Анализ работы школьной библиотеки МБОУ «Хадарской СОШ им.С.Д. Флегонтова»
Краткая справка о библиотеке. Общая площадь библиотеки –35,2 м 2 . Количество помещений – 2. Оборудование: 6 стеллажей (3 в основном и 3 в книгохранилище) , 2 книжных шкафа, 3столов в читальном зале, 2 ученические парты, кафедра, 10 стульев. Технические средства: 1компьютер, 1 принтер, 1 сканер. Структура библиотечно-библиографического обслуживания: читальный зал, абонемент. Организует работу библиотеки Лукина Наталья Дмитрьевна, стаж библиотечной работы 5лет, в данной школе работает29год. Школьная библиотека работает в следующем режиме: с 11 - 00 до 17 –00. Воскресенье – выходной день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natal_dmitr.docx | 50.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы школьной библиотеки
МБОУ «Хадарской СОШ им.С.Д. Флегонтова»
Библиотека школы - особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно- воспитательного процесса. Эта структура многофункциональна: здесь и библиотечный фонд, фонд учебников, периодика, CD-носители информации, медиатека.
Краткая справка о библиотеке. Общая площадь библиотеки –35,2 м 2 . Количество помещений – 2. Оборудование: 6 стеллажей (3 в основном и 3 в книгохранилище) , 2 книжных шкафа, 3 столов в читальном зале, 2 ученические парты, кафедра, 10 стульев. Технические средства: 1компьютер, 1 принтер, 1 сканер. Структура библиотечно-библиографического обслуживания: читальный зал, абонемент. Организует работу библиотеки Лукина Наталья Дмитрьевна, стаж библиотечной работы 5 лет, в данной школе работает 29 год. Школьная библиотека работает в следующем режиме: с 11 - 00 до 17 – 00. Воскресенье – выходной день.
Школьная библиотека руководствуется в своей повседневной деятельности регламентирующими документами
Г О С Т а м и:
- ГОСТ 7.35-81 «Библиотечная документация. Первичные учетные документы. Требования к заполнению бланков».
- ГОСТ 7.20-80 «Единицы учета фондов библиотек и органов технической информации».
- ГОСТ 7.41-82 «Единицы учета обслуживания читателей на абонементе библиотек и органов».
Школьная библиотека является необходимым инструментом образовательно-воспитательного процесса: повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, выполняет
ф у н к ц и и:
1. Образовательные (обеспечивает непрерывное образование через создание соответствующих условий и атмосферы для учебы).
2. Информационные (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя).
3. Культурные (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся).
4. Развлекательные (проводят осмысленный досуг через предоставление развлекательных информаций и материалов).
Содействуя развитию грамотности, информационных навыков преподавания, самообразования и приобщению к культурному наследию библиотека призвана выполнять следующие
з а д а ч и :
1. Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-
воспитательного процесса и самообразования обучающихся и педагогов путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
2. Формирование у школьников информационной культуры, культуры чтения и учения путем библиотечно-библиографического обслуживания.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых форм индивидуальной и массовой работы с читателями.
4. Предоставление условий для самостоятельного создания и использования информации с целью приобретения знаний, развития понимания, творческих способностей и ради удовольствия путем организации комфортной библиотечной среды.
5. Оказание помощи учащимся в выработке и применении навыков оценки и использования информации независимо от формы, вида или носителя, в т.ч. восприимчивости к разным способам коммуникации в обществе.
6. Предоставление доступа к местным, региональным, национальным и международным ресурсам и других возможностей, что позволяет познакомиться с различными идеями, опытом, точками зрения.
7. Организация деятельности, способствующей расширению культурного и социального кругозора и эмоциональному развитию.
8. Пропаганда чтения, а также ресурсов и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами.
9. Расширение ассортимента библиотечных услуг.
10. Изготовление библиотечной продукции в помощь учебно-воспитательному процессу.
Современное техническое оснащение и наличие информационных ресурсов на различных носителях позволяет расширять ассортимент и предоставлять
библиотечные у с л у г и:
- Обслуживание читателей на абонементе.
- Обслуживание читателей в читальной зоне.
- Предоставление доступа к информационным ресурсам на различных носителях.
- Выполнение библиографических справок.
- Демонстрация видеофильмов учебного и воспитательного содержания.
- Воспроизведение аудиозаписей учебного и воспитательного содержания.
- Проведение устной и наглядной массово-информационной работы.
- Информирование о новинках учебно-воспитательной литературы.
- Консультирование и помощь в поиске и выборе книг и необходимой информации.
- Консультирование по различным вопросам образовательно-воспитательного процесса.
Основные н а п р а в л е н и я работы:
- Планирование и отчетность. Контрольные показатели.
- Библиотечно-информационное обслуживание.
- Пропаганда библиотечного фонда и привлечение читателей.
