"Книжная страна"
Рабочая программа дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_knizhnaya_strana.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парабельская средняя школа им.Н.А.Образцова»
Рекомендовано Утверждено
методическим советом приказом директора
протокол от ______ № __ от ________№ __
Рабочая программа
дополнительного образования
«Книжная страна»
срок реализации 1 год
для обучающихся от 7 до 10лет.
Составитель:
Тупикова Марина Александровна
заведующая
Информационно- библиотечного
центра
с. Парабель
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из целей Федеральной Государственной образовательной программы является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое в современном мире невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией.
Эффективная реализация этой цели возможна путем использования школьной библиотеки, которая призвана содействовать непрерывному образованию и обучению умениям ориентироваться в нахождении, выборе и использовании информационных ресурсов.
Книга — величайшее достижение человечества. Она дает знания, помогает познать окружающий мир, приобщает к прекрасному, воспитывает человека.
Ключевой частью программы курса «Книжная страна» должно стать формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, гак как в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и владение навыками культуры чтения, куда входят:
- сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- развитие у учащихся творческой активности;
- формирование любви к книге, к культурному чтению.
Цель данной программы: вызвать у школьника устойчивый интерес к книге; научить ориентироваться в библиотечном пространство; привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.
Задачи: Воспитать у учащихся бережное отношение к книгам; научить их ремонтировать и восстанавливать поврежденные и изношенные книги; научить элементарным технологиям ремонта и реставрации книг.
Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:
- беседа и обсуждение;
- выразительное чтение и рассказывание;
- игры: дидактические, ролевые, словесные;
- комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей ;
- творческие задания литературного и изобразительного характера.
Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание того, что открыто внутреннему взору, ребенок не всегда способен самостоятельно. Поэтому программа «Книжная страна» стремится с помощью системы вопросов «продвинуть» ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию
смысла произведения. Система вопросов органично вырастает из библиотечных уроков и помогает последовательно выделять ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи изложенного на занятиях.
Таким образом, успех программы зависит от умения вести диалог. Очень важно дать возможность на занятиях высказаться всем, важно услышать смысл в отдельных словах учеников, увидеть приближение к интересному ответу. С детьми следует говорить просто и ясно, не опускаясь до примитива, находить точные слова для комментирования ответов учеников.
Библиотекарь выступает в роли ведущего занятие, осуществляет диалог с ребятами, организует и прогнозирует их деятельность.
Школьники первых классов знакомятся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал». Первое знакомство с библиотекой первоклассников проходит в игровой форме. Целью первого посещения является формирование положительной установки на периодическое посещение библиотеки — как радостного путешествия в «Книжную страну» за новыми, интересными, увлекательными книжками. Библиотекарь знакомится с детьми-«путешественниками», и они вместе отправляются в небольшое путешествие по «Книжной стране». Позже первоклассники знакомятся с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, учатся самостоятельно ориентироваться в мире книг. Игровые приемы помогают объяснить необходимость выполнения правил поведения в библиотеке.
В программу курса обязательно включаются занятия, на которых учащиеся знакомятся с историей книги, что помогает подвести детей к мысли о бесценности книги.
Многие занятия состоят не только из теоретической части в виде беседы, игры и т.д., но и практической части. После того как дети познакомятся с правилами обращения с книгой, учебниками, после закрепления этих знаний, учащихся необходимо научить простейшим умениям, например, обернуть книгу.
Для освоения простейшего ремонта книг дети кратко знакомятся с некоторыми названиями элементов книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист), а потом (обычно это уже отдельное занятие) в библиотеке открывается «Книжная больница», где дети вместе с библиотекарем производят несложный ремонт книг. После таких практических занятий у многих первоклассников появляется желание повторного ремонта «заболевших» книжек, а также ремонта библиотечных книг дома.
Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития учащихся 2,3 класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Время занятия составляет 35 минут. Курс рассчитан на 68 часов в год. Место проведения
занятий — школьная библиотека.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В программу курса входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги. Часть занятий отведена знакомству с произведениями фольклора и детских писателей. Значительное место отведено практическим занятиям по простейшему ремонту книг.
Вводная беседа. «Чудесная страна библиотека» (2 часа).
- Беседа, знакомство учащихся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжная выставка» и др.
История создания книги: Виртуальная экскурсия (2 часа).
- Беседа. Знакомство учащихся с историей письменности и книги.
- Показ мультимедийной презентации.
Устные рассказы учащихся по изображению наскального рисунка(2 часа).
- Закрепление понятий «узелковое письмо», «наскальное изображение», «папирус», «пергамент», «береста», «бумага», новые носители.
