Беседа о блокадном Ленинграде (к 70-летию снятия блокады в Ленинграде)

Янгильдина Велора Ишмухаметовна

Беседа о блокадном Ленинграде

(к 70-летию снятия блокады в Ленинграде)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_blokadnom_leningrade.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о блокадном Ленинграде

(к 70-летию снятия блокады в Ленинграде)

Цель:

сохранение исторической, памяти познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.

Задачи:

- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершёнными

советскими людьми в годы войны;

- показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости,

мужественности, чувства долга;

- вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремлённость.

Слайд 1

Добрый день дорогие ребята! Добрый день дорогие гости - Илья Константинович, библиотекари.

Сегодня мы собрались неслучайно. 27 января наша страна отметила 70летие снятия блокады в Ленинграде. И сегодня наша беседа посвящена этому событию.

Мы жители одной страны, одного города  должны знать  свою историю. Эта история нашего народа, история жизни наших дедушек и бабушек, наших родителей. И сегодня мы вспомним самую трагическую страницу истории – Великую Отечественную войну. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. и закончилась 9 мая 1945 года.

В начале войны Гитлер планировал захватить в первую очередь город Ленинград. 

Слайд 2

Почему же  Гитлер придавал такое значение взятию Ленинграда?  Потому что                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ленинград – северная столица, крупный промышленный, культурный центр, морской порт, удобный плацдарм для удара на Москву. Захватив Ленинград, Гитлер собирался напасть на столицу страны, Москву.

Наступление фашистов на Ленинград началась в августе 1941 года. Военная подготовка фашистов превосходили советских войск, то есть фашисты были лучше подготовлены к войне.

Слайд 3

Они бомбили Ленинград и днем и ночью. Но быстро захватить город фашистам не удалось. И тогда Гитлер приказал задавить город блокадой.

Что такое блокада Ленинграда?  Блокада - это когда  немцы взяли в окружение Ленинград, перекрыли все пути, бомбили со всех сторон.  

Слайд 4

Посмотри на карту! Вот  территория коричневого цвета, она захвачена фашистами.  На этой земле  нарисована фашистская свастика.

 А территория, обозначенная светлым цветом, это территория Ленинграда, вы видите на территории нарисованы красные звёзды, здесь  вели оборону ленинградцы.

Таким образом, враг окружил город, и  могли обстреливать все ленинградские улицы круглосуточно.

Постоянно звучали звуки сирены,  которые предупреждали о воздушной тревоги. Услышав тревогу, люди должны были прятаться в бомбоубежище, чтобы спастись.

Сейчас мы включим сигнал сирены, чтобы вы услышали, как он звучит.

Вот такой сигнал, призывал людей прятаться.

Слайд 5

Блокада длилась 900 дней – с 8 сентября1941 по 27 января 1944 года.

Это 2 года, 4 месяца.

В городе и пригороде проживало 3 мл. человек, к концу войны осталось около пятисот человек. Люди умирали от ран, но основная причина  гибели был голод.

Было подсчитано, что в городе запас зерна, муки, круп, макаронных изделий, мясных продуктов было только на один месяц. Продукты заканчивались, дороги были захвачены фашистами и в город не могли везти продукты.

Слайд 6

Над городом навис голод, ленинградцы в день получали 125 граммов хлеба в день. Этот кусочек делили на 3 части: обед, ужин, завтрак.

Посмотрите на слайд, вы видите ленинградцев, в руке они держат свой паек хлеба на целый день.

Были моменты когда, люди этот хлеб клали в воду в литровой банке, подогревали и ели как суп.

Посмотрите на слайд,  на тарелке лежит хлеб – 125 граммов. Вот такую норму получали ленинградцы.

Слайд 7

Посмотрите на слайд, вы видите, как мама режет хлеб каждому ребенку по норме.

Слайд 8

В городе проживало 400 тысяч детей, и смотреть на голодающих детей, чувствовать свою полную беспомощность от того, что не можешь им  помочь, - не было ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишали себя куска хлеба, чтобы как-то поддержать слабые силёнки своих детей, тем самым, нанося вред своему здоровью.

Посмотрите на слайд, так вот выглядели голодные дети.

Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети.

У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире – ложился спать и засыпал навеки.

