Методические рекомендации "Музей -детям"
Методические рекомендации разработаны в помощь учителям, педагогам дополнительного образования, руководителям школьных музеев, осуществляющих туристско-краеведческую и экскурсионную деятельность в условиях внеурочных занятий и дополнительного образования. В нем освещены вопросы использования экспозиций муниципальных и школьных музеев для развития социальной, познавательной, творческой активности детей и подростков, формирования у них исторического сознания, воспитания качеств гражданина и патриота, личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey-deyam.zip | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Старооскольского
городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
«МУЗЕЙ – ДЕТЯМ»
(использование потенциала музея
в образовательной деятельности с обучающимися)
Разработчики: авторский коллектив педагогов дополнительного образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» под руководством Васильевой Н.А. |
Старый Оскол
2015
Содержание:
1. Введение.......................................................................................................3-4
2. Пояснительная записка..............................................................................5-11
3. Библиографический список.........................................................................12
Введение
Приоритетная задача государства и общества - формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом…[1].
Сегодня в общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа эта целевая установка успешно осуществляется через дополнительное образование и внеурочную деятельность.
Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории обучающиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности происходит их углубление и закрепление.
«Воспитание исторического сознания – составная часть формирования личности, гражданственности. Без знания истории, своих корней, деяний прошлых поколений, без благодарности им рвется нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений. А без исторической памяти нет народа…» Е.С. Савченко.
Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия.
В наше время особую притягательную силу приобретают идеи развития любознательности ребенка, включение его в активное познание своего родного края через музейную педагогику. Она обладает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях.
Перспективы развития музейной педагогики связаны с построением образовательного пространства, содержание которого движется по цепочке «музей - школа - музей», и реализацией различных форм работы [2;76].
Школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков [5;35].
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, музейные уроки, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты.
Групповыми формами работы являются детские объединения, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе. интеллектуальные игры с включением викторин, кроссвордов, шарад и ребусов, творческие задания, выполняемые после проведения экскурсий и музейных уроков, праздники и театрализованные постановки, игры.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение заданий, написание научно-исследовательских работ, переписку с ветеранами, персональные выставки обучающихся, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Музейный предмет имеет особые свойства, позволяющие использовать его в полной мере в воспитательной и образовательной деятельности. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации, культурно-исторической ценностью. Каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенностей той или иной эпохи.
Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны в помощь учителям, педагогам дополнительного образования, руководителям школьных музеев, осуществляющих туристско-краеведческую и экскурсионную деятельность в условиях внеурочных занятий и дополнительного образования. В нем освещены вопросы использования экспозиций муниципальных и школьных музеев для развития социальной, познавательной, творческой активности детей и подростков, формирования у них исторического сознания, воспитания качеств гражданина и патриота, личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.
В Старооскольском городском округе действует муниципальное казенное учреждение культуры «Старооскольский краеведческий музей» и два его филиала: Дом-музей В.Я. Ерошенко в селе Обуховка и краеведческий музей в селе Знаменка, муниципальное казенное учреждение культуры «Старооскольский художественный музей», мемориальный музей А.А. Угарова.
В системе образования округа успешно развивается сеть школьных музеев. Курирует их работу муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий».
По итогам инвентаризации 2015 года в округе насчитывается 64 паспортизированных музея различных профилей. Из них 45 в городе Старый Оскол: 8 этнографических музеев, 18 - исторических, 6 - военно-исторических, 10 - комплексных, 2 - естественнонаучных, 1 - технический.
С целью активизации работы музеев в методическом пособии рассматриваются основные формы музейной деятельности с обучающимися:
- экскурсия, музейный урок, игра, научно-исследовательская деятельность;
предлагаются:
- примерные темы музейных уроков и экскурсий;
-список музеев, на базе которых можно будет провести мероприятия, -разработки музейных уроков, экскурсий, игры, научно-исследовательская работа обучающихся.
Каждая из музейных форм работы имеет свою специфику, целевую направленность и методы осуществления.
Рассмотрим их более побробно.
Экскурсия относится к самой древней форме музейной деятельности. Экску́рсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. [3; 25] .
Одной из эффективных форм обучения в музее является музейный урок, который предусматривает коллективное углубленное изучение материала по определенному учебному предмету и предполагает проверку его усвоения, закрепление и расширение знаний, полученных на уроке в учебном кабинете или аудитории. На таких уроках детям не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Обучающиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени, они сами становятся, в зависимости от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов о войне. Таким образом, музейный урок предусматривает прежде всего, использование музейного предмета, который выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.
Посредством музейных уроков и экскурсий происходит накопление и закрепление знаний об истории развития нашего края, жизни и быте крестьян конца ХIХ начала ХХ века, о событиях Великой Отечественной войны в нашем крае, развитии образования, культуры, промышленности, об истории пионерской и комсомольской организаций. Материалы школьных музеев являются источниками для поисково-исследовательской деятельности обучающихся.
