Беседа о блокадном Ленинграде (к 70-летию снятия блокады в Ленинграде)
Беседа о блокадном Ленинграде
(к 70-летию снятия блокады в Ленинграде)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_blokadnom_leningrade.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о блокадном Ленинграде
(к 70-летию снятия блокады в Ленинграде)
Цель:
сохранение исторической, памяти познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.
Задачи:
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершёнными
советскими людьми в годы войны;
- показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости,
мужественности, чувства долга;
- вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремлённость.
Слайд 1
Добрый день дорогие ребята! Добрый день дорогие гости - Илья Константинович, библиотекари.
Сегодня мы собрались неслучайно. 27 января наша страна отметила 70летие снятия блокады в Ленинграде. И сегодня наша беседа посвящена этому событию.
Мы жители одной страны, одного города должны знать свою историю. Эта история нашего народа, история жизни наших дедушек и бабушек, наших родителей. И сегодня мы вспомним самую трагическую страницу истории – Великую Отечественную войну. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. и закончилась 9 мая 1945 года.
В начале войны Гитлер планировал захватить в первую очередь город Ленинград.
Слайд 2
Почему же Гитлер придавал такое значение взятию Ленинграда? Потому что
Ленинград – северная столица, крупный промышленный, культурный центр, морской порт, удобный плацдарм для удара на Москву. Захватив Ленинград, Гитлер собирался напасть на столицу страны, Москву.
Наступление фашистов на Ленинград началась в августе 1941 года. Военная подготовка фашистов превосходили советских войск, то есть фашисты были лучше подготовлены к войне.
Слайд 3
Они бомбили Ленинград и днем и ночью. Но быстро захватить город фашистам не удалось. И тогда Гитлер приказал задавить город блокадой.
Что такое блокада Ленинграда? Блокада - это когда немцы взяли в окружение Ленинград, перекрыли все пути, бомбили со всех сторон.
Слайд 4
Посмотри на карту! Вот территория коричневого цвета, она захвачена фашистами. На этой земле нарисована фашистская свастика.
А территория, обозначенная светлым цветом, это территория Ленинграда, вы видите на территории нарисованы красные звёзды, здесь вели оборону ленинградцы.
Таким образом, враг окружил город, и могли обстреливать все ленинградские улицы круглосуточно.
Постоянно звучали звуки сирены, которые предупреждали о воздушной тревоги. Услышав тревогу, люди должны были прятаться в бомбоубежище, чтобы спастись.
Сейчас мы включим сигнал сирены, чтобы вы услышали, как он звучит.
Вот такой сигнал, призывал людей прятаться.
Слайд 5
Блокада длилась 900 дней – с 8 сентября1941 по 27 января 1944 года.
Это 2 года, 4 месяца.
В городе и пригороде проживало 3 мл. человек, к концу войны осталось около пятисот человек. Люди умирали от ран, но основная причина гибели был голод.
Было подсчитано, что в городе запас зерна, муки, круп, макаронных изделий, мясных продуктов было только на один месяц. Продукты заканчивались, дороги были захвачены фашистами и в город не могли везти продукты.
Слайд 6
Над городом навис голод, ленинградцы в день получали 125 граммов хлеба в день. Этот кусочек делили на 3 части: обед, ужин, завтрак.
Посмотрите на слайд, вы видите ленинградцев, в руке они держат свой паек хлеба на целый день.
Были моменты когда, люди этот хлеб клали в воду в литровой банке, подогревали и ели как суп.
Посмотрите на слайд, на тарелке лежит хлеб – 125 граммов. Вот такую норму получали ленинградцы.
Слайд 7
Посмотрите на слайд, вы видите, как мама режет хлеб каждому ребенку по норме.
Слайд 8
В городе проживало 400 тысяч детей, и смотреть на голодающих детей, чувствовать свою полную беспомощность от того, что не можешь им помочь, - не было ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишали себя куска хлеба, чтобы как-то поддержать слабые силёнки своих детей, тем самым, нанося вред своему здоровью.
Посмотрите на слайд, так вот выглядели голодные дети.
Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети.
У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире – ложился спать и засыпал навеки.
Не редко жизнь обрывалась у станка. Человек мог работать у станка, упасть и не встать.
И в декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Январь и начало февраля 1942 г. также были страшными, критическими месяцами блокады.
Слайд 9
Именно в это время число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Это получается жители села Ахуново. Умерших хоронили без гробов, обернутых простынёй или одеялом.
Посмотрите на слайд, вы видите, как умерших людей тащили на досках, и складывали на улице в определенное место до появления машины.
Слайд 10
Единственной дорогой оставалась только Ладожское озеро, по которому проложили единственную дорогу. По ней можно было ездить только тогда, когда вода замерзнет и превратится в лед.
Посмотрите на слайд, вы видите, как грузовые машины едут по Дороге жизни. Так назвали ленинградцы эту дорогу.
Слайд 11
Дни и ночи по этой дороге, по льду везли продукты и боеприпасы на машинах, на конных повозках, а из Ленинграда людей – уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Транспорт по дороге попадал под обстрел врагов.
