Открытый урок-игра

Козловская Светлана Владимировна

Констект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_priznanie.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств Татищевского муниципального района Саратовской области"

Открытый урок-игра

по предмету «История искусств»

 эпоха

Возрождения.

Автор: Козловская Светлана Владимировна,

преподаватель по истории искусств

Р.п.Татищево

2016

Цели урока: развитие художественного кругозора учащихся; обобщение знаний, полученных на уроках истории искусств.

Образовательная: 

-создать условия для изучения и повторения произведений великих мастеров Эпохи Возрождения.

Развивающая: 

-развить у учащихся способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров.

-развить творческие способности в поисково-исследовательских видах деятельности.

Воспитательная: 

-воспитание художественного вкуса.

-воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры;

-воспитание уважения к нравственным ценностям.


Задачи урока:

-познакомить учащихся с особенностями искусства Возрождения.

-сформировать представления о шедеврах эпохи.

-рассказать о творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

-продолжить работу над развитием умения описывать произведения искусства, определять их особенности, характерные черты.

Методы обучения:

-метод экспозиционного показа;

-метод сравнения и сопоставления произведений искусства;

-метод исторического анализа рассматриваемых явлений.

Средства обучения:

-компьютер,

-книги из серии «Великие художники».

-словарь:  Ренессанс, гуманизм, утопия, памфлет, трагедия, монет, месса, мадригал, капелла, лютня.

Оформление класса: на стенах репродукции картин знаменитых художников эпохи Возрождения; высказывания об искусстве, выбранные участниками игры в качестве эпиграфов.

Ход урока

Преподаватель показывает учащимся отросток растения и спрашивает, что это. После ответа он задает вопрос “что вырастет из этого отростка?”.

Учащиеся: Растение, цветок и т.д.

Преподаватель показывает росток и спрашивает “что произойдет с отростком, если мы его не посадим в землю?”

Учащиеся: Он засохнет, завянет и может погибнуть.

Преподаватель: А что с ростком произойдет, если мы его посадим в землю?

Учащиеся: Он снова вырастет.

Учитель: Очень похожие процессы происходили и с европейской культурой: сначала она расцвела, потом пришла в упадок и вновь возродилась. И сегодня мы будем говорить об Эпохе Возрождения.

Так что же такое Возрождение?

Приоткрыть завесу над этой эпохой мы и попытаемся сегодня!

Преподаватель: сегодня наш урок пройдет в форме игры,  судить нас будут члены жюри (Киреева И.В, Лухманова О.В.,) я предлагаю Вам разделиться на две команды и придумать им названия и выбрать капитана команды.  Представляет команды.

правила нашей игры: Игра разбита на 4 тура.

1тур «Ты — мне, я — тебе» Команды задают друг другу по три вопроса. Вопросы подготовлены заранее.

2 тур «бочонок» На выбор команды предоставлены 6 вопросов, номера которых они выбирают сами.

3 тур «Темная лошадка»

4 тур «Гонка за лидером» В течение одной минуты каждая команда должна ответить на как можно большее количество вопросов.

Между ТУРАМИ проводятся конкурсы: «Пазл» (конкурс капитанов), «Немая сцена».

В конце игры подводятся итоги, и объявляется победитель.

Преподаватель: 

1тур «Ты — мне, я — тебе»

(Подготовлены самими командами)

Примерные вопросы:

1 вопрос

  О ком говорится: с самого детства его отличала исключительная любознательность: он увлекался геологией и ботаникой, наблюдал за игрой солнечного света и тени, за полётом птиц, движением воды. Усердно изучал латинский язык, в юности получил основательную математическую подготовку. Занимался поэзией, пением и музыкой. Играл на скрипке и арфе, был искусным собеседником. Много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, плавал и сражался на шпагах.

(Леонардо да Винчи)

2 вопрос

Как по-другому называется статуя «Пьета» Микеланжело?