- Устные рассказы учащихся по изображению наскального рисунка.
Зачем нужны книги: Беседа-диалог (2 часа).
- Беседа-диалог о пользе книги.
Как правильно выбирать и читать книги:
Беседа-совет (2 часа).
- Советы библиотекаря о правильном выборе и чтении книг.
«Сказки дедушки Корнея»: Беседа-диалог (2 часа).
- Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Изготовление закладки для книги: Практическое занятие (2 часа).
- Изготовление закладки для книги по образцу.
«Словесные» игрушки: Путешествие по малым формам русского фольклора (2 часа).
- Знакомство детей с малыми формами русского фольклора.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма по любой русской народной сказке.
«Гардероб» для книги: Элементы книги. Беседа (2 часа).
- Усвоение учащимися начальных знаний о структуре книги, основных понятий по теме: «книжный блок», «переплёт», «обложка», «суперобложка», «титульный лист», «иллюстрации».
Закрепление темы «“Гардероб” для книги» в практической творческой работе (2 часа).
Викторина по основным элементам книги.
- Показ элементов книги в различных изданиях.
Как правильно обернуть книгу: Практическое занятие (2 часа).
- Обучение умению самостоятельно обернуть книгу.
«Поэзия доброты»: Виртуальное путешествие по творчеству А.Л. Барто
(2 часа).
- Формирование устойчивого интереса к произведениям А. Барто.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Снегирь» по стихотворению А. Барто.
«Кто рисует ваши книги»: Художественное оформление книги. Иллюстрации (2 часа).
- Знакомство детей с художниками-иллюстраторами.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Кто сказал “Мяу”».
Создание иллюстраций к любимой книге: Практическое занятие (4 часа).
- Иллюстрирование детских книг по замыслу детей.
«Давайте знакомиться — Виталий Бианки»: Урок-путешествие по
произведениям В.Бианки (2 часа).
- Формирование устойчивого интереса к произведениям В. Бианки.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Первая охота».
«Каждый должен разбираться, как же с
книгой обращаться»: Беседа-диалог (2 часа).
- Знакомство обучающихся с правилами обращения с книгой.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Гришкины книжки».
Болезни книг и их лечение: Беседа (2 часа).
- Беседа о болезнях книг и способах их лечения.
Ремонт поврежденных книг; устранение простейших дефектов:
Беседа (2 часа).
- Рассказ о материалах, применяемых при ремонте книг.
- Представление о различных клеях и правильном их использовании.
Простейший ремонт поврежденных книг. (2 часа)
- Практическое занятие
«Кутерьма в стране зверья»: Урок-путешествие по книгам Б. Житкова
(2 часа).
- Формирование устойчивого интереса к произведениям Б. Житкова.
- Показ мультимедийной презентации.
Просмотр мультфильма «Пудя».
«Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья»: Книги любят тишину (2 часа).
- Знакомство с правилами пользования школьной библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке.
- Показ мультимедийной презентации.
Простейший ремонт поврежденных книг:
Практическое занятие (2 часа).
- Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
- Научить учащихся простейшему ремонту книг в мягкой обложке с помощью бумаги, картона, ткани.
«Разноцветные книги Маршака»: Игра-путешествие (2 часа).
- Игра-путешествие по произведениям С.Я. Маршака.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Вот какой рассеянный».
Периодические издания для детей: Журнальное путешествие (2 часа).
- Беседа. Знакомство учащихся с различными журналами для детей.
- Показ мультимедийной презентации.
«Загадочный мир сказки»: Беседа.Викторина (2 часа).
- Беседа. Понятие «сказка».
- Показ мультимедийной презентации.
- Викторина по русским народным сказкам.
- Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».
Простейший ремонт поврежденных книг(4 часа).
- Практическое занятие
Твои первые энциклопедии, словари, справочники: Беседа (2 часа),
- Знакомство учащихся с понятием «справочная литература». Беседа о самостоятельном поиске нужного материала.
- Показ мультимедийной презентации.
«Хвостатые секреты»: Урок- угадайка по рассказам Е. Чарушина (2 часа).
- Знакомство детей с творчеством писателя-натуралиста; развитие наблюдательности, любви к природе.
- « Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Топтыжка».
Как написать отзыв на книгу: Советы библиотекаря (2 часа).
- Беседа о правильном написании отзыва на книгу.
Практическое занятие: Отзыв на книгу (2 часа).
- Отзыв на любимую книгу.
Книги, которые я выбираю: Урок-вопрос (2 часа).
- Анкетирование учащихся по итогам занятий за год.