Посмотрите на слайд, вы видите, как грузовики вывозят людей из города. А на этой фотографии вы видите, что люди передвигались и на конных повозках, так как машин не достаточно.
Слайд 12
В городе все было разрушено фашистами. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды, за водой ходили на реку Нева. У многих людей не было ведер, им приходилось ходить за водой кастрюлями, банками, черпали воду поварешками.
Посмотрите на фотографию, мы видим, как женщины легли на землю и черпали воду из речки. На этой фотографии женщина несет воду ведром и чайником. На этой фотографии вы видите, как маленькие девочки пришли за водой. На санках стоят кастрюля и ведро.
Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в и целые семьи гибли не только от голода, но и от холода . Чтобы согреться в квартирах ставили железные печки, и жгли мебель, разбирали полы и жгли доски, книги. По городу не ходил транспорт. Но ленинградцы не сдавались.
По городу развешивали плакаты, которые призывали людей защищать свой город. «Умрем, но Ленинград не отдадим!» – говорили ленинградцы.
Слайд 13
Рабочие заводов, студенты шли на фронт воевать.
На этом слайде вы видите солдат, которых провожают на борьбу с фашистами.
Слайд 14
На этом слайде вы видите, как наши солдаты обороняются от фашистов.
Слайд 15
На защиту города поднялись не только мужчины, но и женщины.
Перед вами женский стрелковый батальон.
Люди которые остались в городе , а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. В это время они гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождем, потому что городу нужно было топливо...
Посмотрите на слайд, вы видите, как женщины роют окопы, которые оберегают солдат от пуль.
Слайд 16
Предприятия города продолжали работать и стали выпускать танки, пулеметы, минометы, снаряды, мины. На фотографии мы видим, как женщины изготавливают снаряды для фронта.
Слайд 17-18
На этой фотографии вы видите, как люди заняты работой на заводе, они работали по 15-20 часов.
Слайд 19
Вот подростки, которые работали на заводе. Они собирают пулемет.
Учились ли дети во время блокады? Дети продолжали учиться. Многим учителям и ученикам надо преодолевать по сугробам несколько км до школы. Несмотря на это уроки начинались вовремя, без опозданий. Многие дети успевали, и учиться, и защищать свой город вместе с взрослыми. За свои подвиги дети получили звание Герой Советского Союза. Например, партизан Леня Голиков погибший в бою, партизанка-разведчица Зина Портнова, стали героями Советского Союза.
Несмотря на трудности блокады, детям решили организовать новогодний праздник. Ученик 4 кл. Юра Байков записал: «Сегодня нам сказали, что в 5 ч. мы будем встречать Новый год. Там был большой концерт, а потом обед. Дали суп из чечевицы, 2 котлеты с макаронами и какое-то желе очень вкусное. Все очень вкусно".
А воспитательница детского дома вспоминала:
"Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину" .
В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но когда они оказывались в пекле страданий и невзгод, дети вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Мальчишки и девчонки выдержали войну и победили вместе с взрослыми.
В ближайших деревнях и сёлах мужчин не осталось – они воевали на фронте. А на полях продолжали работать старики, женщины и дети. Пахать и сеять оставалось только им. Пожилым женщинам трактор был страшен. Детям – велик. Но собирались девчата 16-17-ти лет, которые покрепче, да ехали учиться на трактористок. Зимой пошли учиться. Весной уже пахали. Надо было Родину кормить.
В 1942 году летом жители города на газонах и клумбах, в скверах и в парках разбивали грядки и выращивали овощи. Старались приводить улицы в порядок, очищали от мусора, разбирали развалины домов.
Посмотрите на слайд , здесь вы видите как вот девочки сделали грядки и сеют, на этой фотографии вы видите как женщина поливает, а здесь вы видите как собирают урожай капусты.
Слайд 20
27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.
И в этом году, исполнилось 70 лет с того дня когда сняли блокаду.
Сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ Пискунов Илья Константинович. Ребята, давайте поприветствуем.
Илья Константинович – ветеран Великой Отечественной войны. Он пережил «от звонка до звонка» блокаду Ленинграда, имеет медаль «За оборону Ленинграда», медаль «Блокадник Ленинграда» и юбилейные награды.
Сейчас Илья Константинович поделится воспоминаниями о страшной войне. Слово предоставляем вам, Илья Константинович.
Огромное спасибо Илья Константинович за то, что вы поделились с нами воспоминаниями о войне. Благодаря людям как Илья Константинович, их мужеству, смелости, героизму мы с вами живем спокойно, мирно, у людей сейчас есть все: красивая одежда, вкусная еда, удобные дома и автомобили. У вас ребята есть хорошая школа, и вам только остается хорошо учиться, любить труд, уважать и помогать взрослым.
Стихи.
Спасибо дорогой ветеран за ваш трудовой и ратный подвиг ради свободы и независимости нашей страны. Мы вас искренне поздравляем с праздником, желаем мира и добра, бодрого настроения и крепкого здоровья!