ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ на 2017 - 18 учебный год
Школьная библиотека предоставляет информацию
и идеи, необходимые для успешного существования
в современном информационном обществе,
где знания играют важнейшую роль.
Школьные библиотеки прививают учащимся
потребность в постоянном самообразовании,
развивают воображение, воспитывают
гражданскую ответственность.
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках.2000 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д.Флегонтова”
ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
на 2017 - 18 учебный год
педагог - библиотекарь
Лукина Н.Д.
Юрюнг – Кюель 2017
С о д е р ж а н и е плана
- Основные регламентирующие библиотеку образовательного учреждения документы.
- Локальные документы школьной библиотеки.
- ГОСТы учета фонда, ведения документации, обслуживания читателей.
- Функции школьной библиотеки.
- Задачи школьной библиотеки.
- Библиотечные услуги.
- Основные направления работы.
- - Планирование и отчетность. Контрольные показатели.
- - Организация библиотечно-информационного обслуживания.
- - Пропаганда библиотечного фонда. Библиотечная продукция.
- - Справочно-библиографическая работа.
- - Организация, учет и сохранность книжного фонда. Работа с фондом учебников.
- - Повышение квалификации. Самообразование.
- - Методическая работа.
- - Ведение учетной документации.
П Л А Н
организации работы школьной библиотеки
на 2017 - 18 учебный год
Школьная библиотека предоставляет информацию
и идеи, необходимые для успешного существования
в современном информационном обществе,
где знания играют важнейшую роль.
Школьные библиотеки прививают учащимся
потребность в постоянном самообразовании,
развивают воображение, воспитывают
гражданскую ответственность.
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках.2000 г.
Школьная библиотека руководствуется в своей повседневной деятельности регламентирующими документами
Г О С Т а м и:
- ГОСТ 7.35-81 «Библиотечная документация. Первичные учетные документы. Требования к заполнению бланков».
- ГОСТ 7.20-80 «Единицы учета фондов библиотек и органов технической информации».
- ГОСТ 7.41-82 «Единицы учета обслуживания читателей на абонементе библиотек и органов».
Школьная библиотека является необходимым инструментом образовательно-воспитательного процесса: повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, выполняет
ф у н к ц и и:
1. Образовательную (обеспечивает непрерывное образование через создание соответствующих условий и атмосферы для учебы).
2. Информационную (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя).
3. Культурную (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся).
4. Развлекательную (проводит осмысленный досуг через предоставление развлекательной информации и материалов).
Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщению к культурному наследию, библиотека призвана выполнять следующие
з а д а ч и :
1. Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-
воспитательного процесса и самообразования обучающихся и педагогов путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
2. Формирование у школьников информационной культуры, культуры чтения и учения путем библиотечно-библиографического обслуживания.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых форм индивидуальной и массовой работы с читателями.
4. Предоставление условий для самостоятельного создания и использования информации с целью приобретения знаний, развития понимания, творческих способностей и ради удовольствия путем организации комфортной библиотечной среды.
5. Оказание помощи учащимся в выработке и применении навыков оценки и использования информации независимо от формы, вида или носителя, в т.ч. восприимчивости к разным способам коммуникации в обществе.
6. Предоставление доступа к местным, региональным, национальным и международным ресурсам и других возможностей, что позволяет познакомиться с различными идеями, опытом, точками зрения.
7. Организация деятельности, способствующей расширению культурного и социального кругозора и эмоциональному развитию.
8. Пропаганда чтения, а также ресурсов и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами.
9. Расширение ассортимента библиотечных услуг.
10. Изготовление библиотечной продукции в помощь учебно-воспитательному процессу.
Современное техническое оснащение и наличие информационных ресурсов на различных носителях позволяет расширять ассортимент и предоставлять
библиотечные у с л у г и:
- Обслуживание читателей на абонементе.
- Обслуживание читателей в читальной зоне.
- Предоставление доступа к информационным ресурсам на различных носителях.
- Выполнение библиографических справок.
- Демонстрация видеофильмов учебного и воспитательного содержания.
- Воспроизведение аудиозаписей учебного и воспитательного содержания.
- Проведение устной и наглядной массово-информационной работы.
- Информирование о новинках учебно-воспитательной литературы.
- Консультирование и помощь в поиске и выборе книг и необходимой информации.
