Конспект НОД
Констпект НОД по формированию элементарных экологических представлений «Путешествие в лес»
Цель:
Формирование познавательного интереса к обитателям леса и особенностям их подготовки к зиме.
Задачи:
1.Образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде,
образе жизни в осенний период, особенностях подготовке к зиме.
Уточнение, расширение, активизация словаря по теме (животное,
зверь, медведь, белка, заяц, барсук; мех, шкура, берлога, нора, дупло;
линять, спячка)
2 .Развивающие: обеспечение развития диалогической речи, умение поддерживать
диалог, внимания, тактильной чувствительности, логического
мышления, познавательной активности, эмоциональной сферы,
развитие двигательной активности.
3.Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
воспитание доброго отношения к окружающему миру
1. Организационный этап.
Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя игровую мотивацию.
Цель, которую должны достигнуть дети: войти в игровую ситуацию для помощи зайчонка.
Методы и приемы. Проблемный вопрос.
Организационный момент.
- Ой, ребята, а кто это плачет? (ответы детей)
- Хотите узнать?
Давайте попробуем догадаться, потрогаем ручками, а глазками смотреть не будем…
Что же там такое? (ответы детей)
-Да это же зайчонок!
Воспитатель достает из корзинки зайчонка .
-Он совсем маленький, недавно родился, таких зайчат называют листопадничками.
- Так у зайцев заведено: покормит зайчиха маленьких зайчат и оставляет одних, чтобы не привлекать врагов .
-Как, Коля, называют зайчат, которые родились в начале осени?
-Зачем, Никита, зайчиха оставляет зайчат одних?
Нам надо скорее вернуть зайчонка в лес! Сейчас такое важное время года, все звери к зиме готовятся.
Какое сейчас время года? (ответы детей)
-Ребята, зайчонок не знает что такое осень.
- Давайте назовем приметы осени, пусть зайчонок их запомнит.
-Молодцы! Приметы осени зайчик запомнил, а вот как к зиме готовиться - не знает.
-Придется нам отправится в путешествие, к лесным жителям и зайчонка вернуть в лес, чтобы его мама нашла.
2. Этап с опорой на личный опыт ребенка, подготовка к основному этапу.
Цель для педагога: создать условия для дальнейшего познания через игру.
Цель для детей: Выполнить правильно игровые задания: Назвать правила поведения в лесу
В: Ребята, а я совсем не знаю куда идти. Давайте позвоним в волшебный колокольчик.
(Звонят в колокольчик.)
Только вы должны знать, что в лесу вас могут ждать разные трудности и преодолеть их вы сможете, только если будете очень дружными, будете поддерживать друг друга и уметь договариваться.
3.Основной этап занятия.
Цель для педагога: дать новую информацию, вовлечь детей в деятельность, создать условия поддержки каждому ребенку.
Цель для детей: добыть новые знания.
«Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились»
Мы пришли в волшебный лес, полон этот лес чудес.
А вы слышали, как шуршат под ногами опавшие осенние листья?
- Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, я уже кого-то вижу. Быстрая, проворная, шустрая, пушистая…Кто это? Это же белочка .
У белочек сейчас ни одной свободной минутки нет! Ведь надо к зиме готовиться! Как белочки готовятся к зиме?
(Ответы детей: Меняет шубку, делает запасы, дупло утепляет.)
А зачем белочка меняет шубку?
Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.
- Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая.
- Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?
-Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Как она это делает?
Экспериментирование.
Воспитатель трет кусочек меха о кору дерева. На коре остается часть меха. Воспитатель объясняет, что животные трутся о кору деревьев, чтобы быстрее сменить шубку.
В: Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
-Давайте поможем белочке!
Игра «Шишки и грибы»
Команда девочек собирает грибы.
Команда мальчиков собирает шишки.
-Молодцы! Помогли белочке сделать запасы на зиму.
-Белочке понравилось как вы отвечали на вопросы и как помогли ей сделать запасы .
