Открытый урок-игра
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств Татищевского муниципального района Саратовской области"
Открытый урок-игра
по предмету «История искусств»
эпоха
Возрождения.
Автор: Козловская Светлана Владимировна,
преподаватель по истории искусств
Р.п.Татищево
2016
Цели урока: развитие художественного кругозора учащихся; обобщение знаний, полученных на уроках истории искусств.
Образовательная:
-создать условия для изучения и повторения произведений великих мастеров Эпохи Возрождения.
Развивающая:
-развить у учащихся способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров.
-развить творческие способности в поисково-исследовательских видах деятельности.
Воспитательная:
-воспитание художественного вкуса.
-воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры;
-воспитание уважения к нравственным ценностям.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с особенностями искусства Возрождения.
-сформировать представления о шедеврах эпохи.
-рассказать о творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.
-продолжить работу над развитием умения описывать произведения искусства, определять их особенности, характерные черты.
Методы обучения:
-метод экспозиционного показа;
-метод сравнения и сопоставления произведений искусства;
-метод исторического анализа рассматриваемых явлений.
Средства обучения:
-компьютер,
-книги из серии «Великие художники».
-словарь: Ренессанс, гуманизм, утопия, памфлет, трагедия, монет, месса, мадригал, капелла, лютня.
Оформление класса: на стенах репродукции картин знаменитых художников эпохи Возрождения; высказывания об искусстве, выбранные участниками игры в качестве эпиграфов.
Ход урока
Преподаватель показывает учащимся отросток растения и спрашивает, что это. После ответа он задает вопрос “что вырастет из этого отростка?”.
Учащиеся: Растение, цветок и т.д.
Преподаватель показывает росток и спрашивает “что произойдет с отростком, если мы его не посадим в землю?”
Учащиеся: Он засохнет, завянет и может погибнуть.
Преподаватель: А что с ростком произойдет, если мы его посадим в землю?
Учащиеся: Он снова вырастет.
Учитель: Очень похожие процессы происходили и с европейской культурой: сначала она расцвела, потом пришла в упадок и вновь возродилась. И сегодня мы будем говорить об Эпохе Возрождения.
Так что же такое Возрождение?
Приоткрыть завесу над этой эпохой мы и попытаемся сегодня!
Преподаватель: сегодня наш урок пройдет в форме игры, судить нас будут члены жюри (Киреева И.В, Лухманова О.В.,) я предлагаю Вам разделиться на две команды и придумать им названия и выбрать капитана команды. Представляет команды.
правила нашей игры: Игра разбита на 4 тура.
1тур «Ты — мне, я — тебе» Команды задают друг другу по три вопроса. Вопросы подготовлены заранее.
2 тур «бочонок» На выбор команды предоставлены 6 вопросов, номера которых они выбирают сами.
3 тур «Темная лошадка»
4 тур «Гонка за лидером» В течение одной минуты каждая команда должна ответить на как можно большее количество вопросов.
Между ТУРАМИ проводятся конкурсы: «Пазл» (конкурс капитанов), «Немая сцена».
В конце игры подводятся итоги, и объявляется победитель.
Преподаватель:
1тур «Ты — мне, я — тебе»
(Подготовлены самими командами)
Примерные вопросы:
1 вопрос
О ком говорится: с самого детства его отличала исключительная любознательность: он увлекался геологией и ботаникой, наблюдал за игрой солнечного света и тени, за полётом птиц, движением воды. Усердно изучал латинский язык, в юности получил основательную математическую подготовку. Занимался поэзией, пением и музыкой. Играл на скрипке и арфе, был искусным собеседником. Много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, плавал и сражался на шпагах.
(Леонардо да Винчи)
2 вопрос
Как по-другому называется статуя «Пьета» Микеланжело?
(Оплакивание Христа)
3 вопрос
Как по-другому называли современники статую Давида Микеланджело? (Флорентийский гигант)
4 вопрос
О чём эти строки Микеланджело:
От напряженья вылез зоб на шее,
Живот подполз вплотную к подбородку,
Задралась к небу борода. Затылок
Прилип к спине, а на лицо от кисти
За каплей капля краски сверху льются
И в пёструю его палитру превращают.