Мы разработали примерную тематику музейных уроков и экскурсий и даем список школьных музеев, на базе которых педагоги смогут провести музейный урок или экскурсию, а также по предварительной договоренности воспользоваться услугами руководителя или музейных работников того или иного музея, обучающихся-экскурсоводов, активистов школьных музеев по проведению экскурсий.
1. История развития Старооскольского края
Темы:
«История Оскольского края»
«Город-крепость»
«Природа края»
«Почетные граждане Старого Оскола»
«Старооскольские художники»
«Старооскольские святыни»
«Промышленные предприятия Старого Оскола»
«Старый Оскол: настоящее и будущее»
«Знаменитые земляки»
«История образования в нашем крае»
«Полезные ископаемые нашего края»
МКУК «СОКМ», МКУК «СХМ», Дом-музей В.Я. Ерошенко, музей А.А. Угарова, «Музей Славянской культуры» МБОУ ООШ №1», «Геологический музей» МБОУ «СОШ №5 с УИОП», «Историко-краеведческий музей МБОУ «ООШ №6», «Историко-краеведческий музей» МБОУ «СОШ №20» и МБОУ «СОШ №21», музей «Почетные граждане города Старый Оскол» МАОУ «СОШ №24 с УИОП», «Музей труда» МАОУ «СПШ №33 с УИОП».
2. Жизнь и быт крестьян конца ХIХ начала ХХ века
«Этнография края»
«Быт русского села Оскольского края»
«Крестьянское подворье»
«Как жили наши предки»
«Изба-избенка», «Жилище и быт населения Оскольского края»
«Святое место – красный угол»
«Барыня-печка»
«Хозяин чаепития-самовар»
«Рождественские колядки»
«Традиционная крестьянская одежда»
«Русский праздничный костюм Староосколья»
МКУК «СОКМ», «Музей Русского быта» МБОУ «ООШ №2», «Музей этнографии Белгородской области» МБОУ «Лицей №3», «Историко-краеведческий музей» МБОУ «ООШ №6», музей «Родное наследие» МБОУ «СОШ №14 им А.М. Мамонова», «Краеведческий музей» МБОУ «ООШ №15», музей «Родное Приосколье» МБОУ «СОШ №16 с УИОП», музеи «Осколье» МБОУ «СОШ №16 с УИОП», МАОУ «СОШ №24 с УИОП», МБОУ «ООШ №22», комплексный музей «Наследие» МБОУ «Гимназия №18», «Краеведческий музей» МБОУ «СОШ №27 с УИОП» и МБОУ «СОШ №28 с УИОП им А.А. Угарова», музей «Наследие» МБОУ «СОШ №34 с УИОП», «Музей русского быта» ЧОУ «Православная гимназия во имя Благоверного Великого князя Александра Невского №38», «Народный русский музей» ГОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж».
3. Великая Отечественная война в нашем крае
«Документы и фотоматериалы Великой Отечественной войны»
«Оружие Великой Отечественной войны» или «Вооружение армиии в годы Великой Отечественной войны»
«Оккупация Старого Оскола»
«Эвакогоспитали»
«Защитники города»
«Освобождение Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков»
«Награды Великой Отечественной войны»
«Фронтовой быт солдат»
«Старооскольцы - герои Советского Союза»
«Женщина на войне»
«Военные судьбы старооскольцев»
«Жизнь за колючей проволокой»
«Строительство ж/д Старый Оскол – Ржава»
«Они сражались за Родину»
«Пионеры – герои»
«История родов войск»
«Боевой путь 267-й стрелковой дивизии»
«Боевой путь116-й танковой бригады»
«Боевой путь 6-й стрелковой дивизии»
«Фронтовая землянка»
«Форма защитника Отечества»
Этих дней не смолкнет слава»
«Человек и война»
«Юность, опаленная войной»
«Памятные места боевой славы города»
«Эхо Великой Отечественной войны»
МКУК «СОКМ», музей Старооскольского клуба «Поиск», военно-исторические музеи общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа
музеи Боевой Славы: МБОУ «ООШ №2», МБОУ «СОШ №12 с УИОП», МАОУ «СОШ №24 с УИОП», МБОУ «СОШ №34 с УИОП», музей кадетских корпусов России МАОУ «СШ №19-корпус кадет «Виктория», «Музей Воинской славы» ЧОУ «Православная гимназия во имя Благоверного Великого князя Александра Невского №38», разделы исторических и комплексных музеев: МБОУ «СОШ №6», МБОУ «СОШ №11», МБОУ «СОШ №20 с УИОП», МБОУ «СОШ №21», МБОУ «ООШ №22», МБОУ «СОШ №27 с УИОП», МБОУ «СОШ №28 с УИОП им. А.А. Угарова».