- Вот зайчонок мы увидели как готовится белка к зиме.
- Пойдемте, ребята, дальше. Не будем белочку отвлекать.
«Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветки и пенёчки».
- Посмотрите, ребята, какая чудесная норка, а в норке кто – то шуршит….
- Чтобы узнать, нам надо поднять листочки.
- Кто это ребята (Ежик)
- А, что же он там делает?
- Давайте зайчонку расскажем.
- Может запасы на зиму готовит (Нет)
- А как же он к зиме готовится?(Утепляет свою норку)
- А как же он листочки в норку переносит?(Ответы детей)
- Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. А потом несет такой матрац из листьев и мха к себе.
- Правильно вы сказали, запасы на зиму он не делает, потому что проспит в своей теплой и уютной норе до весны.
- Понял зайчонок как ёжик к зиме готовится?
Физминутка
Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек.
Не умел он хлопать.
Не умел он топать.
Не умел он прыгать,
Только носом шмыгать.
А ребятки в лес пришли,
Ёжика в лесу нашли.
Научили хлопать.
Научили топать.
Научили прыгать.
Научили бегать.
- Ребята, давайте вспомним белка где живет?(В дупле)
- Ёжик, где живет?(В норе)
- В это чудесном лесу живет много разных зверей.
- Посмотрите чей этот домик?
Угадайте, чей это голос? (рев медведя)
- Правильно, это медведь
- А что будет делать медведь зимой? (Спит.)
- Умницы, медведь впадает зимой в спячку.
- Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.
- Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
- Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)
- Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько.
Осенью медведь усиленно ищет корм. И все время ест, чтобы накопить жир на долгую зиму. Любит сочные ягоды, спелые орехи и желуди, собирает грибы, прекрасно ловит рыбу, любит полакомиться диким медом.
Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Готовит
он ее старательно и умело: устилает опавшими листьями, сухим мхом, а как только полетят первые снежинки, медведь укладывается в свою теплую постель и
проспит всю зиму.
- Как называется дом медведя, давайте скажем зайчонку?(Берлога)
-Пойдемте дальше ребята, будем искать домик зайчонка.
-Посмотрите на песчаной дорожке чьи-то следы.
-Куда же они нас приведут?
- Мы пришли на полянку, здесь звери всегда оставляют следы.
- Вы видите на полянке песок?
- Этот песок не простой, как и все в нашем лесу.
Упражнение «Здравствуй песок»
Положите ладошки на песок. Давайте, его погладим ладошками.
Какой песок?(Сухой, шершавый, мягкий).
Нас звери приглашают
В песочек поиграть
Они всем напоминают:
Песок не обижать.
Играть тихонько, дружно,
В роток его не брать,
В глазки не втирать.
Всем рукава поднять,
Идем в песок играть.
1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками надавливает на песок.
2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность волнистой(в разных
направлениях).
4. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения
насекомых.
- Понравилось тебе зайчонок с нами играть?
-Ребята , зайчонку нужно домой.
- Где же живет зайчонок?(Ответы детей).
- Правильно, ребята у зайчонка нет дома, он живет под еловыми веточками.
- Вот давайте оставим зайчонка под еловыми веточками, а мама его здесь обязательно найдет.
- До свиданье зайчонок!
-Ребята мы помогли зайчонку?
-Мы сегодня столько увидели, сделали, узнали. Пора нам тоже возвращаться
в детский сад.
( Звоним в колокольчик)
- А теперь превратимся в снежинки,
Покружились, покружились
И в саду мы очутились.
4. Итоговый этап.
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу?
Кого вы видели в лесу?
Каких животных встречали?
Какие животные делают запасы на зиму?
Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет?
Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети.
Что бы вы рассказали о нашем путешествии другим ребятам?
- А я вам хочу отдать ваших ёжиков, как память о нашем путешествии. Дома своим родителям покажете и расскажите, где вы сегодня были и видели.
- Молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Констпект НОД по формированию элементарных экологических представлений «Путешествие в лес»
Цель:
Формирование познавательного интереса к обитателям леса и особенностям их подготовки к зиме.
Задачи:
1.Образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде,
образе жизни в осенний период, особенностях подготовке к зиме.
Уточнение, расширение, активизация словаря по теме (животное,
зверь, медведь, белка, заяц, барсук; мех, шкура, берлога, нора, дупло;
линять, спячка)
2 .Развивающие: обеспечение развития диалогической речи, умение поддерживать
диалог, внимания, тактильной чувствительности, логического
мышления, познавательной активности, эмоциональной сферы,
развитие двигательной активности.
3.Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
воспитание доброго отношения к окружающему миру
- Организационный этап.
Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя игровую мотивацию.
Цель, которую должны достигнуть дети: войти в игровую ситуацию для помощи зайчонка.
Методы и приемы. Проблемный вопрос.
Организационный момент.
- Ой, ребята, а кто это плачет? (ответы детей)
- Хотите узнать?
Давайте попробуем догадаться, потрогаем ручками, а глазками смотреть не будем…
Что же там такое? (ответы детей)
-Да это же зайчонок!
Воспитатель достает из корзинки зайчонка .
-Он совсем маленький, недавно родился, таких зайчат называют листопадничками.
- Так у зайцев заведено: покормит зайчиха маленьких зайчат и оставляет одних, чтобы не привлекать врагов .
-Как, Коля, называют зайчат, которые родились в начале осени?
-Зачем, Никита, зайчиха оставляет зайчат одних?
Нам надо скорее вернуть зайчонка в лес! Сейчас такое важное время года, все звери к зиме готовятся.
Какое сейчас время года? (ответы детей)
-Ребята, зайчонок не знает что такое осень.
- Давайте назовем приметы осени, пусть зайчонок их запомнит.
-Молодцы! Приметы осени зайчик запомнил, а вот как к зиме готовиться - не знает.
-Придется нам отправится в путешествие, к лесным жителям и зайчонка вернуть в лес, чтобы его мама нашла.
2. Этап с опорой на личный опыт ребенка, подготовка к основному этапу.
Цель для педагога: создать условия для дальнейшего познания через игру.
Цель для детей: Выполнить правильно игровые задания: Назвать правила поведения в лесу
В: Ребята, а я совсем не знаю куда идти. Давайте позвоним в волшебный колокольчик.
(Звонят в колокольчик.)
Только вы должны знать, что в лесу вас могут ждать разные трудности и преодолеть их вы сможете, только если будете очень дружными, будете поддерживать друг друга и уметь договариваться.
3.Основной этап занятия.
Цель для педагога: дать новую информацию, вовлечь детей в деятельность, создать условия поддержки каждому ребенку.
Цель для детей: добыть новые знания.
«Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились»
Мы пришли в волшебный лес, полон этот лес чудес.
А вы слышали, как шуршат под ногами опавшие осенние листья?
- Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, я уже кого-то вижу. Быстрая, проворная, шустрая, пушистая…Кто это? Это же белочка .
У белочек сейчас ни одной свободной минутки нет! Ведь надо к зиме готовиться! Как белочки готовятся к зиме?
(Ответы детей: Меняет шубку, делает запасы, дупло утепляет.)
А зачем белочка меняет шубку?
Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.
- Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая.
- Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?
-Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Как она это делает?
Экспериментирование.
Воспитатель трет кусочек меха о кору дерева. На коре остается часть меха. Воспитатель объясняет, что животные трутся о кору деревьев, чтобы быстрее сменить шубку.
В: Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
-Давайте поможем белочке!
Игра «Шишки и грибы»
Команда девочек собирает грибы.
Команда мальчиков собирает шишки.
-Молодцы! Помогли белочке сделать запасы на зиму.
-Белочке понравилось как вы отвечали на вопросы и как помогли ей сделать запасы .