(Так Микеланджело описывает свою работу по росписи потолка Сикстинской капеллы.)
5 вопрос
Сколько лет прожил Рафаэль?
(«ровно 37 лет»)
6 вопрос
Кого из живописцев современники называли божественным?
(Рафаэль)
2 тур «бочонок»
Команды по очереди вытаскивают фишки с номерами вопросов. (Вопросы висят на доске)
№ 1 вопрос
Каждая улица Флоренции – мир искусства. “Ее стены, – сообщает историк того времени, – это сосуд, содержащий роскошный цветок человеческого гения, этот город – драгоценный алмаз в диадеме, которою украсил землю итальянский народ”. Камни Флоренции хранят эхо шагов великих граждан мира, что проходили здесь века назад.
Перед вами знаменитый собор, о котором Микеланджело сказал: “Трудно сделать также хорошо, невозможно сделать лучше”.
Вопрос: как называется этот собор?
ОТВЕТ: Собор Санта-Мария– символ величия Флоренции.
№2 вопрос
Возникнув как синтез античности и средневековья, искусство эпохи Возрождения являло богов в образе прекрасных людей. Божественный человек – идеал человека Возрождения. Мадонна с младенцем на руках – вечная и неисчерпаемая тема.
ряд репродукций с изображением Мадонны художников Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля.
Вопрос: как вы думаете, какой картине и какого художника посвящены строки итальянского поэта Джамбатисты Марино:
Где ангелу земному краски взять Чтоб красоту прославить неземную.Он должен был, покинув мастерскую На небе – в царстве божьем побывать. Он сделал взор божественный открытым. Зарю и млечность звездного пути Соединил и подарил ланитам. Помог лучу улыбки расцвести. И навсегда пребудет знаменитым, Дерзнув на землю рай перенести.
Вопрос: Одна из старинных легенд утверждает, что прекрасный, неземной образ пришел к художнику во сне, во время сонной грезы, а лик мадонны он написал со своей жены.
ОТВЕТ: Рафаэль “Сикстинская Мадонна”.
№3 вопрос
Всю жизнь он своим искусством утверждал веру в беспредельные возможности человека. Он создал свой собственный мир образов, поражающий титанической мощью. Наиболее ярко этот мир предстает в этом творении. Смотрим и видеоряд
На фоне музыки Бетховена демонстрация видеофрагмент росписи свода “Сикстинской капеллы” Микеланджело.
Вопрос: назовите произведение искусства и ее автора.
ОТВЕТ: Микеланджело, роспись свода “Сикстинской капеллы”.
Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор и поэт. Четыре с половиной года расписывал потолок капеллы 600 кв. метров.
№4 вопрос
Вопрос: назовите 3 музы творчества Микеланджело.
ОТВЕТ: Живопись, Скульптура, Архитектура.
№ 5 вопрос
Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, ученый, мыслитель. В своих картинах он впервые применил собственный прием в живописи, получивший название «сфумато». Выберите и укажите правильное определение сфумато:
а) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции;
б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды;
в) четкое геометрическое построение фигур как бы вписанных в треугольник;
г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
ОТВЕТ: б
№ 6 вопрос
Высшим достижением искусства Леонардо да Винчи является огромная фреска «Тайная вечеря», выполненная на всю стену трапезной монастыря в Милане. Однако это произведение дошло до нас в сильно поврежденном виде из-за нижеперечисленных причин:
а) особенностей примененной Леонардо да Винчи техники письма фрески (смешение темперы и масла);
б) устройство в XVIII веке бонапартистами в трапезной конюшни, а затем тюрьмы;
в) попадание бомбы в трапезную в период второй мировой войны.
Попытайтесь определить основную причину плохой сохранности фрески.
ОТВЕТ: б
Конкурс капитанов «пазл».
