Информационно – коммуникативные технологии в работе библиотеки колледжа ГАПОУ "Кукморский аграрный колледж"

Гадиятуллина Дания Муллахметовна

Выступление на Третьей Всероссийской педагогической конференции «Информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности» (март – май 2012 г.) по теме: "Информационно – коммуникативные технологии в работе библиотеки колледжа", организованной Центром гражданско - правового образования "Восхождение"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii_dokument_microsoft_word.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СПО «Кукморский аграрный колледж»

Центр гражданско – правового образования «Восхождение»

Третья Всероссийская педагогическая конференция

«Информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности»

(март – май 2012 г.)

Информационно – коммуникативные технологии в работе библиотеки колледжа.

                                                 Гадиятуллина Дания Муллахметовна,

                   библиотекарь первой

                                    квалификационной категории

Информационно – коммуникативные технологии в работе библиотеки колледжа.

Серьёзные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности вместе с изменившимися социальными условиями ставят перед каждым учебным заведением задачу создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих современными информационно – коммуникативными  технологиями.

Изменение системы образования на основе широкого использования информационных технологий открывает сегодня новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

Необходимо помнить, что в XXI век вступило новое поколение молодежи с принципиально новыми качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами, которые к качеству образования предъявляют новые требования. Иными словами, в качестве цели образования выступает человек не только реализующий, но и человек меняющийся, развивающийся – человек возможностей, готовый стать профессионалом. Необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность студентов для целенаправленного развития личности. Формирование познавательного интереса студентов имеет принципиальное значение для   осознанного усвоения материала. Становление и развитие информационного общества внесло изменение в организацию учебно – воспитательной работы нашего Кукморского аграрного колледжа.

Наличие дома компьютеров, другой различной техники способствует всеобщему увлечению молодежи информационными новинками в разных областях. Увлеченные молодые люди ощущают себя всезнающими, черпая знания из Интернета.                                                                   Так как с помощью зрения человек воспринимает большинство всей поступающей информации, а современной молодежи удобнее наблюдать и воспринимать происходящее с экрана монитора, чем только на слух, то решающая роль в повышении интереса к обучению принадлежит новым информационно – коммуникативным технологиям.

Предоставление информации является основной функцией современной библиотеки, которая является посредником между информационными ресурсами и потребителями информации.

Автоматизация рабочего  места библиотекаря и пользователей, накопление фонда электронных носителей информации, доступ в Интернет изменили статус библиотеки.

Библиотека нашего колледжа сегодня работает как информационно-библиотечный центр. Основной задачей работы становится обеспечение участников образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям с помощью использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.

Наряду с постоянно пополняемым фондом учебной, справочной, художественной литературы, наличие компьютеров обеспечивает высокий уровень библиотечного обслуживания всех категорий пользователей. Удобная мебель, новые книги,  энциклопедии, компьютеры, на которых можно поработать, привлекают в библиотеку, и студентов, и преподавателей, мастеров производственного обучения. Найти необходимую информацию для докладов, выступлений, приготовить презентацию, найти нужную книгу в автоматизированном каталоге – всё это можно сделать в нашей библиотеке.  

Информационные ресурсы библиотеки колледжа включают в себя печатные издания и электронные издания на электронных носителях, Интернет-ресурсы, при помощи которых преподаватели и студенты могут подобрать материал к уроку.

Современные информационно - коммуникационные технологии активно вторгаются  в массовую библиотечную работу с читателями. Делают  ее более яркой, зрелищной, интересной для аудитории, несут неисчерпаемые возможности  для организации библиотечной работы по-новому, в соответствии с требованиями современной, стремительно меняющейся жизни. Многие мероприятия, проводимые по старинке, как раньше – с карточками, с демонстрацией книг, читателям просто неинтересны. Многие равнодушно проходят мимо книжных  стеллажей.     Традиционный порядок обслуживания читателей уходит в прошлое. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями. Сегодня библиотека не только обеспечивает учебный процесс и руководит чтением, но и является ресурсной базой обновления образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения.

Применение ИКТ в учебно – воспитательном  процессе колледжа позволяет направить интеллектуальный потенциал студентов на позитивное развитие. Именно  под руководством взрослого студенты могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Главная и основная цель использования наглядных информационных технологий – сделать внеклассные мероприятия нагляднее и интереснее, представить новую информацию и закрепить полученную, создавать проблемные ситуации.

Я пытаюсь решать задачу активизации познавательной деятельности студентов через использование компьютерных технологий. Использование компьютера в проведении массовых мероприятий способствует совершенствованию методики проведения мероприятий в  большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение библиотекаря. Введение информационных технологий существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность проведения мероприятий.  Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую я, как библиотекарь, использую при подготовке к мероприятиям. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий, способствующих развитию пространственного мышления. При подготовке слайдов к мероприятию  использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации, используя интерактивную доску.

Если возникает необходимость обсуждения нового материала со студентами, то проводится беседа с использованием компьютерной презентации. Презентации используются также при проведении всех массовых мероприятий в библиотеке. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению. Сегодня презентация – неотъемлемая часть библиотечного урока или внеклассного мероприятия, которая позволяет провести мероприятия максимально качественно и эффективно. Конструктивное оформление презентаций позволяет проводить библиотечные уроки и мероприятия  вне стен библиотеки.

В процессе показа презентации студенты приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку студента, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Главная и основная цель использования наглядных информационно – коммуникационных  технологий – сделать мероприятия нагляднее и интереснее, представить и закрепить полученную информацию, создать проблемные ситуации, упростить объект изучения в целях подчеркивания его принципиально важных компонентов. Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материала, воздействует сразу на несколько информационных каналов студента.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использования новых информационных технологий во всех сферах жизни. Современный колледж  не должен отставать от требований времени, а значит, современные преподаватели и библиотекарь должны  использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача колледжа - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В заключении хочу отметить, что использование компьютера в учебном процессе – средство достижения результата, а не самоцель. Знание информационных технологий, умение применить их в своей профессиональной деятельности является основой становления  высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.