Маркетинговые исследования в библиотеке: зачем это надо? или что сделать, чтобы библиотека стала конкурентоспособной?

Лукина Марина Петровна

Статья рассказывает  о маркетинговых исследованиях на примере работы конкретной библиотеки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Лукина Марина Петровна, заведующая библиотекой № 7 им. С. Есенина МБУК «ЦБС» г.  Батайска

Маркетинговые исследования в библиотеке: зачем это надо? или что сделать, чтобы библиотека стала конкурентоспособной?

Сейчас никого не удивишь библиотечным маркетингом, маркетинговыми  или социологическими исследованиями в библиотеке. Об этой теме много сказано и написано. Однако, не все четко представляют себе что же за «зверь такой» - маркетинговое исследование, зачем он нужен, и как на практике с ним поработать.

В современной библиотечной действительности постоянно идет спор  о том, какой должна быть библиотека, по какому пути ей развиваться? По моему мнению,  один из ответов на этот вопрос может дать серия таких  исследований.

Почему именно маркетинг? Если мы обратимся к учебнику, то увидим -  «под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности и принятие соответствующих решений».[1] Это значит целый комплекс разнообразных мероприятия по сбору и анализу данных. Данный вид исследовательской работы позволит собрать и проанализировать более полную картину состояния библиотеки, и посмотреть на учреждение как конкурирующий объект. С кем конкурировать массовой библиотеке в современных условиях приходится? С вседоступным интернетом, со школьной библиотекой, с досуговыми учреждениями.

Позвольте рассказать об опыте одной небольшой библиотеки им. Сергея Есенина городской сети библиотек города Батайска.

Библиотеку не минула чаша кризиса чтения. Легкодоступный Интернет и сетевые библиотеки давно переманили читателей к себе. Тогда то и стал вопрос о глобальной «перезагрузке» всей библиотечной деятельности. Говорят, что осознание проблемы, это половина ее решения. Вторым этапом стал вопрос «А куда собственно идти, и что при этом делать?». Для решения этой задачи и было применено маркетинговое исследование «Кто ходит в библиотеку?». Целью стало определение аудитории конкретной библиотеки.

Для начала составили план исследования. Первое что мы сделали, сами ответили на несколько поставленных вопросов.

-  «Предмет исследования?». В нашем случае  - это пользователи библиотеки.

 - «Для чего производится исследование?» - для определения целевой аудитории и улучшение качества обслуживания.

- «Временные рамки исследования?» - три месяца.

- «Из каких составных частей состоит исследование?» - в нашем случае мы проводили анализ формуляров и  единой картотеки читателей, анализ массовой работы библиотеки, анкетирование всех категорий пользователей библиотеки. Именно постановка этих вопросов и стала самой большой трудностью в реализации намеченного исследования. Путая цели и задачи, библиотекари не понимали, что и зачем им необходимо проанализировать, чтобы получить ответ на свои вопросы.

Анализ формуляров проводился выборочно по всем категориям пользователей библиотеки. Целью было выявить ту литературу, которая пользуется повышенным спросом, чтобы понять, соответствует ли фонд библиотеки запросам читателей.  Для анализа единой картотеки составили таблицу, где отразили цифровые показатели по следующим критериям: возраст, социальное положение, гендерное составляющее. Так же проводился количественный анализ работы отдельно абонемента и отдельно читального зала, где указывалось количество запросов по тем или иным темам или видам документов. Все показатели переводились в процентные составляющие от общего количества читателей библиотеки.

При исследовании  подтвердились неутешительные сведения о том,  самый «нечитающий» контингент в библиотеке молодежь в возрасте 20-30 лет. Процент от общего числа читателей является самым маленьким, а анализ формуляров показал, что молодежь берет меньше всего книг в сравнении с другими категориями читателей библиотеки.

Для исследования массовой работы библиотеки, проанализировали проведенные мероприятия за предыдущий и текущий год. Вывод очевиден  - самая посещаемая публика – учащиеся средней школы. Преподаватели идут на контакт и приводят детей целыми классами, если мероприятие нравится  - просят повторить. Близость филиала музыкальной школы, взаимодействие с музыкальными педагогами позволяет делать мероприятия насыщенными. Отмечен такой фактор, что после посещения массового мероприятия дети становятся постоянными посетителями библиотеки им. С. Есенина. К тому же, в своем микрорайоне она  - единственное учреждение с бесплатным  доступом к  информацию в печатном и электронном варианте: литературные новинки в традиционном и компьютерном исполнении. Маркетиноговое исследование показывает, что библиотека вполне конкурентноспособное учреждение в плане предоставления информации, но для того чтобы быть востребованными, значит, и массовые мероприятия необходимо проводить с использованием инновационных современных технологий.