Преподаватель: И вот мы вспомнили основные понятия и имена по теме «Искусство эпохи Возрождения», а сейчас нам придется вспомнить шедевры эпохи Возрождения. Капитанам предстоит собрать по кусочкам репродукцию картины великого мастера, назвать ее и автора и дать краткий анализ картины.(Капитаны команд выбирают конверты с разрезанными репродукциями картин (Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Мадонна Коннестабиле» ) и вскрывают их только по команде учителя)Время ограничено — только 3 минуты. Жюри оценивает быстроту, логику анализа картины и точность в определении автора и названия картины. Выступление капитанов.
3 тур «Темная лошадка»
( очки даются той команде, которая быстрей даст правильный ответ)
О ком идёт речь?
Ведущий преподаватель.
Более пяти столетий (1483-1520) его имя окружено ореолом поклонения и восхищения.
Свои творческие искания он воплотил в совершенных образах Мадонны, в монументальных фресках, алтарных картинах и реалистических портретах. Его справедливо называют «певцом женской красоты».
Им написано более 20 Мадонн.
Его талант удивительно разносторонен.
Он был не только живописцем, занимался архитектурой и декоративно – прикладным искусством.
Весь Рим оплакивал этого художника. Его похоронили с почестями в Пантеоне «храме всех богов».
Кто он?
Ответ: Рафаэль Санти.
Вопросы для первой команды:
1. Колыбель итальянского Возрождения - Флоренция.
2. Эпоха Возрождения пришла на смену- Средневековью
3. Стать кардиналом Рафаэлю помешала - преждевременная смерть.
4. Главная тема произведений искусства Возрождения- гармонично развитый человек.
5. Символ Флоренции - собор Санта Мария дель Фьоре.
6. Любимая тема художника Боттичелли - сюжеты Священного писания.
7. Раннее Возрождение, по другому - Кватроченто
8. Секрет Джоконды таится - в улыбке
9. Роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело согласился делать по настоянию - Папы Римского.
10. Алтарная стена Сикстинской капеллы украшена фреской - «Страшный суд».
11. Певец женской красоты - Рафаэль.
12. Символ жертвенной любви во имя спасения человечества картина Рафаэля - «Сикстинская мадонна».
13. Рафаэль похоронен в -Пантеоне.
14. Крупнейший драматург Возрождения, создатель трагедии «Ромео и Джульетта» - Уильям Шекспир
Вопросы для второй команды:
В эпоху Возрождения возникли новые музыкальные жанры: - оратория и опера.
2. Многие рукописи Леонардо да Винчи читаются с помощью - зеркала
3. В чертах лица Джоконды некоторые видят черты - самого Леонардо да Винчи.
4. Последняя картина Рафаэля - «Преображение господне»
5. Мадонна Коннестабиле изображена в -кругу.
6. Последнее архитектурное строение Микеланджело - купол собора Святого Петра в Риме.
7. Статуя «Давид» имеет высоту - 5,5метра
8. Центр культуры золотого века Возрождения - Рим
9. Главное завоевание эпохи Возрождения - интерес к человеку.
10. Назовите по- другому: ПРОТОРЕНЕССАНС - Предвозрождение
11. Кватроченто – анализ, чинквеченто – итог.
12. Основоположник искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи
13.Площадь свода Сикстинской капеллы - 600 квадратных метров.
14. В центре фрески «Страшный суд» находится фигура - Христа
Конкурс застывших картин «Немая сцена»
Выступление команд, которые должны изобразить любую известную картину эпохи Возрождения. Учитель: Наша игра подошла к концу. Жюри мы просим огласить результаты.
Объявляются лучшие игроки команд, они получают призы.
Вывод:
преподаватель: Когда говорят: «искусство Возрождения, вспоминаются лица. Лица крупным планом, высветленные, отчеканенные с четкостью медали, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные. Это была эпоха бурного творческого подъема, жаждущая познать и понять мир, каков он действительно есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс, «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености». Сегодня мы вспомнили имена великих мастеров эпохи Возрождения, их шедевры, а также обобщили полученные знания по теме «Искусство эпохи Возрождения».