Развитие читательской компетенции студентов профессиональных образовательных организаций
Обществу нужны специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskoy_kompetentsii_studentov.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательской компетенции студентов профессиональных образовательных организаций.
В условиях прогрессивного развития современного общества проблема развития читательской компетентности в профессиональных образовательных организациях становится крайне актуальной. В первую очередь потому, что среди студентов отмечается чрезвычайно низкий престиж чтения. Практика показывает, что студенты с трудом справляются с большими объемами текстов по выбранным образовательным программам, как общеобразовательным, так и профессиональным. Обществу нужны специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных компетенций, а компетентным специалистом считается тот, кто способен усваивать большой объем информации, накапливать ее и активно применять в профессиональной деятельности.
Примером этому могут служить исследования, ежегодно проводимые в Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся, в которых участвуют школьники в возрасте 15 лет, т.е. будущие абитуриенты колледжей и техникумов. Средний балл российских школьников составляет около 480 баллов, что по статистике ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). На протяжении последних лет первое место прочно удерживают школьники Китая, опережая российских почти на 100 баллов. При этом число последних, готовых к самообучению с помощью текстов, составляет 20 %, а число школьников, которые справились с заданиями на самом высоком уровне - 5 %. Вывод экспертов таков, что школьников необходимо учить читать разные виды текстов, особенно важно развивать у них умения применять различные формы восприятия чтения и переработки текстовой информации. Следовательно, школьное образование не решает задачу формирования читательской компетенции в полной мере. В процессе обучения в профессиональных образовательных организациях необходимо развивать эту компетенцию применительно к тому или иному направлению подготовки.
В задачи формирования читательской компетентности студентов профессиональных образовательных организаций среди основных можно выделить следующие:
- развитие коммуникативных, интеллектуальных и рефлективных способностей;
- обогащение личностного и профессионального опыта;
- повышение адаптации к условиям жизни и деятельности в информационном пространстве.
Национальная программа поддержки и развития чтения дает определение читательской компетентности как «совокупности знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях».
Успешная работа по формированию читательской компетентности студентов в итоге позволит студенту при работе с текстом: анализировать и усваивать информацию, обобщать знания, полученные не только из содержания текста, но и из собственного опыта, делить информацию на существенную и несущественную. Формирование данной компетенции позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса, поскольку направлена на работу с разнообразными источниками специальной информации, которые студенты могут использовать на протяжении не только периода обучения, но и всей будущей профессиональной деятельности.
Общество за последние десятилетия осознало, что непрерывное образование имеет огромное перспективное значение. Это связано с необходимостью совершенствоваться. Поэтому умение читать – это не только овладение техникой чтения, приобретенной в начальной школе. Сейчас это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые перфекционируются человеком на разных этапах деятельности и общения в течение всей жизни.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Тема очень актуальная.
Тема очень актуальная. надеюсь, что со временем все изменится.