Успешное освоение программы детьми к концу учебного года обеспечивает формирование таких умений и навыков, как:
- знание правил пользования библиотекой;
- знание правил обращения с книгой, гигиены чтения;
- освоение технологии простейшего ремонта книг;
- выбор произведений для самостоятельного чтения в соответствии со своими интересами и вкусами;
- восприятие литературного произведения, умение творчески осмыслить свои чувства в устных рассказах, фантазировании, изобразительных работах.
Данная программа составлена с учетом психологических особенностей учащихся
2 –х,3-х классов.
Материальное обеспечение
- Проектор.
- Экран.
- Ноутбук.
- Ножницы.
- Клей.
- Материал для ремонта книг.
- Альбом для рисования.
- Краски.
- Набор цветной бумаги.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Книжная страна»
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата с по_ (неделя месяца) | Виды и форма контроля | Изменение сроков, причины изменения | |||
1 | 1-2 | Вводная беседа. Чудесная страна — библиотека | ||||||
2 | 3-4 | История создания книги: Виртуальная экскурсия | ||||||
3 | 5-6 | Устные рассказы учащихся по изображению наскального рисунка | ||||||
4 | 7-8 | Зачем нужны книги. Беседа-диалог | ||||||
5 | 9-10 | Как правильно выбирать и читать книги: Беседа-совет | ||||||
6 | 11-12 | «Сказки дедушки Корнея»: Беседа-диалог | ||||||
7 | 13-14 | Изготовление закладки для книги: Практическое занятие | ||||||
8 | 15-16 | Словесные «игрушки»: Путешествие по малым формам русского фольклора | ||||||
9 | 17-18 | Гардероб для книги: Элементы книги. Беседа | ||||||
10 | 19-20 | Закрепление темы «Гардероб для книги» в практической творческой работе | ||||||
11 | 21-22 | Как правильно обернуть книгу: Практическое занятие | ||||||
12 | 23-24 | «Поэзия доброты»: Виртуальное путешествие по творчеству А.Л. Барто | ||||||
13 | 25-26 | «Кто рисует ваши книги»: Художественное оформление книги. Иллюстрации | ||||||
14 | 27,28,29,30 | Создание иллюстраций к любимой книге: Практическое занятие | ||||||
15 | 31-32 | «Давайте знакомиться — Виталий Бианки»: Урок-путешествие по произведениям писателя | ||||||
16 | 33-34 | «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: Беседа-диалог | ||||||
17 | 35-36 | Болезни книг и их лечение: Беседа | ||||||
18 | 37,38 | Ремонт поврежденных книг. Устранение простейших дефектов: Беседа | ||||||
19 | 39,40 | Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие | ||||||
20 | 41,42 | «Кутерьма в стране зверья» (по книгам Б. Житкова) | ||||||
21 | 43,44 | «Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья»: Книги любят тишину | ||||||
22 | 45,46 | Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие | ||||||
23 | 47,48 | «Разноцветные книги Маршака»: Игра-путешествие | ||||||
24 | 49,50 | Периодические издания для детей: журнальное путешествие | ||||||
25 | 51,52 | Загадочный мир сказки: Беседа. Викторина | ||||||
26 | 53,54,55,56 | Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие | ||||||
27 | 57,58 | Твои первые энциклопедии, словари, справочники: Беседа | ||||||
28 | 59,60 | «Хвостатые» секреты: Урок- угадайка по рассказам Е. Чарушина | ||||||
29 | 61,62 | Простейший ремонт поврежденных книг: Практическое занятие | ||||||
30 | 63,64 | Как написать отзыв о книге: Беседа | ||||||
31 | 65,66 | Практическое занятие: Отзыв о книге | ||||||
32 | 67,68 | Книги, которые я выбираю: Урок-вопрос | ||||||
ИТОГО 68 часов |
ЛИТЕРАТУРА
Горбачевский, Б. С В стране книголюбов. — М: Дет. лит., 1979.
Дом мудрости: хрестоматия для школьников сред; него и старшего возраста. — (VI: Либерея, 1996. — Приложение к журналу «Библиотека».
Жукова, Т.Д., Чудинова, В.П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. — М.: Pycская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
Кашурникова, Т. М. Чудо, имя которому — книга. — М.: Школьная библиотека, 2006.
Мазoк Н. И. Кружок переплетного дела. — М. Просвещение, 1987.
Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению рабе тать с информацией. — М.: Школьная библиотека, 2005.
Тимаев, Р. Живи, книга!: Практические советы о том, как продлить жизнь книг. — М: Молодая гвардия, 1985.