- Справочно-библиографическая работа.
- Организация, учет и сохранность книжного фонда.
- Повышение квалификации. Самообразование.
- Методическая работа.
- Ведение учетной документации.
Мониторинг основных показателей:
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | |
Фонд | 8583 | 8054 | 8750 |
Читатели | 134 | 134 | 130 |
Посещение | 1894 | 1594 | 1480 |
Выдача | 827 | 527 | 651 |
Библиотечный фонд растет в основном за счет субвенции и выдачи книг МО РС(Я) по ФГОС. В этом году по таблице видно, что растет общий фонд, а численность читателей падает. По – моему, это связано с уменьшением общего количества учащихся в школе, омоложением педагогического состава и родителей, распространением инновационных технологий.
Наличие документации библиотеки:
Паспорт библиотеки +
Положение о библиотеке в ред. 2004 г. +
Правила пользования библиотекой +
Режим работы +
Учетные документы: суммарная книга, инвентарная(ые) книга(и), тетради (журналы) учета дареных книг, учета книг полученных взамен утерянных, безинвентарного учета учебников и картотека учебников- -, дневник работы библиотеки. +
Программа развития библиотеки. +
План работы. +
Нормативные документы. +
Работа с фондом.
Обеспеченность учебниками составляет __100_% .
Перспективный план работы с фондом.
За год поступило всего - _428_ экз. в т.ч.
Учебники – 386 экз., из МКУ УО - _203_(на сумму 84970,85 рб) , субвенция – 183_(на сумму 114000 рб), внебюджет – _0_
художественная литература - 216
методическая литература - 20
прочая литература - 22
Подписка за три года по полугодиям:
2014 _10_ наименований газет и журналов на сумму _8000___ рублей
2015 __6_ наименований газет и журналов на сумму _8000___ рублей
2016 _6_ наименований газет и журналов на сумму _8000___ рублей
Перечислить работу с фондом:
1) Комплектование книжного фонда в соответствие образовательно-воспитательной программе, плану УО и школы, учитывая спрос пользователей;
2) Обеспечение сохранности книжного фонда;
3) Обновление информационного стенда;
4) Выписывание периодических изданий для учащихся;
3) Произведение мелкого ремонта книг;
6) Выявление и списывание ветхих, непрофильных, непригодных, не пользующихся спросом, утерянных со свободного доступа, утерянных читателями экземпляры;
7) Оформление движения фонда: включение, исключение;
8) Соблюдение и проверка расстановки фонда и порядка книг на полках;
9) Ведение учетной документации в соответствии с ГОСТом;
Работа с читателями
Читатели: - всего читателей – 130
- учащиеся – 84
- педагоги – 28
- родители и работники школы – 18
Фонд: 8750; из них книжный - 3735; учебники – 4017; периодика – 7; АВД –
Книговыдача: 651
Посещаемость: 1186
Пропаганда чтения как форма культурного досуга.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
В библиотеке оформляются разнообразные выставки, как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Индивидуальная и групповая работа.
Основные формы индивидуального обслуживания:
- беседа при записи в библиотеку,
- беседа при выдаче документов,
- беседа о прочитанной;
- анализ читательских формуляров,
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока. Большую помощь в проведении библиотечных уроков оказывает техника. Это и компьютер, через который находится интересная информация, и поиск иллюстраций через Интернет для создания Презентаций. Ведется групповая подготовка к чат викторинам, при подготовке к НПК и литературным вечерам, во время проведения предметных недель, олимпиад. Что позволяет интересно рассказывать о писателях, книгах. С помощью мультемедийного аппарата показывались мультфильмы по произведениям детских писателей, затем эти произведения читались и проводили обсуждение и сравнительный анализ, с вопросом что интереснее книга или мультфильм. Чаще всего дети приходили к выводу, что книга интереснее, чем мультфильм.
Выставки, обзоры:
Проведено 19 книжных выставок, посвященные:
- юбилеям писателей (Т.Е.Сметанин, И.М.Гоголев – Кындыл…);
- юбилейным датам («Чурапчинскому педучилище - 80», «Никто не забыт, ничто не забыто»…);
- в рамках недели детской книги;
- 4 обзора литературы;
- юбилеям писателей (А.С. Бродникова, С.А.Новгородова, С. Сергеева);
- вновь поступившей художественной литературы;
- декаде «Олоҥхо», неделя семейного чтения «Природа – наш дом»;
- в рамках недели детской книги;
- 5 обзоров литературы.
Библиотечные уроки:
В этом учебном году библиотечные уроки проведены по плану: “Первое посещение библиотеки”, «Структура книги», «Газеты и журналы для детей», «Систематический каталог», «Книга и ее создатели», «Методы самостоятельной работы с литературой», «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», «Книги и ее создатели» и т.д.