- Консультирование по различным вопросам образовательно-воспитательного процесса.
Основные н а п р а в л е н и я работы:
- Планирование и отчетность. Контрольные показатели.
- Библиотечно-информационное обслуживание.
- Пропаганда библиотечного фонда и привлечение читателей.
- Справочно-библиографическая работа.
- Организация, учет и сохранность книжного фонда.
- Повышение квалификации. Самообразование.
- Методическая работа.
- Ведение учетной документации.
1. Планирование и отчетность.
Контрольные показатели.
В учебном году библиотека должна направить свою работу на всевозможный охват библиотечным обслуживанием учащихся, на выполнение основных контрольных показателей.
Контрольные показатели | Количество |
Количество учащихся | 84 |
Количество читателей | 130 |
Количество посещений | 1480 |
Количество книговыдач | 651 |
Читаемость | 5,0 |
Посещаемость | 11,3 |
Обращаемость фонда | 0,07 |
Книгообеспеченность | 67,3 |
Обеспеченность учебниками | 100% |
Наименование работы | срок |
Составить и выполнять годовой план работы | Сентябрь, в течение года |
Составить годовой статистический отчет и сдать УО | Май |
2. Организация библиотечно-информационного обслуживания.
Наименование работы | срок |
Составить списки классных руководителей и учащихся | сентябрь |
Записывать вновь прибывших читателей | сентябрь |
Экскурсии в библиотеку первоклассников | сентябрь |
Составить расписание работы и обслуживания | сентябрь |
Выявить не читающих учеников (по классным журналам) | октябрь |
Привлекать к чтению с помощью массовых мероприятий | В течение года |
Оформить плакаты о книгах, библиотеке, чтении | В течение года |
Индивидуальные беседы о книге, библиотеке, культуре чтения | В течение года |
Информирование о улусных конкурсах, конференциях, т.д. | В течение года |
Участие школьников в улусных конкурсах, НПК, т.д. | В течение года |
Информирование о книге и библиотеке | В течение года |
Регистрация и перерегистрация читателей | сентябрь |
Ознакомление с «Правилами библиотеки» новых читателей | Сентябрь, в течение года |
Заполнение читательских формуляров и вкладышей по ГОСТу | В течение года |
Помощь в поиске и выборе книг, информации | В течение года |
Обслуживание читателей на абонементе | В течение года |
Организация обслуживания читателей в читальной зоне | В течение года |
Работа с задолжниками | В течение года |
Обеспечение свободного доступа к фонду абонемента | В течение года |
Создание и поддержание комфортных условий читателям | В течение года |
Использование технических средств | В течение года |
Применение в работе традиционных и новых технологий | В течение года |
3. Пропаганда библиотечного фонда
мероприятия | континг | срок |
Выставки и подбор книг и тематического материала по предметным декадам. | ||
Неделя предметов гуманитарного цикла | 5 – 11кл. | |
Неделя предметов естественного цикла | 5 – 11кл. | |
Неделя предметов эстетико – оздоровительного цикла | 1 – 11 кл | |
Месячник психического здоровья школьников | 1 – 11кл. | Окт.- ноябрь, Март - апрель |
Месячник по профилактике правонарушений | март | |
Выставки и подбор книг и тематического материала к праздникам. | ||
1 сентября | 1 – 11кл | |
День памяти переселения | 1 – 11кл | |
День суверенитета | 1 – 11кл | |
День учителя | 1 – 11кл | |
День матери | 1 – 11кл | |
День Конституции РФ | 1 – 11кл | |
Новый год | 1 – 11кл | |
День защитника Отечества | 1 – 11кл | |
День 8 марта | 1 – 11кл | |
Неделя детской книги | 1 – 5 кл. | |
День республики | 1 – 11кл | |
В здоровом теле – здоровый дух | 1 – 11кл | |
Последний звонок | 1 – 11кл | |
Выставки и подбор книг и тематического материала к юбилейным памятным датам | ||
100 лет со дня рождения П.Н. Тобурокова, народного поэта РС(Я) (1917-2001). | 1 – 11 кл | 16 -25.10 |
130 лет со дня рождения С. Я. Маршака (1887-1964), русского поэта, переводчика, классика детской литературы. | 1 – 11 кл | 03.11 |
80 лет со дня рождения М.Е. Николаева, Первого Президента РС(Я), заслуженного работника народного хозяйства ЯАССР, Лауреата Государственной Премии РС(Я) им. А.Е. Кулаковского, профессора (1937). | 5 – 11 кл | 13.11 |
110 лет со дня рождения Астрид Линдгрен (1907-2002), известной шведской писательницы, автора 87 книг, переведенных на 76 языков мира. | 1 – 11 кл | 14.11 |
