Выступление на МО школьных библиотекарей. Школьная библиотека как пространство подготовки и развития семейного чтения.
Школьная библиотека как пространство
подготовки и развития семейного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_biblioteka_ka_prostranstvo_podgatovki_semeynogo_chteniya.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная библиотека как пространство
подготовки и развития семейного чтения.
Никогда никакими силами Вы
не заставите читателя познать
мир через скуку. Читать
должно быть интересно.
А. Н. Толстой.
В нашей школе учебный год прошел под девизом: «Время читать!». Эпиграфом ко всей проведённой работе можно считать следующие строки, обращённые ко всем субъектам образовательного процесса (педагогам, родителям, учащимся):
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!
Прежде чем начать работу я постаралась изучить традиции семейного чтения, существовавшие в России с давних времён. Нужно отметить, что на Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств - любви, взаимопонимания и ответственности.
В России традиция семейных чтений имеет очень глубокие корни. В каждой стране свои национальные традиции человеческих взаимоотношений в семье. У нас же всегда собирались вокруг самовара, под абажуром и непременно с книгой. Издавна русский народ ценил силу Слова; детскую книгу сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, к почету и славе. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы обученные грамоте дети были как можно более начитанными.
Исходя из всего вышеизложенного, приоритетным направлением в своей работе я определила организацию совместной деятельности семьи и библиотеки при формировании гармонично развитой личности. Большой потенциал решения этой задачи находится именно в семье.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга играет большую роль в воспитании и формировании нравственных качеств личности духовного мира школьника, так как непосредственно через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.
Ещё С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”.
Основной своей задачей как библиотекаря — я считаю воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых когда-то писал Маршак.
На протяжение всей своей деятельности я совместно с администрацией школы и педагогическим коллективом стараюсь способствовать формированию в семье новых отношений, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. С этой целью мной была разработана программа семейного чтения « Этикет для всех». Прежде всего, совместно с администрацией школы я постаралась выявить наиболее читающие семьи. Неоценимую помощь мне оказали педагоги школы при создании банка данных о семьях (молодые семьи, многодетные, неполные, увлечения, хобби). Это позволило мне индивидуализировать свою работу с каждым отдельным учащимся и в конечном итоге повысить её эффективность.
В своей работе я стараюсь максимально использовать наглядность. Уже у входа в библиотеку родителей встречает объявление: «Папы и мамы, бабушки и дедушки наших читателей! Мы приглашаем Вас в библиотеку, чтобы вместе подумать о чтении Ваших детей, поговорить о лучших книгах мировой и отечественной литературы. В программе наших встреч мы постараемся ответить на Ваши вопросы, определить круг чтения для каждой семьи. Расскажем о замечательных традициях детского, семейного чтения, о месте книги в современной семье, о том, как книжка, прочитанная вместе, помогает подружиться с собственными детьми. И мы искренне надеемся, что книга станет членом Вашей семьи. Ждем Вас!»
При реализации программы я использую различные разнообразные формы библиотечной работы:
1.Беседа у выставки « Читать престижно, или о пользе чтения».
2. Литературный праздник « Читаем вместе: взрослые и дети».
4. Конкурс « Книжки своими руками».
5. Беседа « Этикет - наука для меня».
6 Конкурс сочинений « Самая удивительная книга».
7. Выставка – экспозиция « Маленький семейный музей».
Для детей и родителей в библиотеке оформлены книжные выставки–советы «Прочитаем всей семьей», «Для вас родители» (книги о воспитании детей), «Эти книги читали ваши родители» (книги на выставку рекомендовали сами родители).
Поскольку работа школьного библиотекаря основывается на живом общении с детьми, неотемлимой частью своей деятельности я считаю подготовку и проведение различных массовых мероприятий с обучающимися. В течение учебного года были проведены мероприятия: «Путешествие в Библиоград», «Читаем вместе: взрослые и дети», « Дружим с книгой всей семьёй» и др.
Постоянно действуют сменные выставки:
- «Читайте вместе! Читайте вслух!».
На ней были представлены хорошо известные, давно полюбившиеся детские книги. Ярким дополнением к выставке стали иллюстрации, созданные лучшими художниками детской книги. Украшением выставки стали фигуры любимых литературных героев: Малыша, присевшего на подоконнике, «летающего» Карлсона и пр.
- Информационная выставка «Золотая книжная полка».
Дополнением к этой выставке служит рекомендательный список по чтению для детей младшего школьного возраста памятка для родителей «Хотите, чтобы ваш ребёнок много и с удовольствием читал?», « Дружеские советы родителям, воспитателям, библиотекарям», тест «Знаете ли вы своего ребёнка?», литературные кроссворды для семейного разгадывания.
- Выставка - обзор “Это интересно”.
- Выставка – путешествие “Книги, которые нам подарили”.
- Выставка “Что читают твои одноклассники”.
- Выставка – рассуждение «Читать престижно или о пользе чтения».
- Выставка – викторина « Это интересно».
- Книги трёх поколений « Эти книги читали наши бабушки»
Наибольшее внимание я уделяю молодым родителям, призывая их не упустить возможность найти себе помощников в лице библиотеки в воспитании собственных детей.