4. Промыслы нашего края
«Оскольские кустарные деревянные промыслы»
«Знаменитые потомственные гончары Оскольского края»
«В гостях у гончара»
«Кузнечный промысел»
«Деревообработка»
«Народная вышивка Белгородчины»
«Народные музыкальные инструменты в крае»
«Орудия труда»
«Из истории утюга»
«Женские ремесла Староосколья»
«Ткачество и прядение»
«Лозоплетение»
«Старооскольская народная и современная игрушка»
МКУК «СОКМ», «Музей этнографии Белгородской области» МБОУ «Лицей №3», «Краеведческий музей» МБОУ «СОШ №17», музей «Осколье» МАОУ «СОШ №24 с УИОП», «Народные промыслы Белгородчины» МБОУ «СОШ №30», «Краеведческий музей» МБОУ «ООШ №36», «Музей русского быта» ЧОУ «Православная гимназия во имя Благоверного Великого князя Александра Невского №38», музей «Народные промыслы Белгородчины» МБОУ «СОШ №40», «Народный Русский музей» ГОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»
5.История образования, пионерской и комсомольской организаций
«Детские общественные организации»
«Салют, пионерия!»
«Пионерская и комсомольская атрибутика»
«Школьно-письменные принадлежности»
«История школы»
«МКУК «СОКМ», «Музей истории школы» МБОУ «ООШ №2», МБОУ «СОШ №5 с УИОП», музей «Летопись» МБОУ «ООШ №8», МБОУ «СОШ №11», МАОУ «СОШ №24 с УИОП», «Историко-краеведческий музей» МБОУ «ООШ №6», «Краеведческий музей» МБОУ «ООШ №17», «Краеведческий музей» МБОУ «ООШ №36»,»Музей истории училища ГОУНПО «Профессиональное училище №9».
Ведущим методом в работе с детьми младшего возраста является игра. именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. В процессе игры еще более развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь ребенка.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста не просто объяснить, что такое музейный предмет, эпоха, культурное или историческое наследие. Поэтому в процессе обучения должны быть задействованы «ум, сердце и руки» ребенка (И.Г. Песталоцци), т.е. все органы чувств. Педагам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо каждую экскурсию, занятие проводить так, чтобы у ребенка горели глаза, было интересно, увиденное и услышанное запомнилось надолго.
Например, не просто привести их в музейную комнату «Русская изба», а придти в гости к «бабушке Арине», которая покажет и расскажет, как раньше жили люди, какая у них была посуда, одежда, что такое русская печка. Если детям разрешат взять в руки старинные предметы, научат ими пользоваться, то они легче запомнят их название. Для закрепления полученных знаний предложите им вылепить и раскрасить какую-либо посуду, украсить рисунками народную одежду (шаблоны), сплести лапоточки для куклы и т.д.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся Требования ФГОС ориентируют на массовое вовлечение школьников в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, чтобы научиться понимать, четко формулировать и выражать свои мысли, защищать собственные идеи, обосновывать и принимать оптимальные решения.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Проведение учебных исследований мы рассматриваем как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
Исследовательская деятельность способствует общему развитию обучающихся, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности, как умение:
-классифицировать;
-обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения проблемы;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять план действий;
-рассматривать объект с различных точек зрения;
-сравнивать различные объекты и их совокупности;
-составлять задания по предложенной теме;
-проводить самоконтроль.
Белгородчине есть чем гордиться в прошлом, созидая настоящее и думая о будущем. Чтобы лучше знать историю, культуру, природу своего края, известных людей, прославивших его, необходимо посещать школьные музеи, привлекать обучающихся к поисковой, проектно-исследовательской деятельности.
Примерная тематика краеведческих исследований
«История развития Оскольского края»
«История развития Белгородской области»
«Геология и география Белгородской области»
«История развития КМА»
«Традиционная культура Белгородчины»
«Исторические и археологические памятники Белгородской области»
«Природа родного края» (растительный, животный мир)
«Великая Отечественная война в крае»
«Памятники Боевой Славы»
«История православия на Белгородчине»
«Православные храмы»
«Экономическое развитие края»
«Наши известные земляки»
«Исчезнувшие памятники Белгородчины»
Со своими исследовательскими проектами и работами обучающиеся смогут выступать на научно-практических конференциях различного уровня.
Библиографический список
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение от 29 мая 2015 года № 996-р[Об утверждении Стратегии развития воспитания в российской федерации на период до 2015 года]).
2. Емельянова, М.И. Воспитание духовно развитой личности: Из опыта деятельности народного Русского музея ГОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»/ М.И. Емельянова.- Старый Оскол: РОСА, 2010, -150с.:илл.
3. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение/Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2007.-216с.
4. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие/Б.А. Столяров. -М: Высшая школа, 2004, с. 127.
5. Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие/В.Е. Туманов.- М.:ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.-154 с.