"Основные правила работы с периодической и справочной литературой"

МИШИНА СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Презентация для старшекласников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_periodicheskimi_izdaniyami_i_knigami.pptx861.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секреты успешной работы с печатными изданиями Библиотечный урок для старшеклассников 1

Слайд 2

Вопросы сегодняшнего занятия: О задачах чтения О способах чтения О рациональных приёмах работы с текстом О способах аналитико-синтетической переработки информации Несколько очень важных правил Невредные советы 2

Слайд 3

Читать книги или работать с ними? 3

Слайд 4

Всё зависит от цели нашей деятельности 4

Слайд 5

Читать книгу Художественная литература Работать с книгой Научные, Справочные, Научно-популярные, Энциклопедические, Официальные издания. 5

Слайд 6

О задачах чтения Варианты задач Ознакомление с конкретным изданием Ознакомление с конкретным автором Начальное знакомство с темой, проблемой Поиски ответа на конкретный вопрос 6

Слайд 7

О способах чтения Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. Человек изобрёл специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации- различные носители. 7

Слайд 8

журналы газеты книги Печатные источники 8

Слайд 9

Перечень основных способов ознакомления с печатным источником: Углублённое чтение (внимательное прочтение материала) Параллельное чтение (одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме) Выборочное чтение (избирательное знакомство с отдельными разделами текста) Чтение-просмотр (используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй) Сканирование (быстрый просмотр печатного материала) 9

Слайд 10

Итак, вы выбрали тему реферата ( доклада, сочинения, выступления ) подобрали книги и статьи. Что дальше? Пора подумать о способах сохранения материала, который вы будете добывать, изучая публикации. 10

Слайд 11

Требования к способам сохранения информации Компактность хранения 2. Возможности дополнений 3. Гарантии от потерь информации 4. Удобства использования 11

Слайд 12

О рациональных приёмах работы с текстом Составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи; Подчёркивания и выписки из изучаемого издания; Представление изучаемого текста в форме тезисов; Составление конспекта; 12

Слайд 13

План – краткий путеводитель по содержанию всей книги. Составление плана, особенно сложного, - это эффективный способ свёртывания информации. 13

Слайд 14

Умение отбирать материал для выписок – важное подспорье в работе. Дословные выписки используйте в прямом цитировании, точно указывая источник вплоть до страницы. 14

Слайд 15

Тезисы – это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках. Простые тезисы утверждения Сложные тезисы \ утверждения доказательства 15

Слайд 16

Конспект представляет собой краткое последовательное изложение содержания книги, статьи или лекции. Конспект синтезирует многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. 16

Слайд 17

Конспект плановый текстуальный свободный тематический 17

Слайд 18

О способах аналитико-синтетической переработки информации Библиографическое описание публикации ; Выделение ключевых слов; Аннотирование ; Реферирование . 18

Слайд 19

Библиографическое описание- это визитная карточка издания. В установленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая. Из библиографического описания можно узнать: название, жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков, время и место выпуска книги, количество страниц. 19

Слайд 20

В работе с печатными источниками особое значение сейчас приобрело умение свернуть информацию до ключевых слов. Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах- значит пройти тест на понимание и усвоение его. 20

Слайд 21

Аннотация- способ представить информацию о данной публикации в свёрнутом виде. Аннотация включает: 1.Краткую характеристику основных идей 2.Информацию об авторе 3.Информацию о стиле изложения 4.Информацию о характере доказательств 21

Слайд 22

Реферат- краткое, точное изложение содержания какого-то источника, включающее основные фактические сведения и выводы. Реферат может быть составлен на основе двух и более исходных документов. 22

Слайд 23

Несколько очень важных правил В результате работы вы создадите новый источник информации: сочинение, доклад, реферат, выступление. 23

Слайд 24

В своем законченном виде он должен удовлетворять определенным правилам. В частности: Правилам грамотного составления списка использованной литературы Правилам составления библиографического описания документа Правилам грамотного оформления цитат и ссылок 24

Слайд 25

Варианты оформление цитат и ссылок: Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала- в скобках. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой- номер страницы. 25

Слайд 26

Схемы описания печатных источников. Схема полного библиографического описания книги Для постраничной сноски: Белинский В.Г. Статьи о русской литературе. -Л.: Лениздат, 1987.-С.103-104. Для списка литературы в конце реферата: Высоцкий В.С. Нерв: Стихи.- М.: Современник, 1981.- 239с. 26

Слайд 27

Схема сноски на статью из сборника: Венецкий С.М. Погубивший Рим: [ свинец ]// Рассказы о металлах.- М.: Металлургия, 1985.- С. 189-192 27

Слайд 28

Схема сноски на статью из периодических изданий Журнал Ланда Г. Первые контакты русских с мусульманами //Азия и Африка.- 1996.- №11.- С.40-44. Газета Носова О. В Болгарии заговорили о том, что Тодору Живкову помогли умереть (1911-1998)//Комс.правда.-1999.-13 авг.- С.5. 28

Слайд 29

Списки использованной литературы составляются из библиографических описаний книг и статей, расположенных по алфавиту авторов или названий (в случае отсутствия автора). 29

Слайд 30

А теперь несколько невредных советов: «Ни одну серьёзную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объёмов информации» 30

Слайд 31

В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности: Информация притягивает информацию. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке даёт информацию нового качественного уровня. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее! 31

Слайд 32

Презентация включает в себя выборки из статьи Голубевой Е.И. «Как работать с печатными изданиями» Данная презентация была разработана Педагогом-библиотекарем Мишиной С.А. 32