С этой целью я подготовила и распространила следующие памятки: «Научите ребёнка любить книгу», Памятки для родителей «Советы родителям», «Дружеские советы родителя, воспитателям, библиотекарям».
Мной оформлен информационный стенде «Человек читающий», где размещены советы родителям «Что и как читать детям», рекомендательные списки «Книжная полка школьника», «Золотая книжная полка», «Читаем вместе», высказывания известных людей о воспитании и чтении.
В декаду знаний в школьной библиотеке была проведена уже ставшая традиционной акция «В библиотеку с другом». В ходе её я предлагаю всем школьникам – читателям нашей библиотеки рассказать своему другу или подружке о библиотеке и прийти в библиотеку вместе. Ведь если рядом есть друг, любая дорога становится веселее, настроение – лучше, а трудная жизненная задача – куда проще. Эту работу я осуществляю на специально организованных классных часах.
Традиционным стал в нашей школе литературный праздник: “Читаем вместе: взрослые и дети»”. В нем принимают участие обучающиеся 4-х классов и их родители.
Суть его заключается в том, что семейные команды рассказывают о своих любимых книгах, читают стихи, отвечают на вопросы викторины, соревнуются в своих литературных знаниях, разгадывают кроссворды. При проведении этого праздника особенно яркими моментами всегда бывают представленные на суд зрителей собственные сочинения учащихся школы. На этом празднике интересно и весело бывает всем: и его участникам, и зрителям.
Такие мероприятия показывают, что в тех семьях, где читают родители, любимым занятием детей так же становится чтение, а проблем с интеллектуальным развитием и воспитанием становится меньше. Ведь часть педагогических обязанностей берет на себя книга. В конце мероприятия все гости получают памятные буклеты.
Работа школьного библиотекаря не может быть эффективной без осуществления обратной связи с родителями и детьми. По этому регулярно проводится анкетирование, как учащихся, так и их родителей с целью изучения потребности в чтении, читательских интересов. Результаты показывают, что многие родители отмечают положительное влияние совместного чтения на личность ребенка, на взаимоотношение в нутри семьи, на создание благоприятного эмоционального микроклимата. На ряду с этим выявляются и отрицательные показатели: культура семейного чтения еще довольно низка; лишь небольшое количество родителей помогают детям советом при выборе книг; репертуар чтения во многих случаях ограничен литературой приключенческого жанра; с русской классикой ребята знакомятся в основном в рамках школьной программы. Кроме того, родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге незнакомы с литературой для семейного чтения. Проведённое анкетирование и его качественный анализ позволяют своевременно учитывать и устранять возникающие недоработки в организации семейного чтения. Теперь выступая перед родителями на школьных собраниях, классных часах с анализом чтения ребят я рекомендую детскую литературу различной тематики, а также литературу для родителей по проблемам воспитания детей в семье.
Систематически я принимаю участие в проведение родительских собраний, где стараюсь раскрыть перед родителями роль и значимость семейного чтения формировании личности ребёнка, совместно с родителями обсуждаю произведения, которые могли бы их заинтересовать, провожу анкетирование позволяющее наметить пути дальнейшей работы.
В библиотеке действует на постоянной основе «Детский уголок», который привлекает внимание детей. На маленьких столиках учащиеся всегда найдут бумагу, краски, карандаши, книжки-раскраски, пластилин. Здесь дети рисуют, лепят, мастерят. Причём детские творения не исчезают бесследно, а появляются на действующей выставке «Это сделали мы сами».
Школьная библиотека принимает участие и в городских мероприятиях. Так, в этом учебном году мы приняли активное участие в ГОРОДСКОМ ФЕСТИВАЛЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ« Книга в кругу семьи». Была проведена большая подготовительная работа, причём и учащиеся и родители проявили большой интерес и заинтересованность. Это позволило семье нашего учащегося Егорова Алексея занять достойное место.
Регулярно мной проводятся библиотечные уроки, конкурс “Самый читающий ученик”,« Самый читающий класс», что так же позволяет повысить интерес учащихся к чтению.
Конечно, многие вопросы библиотечной работы, связанные с семейным чтением, мне еще предстоит решить. Однако радует, что в общественное сознание вновь возвращается представление о книге, как о вечных, непреходящих ценностях. Каждому библиотекарю важно помнить, что дорога в библиотеку может и должна стать для всех дорогой к счастливому семейному очагу.
Своё выступление я хочу закончить обращением замечательного детского писателя Валерия Михайловича Воскобойникова:
«У каждого человека есть любимые мгновения жизни. Эти мгновения всегда при нем, и если ему приходится трудно, стоит вспомнить их. Они согреют и осветят душу.
Для меня такие мгновения начались с раннего детства. Иногда вечером в выходной мама усаживала меня рядом с собой на диван, открывала книгу и начинала читать ее вслух. Это были замечательные книги: про Чука и Гека, про Робинзона Крузо. И я ждал таких выходных всю неделю.
Чтение книг вместе с близкими людьми – прекрасное занятие. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги!