Нравственное воспитание личности ребенка

Багрова Елена Александровна

Духовно-нравственному воститанию личности ребенка  во внеурочной и урочной деятельности уделяется огромное внимание. Данный материал был представлен на районном семинаре в январе 2015 года. Выступление сопровождалось презентацией "Духовно- нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание личности ребенка

1*.   Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. 

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

2*.  Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения, немаловажную роль нужно отвести и внеурочной деятельности

   Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). 

Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  требуют  высокой  педагогической  квалификации.

Наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическая  беседа  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

Рассказ  должен  соответствовать  социальному  опыту  школьников.  В  младших  классах он  краток,  эмоционален,  доступен,  соответствует  переживаниям  детей. Рассказ  сопровождается  иллюстрациями,  которыми  могут  стать  произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев.  Усиливает  его  восприятие  хорошо  подобранное  музыкальное  сопровождение.                                                                                      Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа,  –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность. Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и  средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т. п.  

В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Внушение,  проникая  незаметно  в  психику,  действует  на  личность  в  целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.  Как  уже  было  отмечено,  младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки

Этическая беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения знаний, предполагающий участие обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников. 

Нужно учить детей с уважением  относиться  к  мнениям других, терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения.

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается на известной закономерности: явления,  воспринимаемые  зрением, быстро и  без труда запечатлеваются  в  сознании, 

Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу  имеет  и  пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых. Психологической  основой  примера  служит  подражательность. Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление

3*.  Учителю следует вести внутренний контроль за воспитанниками.      Формы диагностики:

анкетирование; тестирование; наблюдение; беседы.

4* .   Работа с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.    Формы работы с родителями: анкетирование, беседа, консультации, родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно – нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности Вечная педагогическая проблема

Слайд 2

Исследования социологов: 30% - СМИ, 10% - улица, 20 % - школа, 40 % - семья

Слайд 3

Первые проводники морального начала: -стыд, -жалость, -чувство долга, -любовь

Слайд 4

Задача нравственного воспитания - с оциально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство . Ученик должен научиться правильно действовать. Когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.

Слайд 5

Формы организации воспитательной деятельности Словесные (собрания, сборы, доклады, лекции, в стречи) Практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, к онкурсы) Наглядные (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды)

Слайд 6

Методы словесно – эмоционального воздействия Рассказ Разъяснение Этическая беседа Пример

Слайд 7

Формы диагностики Анкетирование Тестирование Наблюдение Беседы

Слайд 8

Работа с родителями Анкетирование Беседы Консультации Родительские собрания Посещение семьи Проведение совместных кл . часов, вечеров, экскурсий,походов Родителей любого поколения педагогу хочется видеть союзником.

Слайд 9

Спасибо за внимание