиях учебного и воспитательного характера должны быть по возможности, отражены задачи профессиональной ориентации;
  2. Все субъекты образовательного процесса должны быть вовлечены в профориентационную работу;
  3. Необходимо принять меры для повышения уровня знаний всех педагогических работников учреждения, участвующих в проведении работы по профориентации.

Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащихся педагогу необходимо:

  • Учитывать информированность учащихся: знание отраслей экономики, и видов профессионального образования, содержание и условий труда по избранной профессии, учебные заведения, где можно получить избранную профессию (специальность).
  • Выяснить у учащихся значимые мотивы выбора профессии (соизмерить с потребностями рынка труда).
  • Определить у учащихся выраженность профессиональных интересов к определённой области деятельности или конкретной профессии.
  • Определить у учащихся наличие специальных способностей к определённому виду профессиональной деятельности.
  • Определить уже имеющийся опыт учащегося в избранной трудовой деятельности (занятие в детском объединении).
  • Определить уровень сформированности   профессиональных намерений учащегося.
  • Информированность учащихся о значимости состояния здоровья человека при выборе им  избранного вида деятельности (профессии).

     Необходимо провести с учащимися анкетирование по степени готовности учащихся к самостоятельному выбору профессии. По итогам анкетирования выявятся учащиеся, которые  знают, что им необходимо и  какую информацию они хотят получить. Также  выделятся учащиеся,  у которых не сформированы выраженные профессиональные предпочтения, с низким уровнем информированности о специфике разных профессий, характере профессионального труда и возможностях получения образования в конкретном учреждении.

     Работу по профориентации можно выстроить как индивидуально, как с группой учащихся, так и массово.

Пассивные формы (беседы, лекции, просмотры видеофильмов, приглашение специалистов, оформление стендов, выставки творческих работ) имеют просветительское направление.

     Но наиболее эффективными считается активные формы профориентационной работы (обучающе – развивающее направление):

  1. Экскурсии в учебные заведения, где можно увидеть реальные условия будущей учёбы, пообщаться со студентами;
  2. «Активная проба сил» учащимися на мастер – классах (демострация различных техник работы с материалами);
  3. Использование сюжетно – ролевых игр, где учащиеся смогут смоделировать жизненные ситуации.
  4. Проведение тематических недель «Дороги, которые мы выбираем»:

(компьютерная презентация профессий, семейное профессиональное древо, сочинение или эссе о профессии).

  1. Работа с родителями (разъяснительная работа о возможностях трудоустройства, повышения уровня образования).
  2. Организация промоакций в учреждении с привлечением студентов.
  3. Посещение Дней открытых дверей в специализированных учебных заведениях.

     Необходимо на уровне учреждения включить в план учреждения в рамках воспитательной работы мероприятия по профориентации, всем педагогическим работникам создать базу данных по успешным выпускникам.