аналитическая записка
Аналитическая записка
Белкиной Светланы Валентиновны
Учителя истории и обществознания МБОУСОШ №1 с.Троицкое Нанайского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska_belkina.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Белкиной Светланы Валентиновны
Учителя истории и обществознания МБОУСОШ №1 с.Троицкое Нанайского района
Зачем я пришла на урок? Передать информацию, конечно нет. Я пришла
научить детей добывать знания, размышлять, сопоставлять, логически
думать, в споре находить истину, выражать свои мысли и чувства. Я хочу,
чтобы мои ученики не только усваивали исторические знания, но и
приобретали умения и навыки, а также развивались как личности. Мои профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений учащихся, но и на диагностику их деятельности, чтобы выявив проблемы, помочь устранить трудности в познании и применении знаний. Для этого я выстраиваю свою систему работы.
Я начинаю формирование положительной мотивациии учащихся среднего звена к предмету начинаю с первого дня пребывания их в школе :учащиеся видят результаты старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, что является для них хорошим примером.
Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Но чем можно удивить современного ученика? Для этого использую технологию обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, технологию метода проектов, активные методы обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку,
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, т.е. это начало творческого развития личности учащегося.
Работать по данной технологии начинаю с пятого класса. Первоначально использую информационный проект. Учу учащихся анализировать информацию, полученную из различных источников, обрабатывать её и выступать с презентацией.
(Проекты: «Восточная Африка два миллиона лет тому назад», « Науки- помощницы в изучении истории») Предлагая учащимся творческие проекты , определила схему :
определение потребности исследования | изготовление |
требования к объекту проектирования | оценка. |
выработка идей | |
планирование |
определение потребности исследования, требования к объекту проектирования, выработка идей, планирование, изготовление, оценка. (Проекты «Морской путь возвращения Одиссея из-под Трои домой», «Зрелища, возникшие в древности») Поддерживать интерес к предмету помогает игровой проект. Обязательно выделяем проблему, цель и результат проекта.
(Проект «Ожившая картина», «Один день из жизни афинского педагога», «Кто быстрей»).Последним в работу ввожу в пятом классе исследовательский проект (мини-проект). (Проект «Генеалогическое древо моей семьи», «В честь кого меня назвали») . Усложнятся работа с таким проектом будет по мере перехода учащихся из одного класса в другой. В завершённом виде он будет иметь структуру, приближенную к научному исследованию: аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. выдвижение гипотез, обозначение методов исследования и проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов, формулирование выводов и обозначение проблем на перспективу исследования.
Проектная деятельность развивает самостоятельность учащихся. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Положительно то, что проектная деятельность формирует исследовательские умения учащихся, способствует развитию творческих способностей и логического мышления. На этапе защиты работы школьники активно используют компьютерные технологии, что позволяет сделать презентации яркими и запоминающимися, а это является мотивацией к исследовательским работам новых учеников.
Исследовательскую проектную деятельность использую как на уроках, так и во внеурочное время.
В моей педагогической практике имеет место технология обучения в сотрудничестве .Основная идея такого обучения – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Для этого объединяю детей в небольшие группы, даю им одно общее задание, оговариваю роль каждого ученика в решении этого задания, т.е. возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные ученики заинтересованы, чтобы все члены группы разобрались в материале и сами могут проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями ликвидируют пробелы в знаниях.
Основным содержанием технологии является: доверие, увлечённость, самостоятельность, требовательность не учителя, а группы.
Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку индивидуального подхода: чтобы идти от ребенка к учебному предмету, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать и обогащать. В результате применения этой технологии каждый ученик не только овладевает знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его социализации, но и формирует коммуникативные умения.
