Методические рекомендации "Музей -детям"

Методические рекомендации  разработаны в помощь учителям, педагогам дополнительного образования, руководителям школьных музеев, осуществляющих  туристско-краеведческую и экскурсионную  деятельность в условиях внеурочных занятий и дополнительного образования. В нем освещены вопросы использования экспозиций муниципальных и   школьных  музеев для развития социальной,  познавательной, творческой активности детей и подростков, формирования у них исторического сознания, воспитания качеств гражданина и патриота, личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon muzey-deyam.zip26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского

 городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

«МУЗЕЙ – ДЕТЯМ»

(использование потенциала музея

в образовательной деятельности с обучающимися)

                                

                                                

Разработчики: авторский коллектив педагогов дополнительного образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» под руководством Васильевой Н.А.

Старый Оскол

2015

Содержание:

1. Введение.......................................................................................................3-4

2. Пояснительная записка..............................................................................5-11

3. Библиографический список.........................................................................12

Введение

        Приоритетная задача государства и общества - формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом…[1].

        Сегодня в общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа эта целевая установка успешно осуществляется через дополнительное образование и внеурочную деятельность.

        Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории обучающиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности происходит  их углубление и закрепление.

        «Воспитание исторического сознания – составная часть формирования личности, гражданственности. Без знания истории, своих корней, деяний прошлых поколений, без благодарности им рвется нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений. А без исторической памяти нет народа…» Е.С. Савченко.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия.

        В наше время особую притягательную силу приобретают идеи развития любознательности ребенка, включение его в активное познание своего родного края через музейную педагогику. Она обладает специальными методами  и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях.

Перспективы развития музейной педагогики связаны с построением образовательного пространства, содержание которого движется по цепочке «музей - школа - музей», и реализацией различных форм работы [2;76].

Школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков [5;35].

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, музейные уроки, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями  исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты.

        Групповыми  формами работы являются детские объединения, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе. интеллектуальные игры с включением викторин,  кроссвордов, шарад и ребусов, творческие задания, выполняемые  после проведения экскурсий и музейных уроков, праздники и театрализованные постановки,  игры.

        Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение заданий,  написание научно-исследовательских работ, переписку с ветеранами, персональные выставки обучающихся, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Музейный предмет имеет особые свойства, позволяющие использовать его в полной мере в воспитательной и образовательной деятельности. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации, культурно-исторической ценностью. Каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенностей той или иной эпохи.  

        Пояснительная записка

         Методические рекомендации  разработаны в помощь учителям, педагогам дополнительного образования, руководителям школьных музеев, осуществляющих  туристско-краеведческую и экскурсионную  деятельность в условиях внеурочных занятий и дополнительного образования. В нем освещены вопросы использования экспозиций муниципальных и   школьных  музеев для развития социальной,  познавательной, творческой активности детей и подростков, формирования у них исторического сознания, воспитания качеств гражданина и патриота, личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.

        В Старооскольском городском округе действует муниципальное казенное учреждение культуры «Старооскольский краеведческий музей» и два его филиала: Дом-музей В.Я. Ерошенко в селе Обуховка и краеведческий музей  в селе Знаменка, муниципальное казенное учреждение культуры «Старооскольский художественный  музей», мемориальный музей А.А. Угарова.

          В системе образования округа успешно развивается сеть школьных музеев. Курирует их работу муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий».  

        По итогам инвентаризации 2015 года в округе насчитывается 64 паспортизированных музея различных профилей.  Из них 45 в городе Старый Оскол: 8 этнографических музеев, 18 - исторических,  6 - военно-исторических, 10 - комплексных, 2 - естественнонаучных, 1 - технический.

         С целью активизации работы музеев в методическом пособии рассматриваются основные  формы музейной деятельности с  обучающимися:

        - экскурсия, музейный урок, игра, научно-исследовательская деятельность;

         предлагаются:

        - примерные темы музейных уроков и экскурсий;

        -список музеев, на базе которых можно будет провести мероприятия,         -разработки музейных уроков, экскурсий, игры, научно-исследовательская работа обучающихся.

 Каждая из музейных форм работы имеет свою специфику, целевую направленность и методы осуществления.

Рассмотрим их более побробно.

Экскурсия относится к самой древней форме музейной деятельности.         Экску́рсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное или индивидуальное посещение музеядостопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. [3; 25] .

Одной из эффективных форм обучения в музее является музейный урок, который предусматривает коллективное углубленное изучение материала по определенному учебному предмету и предполагает проверку его усвоения, закрепление и расширение знаний, полученных на уроке в учебном  кабинете или аудитории. На таких уроках детям не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Обучающиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени, они сами становятся, в зависимости от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов о войне. Таким образом, музейный урок предусматривает прежде всего,  использование музейного предмета, который выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.

