Инновационные подходы в системе работы школьной библиотеки
Задачи и функции школьной библиотеки в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.pdf | 47.4 КБ |
statya_na_konferentsii.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ТюмГНГУ в г. Когалыме
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Материалы региональной научно-практической конференции
13 декабря 2013 г.
Тюмень
ТюмГНГУ
2014
УДК 330
ББК 74.5
Р 31
Реализация инновационной политики в Тюменской области : материалы региональной научно-практической конференции / отв. ред. С. А. Шемшурина. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. – 320 с.
ISBN 978-5-9961-0886-2
В материалах региональной научно-практической конференции, состоявшейся 13 декабря 2013 г., обобщены теоретические и практические вопросы, связанные с результатами реализации инновационной политики в Тюменской области.
Издание предназначено для научных, педагогических работников учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, аспирантов и студентов.
УДК 330
ББК 74.5
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Л.Е. Огрызкова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма.
Сегодня школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России. Это означает, что ее главная задача – информационное обеспечение учебного процесса и воспитательной работы школы, а также поддержка и расширение у учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании; развития способностей, умений и навыков самостоятельного поиска, переработки и использования информации различного характера. При этом школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает у него и формирует тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее. Какой должна быть библиотека, какие пути и методы необходимо использовать, каким должен быть библиотекарь, чтобы правильно построить диалог с юным читателем? Главные задачи современной школы определяются как – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека и человека – патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Национальная образовательная инициатива направлена на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять школьная библиотека. Это позволит встроить систему школьных библиотек в процессы модернизации системы образования, чтобы библиотеки школ начали развиваться с равной скоростью и внутри системы образования и внутри библиотечной отрасли. Время подтверждает низкую эффективность процессов модернизации в образовании без учёта библиотек, способных поддерживать педагогические инновации. На сегодняшнем этапе модернизации образования мы можем догнать время и реально обеспечить лозунг: новым моделям образования должны соответствовать новые модели школьных библиотек, которые сами могут быть катализаторами создания моделей образования. Ведь задача библиотекаря, помочь в развитии именно творческого потенциала учащихся, оказывать содействие развитию инновационного потенциала педагогов. Мы всегда говорим, что строительство жизни – это творчество, а не подражание. Креатив, о котором так много сегодня говорят, – это именно умения и способности видеть и создавать новое из старых элементов. Поэтому, через инструмент, которым владеют библиотекари, мы можем развивать креативное творческое мышление и педагогов и учащихся. Инновационные подходы к реализации поставленных задач требуют наличия у библиотечных специалистов знаний, умений и навыков, способствующих организации, управлению и осуществлению деятельности. Когда инновация осознана, она становится нововведением − общим достоянием. Истинность инноваций заключается в их позитивном влиянии на качество обслуживания пользователей. Библиотекарю приходится постоянно оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой. С принятием нового закона «Об образовании в РФ» работа школьной библиотеки рассматривается как педагогическая, следовательно, работающим в библиотеке специалистам придется её заново осмысливать, обдумывать, проектировать, намечать педагогические цели, осваивать современные педагогические технологии и проецировать их на библиотечную деятельность. Модернизация, инновационные подходы в работе, транс-формация процессов образования… Вокруг этого выстраивается повседневная работа школьного библиотекаря. Главный фактор – та атмосфера, которая царит в библиотеке. В школьной библиотеке, в своем «доме», я стараюсь создать домашний уют, комфорт, отсутствие напряжённости и доверительную обстановку, которая так влияет на психологию наших детей. В библиотеке ребенок должен самоутвердиться, занять активную позицию полноправного читателя. Любой ученик, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может принять активное участие во всех мероприятиях проводимые в библиотеке. Специфика библиотеки такова, что работа в ней ведется со всеми возрастными категориями учащихся. И в каждой возрастной группе я выделяю два основных направления: первое – в помощь учебному процессу; второе – приобщение к чтению, когда деятельность библиотеки выходит за рамки школьной программы. Компьютерная техника давно уже нашла применение в школах в преподавании самых различных предметов, превратившись из объекта изучения в полноценный инструмент учебной деятельности. Особенно востребованными в образовательных целях оказались мультимедийные возможности компьютеров, пришедшие на смену традиционным техническим средствам обучения. В своей работе я использую возможности мультимедийной техники для продвижения книги и повышения интереса к чтению. А новые информационные технологии позволяют найти новые подходы к проблеме развития интереса и любви к чтению. На своих мероприятиях стараюсь использовать возможности мультимедиа. При этом использую различные формы: Литературно-музыкальные вечера, медиа-лекции, презентации книг, творческие вечера сопровождаются мультимедийным показом, видео-просмотром, электронной демонстрацией фрагментов книг, иллюстраций, и т.д. Применяю такие формы, как слайд – журналы, конкурсы, презентации-обсуждения, пресс – встречи, литературные слайд – галереи. Любое мероприятие с использованием компьютера, библиотечный урок, конкурс, викторина или книжная выставка – современно, интересно и увлекательно. Новые и современные фор-мы воспринимаются с большим интересом и вниманием. Последнее время сложилось мнение, что люди перестали читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем [2]. На самом деле электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культуру и возможности электронной. Сегодня у книги немало конкурентов: телевидение, видео, кино, компьютер, Интернет. И библиотекарь сегодня становится проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. С каждым годом всё больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и сами библиотекари большую часть поиска осуществляют через Интернет-ресурсы. Владея навыками поиска, в сети можно найти практически всё. Но для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но ещё и информационным специалистом, который в совершенстве владеет навыками и знаниями поиска информации в сети.