 (Оплакивание Христа)

3 вопрос

Как по-другому называли современники статую Давида Микеланджело? (Флорентийский гигант)

4 вопрос

О чём эти строки Микеланджело:

От напряженья вылез зоб на шее,

Живот подполз вплотную к подбородку,

Задралась к небу борода. Затылок

Прилип к спине, а на лицо от кисти

За каплей капля краски сверху льются

И в пёструю его палитру превращают.

(Так Микеланджело описывает свою работу по росписи потолка Сикстинской капеллы.)

5 вопрос

Сколько лет прожил Рафаэль?

(«ровно 37 лет»)

6 вопрос

Кого из живописцев современники называли божественным?

(Рафаэль)

2 тур «бочонок»

Команды по очереди вытаскивают фишки с номерами вопросов. (Вопросы висят на доске)

№ 1 вопрос

Каждая улица Флоренции – мир искусства. “Ее стены, – сообщает историк того времени, – это сосуд, содержащий роскошный цветок человеческого гения, этот город – драгоценный алмаз в диадеме, которою украсил землю итальянский народ”. Камни Флоренции хранят эхо шагов великих граждан мира, что проходили здесь века назад.

Перед вами знаменитый собор, о котором Микеланджело сказал: “Трудно сделать также хорошо, невозможно сделать лучше”.

Вопрос: как называется этот собор? 

ОТВЕТ: Собор Санта-Мария– символ величия Флоренции.

№2 вопрос

Возникнув как синтез античности и средневековья, искусство эпохи Возрождения являло богов в образе прекрасных людей. Божественный человек – идеал человека Возрождения. Мадонна с младенцем на руках – вечная и неисчерпаемая тема.

ряд репродукций с изображением Мадонны художников Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля.

Вопрос: как вы думаете, какой картине и какого художника посвящены строки итальянского поэта Джамбатисты Марино:

Где ангелу земному краски взять Чтоб красоту прославить неземную.Он должен был, покинув мастерскую На небе – в царстве божьем побывать. Он сделал взор божественный открытым. Зарю и млечность звездного пути Соединил и подарил ланитам. Помог лучу улыбки расцвести. И навсегда пребудет знаменитым, Дерзнув на землю рай перенести.

Вопрос: Одна из старинных легенд утверждает, что прекрасный, неземной образ пришел к художнику во сне, во время сонной грезы, а лик мадонны он написал со своей жены.

ОТВЕТ: Рафаэль “Сикстинская Мадонна”.

№3 вопрос 

Всю жизнь он своим искусством утверждал веру в беспредельные возможности человека. Он создал свой собственный мир образов, поражающий титанической мощью. Наиболее ярко этот мир предстает в этом творении. Смотрим и видеоряд

На фоне музыки Бетховена демонстрация видеофрагмент росписи свода “Сикстинской капеллы” Микеланджело.

Вопрос: назовите произведение искусства и ее автора.

ОТВЕТ: Микеланджело, роспись свода “Сикстинской капеллы”.

Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор и поэт. Четыре с половиной года расписывал потолок капеллы 600 кв. метров.

№4 вопрос

Вопрос: назовите 3 музы творчества Микеланджело.

ОТВЕТ: Живопись, Скульптура, Архитектура.

№ 5 вопрос

Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, ученый, мыслитель. В своих картинах он впервые применил собственный прием в живописи, получивший название «сфумато». Выберите и укажите правильное определение сфумато:

а) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции;

б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды;

в) четкое геометрическое построение фигур как бы вписанных в треугольник;

г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением

ОТВЕТ: б

№ 6 вопрос

Высшим достижением искусства Леонардо да Винчи является огромная фреска «Тайная вечеря», выполненная на всю стену трапезной монастыря в Милане. Однако это произведение дошло до нас в сильно поврежденном виде из-за нижеперечисленных причин:

а) особенностей примененной Леонардо да Винчи техники письма фрески (смешение темперы и масла);

б) устройство в XVIII веке бонапартистами в трапезной конюшни, а затем тюрьмы;

в) попадание бомбы в трапезную в период второй мировой войны.

Попытайтесь определить основную причину плохой сохранности фрески.

ОТВЕТ: б

Конкурс капитанов «пазл».

