Лихановские чтения

Аверина Антонина Алексеевна

Лихановские чтения "Уроки жизни для детей и взрослых по повести "Обман"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Повесть "Обман"50 КБ

Предварительный просмотр:

МБУК «ЦБС Арзамасского района»

Казаковская сельская библиотека филиал № 22

Библиотечный урок

«Уроки жизни для детей и взрослых»

(по повести А.Лиханова «Обман»)

Цель: приобщение к духовным ценностям, воспитание гражданской позиции, расширение читательского кругозора

12+

Провела: библиотекарь  Аверина А.А.

2016 год

Уроки жизни для детей и взрослых в повести А.Лиханова «Обман»

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас лихановские чтения. Я вас познакомлю с необычным писателем, а писателем, который писал для детей, о детях, но в то же время и для взрослых. Потому что темы, которые поднимает писатель  в своих произведениях, вечные, темы нравственные, о взаимоотношениях детей и взрослых. Мы познакомимся с его повестью «Обман», посмотрим, какие уроки жизни  детям и взрослым дает писатель в повести. Но прежде давайте поговорим об Альберте Лиханове. Предлагаю вашему вниманию презентацию о писателе. (Собравшиеся смотрят презентацию и слушают библиотекаря).

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове,  в простой семье, у которой, однако, была своя тайна. Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна - медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях.       Отец отца, Николай Михайлович был бухгалтером на железной дороге. А вот отец деда, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, крещён в Храме Михаила Архангела в Михайловском замке и дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом, свою петербургскую историю.

 Альберт  Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Потом возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Там в 1960 году он становится не только свидетелем, но и участником истории, которая 20 с лишним лет спустя легла в основу известной повести «Благие намерения». Но к тому времени он уже будет не новичком в литературе. Так что работа в газете сыграет большую роль в становлении писателя - ведь чуть позже он станет главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961-1964), потом отправится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирск (1964-1966).

           Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. Журнал «Юность» выходивший тогда двухмиллионным тиражом печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля. Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» - сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет - Главным редактором.

           В эти же годы приходит литературная известность. Одну за другой, «Юность» печатает его повести. Издательство «Молодая гвардия» публикует «Избранное» в 2-х томах (1976), а потом - первое Собрание сочинений в 4-х томах (1986-1987).

            Все годы своего литературного становления, А. А. Лиханов сопрягает с энергичной общественной деятельностью - избирается секретарём Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.

           И не расстаётся со своей главной темой и миром подрастающих людей. Хотя его и называют детским писателем, он никогда не имел отношения ни к бодреньким пионерским и школьным повестям, ни к романтикам, ни к «смехачам».

           Проза Лиханова жестка, порой жестока, но ведь такова наша жизнь, как бы говорит писатель, считая главным смыслом своего литературного труда - подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей. В наши непростые времена такой выбор писателя, с точки зрения интересов детства - более чем справедлив.

           Активное и глубокое отношение к жизни многосложного детского мира позволили А. А. Лиханову дважды добиться поразительного успеха: по его письмам к властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учреждён Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А. А. Лиханов.

          Как нетрудно заметить, писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Однажды он заметил, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав в жизни для одоления детских бед.

          В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР.  Ему предоставляется возможность от имени великой страны выразить отношение к проекту Всемирной Конвенции о правах ребёнка.

           Создавая Детский фонд, А. А. Лиханов учредил Научно-исследовательский институт детства, который возглавил. Поэтому можно смело сказать, что литературные, художественные труды писателя основываются на серьёзной научной - аналитической и социальной основе. Не зря писатель избран академиком Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётным доктором или профессором целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио). На протяжении всей своей жизни А. А. Лиханов организует полезные инициативы. Будучи редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове, он создаёт литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, который работает до сих пор. Работая в Новосибирске, придумывает библиотеку «Молодая проза Сибири» в 50 томах, которую и осуществляет, переехав в Москву. Возглавив Детский фонд, он создаёт издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии журналы «Путеводная звезда. «Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман», Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Кирове успешно действует Реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии, получивший имя Российского детского фонда, в создание которого А. А. Лиханов вместе с соратниками вложили немалые усилия. В Белгородской области существует Детский дом в райцентре Ровеньки, построенный с финансовым участием Российского детского фонда и также получивший его имя. В Кирове есть Библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Детская библиотека имени Альберта Лиханова работает в городе Шахты Ростовской области, а Белгородской областной детской библитотеке присвоен статус - библиотека А. А. Лиханова.

              Его произведения опубликованы только в России 30-и миллионным тиражом. В 2000 году издательство «Терра» выпустило Собрание сочинений в 6 томах. В 2005 году вышла "Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах. А в 2010 году «Терра» издаёт новое издание Собрания Сочинений в 7 томах. В этом же, 2010 году, Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил Собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах - с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом.

              В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года ) проводятся ежегодные Лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А.Н.Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина. По инициативе писателя ей установлена мемориальная доска. Всё это делается из личных средств писателя. За границей России на 34 языках выпущено 106 книг писателя.