Планируя анкетирование, мы хотели узнать, что для наших читателей библиотека, и чего ей не хватает, чтобы быть привлекательной. В опросе приняли участие не только читатели библиотеки, но и школьники из соседней средней общеобразовательной школы. Сделано это было затем, чтобы узнать независимое мнение ребят.

Ответы на первый вопрос, что для Вас библиотека,  были разными. У молодежи и детей лидировали два варианта ответов:   «место, где можно бесплатно взять книги» (45 %)  и «место, где можно спокойно провести время» (30%). Кстати, библиотека как культурно-досуговый центр встретилась, только, у 1% процента респондентов, в основном это дети 4-6 классов. Для взрослых пользователей библиотека считается местом бесплатного доступа к информации и к книгам (90%).

Второй вопрос «Чего не хватает библиотеке?», ставил многих в тупик. Тут присутствовали и ответы: «книг, разных и новых», «кресла, большого и мягкого», «кофемашины» и пр.,  но больше всего ответов было «не знаю».

Так, в принципе, размытое пожелание и осталось жить на бумаге, потому что библиотекари ждали подсказки к действию, но читатели как потребители информации инициативы не проявили.

Хорошо! Кресло, кофемашина, интерактивная доска – это план будущего! Что можно сделать сейчас с тем, что имеем, там где мы есть? Полдела сделано: проблему осознали, исследование провели. Вторые полдела  - стать библиотекой-«не формат». Приходится разрабатывать перспективный план развития библиотеки.

 Понятно одно – библиотека выживет, если будет соответствовать требованиям века. Попробовать сделать интернет не конкурентом, а помощником? Как? К молодежи обращаться через социальные сети, развивая свои странички и сайты. Предоставить бесплатный вай-фай, предложить к использованию планшет, Redbook, ноутбук. Приобретать для молодежи «модные» книги (через интернет, через электронные библиотеки), ненавязчиво рекламировать классическую литературу, используя QR-код.  К дошкольникам выходить прямо в детские садики. Для семей  организовывать зоны отдыха с громкими чтениями, людям с ограничениями по здоровью носить книжки домой.

Как быть со школьной библиотекой? Стать ее другом! Проводить совместные мероприятия, снабжать школьную библиотеку необходимыми экземплярами книг по школьной программе. Известно, что детям на каникулы выдаются списки книг для летнего чтения. Загодя уточнить литературу, в школьной библиотеке вывесить рекламное объявление о наличии книг в фондах библиотеки им. С.Есенина.

Если конкурент досуговое учреждение: дом культуры, который предлагает массу кружков? Но они все платные. А библиотека им. С. Есенина бесплатно предлагает в каникулярное время в течение рабочего дня – творческую лабораторию «Читаем, мастерим, играем», где желающих ждут пластилин, краски, ножницы, клей, бумага. По четвергам фотокружок «Сам себе фотограф», где ребенку с помощью наглядных примеров и специальной литературы даются навыки такого модного времяпрепровождения как фотографирование и сэлфи, в том числе. «Вечерком за чайком» - цикл громких чтений для семьи, где в субботу с 16.00 до 17.00 читаем по ролям юморэски, сказки, рассказываем смешные истории. Профориентационный лекторий для учащихся 9 классов в течение года «Я б профессионалом стал, пусть меня научат», где рассказываем как стать журналистом, парикмахером, капитаном корабля и просто токарем. В пятницу с 16.00 до 18.00    для молодежи онлайн-просмотр фильмов «Книга в кадре». Полный спектр услуг.

Анализируя данные своего исследования, библиотека им. С. Есенина старалась учесть интересы всех категорий читателей. Перспективный план разработала в марте. Трудно сделать какие либо выводы об эффективности работы, но на фотокружок стали ходить семьями, попросили устроить встречу с фотографом-профессионалом, который поделится опытом. В итоге встреча переросла в организацию персональной фотовыставки, на которую пришли жители микрорайона ранее даже не знавшие о существовании библиотеки. Теперь поступили  заявки на продолжение. Прошли и четыре посиделки с громкими чтениями, народ взял читать Зощенко и Козьму Пруткова, а библиотеке подарили подшивку журнала «Крокодил» за 1974 год. В тетради отзывов написали, что встречи нравятся.

Итак, вода камень точит – достучимся до своего читателя. А через год исследование повторим, и тогда точно купим мягкое кресло-трансформер, сиреневый стеклянный круглый стол и флип-чарт для конструктивного диалога в стенах библиотеки.

.


[1] Маркетинг: учеб. пособие [Текст]/ сост. Белоусова, С. Н. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С.207.