Литературное путешествие с страну "Вежливости, доброты, дружбы"

Музалёва Оксана Александровна

Особенностью данного мероприятия, его отличием от стандартного является форма проведения – литературное путешествие. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей.. Мультимедийная презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.

Мероприятие  актуально, так как каждое задание требует от учащихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное путешествие в страну « Вежливости, доброты, дружбы»

Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», «дружба», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.

Литературный ряд: стихотворение «Доброта», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», стихотворение «Добрые слова», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.         

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, наши дорогие  гости!

Каждый год, весной, к юным читателям приходит «книжкин праздник». Книжкин праздник – это книжкины именины. На именины ходят в гости. Сегодня Вы пришли на праздник книги.  На этом празднике Вы узнаете много нового и интересного о возникновении и создании книги.

Сегодня  мы с вами совершим литературное путешествие в страну вежливости, доброты и дружбы. Мы постараемся разобраться с вами в том, какие же качества  вы должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливыми  и изменить мир в лучшую сторону. И помогать нам в этом будут мои помощники – активные читатели нашей школьной библиотеки и конечно же верные друзья – книги.

И начнём мы наше путешествие с посещения  «Дворца Вежливости». (слайд)

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.  До XVI века “Вежа” означало “знаток”, – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. (Слайд )

То есть Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы попасть в наш дворец Вы должны назвать как можно больше вежливых слов. Назовите пожалуйста слова которые вы используете в общении с друзьями, учителями, родителями. Только помните, что вежливые люди не перебивают и не кричат, а поднимают руку.

Дети: называют вежливые слова и садятся. (здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Библиотекарь: Правил, которых должны придерживаться вежливые люди много. Попробуйте угадать одно из них.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы, друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали!
Просто “Здравствуйте!”, больше ведь мы нечего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире!
Отчего же на капельку счастье прибавилось в мире!

Отчего же так радостней сделалась жизнь.

Итак, какое же правило вежливости прозвучало в этом стихотворении?

(ответы детей)

Да, ребята, при встрече со знакомыми людьми всегда нужно здороваться.

Вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. Говоря, здравствуйте, мы желаем здоровья. Ребята, а вы знаете, как приветствуют друг друга в разных странах?

Тибетцы, например, здороваются, снимают свой головной убор, левую руку, они закладывают за ухо.  На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами. Доблестные мушкетеры изящно склонялись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, в иных странах, в качестве приветствия желаем  друг другу здоровья. Приветствия , ребята всегда существовало у всех народов, где бы народ не проживал.

В наше время разные народы здороваются по разному:

  • В России, говорим: “Здравствуйте!”
  • Китайцы кланяются друг другу.
  • Эскимосы в знак приветствия трутся носами.
  • В Англии говорят; “Hello”
  • Во Франции они здороваются так: “Bonjour”
  • В Германии они говорят “ Здравствуйте” “Guten Tag”

Да, вежливый человек соблюдает правила приличия, он очень культурный, доброжелательный, учтивый, предупредительный, обходительный, любезный и хорошо воспитан и знает много вежливых слов.

Конечно, добрые слова нужны нам дома, в  школе, на улице и в магазине.

Библиотекарь: Люди, которые в разговоре употребляют добрые или волшебные слова, называются вежливыми. И сейчас мы  послушаем с вами стихотворение Дружининой» Волшебные слова». Но и мои помощники тоже очень хотели бы познакомить вас с  любимыми стихотворениями о вежливости.

Стихотворение Дружининой «Волшебные  слова» (Слайд).

2 ребёнок: Я хочу познакомить вас со стихотворением  С.Маршака “ Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете, с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой и с дедушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навек.

И ежели вы вежливы,
То книжечку верните
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

Библиотекарь: Я думаю, каждому человеку приятно, когда ему дают почитать книжечку в чистом, незапачканном переплете. Ведь есть хорошие правила обращения с книгой. Её надо брать чистыми руками, нельзя в книге загибать страницы, надо пользоваться закладками. (знакомит с правилами обращения с книгой).

Книги А. Л. Барто в библиотеке пользуются большим спросом.

Ученик: стихотворение А.Барто:

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном,
Его зовут .... , а, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.

А в лучшем случае «Здорово»
Он вместо «Здравствуй» говорит.
А вместо слова «До свидания»
Не говорит он ничего,
Иль заявляет на прощание
«Ну, я пошёл... Пока! Всего!»

Библиотекарь: Каких правил вежливости не придерживался этот мальчик?