105 лет со дня рождения В.А. Протодьяконова-Кулантай, заслуженного работника культуры РСФСР и ЯАССР, Лауреата Государственной Премии РС(Я) им. П.А. Ойунского, государственного и общественного деятеля, прозаика, драматурга (1912-1993). | 14. 11 | |
115 лет со дня рождения Г. Д. Бястинова-Бэс Дьарааһына, прозаика (1902-1934) | 5 – 11 кл | 26.11 |
90 лет со дня рождения С.Т. Руфова, народного писателя Якутии, заслуженного работника культуры РФ и РС(Я), Лауреата Литературных Премий им. Эрилик Эристина и И. Арбиты, Лауреата Литературной Премии «Алаш» республики Казахстан (1927 - 2016). | 5 – 11 кл | 07.12 |
75 лет со дня рождения А. П. Илларионова, заслуженного юриста РС(Я) (1942-1997). | 5 – 11 кл | 18.12 |
90 лет со дня рождения И. Е. Федосеева-Доосо, писателя, лауреата Гос. Премии имени П.А.Ойунского (1927-2003) | 1 – 11 кл | 20.12 |
120 лет со дня рождения М.К. Аммосова, выдающегося политического и государственного деятеля РС(Я) (1897-1938) | 5 – 11 кл | 22.12 |
80 лет Эдуарду Успенскому(1937), детскому писателю. | 1 – 5 кл. | 22.12 |
Неделя детской и юношеской книги (проводится ежегодно с 1944 г. Первые «Книжкины именины» прошли по инициативе Л.Кассиля в 1943 г.в Москве. ) | 1 - 5 кл. | 02 04 |
Рекомендательные списки литературы (в т.ч. электронно) | ||
Мир литературы | 1 -11 | В теч. года |
Занимательная математика | 1 -11 | В теч. года |
Занимательная физика | 7 -11 | В теч. года |
Занимательная биология | 5 -11 | В теч. года |
Интересные страницы истории | 1 -11 | В теч. года |
Этикет | 1 -11 | В теч. года |
Профилактика правонарушений | 1 -11 | В теч. года |
Здоровый образ жизни | 1 - 11 | В теч. года |
Внеклассное чтение в 1-4, 5-8, 9-11 классах | 1 - 11 | В теч. года |
Список литературы для самостоятельного чтения летом. | 5 - 11 | В теч. года |
Тематические папки – накопители «Праздники в школе» | ||
Первый звонок | 1 - 11 | В теч. года |
День учителя | 1 - 11 | В теч. года |
Новый год | 1 -11 | В теч. года |
8 марта | 1 -11 | В теч. года |
Защитники Отечества | 1 -11 | В теч. года |
Последний звонок | 1 -11 | В теч. года |
Неделя книги | 1 -11 | В теч. года |
Русская культура | 1 -11 | В теч. года |
Якутская культура | 1 -11 | В теч. года |
Жизнь замечательных людей | 1 -11 | В теч. года |
Нетрадиционные праздники: 1 апреля, день Святого Валентина, день пожилого человека, день семьи | 1 -11 | В теч. года |
Тематические папки – накопители «Воспитательная работа в школе» | ||
Патриотическое воспитание | 1 -11 | В теч. года |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 -11 | В теч. года |
Здоровый образ жизни | 1 -11 | В теч. года |
Вред алкоголя и курения | 1 -11 | В теч. года |
Нет наркотикам. СПИД – чума ХХ века | 5 -11 | В теч. года |
Родителям на заметку | 1 -11 | В теч. года |
Психологические игры и тесты | 1 -11 | В теч. года |
Учителю на заметку | 1 -11 | В теч. года |
Библиотечные уроки | 1 -11 | В теч. года |
Разные формы массовой работы для разных возрастных групп учащихся | ||
Неделя школьной библиотеки | 1 – 11 кл | октябрь |
Олимпиада | 4, 8, 10 кл | |
Семейное чтение. Неделя детской книги | Внач/кл. и 5 кл | апрель |
Чат – викторины к юбилеям писателей | 7 - 11 | В теч. года |
Викторины разные | 5 - 11 | В теч. года |
Беседы | ||
Конкурсы | ||
4. Справочно - библиографическая работа
Наименование работы | Континг. | Срок |
Организация СБА библиотеки | 1 – 11кл. | В течение года |
Информационные и тематические обзоры книг | 1 – 11кл. | В течение года |
Подбор книг и материала к предметной декаде, воспитательному и внеклассному мероприятию, т.д. | 1 – 11кл. | В течение года |
Создание электронной базы данных | 1 – 11кл. | В течение года |
Составление и обновление рекомендательных списков | 1 – 11кл. | В течение года |
Тематические выставки книг | 1 – 11кл. | В течение года |
Подбор материалов для работы над рефератом, докладом, сочинением, сообщением… | 1 – 11кл. | В течение года |
Формирование справочно-библиографического аппарата, учитывая спрос читателей и учебную программу | 1 – 11кл. | В течение года |
Пользование услугами МБА | 1 – 11кл. | В течение года |
Пополнение тематических папок-накопителей по школьным праздникам, воспитательной работе, предметным декадам | 1 – 11кл. | В течение года |
Выполнение библиографических справок | 1 – 11кл. | В течение года |