Например, данную технологию применяю на уроках, когда нужно проверить знание дат или терминов. Класс делится на несколько групп, в которые попадают дети разного уровня обученности. В течение 5-10 минут учащиеся совместно повторяют даты или термины, затем более сильные ученики (лидеры групп) ведут тихий опрос у себя в группе, ликвидируя пробелы в знаниях слабых учеников, выставляя в листе контроля отметки. Я провожу выборочный контроль знаний учащихся группы, чьи знания буду контролировать, определяю по-разному: жеребьёвка, самый слабый ученик. Оценка, полученная отвечающим, ставится всей группе. Тем самым, вся группа заинтересована в прочных знаниях. Также эту технологию применяю в групповых проектах.
Все перечисленные приемы будут более продуктивны в сочетании с информационно-коммуникативной технологией, которую также применяю в своей работе.
Достоинства:
- возможность создания компьютерного материала для конкретного урока;
- возможность сочетания разных программных средств,
- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
Применение компьютера максимально уплотняет урок. Учащиеся с удовольствием работают в онлайн режиме на компьютере, дети сами задают темп работы, сразу же получает оценку за свою работу.
В своей работе я использую информационные технологии для:
- планирования учебного материала и учебных занятий,
- подготовки печатных материалов к урокам;
- обработки результатов проверочных и контрольных работ;
-использую мультимедийное проектирование для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций
Я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, с
уважением отношусь к личности ученика, использую эмоционально-
положительный стиль общения. Это позволяет создать в классе комфортную психологическую обстановку.
Творческий поход, постоянное совершенствование педагогических технологий и приемов, применение знаний детской психологии, такт в общении с детьми позволяют мне добиваться хороших результатов в обучении и воспитании учащихся.
Мои учащиеся в 2016-2017 учебном году приняли участие в школьном, муниципальном этапах Всероссийской олимпиаде школьников, имеются призёры, победители .
Предмет | Класс | Результаты | |
Школьный этап
| Муниципальный этап | ||
Обществознание | 7 | Победитель 1 1.Вахитова Н. 2.Анисимова О. 3.Бадулина В. Призёры | Победитель 1 Призёр 1 |
История | 6 | Победители 2 1.Задорожная К. 2.Власовова П. |
Я, думаю, что результаты достигаются ещё тем, что я занимаюсь дополнительно с разными категориями учащихся: с одарёнными, со слабоуспевающими и пропустившими занятия по болезни,
У меня имеется своя система работы с одарёнными детьми.
1.Выявление одарённых детей (наблюдения, беседы)
2.Вовлечение детей в проектную и учебно-исследовательскую деятельность:
- Учащиеся первоначально под моим руководством, а затем самостоятельно создают свои проекты, для этого мы учимся брать интервью, записывать воспоминания, работать с материалами домашних архивов, изучать специальные сайты сети Интернет и дополнительную литературу;
- Затем они со своими работами выступают на уроках
- 3.Вовлечение детей в олимпиадное движение Подготовка к предметным олимпиадам:
- Во внеурочное время повторяем ранее изученный материал, затем его закрепляем с помощью беседы, решения проблемных задач, выполнения тестовых заданий, написания эссе;
- Работа с дополнительной литературой (словари, справочники, хрестоматии – печатные и электронные) самостоятельно и непосредственно под моим руководством для детального изучения исторических событий по элементам дополнительного содержания образования. Например: герои сражений Великой Отечественной войны…
4.Вовлечение детей в работу консультантами. Во время учебных занятий одарённые дети, заранее сдав тему, помогают мне принимать её у своих товарищей по заранее определённой позиции – даты, термины, основные персоналии. Эта работа даёт возможность детям повысить уровень своих знаний, чтобы правильно оценить знания товарищей.
Воспитательная работа неразрывно связана с уроками истории. Особое внимание уделяю патриотическому воспитанию. С ноября 2016 года Являюсь старшей вожатой,раюотаю на 5-8 классах, также на данный момент и.о. классного руководителя у 6а класса
Воспитательную работу в образовательном учреждении с классами выстраиваем по пяти направлениям: духовно – нравственное, социальное, спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное и общекультурное.