РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я - читатель»

Никольская Наталия Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по внеурочной деятельности  «Я - читатель» для учащихся 4 - х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_4.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение
Лицей № 281

Адмиралтейского района Санкт- Петербурга

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей
_____________________
_____________________
     ФИО
Протокол № ___
от «__»_________201__г.

Рекомендована к использованию

педагогическим советом
протокол №___
    
«__»____________201___г

«Утверждено»


приказ № ________
от «__»____201___г.
директор
_____________/______________/
     ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я - читатель»

для 4 класса

Направление  «общеинтеллектуальное»,

срок реализации  1 год.

Никольская Наталья Викторовна

Ф.И.О. педагога

на 2016 – 2017 учебный год

Санкт-Петербург
2016

Пояснительная записка.

                        Программа курса "Буду настоящим читателем" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности в 4  классе.  Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Реализуется на базе Лицея № 282 Адмиралтейского района педагогом – библиотекарем.

Цели и задачи:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания.

         Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу.

        Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

         Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут.

        Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Буду настоящим читателем» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

           Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. 

        Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста.         Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

        Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

        Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

       Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимся младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

         Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

-         все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

-         все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

-         мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

-         к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.

Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;

- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;

- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.

Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это – обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. По прочитанным произведениям проводятся уроки – игры: урок – КВН, урок- путешествие, урок – конференция, а так же уроки развития речи, где делаются выводы по прочитанным произведениям.

Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения.

Уроки  чтения в рамках данного курса предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов,  была разработана  систему проведения уроков чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное!

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

    Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

Прогнозируемый результат реализации программы.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы  познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

                               

  Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

-        выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

        1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественные издания, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения , книги-сборники, собрания сочинений классиков  литературы.)

        2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

        3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  1.         Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  2.         Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  3.         Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  4.         Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  5.         Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение - это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания.         Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. Тексты - это чужая речь на определенную тему и имеют жанр.

 Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

    Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

В результате освоения программы кружка  «Буду настоящим читателем» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, оказывая взаимопомощь и взаимную поддержку;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты одноклассников, проявляя уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в диалогическом общении со сверстниками, родителями , учителем и другими значимыми взрослыми о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, сценариях, спектаклях;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
  • уважительно относиться  к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  •  проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

 

                                               


Содержание программы

4 класс

Тема

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

«Лето с героями любимых книг».

Проект

Презентация читательских дневников.

2.

Устный журнал «Твоя книжная полка».

Занятие в библиотеке

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

3.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.

 Конкурс на лучшее инсценирование басни.

Творческая работа в группах

4.

«Книжкины именины»

Игровая программа

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.

5.

«Литературная гостиная».

Встреча с писателем.

Приглашает библиотека.

Подготовка: биография писателя,

вопросы.

Обмен впечатлениями.

6.

Литературные сказки зарубежных писателей.

КВН.

 Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:

Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный Чулок»; Кэролл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»

7.

В гостях у малышей.

Концертная деятельность

Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)

9.

Сочиняем сказки

Проект

Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку

10.

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Литературная игра

Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

11.

Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.

Конкурс чтецов

Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов

12.

Читательская конференция «Зачем нужны книги  в компьютерный век?»

Читательская конференция

Подготовка и проведение конференции.

работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.

13.

Литературная игра «Слабое звено»

Литературная игра

Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.

14

Резерв

                                                           

                                 


Учебно – тематическое планирование

Учебно – тематическое планирование по курсу «Буду настоящим читателем», реализуемого в рамках внеурочной деятельности

Тема занятия

Кол-во часов по теме

Оборудование

1 - 3

«Лето с героями любимых книг».

3

ИД

4 - 5

Устный журнал «Твоя книжная полка».

2

6 - 7

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.

2

ИД

8 - 9

«Книжкины именины»

2

ИД

10 - 12

«Литературная гостиная».

3

ИД

13 - 17

Литературные сказки зарубежных писателей.

5

18 - 20

В гостях у малышей. Книги для детей. Общий обзор

3

21 - 23

Сочиняем сказки

2

ИД

24 - 25

Оформляем сказку

2

ИД

26 - 30

Знакомство с произведение А. Толстого. Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

5

ИД

31 - 32

Конкурс чтецов

2

33 - 35

Читательская конференция «Зачем нужны книги  в компьютерный век?»

3

36 - 37

Литературная игра «Слабое звено»

2

ИД

38 - 39

Книга – советчик и друг

2

ИД

40 - 44

Устное народное творчество

5

ИД

45 - 46

Писатели – юбиляры

2

ИД

47 - 52

Книги о приключениях

6

53 - 57

Зарубежная литература

5

58 - 59

Что читали наши папы и мамы в детстве?

2

60

Моя любимая книга

1

61

Современные книги. Какие они?

1

ИД

62 - 63

Современные источники информации

2

ИД

64 - 68

Резерв

5


Учебно – методическое обеспечение

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
  3. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
  4. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  5. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
  6. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
  7. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
  8.  Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
  9. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  10. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  11. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  12. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  13. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  14. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  15. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  16. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  17. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.