Изготовление библиотечной продукции, способствующей формированию информационной грамотности и культуры пользователей библиотеки | 1 – 11кл. | В течение года |
Проведение индивидуальных бесед по культуре чтения | 1 – 11кл. | В течение года |
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг на основе совершенствования технического оснащения и информационно-документального обеспечения | 1 – 11кл. | В течение года |
Проведение библиотечных уроков по формированию информационной грамотности учащихся: - знакомство с библиотекой; правила пользования библиотекой - выбор книг в библиотеке - структура книги - справочная литература - оформление реферата - работа с книгой | 1 1 1,2 2,3,4 3,4 3,4, 5-7 | По плану |
Обновление стендов о библиотеке, книге, чтении | В течение года | |
Обновление плакатов по культуре пользования библиотекой и книгой, ББК | В начале уч.года |
5. Организация, учет и сохранность книжного фонда
Наименование работы | Срок |
Комплектовать книжный фонд в соответствие образовательно-воспитательной программе, плану УО и школы, учитывая спрос пользователей | В течение года |
Изучать состав фонда и анализ его использования | В течение года |
Изучать спрос пользователей: учеников, педагогов, родителей | В течение года |
Выписывать периодические издания для учащихся | Ноябрь, апрель |
Комплектовать нетрадиционными носителями: аудио, видео, СD | В течение года |
Использовать различные источники комплектования (попечительский взнос, централизованное финансирование. читательский дар) | В течение года |
Обеспечивать сохранность книжного фонда | В течение года |
Соблюдать правила хранения и пожарной безопасности | В течение года |
Производить ремонт книг | В течение года |
Проводить санитарный день | В течение года |
Обновлять информационные стенды | В течение года |
Обновлять плакаты о культуре чтения и книге | В начале уч. года |
Проводить беседы по культуре чтения | В течение года |
Вести контроль за книжным фондом, открытым доступом, работой над книгой в читальной зоне, выносом книг читателями | В течение года |
Обеспечивать меры по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке | В течение года |
Выявлять задолжников и проводить работу с ними | В течение года |
Вести учетную документацию в соответствии с ГОСТом | В течение года |
Проводить инвентаризацию книжного фонда | В конце уч. года |
Выявлять и списывать ветхие, непрофильные, непригодные, не пользующие спросом, утерянные со свободного доступа, утерянные читателями экземпляры | В течение года |
Оформлять движение фонда: включение, исключение | В течение года |
Регистрировать и проводить техническую обработку поступивших документов (печать, шифр, индекс, кармашек, книжный формуляр) | В течение года |
Классифицировать и систематизировать в соответствии с ББК, расставлять книжный фонд: отраслевой в систематическом порядке по отраслям знаний за полочными разделителями по ББК; художественный – по возрастам и в алфавитном порядке за алфавитными разделителями | В течение года |
Вести индивидуальный учет поступающих информационных документов: заносить в инвентарную книгу | В течение года |
Вести суммарный учет: заносить данные о поступлениях в книгу суммарного учета | В течение года |
Заносить сведения о выбытии документов в инвентарную книгу | В течение года |
Заносить сведения актов выбытия в суммарную книгу | В течение года |
Соблюдать и проверять правильность расстановки фонда и порядка книг на полках | В течение года |
Составление статистического отчета в УО | май |
Работа с фондом учебников
Наименование работы | Срок |
Комплектование учебниками, пособиями, дидактическим материалом, хрестоматиями через ИМС УО | Август, сентябрь, март, апрель |
Обработка поступившей учебной литературы | В течение года |
Учет, хранение, сохранность учебного фонда | В течение года |
Выдача и прием в книгохранилище учебного фонда | В течение года |
Ремонт учебников, временный пункт ремонта | В течение года |
Проверка и очистка фонда от непригодных для использования и несоответствующих школьной программе учебников | Сентябрь, май |
Составление ОШ по учебникам и заявок с медиатекой УО | В течение года |
Информирование о поступивших новинках, пробных учебниках | В течение года |
6. Повышение квалификации.