         Посредством музейных  уроков и экскурсий происходит накопление  и закрепление знаний об истории развития нашего края,   жизни и быте крестьян  конца  ХIХ  начала ХХ века, о событиях  Великой Отечественной войны в нашем крае, развитии образования, культуры, промышленности, об истории пионерской и комсомольской организаций. Материалы школьных музеев  являются источниками для поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Мы разработали примерную тематику  музейных  уроков и экскурсий и даем  список школьных музеев,  на базе которых педагоги смогут  провести музейный урок или экскурсию, а также по предварительной договоренности воспользоваться услугами руководителя или музейных работников того или иного музея,  обучающихся-экскурсоводов, активистов школьных музеев по проведению экскурсий.

1. История развития Старооскольского края

Темы:

«История  Оскольского края»

«Город-крепость»

«Природа края»

«Почетные граждане Старого Оскола»

«Старооскольские художники»

«Старооскольские святыни»

«Промышленные предприятия Старого Оскола»

«Старый Оскол: настоящее и будущее»

        «Знаменитые земляки»

        «История образования в нашем крае»

        «Полезные ископаемые нашего края»

МКУК «СОКМ», МКУК «СХМ», Дом-музей В.Я. Ерошенко, музей А.А. Угарова, «Музей Славянской культуры» МБОУ ООШ №1»,  «Геологический музей» МБОУ «СОШ №5 с УИОП», «Историко-краеведческий музей МБОУ «ООШ №6», «Историко-краеведческий музей» МБОУ «СОШ №20» и  МБОУ «СОШ №21»,  музей «Почетные граждане города Старый Оскол» МАОУ «СОШ №24 с УИОП», «Музей труда» МАОУ «СПШ №33 с УИОП».

        2. Жизнь и быт крестьян конца  ХIХ  начала ХХ века

        «Этнография края»

        «Быт русского села Оскольского края»

        «Крестьянское подворье»

        «Как жили наши предки»

        «Изба-избенка», «Жилище и быт населения Оскольского края»

        «Святое место – красный угол»

         «Барыня-печка»

        «Хозяин чаепития-самовар»

        «Рождественские колядки»

        «Традиционная крестьянская  одежда»

        «Русский праздничный костюм Староосколья»

 МКУК «СОКМ», «Музей Русского быта» МБОУ «ООШ №2», «Музей этнографии Белгородской области» МБОУ «Лицей №3», «Историко-краеведческий музей» МБОУ «ООШ №6», музей «Родное наследие» МБОУ «СОШ №14 им А.М. Мамонова»,  «Краеведческий музей» МБОУ «ООШ №15», музей «Родное Приосколье» МБОУ «СОШ №16 с УИОП», музеи «Осколье» МБОУ «СОШ №16 с УИОП», МАОУ «СОШ №24 с УИОП»,  МБОУ «ООШ №22»,  комплексный музей «Наследие» МБОУ «Гимназия №18»,  «Краеведческий музей»  МБОУ «СОШ №27 с УИОП» и МБОУ «СОШ №28 с УИОП им А.А. Угарова»,  музей «Наследие» МБОУ «СОШ №34 с УИОП»,  «Музей русского быта» ЧОУ «Православная гимназия во имя Благоверного Великого князя Александра Невского №38», «Народный русский музей» ГОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж».

        

        3. Великая Отечественная война в нашем крае

        «Документы и фотоматериалы Великой Отечественной войны»

        «Оружие Великой Отечественной войны» или «Вооружение армиии в годы Великой Отечественной войны»

        «Оккупация Старого Оскола»

        «Эвакогоспитали»

        «Защитники города»

        «Освобождение Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков»

        «Награды Великой Отечественной войны»

         «Фронтовой быт солдат»

        «Старооскольцы - герои Советского  Союза»

        «Женщина на войне»

        «Военные судьбы старооскольцев»

        «Жизнь за колючей проволокой»

        «Строительство ж/д Старый Оскол – Ржава»

        «Они сражались за Родину»

         «Пионеры – герои»

        «История родов войск»

        «Боевой путь 267-й стрелковой дивизии»

        «Боевой путь116-й танковой бригады»

        «Боевой путь 6-й стрелковой дивизии»

        «Фронтовая землянка»

        «Форма защитника Отечества»

        Этих дней не смолкнет слава»

        «Человек и война»

        «Юность, опаленная войной»

        «Памятные места боевой славы города»

        «Эхо Великой Отечественной войны»

 МКУК «СОКМ», музей  Старооскольского клуба «Поиск», военно-исторические музеи общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа

музеи Боевой Славы: МБОУ «ООШ №2», МБОУ «СОШ №12 с УИОП», МАОУ «СОШ №24 с УИОП», МБОУ «СОШ №34 с УИОП», музей кадетских корпусов России МАОУ «СШ №19-корпус кадет «Виктория», «Музей Воинской славы» ЧОУ «Православная гимназия во имя Благоверного Великого князя Александра Невского №38», разделы исторических и комплексных музеев: МБОУ «СОШ №6», МБОУ «СОШ №11», МБОУ «СОШ №20 с УИОП»,  МБОУ «СОШ №21», МБОУ «ООШ №22», МБОУ «СОШ №27 с УИОП», МБОУ «СОШ №28 с УИОП им. А.А. Угарова».