             В 2005, 2007 и 2010 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 - в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» - «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году награждён в США International Award Pace (Международной премией мира), в 2010 году Биографический центр Кембриджа (Англия) признал его Человеком года в области литературы и гуманизма, а Американский Биографический институт (США) избрал его своим пожизненным академиком.

        Мы познакомились очень кратко с писателем А.А.Лихановым как человеком и как личностью. А сейчас обратимся к его творчеству. И предлагаю вашему вниманию еще одну небольшую презентацию, которая познакомит вас с книгами Лиханова. (смотрят презентацию)

        А теперь обратимся непосредственно к одному из его произведений – повести «Обман». Главный герой повести подросток Сергей Воробьев. Он живет с матерью в большом городе в маленькой комнатке, где никогда не было ремонта, и мама как-то к этому не стремилась. Мама работает диктором на радио, всеми уважаемый и узнаваемый человек. У мамы есть подруга, тетя Нина, которая работает диктором на телевидении. Они дружат семьями. Муж тети Нины работает в прокуратуре, у них есть сын Котька – маленький, но смышленый и смешливый человечек. Сергей учится в школе. Дружит с Понтей, дед которого генерал, и Понтя этим очень гордится. Из девчонок Сергей выделяет только Галю Васькину, которую Галей никто не зовет, а просто Васькой. Отца Сережа не помнит. Мама сказала, что он был летчиком и разбился, когда мальчик еще не родился. Вся комната Сергея увешана портретами военных, в них он видел своего отца, мечтал стать летчиком, посещал авиамодельный кружок и уже добился определенных успехов. Его модель заняла первое место, и награду ему вручал летчик, Герой Советского Союза с фамилией, как у артистки, Доронин. В общем, жизнью Сергей был доволен. Замужество мамы его очень расстроило: она предала память отца. Но разговор с Галей успокоил подростка, и он смирился, а потом даже подружился с отчимом. Но мама при родах умерла, умер и братик, который родился слабеньким. Сергею все это пришлась пережить, хотя далось нелегко. Но это было еще не самое страшное. Ему пришлась пережить предательство: отчим сразу же отвернулся от него. Мало того, отчим обманом отобрал у них с бабушкой квартиру, которую дали маме после замужества и на долю в которой он юридически право имел. Именно в это время Сергей еще столкнулся с обманом. Оказывается, мама все время его обманывала, говоря, что его отец был летчиком и разбился. Отец мальчика был жив, жил с ним в одном городе, платил алименты, а Сергей об этом ничего не знал. Этот обман его совсем убил. Теперь он не хотел быть летчиком, он бросил кружок, он ненавидел мужчину,  который был его отцом, и никаких алиментов ему от этого человека не надо. А тут еще узнал, что бывший муж мамы оказался мелочным и корыстным человеком: он приплатил бабушке за квартиру, из которой их  выселил, 300 рублей. Ему захотелось кинуть эту подачку в лицо Никодиму (так звали маминого мужа). Деньги  надо было срочно достать. Заработать – это долго; пробовал занять – ни у кого таких денег не оказалось. И тогда он решил их украсть, на время, чтобы потом вернуть, в кассе буфета на студии, куда тетя Нина устроила его на работу. Как развивались дальше события и какие уроки дает Лихачев детям и взрослым вы узнаете, прочитав повесть в нашей библиотеке.

Спасибо, ребята.

Литература:

1. Кривоусова З.Г. Повести А. Лиханова о военном детстве (К проблеме циклизации) // Писатель и время: Межвузовский сборник научных трудов.- М.: Прометей, 1991.-С. 199-207.

2. Кузахметов Б. «Конспект судьбы» // Книжное обозрение. 1976. - 17 сентября. - С. 9.

3. Кунин В. «Не плакать, не смеяться, а понимать.» // Аврора, 1972. -№ 1. -С. 74.

4. Латынина А. Псевдо, или Ещё раз о литературщине // Литературная газета. 1983.- 17 августа.-С. 4.

5. Лехтина Л. «Доброта одна, на все времена» // Литературная Россия. -1983.- 10 июня.-С. 11.

6. Литературно-педагогические Лихановские чтения: Сборник материалов / Сост. Н.К. Быкадорова. Белгородская гос. дет. биб-ка, 2004. -182 с.

7. Логинов Н. Сибирские письма // Правда. 1969. - 18 июля. - С. 3.

8. Лукьянов А. О сердечности труда // Семья и школа. 1977. - № 4. - С. 51.

9. Матвеева Л. Чтобы не было обмана // Семья и школа. 1975. - № 7. -С. 55-56.

10. Михайлов В. Постигая смысл сущего. // Молодая гвардия. 1985. - № 9. -С. 256-257.

11. Михальцев Ю. И плакать, и смеяться // Молодая гвардия. 1975. - № 1. -С. 288-291.

12. Мишаткин Ю. Три года спустя // Детская литература. 1966. - № 5. -С. 45.

13. Мотяшов И. Альберт Лиханов: Очерк творчества. М.: Детская литература, 1981. -158 с.