Самообразование.
Наименование работы | Срок |
Курсы повышения квалификации (краткосрочные) Фундаментальные курсы повышения квалификации | 1р. в 3 г. 1р .в 5 л. |
Посещение улусных семинаров школьных библиотекарей | План УО |
Консультации в УО по организационным, теоретическим и нормативно-правовым вопросам | По необходимости |
Аттестация. Подтверждение квалификационной категории | 1р. в 5 л. |
Участие в работе улусного МО школьных библиотекарей | План УО |
Сотрудничество с другими ШБ, массовыми библиотеками, методическими центрами: УО. | В течение года |
Изучение и использование передового опыта сотрудников библиотек города, республики, России, зарубежных стран | В течение года |
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий: компьютерной, игровой… | В течение года |
Самообразование по теме «» | В течение года |
Комплектование книгами и материалами по профессиональной деятельности школьного библиотекаря | В течение года |
7. Методическая работа
Наименование работы | Срок |
Участие в улусном, школьном оргкомитете, жюри, комиссии | План УО, школы |
Распространение опыта работы на школьных, улусных конкурсах, конференциях, семинарах педагогов | План УО, ИПК |
Публикации в СМИ улуса, республики | В течение года |
Разработка методических рекомендаций, программ, сценариев, лекций, дидактических материалов, памяток, т.д. | В течение года |
Работа со школьными библиотекарями | |
Участие в работе улусного МО школьных библиотекарей | В течение года |
Разработка рекомендаций, памяток по организации работы ШБ | В течение года |
Пополнение папки-накопителя «Документы ШБ» | В течение года |
Работа с педагогами | |
Выступление на школьном педсовете, производственному совещании, конференции, семинаре и т.д. | План СОШ |
Пополнение тематических папок-накопителей авторских разработок массовых мероприятий по этикету, пропаганде здорового образа жизни и личной безопасности, профилактике правонарушений. | В течение года |
Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам образовательно-воспитательного процесса | Запрос |
Разработка рекомендаций, памяток по организации и проведению массовых мероприятий | В течение года |
Пропаганда информационных ресурсов библиотечного аппарата | По плану |
Работа с родителями | |
Лекции на родительском лектории (на общешкольном родительском собрании) | |
Составление памяток для родителей по воспитанию детей | В течение года |
Индивидуальное консультирование | В течение года |
8. Ведение учетной документации ШБ
Учетные документы | Срок |
Инвентарные книги | Постоянно |
Книга суммарного учета книжного фонда | Постоянно |
Тетрадь учета книг, принятых взамен от читателей | Своевременно |
Дневник работы ШБ | Постоянно |
Журнал учета нетрадиционных носителей информации | Постоянно |
Папка актов движения книжного фонда | Своевременно |
Папка актов движения учебного фонда | Своевременно |
Папка учета учебного фонда | Своевременно |
Читательские формуляры и вкладыши к ним | Постоянно |
Учет выдачи учебников по классам | Сентябрь, май |
Статистические отчеты по работе школьной библиотеки | Май |