Ученик:  А я хотела бы познакомить вас со стихотворением Юсупова «Простите!»

Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)

Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.

И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…

“Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

Библиотекарь: Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра “Вежливо-невежливо(слайд)

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .

  1. Поздороваться при встрече
  2. Толкнуть и не извиниться
  3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.
  4. Уступить место старшим.
  5. Не вставать на обращение учителя.
  6. Помочь подняться по лестнице.
  7. Попрощаться уходя.

Сценка “Невежливая вежливость” И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопросы: 

  1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?
  2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?
  3. Что бы вы ему посоветовали?

Вторая остановка в нашем путешествии – это «Дворец доброты».(слайд)

Библиотекарь : Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Доброта... Что означает это слово? (вопрос к детям). Обратимся к словарю Ожегова. «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Качества, определяющие доброту:
- Добродетельный (высоконравственный)
- Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру)
- Доброжелательный (желающий добра другому)
- Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением)
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности). (слайд)                      

Каждому хотелось бы обладать всеми этими качествами, и чтобы окружающие его люди тоже были добрыми и отзывчивыми. Можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?

Ученик: Недавно я прочитал стихотворение Николаенко «Доброта» и хочу познакомить с ним вас всех.

ДОБРОТА.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра

Было доброе вчера.

И откуда, - спросишь ты, -

В доме столько доброты?

Библиотекарь:

Поэт А.Чепуров. Стихотворение о доброте.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

_____________________________________________________________________________________________

Болгарская сказка «Непослушные дети» (инсценировка)

Рассказчик: Пришла мать с колодца с большими вёдрами воды. Она насквозь промокла, и с её одежды стекала вода. Поставив вёдра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь и сказала:

- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!

Рассказчик: Четверо детей, устроившись у очага грели босые ноги и протянутые вперёд покрасневшие руки.

Первый сын обернулся и сказал:
- Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.

Второй сказал:
- А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!

Девочка:
Я, мамочка, так удобно устроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется.

А четвёртый:
- Кто ходит под дождём, пускай мёрзнет, как мокрая курица!

Все дети засмеялись.

Мать грустно покачала головой.

Рассказчик: Не говоря ни слова, мать пошла в кухню месить детям хлеб. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в неё каравай, подождала, пока они испекутся. Потом она легла под одеяло. Её дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не смогла сомкнуть глаз, потому что у неё болела голова, и её сильно знобило. Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. Мать не могла подняться с кровати. Её губы потрескались от жара. После полудня дети пришли из школы.

Девочка:
- Ах, мама, ты всё ещё лежишь и ничего нам не сварила!

Мать:
- Милые дети, я очень больна. Утром вы вылили из ведер всю воду. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу!

Первый сын:
- Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.

Второй сын:
- Ты забыла, что у меня шапка дырявая.

Девочка:
- Какая ты смешная, мама! Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать уроки?

Рассказчик: Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули. После этого они незаметно пошли гулять.

Мать:
- Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья. Улетела бы я от таких плохих детей!

Рассказчик: И мигом совершилось чудо, больная женщина превратилась в птицу.

Младший сын закричал:
- Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет от нас улететь.

Рассказчик: Мать уже вылетела через дверь.

Все дети: Куда ты, мама?

Мать : Улетаю от вас!

Все дети: Мамочка! Вернись домой, мы сразу принесём тебе воды.

Мать: Поздно, детки! Я уже не человек, я птица. Не могу я вернуться.

Рассказчик: Птица взмахнула крыльями и пропала. Вернулись дети в свой дом, но дом показался им совсем пустым, потому что не было в нём матери.

Вопросы детям после разыгрывания сценки:
- Почему мама улетела от своих детей?
- Чем дети обидели свою маму?
- Какое слово дети должны были сказать своей маме?

Вывод: Если бы они вовремя сказали ей добрые слова, то она не улетела бы от них.

Библиотекарь: Доброта — самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Ребята, а какие вы знаете пословицы о доброте?

Дети говорят пословицы:

Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.

Библиотекарь: Ребята! Вы, наверное, слышали поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Хотя мы часто эти слова применяем к людям, но они также справедливы и в отношениях с животными. Истинная натура человека проявляется в его отношении к слабым.
Ученик: Я как раз  недавно прочитал стихотворение об отношении к беззащитному животному. Написал его Федор Абрамов

Библиотекарь: Расскажи нам его, пожалуйста.