Но книга по-прежнему необходима. Чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить. Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы ни менялись, а чтение на любых носителях остаётся необходимым элементом развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки, было и остается сегодня – продвижение и популяризация чтения. Но появление новых информационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии чтения. Такие понятия как «Интернет», «web-сайт», «e-mail», «локальная сеть» – просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами. Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в Интернете берутся все-таки из книг. Новый образовательный стандарт требует создания единой информационной среды. Сегодня мультимедийные, информационные и коммуникационные технологии позволяют создавать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. В нашей школе и раньше в учебных целях использовались видеофильмы по литературе, ОБЖ, иностранным языком, изобразительному искусству и другим предметам. Полученные школой электронных учебников и СД, ставит перед школой и перед библиотекой дополнительные задачи по формированию фонда как печатными, так и электронными изданиями. Библиотека, как структурное подразделение уже перестает быть книгохранилищем, пунктом выдачи книг. Появилась необходимость создания медиатеки – основы информационно-образовательного пространства школы. Конечно это дело не одного года и требует определенные материальные и трудовые затраты всего педагогического коллектива школы, его творческий подход к работе, заинтересованность в поисках новых форм и методов работы с учащимися. Использование информационных технологий в работе библиотекаря даёт возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому библиотекарю необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы. Способности школьного библиотекаря внедрять, использовать, применять инновации в своей работе, оказывают решающее воздействие на результативность деятельности. В своей работе использую элементы технологии развития критического мышления. Это анкетирование, беседы, анализ читательских формуляров; рефлексия: выставки рисунков учащих-ся, отзывы о прочитанных книгах. При общении с читателем, при выполнении его запросов, уточняю, что нужно и для каких целей. Книжные вы-ставки – вопросы, выставки – викторины также помогают формировать
136 критическое мышление учащихся тем, что разделы с вопросами подталкивают детей к изучению литературы, поиску нужной информации и умению ее использовать. Наша библиотека одна из первых школьных библиотек города стала использовать в своей деятельности автоматизированную библиотечно-информационную систему (АБИС). Это повлекло изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразилось на комфортности библиотечной среды, как для пользователя, так и для библиотекаря. Техническое оснащение библиотеки: 4 компьютера, три из них с подключением к Интернет, принтер, сканер, видео, мультимедийная установка. Библиотека имеет доступ к образовательным ресурсам в Интернете – это позволяет получать дополнительную информацию для пользователей, накапливать и формировать информацию для использования в учебном и воспитательном процессе. Школьная библиотека должна объединить учителей, школьников, родителей. Влиять на воспитательный, образовательный процессы и являться методическим центром по обеспечению всего учебного процесса. В этом заключается инновационный характер библиотеки. Школьная библиотека нового типа должна разумно соединить лучшие традиции библиотечного дела и информационно – коммуникационные техно-логии. Современный школьный библиотекарь должен сделать свою библиотеку центром школы и местного сообщества, создать в своей библиотеке доброжелательную атмосферу известности и успешности; раскрыть пути привлечения в свою библиотеку новые ресурсы и новых читателей.
Литература 1. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 208. – 1. – С. 24–28 2. Круг Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2010. – № 8. – С. 16–25. 3. Гусева Е.Н. Библиотечная инноватика: концептуальные и экономические основы // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2013. – № 4. – С. 4–9. 4. Баханская Е. Все о вашей библиотеке // библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2007. – № 20 (104), – С. 42–44. 5. Иванова Е. Трудно сделать только первый шаг: Автоматизация школьных библиотек // Библиотека в школе: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2007. – № 12 (36). – С. 2–3.