        4. Промыслы нашего края

        «Оскольские кустарные деревянные промыслы»

        «Знаменитые потомственные гончары Оскольского края»

        «В гостях у гончара»

        «Кузнечный промысел»

        «Деревообработка»

        «Народная вышивка Белгородчины»

        «Народные музыкальные инструменты в крае»

        «Орудия труда»

        «Из истории утюга»

        «Женские ремесла Староосколья»

        «Ткачество и прядение»

        «Лозоплетение»

        «Старооскольская народная и современная игрушка»

 МКУК «СОКМ», «Музей этнографии Белгородской области»  МБОУ «Лицей №3», «Краеведческий музей» МБОУ «СОШ №17», музей «Осколье» МАОУ «СОШ №24 с УИОП», «Народные промыслы Белгородчины»  МБОУ  «СОШ №30», «Краеведческий музей»  МБОУ «ООШ №36»,  «Музей русского быта» ЧОУ «Православная гимназия во имя Благоверного Великого князя Александра Невского №38»,  музей «Народные промыслы Белгородчины» МБОУ «СОШ №40», «Народный Русский музей» ГОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»

        5.История образования,  пионерской и комсомольской организаций

        «Детские общественные организации»

        «Салют, пионерия!»

        «Пионерская и комсомольская атрибутика»

        «Школьно-письменные принадлежности»

        «История школы»

 «МКУК «СОКМ», «Музей истории школы» МБОУ «ООШ №2», МБОУ «СОШ №5 с УИОП», музей «Летопись» МБОУ «ООШ №8», МБОУ «СОШ №11»,  МАОУ «СОШ №24 с УИОП», «Историко-краеведческий музей» МБОУ «ООШ №6», «Краеведческий музей» МБОУ «ООШ №17», «Краеведческий музей» МБОУ «ООШ №36»,»Музей истории училища ГОУНПО «Профессиональное училище №9».

        Ведущим методом в работе с детьми младшего возраста является игра. именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. В процессе игры еще более развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь ребенка.

        Для детей дошкольного и младшего школьного  возраста не просто объяснить, что такое музейный предмет, эпоха, культурное или историческое наследие.  Поэтому в процессе обучения  должны быть задействованы «ум, сердце и руки» ребенка (И.Г. Песталоцци),  т.е. все органы чувств. Педагам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо каждую экскурсию, занятие проводить так, чтобы у ребенка горели глаза, было интересно, увиденное и услышанное  запомнилось надолго.

        Например, не просто привести их в музейную комнату «Русская изба», а придти в гости к «бабушке Арине», которая покажет и расскажет, как раньше жили люди, какая у них была посуда, одежда, что такое русская печка. Если детям разрешат взять в руки старинные предметы, научат ими пользоваться, то они легче запомнят их название. Для закрепления полученных знаний предложите им вылепить и раскрасить какую-либо посуду, украсить рисунками народную одежду (шаблоны), сплести лапоточки для куклы и т.д.        

        Исследовательская и проектная деятельность обучающихся        Требования ФГОС  ориентируют на массовое вовлечение школьников в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, чтобы научиться понимать, четко формулировать и выражать свои мысли, защищать собственные идеи, обосновывать и принимать оптимальные решения.

        Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически,  ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

        Проведение учебных исследований мы рассматриваем как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на  углубление и закрепление  имеющихся у них знаний, умений, навыков.

        Исследовательская деятельность способствует общему развитию обучающихся, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности, как умение:

        -классифицировать;

        -обобщать;

        - отбирать все возможные варианты решения проблемы;

        - переключаться с одного поиска решения на другой;

        - составлять план действий;

        -рассматривать объект с различных точек зрения;

        -сравнивать различные объекты и их совокупности;

        -составлять задания по предложенной теме;

        -проводить самоконтроль.

        Белгородчине есть чем гордиться в прошлом, созидая настоящее и думая о будущем. Чтобы лучше  знать историю, культуру, природу своего края, известных людей,  прославивших его, необходимо посещать школьные музеи, привлекать  обучающихся к поисковой, проектно-исследовательской деятельности.

        Примерная тематика краеведческих исследований

        «История развития Оскольского края»

        «История развития Белгородской области»

        «Геология и география  Белгородской области»

         «История развития КМА»

        «Традиционная культура Белгородчины»

        «Исторические и археологические памятники Белгородской области»

        «Природа родного края» (растительный, животный мир)

        «Великая Отечественная война в крае»

        «Памятники Боевой Славы»

        «История православия на Белгородчине»

        «Православные храмы»

        «Экономическое развитие края»

        «Наши известные земляки»

        «Исчезнувшие памятники Белгородчины»

        Со своими исследовательскими проектами и работами обучающиеся смогут выступать на  научно-практических конференциях различного  уровня.

         

Библиографический список

        1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение от 29 мая 2015 года № 996-р[Об утверждении Стратегии развития воспитания в российской федерации на период до 2015 года]).

        2. Емельянова, М.И. Воспитание духовно развитой личности: Из опыта деятельности народного Русского музея ГОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»/ М.И. Емельянова.- Старый Оскол: РОСА, 2010, -150с.:илл.

        3. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение/Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2007.-216с.

        4. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие/Б.А. Столяров. -М: Высшая школа, 2004, с. 127.

        5. Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие/В.Е. Туманов.- М.:ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.-154 с.