- Вот зайчонок мы увидели как готовится белка к зиме.
- Пойдемте, ребята, дальше. Не будем белочку отвлекать.
«Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветки и пенёчки».
- Посмотрите, ребята, какая чудесная норка, а в норке кто – то шуршит….
- Чтобы узнать, нам надо поднять листочки.
- Кто это ребята (Ежик)
- А, что же он там делает?
- Давайте зайчонку расскажем.
- Может запасы на зиму готовит (Нет)
- А как же он к зиме готовится?(Утепляет свою норку)
- А как же он листочки в норку переносит?(Ответы детей)
- Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. А потом несет такой матрац из листьев и мха к себе.
- Правильно вы сказали, запасы на зиму он не делает, потому что проспит в своей теплой и уютной норе до весны.
- Понял зайчонок как ёжик к зиме готовится?
Физминутка
Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек.
Не умел он хлопать.
Не умел он топать.
Не умел он прыгать,
Только носом шмыгать.
А ребятки в лес пришли,
Ёжика в лесу нашли.
Научили хлопать.
Научили топать.
Научили прыгать.
Научили бегать.
- Ребята, давайте вспомним белка где живет?(В дупле)
- Ёжик, где живет?(В норе)
- В это чудесном лесу живет много разных зверей.
- Посмотрите чей этот домик?
Угадайте, чей это голос? (рев медведя)
- Правильно, это медведь
- А что будет делать медведь зимой? (Спит.)
- Умницы, медведь впадает зимой в спячку.
- Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.
- Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
- Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)
- Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько.
Осенью медведь усиленно ищет корм. И все время ест, чтобы накопить жир на долгую зиму. Любит сочные ягоды, спелые орехи и желуди, собирает грибы, прекрасно ловит рыбу, любит полакомиться диким медом.
Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Готовит
он ее старательно и умело: устилает опавшими листьями, сухим мхом, а как только полетят первые снежинки, медведь укладывается в свою теплую постель и
проспит всю зиму.
- Как называется дом медведя, давайте скажем зайчонку?(Берлога)
-Пойдемте дальше ребята, будем искать домик зайчонка.
-Посмотрите на песчаной дорожке чьи-то следы.
-Куда же они нас приведут?
- Мы пришли на полянку, здесь звери всегда оставляют следы.
- Вы видите на полянке песок?
- Этот песок не простой, как и все в нашем лесу.
Упражнение «Здравствуй песок»
Положите ладошки на песок. Давайте, его погладим ладошками.
Какой песок?(Сухой, шершавый, мягкий).
Нас звери приглашают
В песочек поиграть
Они всем напоминают:
Песок не обижать.
Играть тихонько, дружно,
В роток его не брать,
В глазки не втирать.
Всем рукава поднять,
Идем в песок играть.
- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность волнистой(в разных
направлениях).
- «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения
насекомых.
- Понравилось тебе зайчонок с нами играть?
-Ребята , зайчонку нужно домой.
- Где же живет зайчонок?(Ответы детей).
- Правильно, ребята у зайчонка нет дома, он живет под еловыми веточками.
- Вот давайте оставим зайчонка под еловыми веточками, а мама его здесь обязательно найдет.
- До свиданье зайчонок!
-Ребята мы помогли зайчонку?
-Мы сегодня столько увидели, сделали, узнали. Пора нам тоже возвращаться
в детский сад.
( Звоним в колокольчик)
- А теперь превратимся в снежинки,
Покружились, покружились
И в саду мы очутились.
- Итоговый этап.
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу?
Кого вы видели в лесу?
Каких животных встречали?
Какие животные делают запасы на зиму?
Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет?
Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети.
Что бы вы рассказали о нашем путешествии другим ребятам?
- А я вам хочу отдать ваших ёжиков, как память о нашем путешествии. Дома своим родителям покажете и расскажите, где вы сегодня были и видели.
- Молодцы!