Массовая работа:
В рамках недели детской книги проводилась акция «Подари книгу школе», где собрано 38 книг.
В улусном фестивале семейного чтения, посвященного году Литературы “Ийэм, аҕам уонна мин – ааҕар дьиэ кэргэн” приняла участие многодетная семья Герасимовых и удостоена номинации «Оҕо куттаах дьиэ кэргэн».
Кроме того совместно с сельским библиотекарем Ноговицыной Е.Н. составили программы к 70 – летию ВОВ и году Литературы. Провели конкурс сочинений стихов «О войне написано не все - Өлбөөдүйбэт өйдөбүл», конкурс рисунков и исследовательскую работу «Моя семья во время войны», выпуск газет по классам писателям – юбилярам, местным авторам. В вечер открытия года Литературы провели конкурс на стихи местных авторов в связи с юбилеем школы, где читали семьями и индивидуально на призы учителя – ветерана Макаровой Марии Иннокентьевны. По итогам конкурсов вручены дипломы, номинации, призы.
В неделе школьной библиотеки проведена квест – игра «Береза», «Буккроссинг», кроме того совместно с сельским библиотекарем Ноговицыной Е.Н. проводили литературный вечер, посвященный 125 – летию Алампа. Проведен брейн – ринг среди учащихся 7,8,10 классов, посвященный к 125 – летию С.А.Новгородова.
Улусный фестиваль семейного чтения «Айымньы уонна айылҕа», посвящен году Экологии в России. Организован конкурс видеороликов «Аар тайҕам суугуна», где 1 кл. получил номинацию «Верность национальной традиции» и конкурс поделок «Сир түннүгэ», где ученик 3 кл. Гоголев Айыы Сээн занял 2 м., в конкурсе сценариев заняла 2 м.
В заочной олимпиаде школьников участвовало 39 учеников (4, 8, 10 кл.). Ученица 10 класса Неустроева Сахая заняла 3 место, Андрей и Антон Ноевы – 2 – 3 места, ученица 10 класса Елисеева Сахая – 3 место. 29 учащихся участвовали в 4 чат – викторинах, посвященных юбилеям Т.Е. Сметанина, И.М.Гоголева, «Слава героям и вечная память», «Ысыаху Олонхо». Учающиеся 7 класса заняли 3 м. среди средних групп в викторине «Ысыаху Олонхо». В литературной викторине «Мир русской литературы», проводимой газетой «Сана олох» приняла участие Иванова Вероника. 22 учащихся участвовали в различных викторинах, посвященным юбилеям А.С. Бродникова, С.А.Новгородова, С.П.Данилова, И.И.Эртюкова. В семейной литературной викторине «Баарбын барытын оҕоҕо аныыбын – ол аата айымньыларбын», посвященной к 100 летнему юбилею А.С.Бродиникова, проводимой улусной детской библиотекой приняли участие Андрей и Антон Ноевы и заняли 3 место, награждены грамотой и призами.
Справочно-библиографическая работа
Электронный каталог «1С:Школьная библиотека» - 0
Систематический каталог - 0
Алфавитный каталог - 0
Библиографические справки -
- Подбор книг и материала к предметной декаде, воспитательному и внеклассному мероприятию, т.д.
- Подбор материалов для работы над рефератом, докладом, сочинением, сообщением
- Информационные и тематические обзоры книг – 5
- Составление и обновление рекомендательных списков: электронные адреса (сайты) о ОГЭ, ЕГЭ;
- Внеклассное чтение, золотая сотня, самостоятельное чтение, по вопросам воспитания;
- Пополнение тематических папок - накопителей по школьным праздникам, воспитательной работе, предметным декадам;
- Изготовление библиотечной продукции, способствующей формированию информацион-ной грамотности и культуры пользователей библиотеки.
- Обновление стенда «Информация для читателей» о библиотеке, КЗД, книге, чтении;
План работы в основном выполнена:
- Ведется работа по заполнении документации библиотеки;
- Учебники обновляются периодически;
Минусам можно отнести:
- Не куплен и не внедрен электронный каталог;
Наиболее удавшимся мероприятием считается литературный вечер, посвященный 125 – летию Алампа. Прилагается отчет – презентация.
Анализируя работу школьной библиотеки, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов, оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
Основные задачи, поставленные перед собой в целом - выполнены.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать:
- Снизилась читательская активность обучающихся, педагогов, родителей, книгу заменил Интернет.
- Не проведена материальная оценка фонда;
- Нет на сайте школы библиотечной странички.
Задачи, над которыми стоит работать:
- Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
- Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе», привлечь спонсорскую помощь.
- Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
- Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
- Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
- Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки.
- Создать сайт школьной библиотеки. Создание сайта – не самоцель, а возможность приобщить читателей к удаленным источникам информации. Это своего рода окно в единое информационное пространство, это виртуальное представительство общеобразовательного учреждения в Интернете.