Чтец: Брошенный, он шёл туда, где люди
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему никто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,
Жизнь - за руку, давшую ему!
Вдруг вскочил...
И счастьем, и морозом
Задохнулся, взвихривал с ног
То ему, ему призывно свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
И ... летит, отброшенный тяжёлым,
Кованым кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(Футболист, как видно был мастак).
Ты привыкни, маленький калека:
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так...
В разговорах этот самый парень
Как-то о начальнике сказал:
«Разве человек он?
Пёс, собака.
Я б его иначе не назвал...»

Библиотекарь: А как можно назвать поступок этого человека? - ребята называют. Вывод: Нельзя причинять даже самого незначительного страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выкидывают на улицу кошек и собак, обрекая их на холод и голод. Сергей Образцов как-то сказал: «Не обязательно каждый, кто мучает в детстве животных, станет преступником. Но я уверен, что каждый преступник в детстве мучил животных».

О доброте так же написано очень много хороших произведений.

Третья остановка «Дворец дружбы»

Библиотекарь: Ребята, как вы понимаете это слово «Дружба»? Что означает дружить?

Ответы детей. Затем обобщение (слайд)

Молодцы. Сейчас о том, что же такое дружба нам расскажут мои помощники.

Что такое дружба?

Это совесть чистая

И душа открытая

Так считают исстари

Что такое дружба?

Дружба – это равенство

А дружить без равенства

Никому не нравится

Что такое дружба?

Если станет туго

То во всём, как на себя,

Положись на друга.

Что такое дружба?

Крепкая опора

Вместе верные друзья

Могут сдвинуть горы

Что такое дружба?

Это счастье дети

Это небо чистое

Мир на всей планете

Библиотекарь: Дружат на планете не только люди, но и животные и птицы и  рыбы.(показ слайдов «Необычная дружба»)

Ученик:  мне очень нравится стихотворение А. Барто «Требуется друг».

Библиотекарь: Познакомь нас с ним, пожалуйста.

Стихотворение  А.Барто «Требуется  друг».

Все  живут,  не  тужат, а  со мной не  дружат.

Предлагаю  Ильиной: «Ты  дружи  со  мной  одной».

Есть  разряд  у  Ильиной  и  девчонок  свита.

Подружусь  и  я с  Ильиной – стану  знаменита.

Все  пятерки  до  одной  у Светловой  Нади.

Я прошу: «Дружи  со  мной! Подружись  хоть на  день!

Будешь  ты  меня  спасать- дашь контрольную списать».

А  девчонка  на  дыбы! Говорит  молчала  бы!».

Не  вставать  же  на  колени  уговаривать  подруг.

Напишу  я  объявленье: «Срочно  требуется  друг».

Библиотекарь: Почему  никто  не  хочет  дружить  с  этой  девочкой?

(Она в  дружбе  ищет  только  выгоду).

Библиотекарь: Встречали  ли вы  в  жизни  таких  девочек  и  мальчиков?

Ученик:  Я думаю, у  каждого человека  есть  друг, а если  нет, то  каждый мечтает,  чтобы  он  у  него  появился. Самый  верный, самый  надёжный, самый  настоящий  друг. Библиотекарь: Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей, которые смогут научить вас как вести себя с друзьями, помочь в трудной ситуации.

Показ книг с рекомендацией прочитать их.

Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);

А. Гайдар «Тимур и его команда»;

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи», « Осенние листья».

Н. Носов « Мишкина каша»

А. Линдгрен « Малыш и Карлесон»

А. Милн  « Винни—Пух»

Библиотекарь: Ребята, но ведь вы и сами прочитали много разных книг. Я вижу в зале активных читателей нашей школьной библиотеки. Давайте проверим ваши знания.

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

Библиотекарь: Наше путешествие подошло к концу. Понравилось оно вам? Какую страну мы посетили?

Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра. Согласны? Ребята, а кто вам сможет помочь на этом пути? Откуда вы сможете узнать о том, как нужно поступать в трудной ситуации, как вести себя в обществе, чтобы тебя уважали, любили и у тебя всегда были верные и надёжные друзья?

Да, правильно, книги. Вы могли бы мне сегодня пообещать творить добро для других?

Тогда давайте поклянёмся в этом перед самими собой и перед друг другом.

Клянемся  вежливыми быть!

Всегда  спасибо  говорить!

Добрый  день  и до свидания

Нет  в мире  лучше  звания

Клянемся  добрыми  мы  быть

А  лень  и грубость  позабыть.

Учится  этикету. Науку  помнить  эту!

Клянемся  добрыми  мы  быть!

Библиотекарь:                                             

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом  вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.