Преподаватель: И вот мы вспомнили основные понятия и имена по теме «Искусство эпохи Возрождения», а сейчас нам придется вспомнить шедевры эпохи Возрождения. Капитанам предстоит собрать по кусочкам репродукцию картины великого мастера, назвать ее и автора и дать краткий анализ картины.(Капитаны команд выбирают конверты с разрезанными репродукциями картин (Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Мадонна Коннестабиле» ) и вскрывают их только по команде учителя)Время ограничено — только 3 минуты. Жюри оценивает быстроту, логику анализа картины и точность в определении автора и названия картины. Выступление капитанов.

3 тур «Темная лошадка»

( очки даются той команде, которая быстрей даст правильный ответ)

О ком идёт речь?

Ведущий преподаватель.

Более пяти столетий (1483-1520) его имя окружено ореолом поклонения и восхищения.

Свои творческие искания он воплотил в совершенных образах Мадонны, в монументальных фресках, алтарных картинах и реалистических портретах. Его справедливо называют «певцом женской красоты».

Им написано более 20 Мадонн.

Его талант удивительно разносторонен.

Он был не только живописцем, занимался архитектурой и декоративно – прикладным искусством.

Весь Рим оплакивал этого художника. Его похоронили с почестями в Пантеоне «храме всех богов».

Кто он?

Ответ: Рафаэль Санти.

Вопросы для первой команды:

1. Колыбель итальянского Возрождения - Флоренция.

2. Эпоха Возрождения пришла на смену- Средневековью

3. Стать кардиналом Рафаэлю помешала - преждевременная смерть.

4. Главная тема произведений искусства Возрождения- гармонично развитый человек.

5. Символ Флоренции - собор Санта Мария дель Фьоре.

6. Любимая тема художника Боттичелли - сюжеты Священного писания.

7. Раннее Возрождение, по другому - Кватроченто

8. Секрет Джоконды таится - в улыбке

9. Роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело согласился делать по настоянию - Папы Римского.

10. Алтарная стена Сикстинской капеллы украшена фреской - «Страшный суд».

11. Певец женской красоты - Рафаэль.

12. Символ жертвенной любви во имя спасения человечества картина Рафаэля - «Сикстинская мадонна».

13. Рафаэль похоронен в -Пантеоне.

14. Крупнейший драматург Возрождения, создатель трагедии «Ромео и Джульетта» - Уильям Шекспир

Вопросы для второй команды:

В эпоху Возрождения возникли новые музыкальные жанры: - оратория и опера.

2. Многие рукописи Леонардо да Винчи читаются с помощью - зеркала

3. В чертах лица Джоконды некоторые видят черты - самого Леонардо да Винчи.

4. Последняя картина Рафаэля - «Преображение господне»

5. Мадонна Коннестабиле изображена в -кругу.

6. Последнее архитектурное строение Микеланджело - купол собора Святого Петра в Риме.

7. Статуя «Давид» имеет высоту - 5,5метра

8. Центр культуры золотого века Возрождения - Рим

9. Главное завоевание эпохи Возрождения - интерес к человеку.

10. Назовите по- другому: ПРОТОРЕНЕССАНС - Предвозрождение

11. Кватроченто – анализ, чинквеченто – итог.

12. Основоположник искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи

13.Площадь свода Сикстинской капеллы - 600 квадратных метров.

14. В центре фрески «Страшный суд» находится фигура - Христа

Конкурс застывших картин «Немая сцена»

Выступление команд, которые должны изобразить любую известную картину эпохи Возрождения. Учитель: Наша игра подошла к концу. Жюри мы просим огласить результаты.

Объявляются лучшие игроки команд, они получают призы.

Вывод:

преподаватель: Когда говорят: «искусство Возрождения, вспоминаются лица. Лица крупным планом, высветленные, отчеканенные с четкостью медали, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные. Это была эпоха бурного творческого подъема, жаждущая познать и понять мир, каков он действительно есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс, «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености». Сегодня мы вспомнили имена великих мастеров эпохи Возрождения, их шедевры, а также обобщили полученные знания по теме «Искусство эпохи Возрождения».