Не редко жизнь обрывалась у станка. Человек мог работать у станка, упасть и не встать.

И в  декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Январь и начало февраля 1942 г. также были  страшными, критическими месяцами блокады.

Слайд 9

Именно в это время число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Это получается жители  села Ахуново. Умерших хоронили без гробов, обернутых простынёй или одеялом.

Посмотрите на слайд, вы видите, как умерших людей тащили на досках, и складывали на улице в определенное место до появления машины.

Слайд 10

Единственной дорогой оставалась только Ладожское озеро, по которому проложили единственную дорогу. По ней можно было ездить только тогда, когда вода замерзнет и превратится в лед.  

Посмотрите на слайд, вы видите, как грузовые машины едут по Дороге жизни. Так назвали ленинградцы эту дорогу.

Слайд 11

Дни и ночи по этой дороге, по льду везли  продукты и боеприпасы  на машинах, на конных повозках, а из Ленинграда людей – уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Транспорт по дороге попадал под обстрел врагов.

Посмотрите на слайд, вы видите, как грузовики вывозят людей из города. А на этой фотографии вы видите, что люди передвигались и на конных повозках, так как машин не достаточно.

Слайд 12

В городе все было разрушено фашистами. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды, за водой ходили на реку Нева. У многих  людей не было ведер, им приходилось ходить за водой кастрюлями, банками, черпали воду поварешками.

Посмотрите на фотографию, мы видим, как женщины легли на землю и черпали воду из речки. На этой фотографии женщина несет воду ведром и чайником. На этой фотографии вы видите, как маленькие девочки пришли за водой. На санках стоят кастрюля и ведро. 

Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в и целые семьи гибли не только от голода, но и от холода . Чтобы согреться в квартирах ставили  железные печки, и жгли мебель, разбирали полы и жгли доски, книги. По городу не ходил транспорт. Но ленинградцы не сдавались.

По городу развешивали плакаты, которые призывали людей защищать свой город. «Умрем, но Ленинград не отдадим!» – говорили ленинградцы.

Слайд 13

Рабочие заводов, студенты шли на фронт воевать.

На этом слайде вы видите солдат, которых провожают на борьбу с фашистами.

Слайд 14

На этом слайде вы видите, как наши солдаты обороняются от фашистов.

Слайд 15

На защиту города поднялись не только мужчины, но и женщины.

Перед вами женский стрелковый батальон.

Люди которые остались в городе , а это  женщины, старики, подростки,  строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. В это время они гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождем, потому что  городу нужно было топливо...

Посмотрите на слайд, вы видите, как женщины роют окопы, которые оберегают солдат от пуль.

Слайд 16

Предприятия города продолжали работать и стали выпускать танки, пулеметы, минометы, снаряды, мины. На фотографии мы видим, как женщины изготавливают снаряды для фронта.

Слайд 17-18

На этой фотографии вы видите, как люди заняты работой на заводе, они работали по 15-20 часов.

Слайд 19

Вот подростки, которые работали на заводе. Они собирают пулемет.

Учились ли  дети во время блокады? Дети  продолжали учиться. Многим учителям и ученикам надо преодолевать по сугробам несколько км до школы. Несмотря на это уроки начинались вовремя, без опозданий. Многие дети успевали, и учиться, и защищать свой город вместе с взрослыми. За свои подвиги дети получили звание Герой Советского Союза. Например, партизан Леня Голиков погибший  в бою, партизанка-разведчица Зина Портнова, стали героями  Советского Союза.

Несмотря на трудности блокады, детям решили организовать новогодний праздник. Ученик 4 кл. Юра Байков записал: «Сегодня нам сказали, что в 5 ч. мы будем встречать Новый год. Там был большой концерт, а потом обед. Дали суп из чечевицы, 2 котлеты с макаронами и какое-то желе очень вкусное. Все очень вкусно".

А воспитательница детского дома вспоминала:

"Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину" .

В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но когда они оказывались в пекле страданий и невзгод, дети вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки  и девчонки  выдержали войну и победили вместе с взрослыми.

В ближайших деревнях и сёлах мужчин не осталось – они воевали на фронте. А на полях продолжали работать старики, женщины и дети. Пахать и сеять оставалось только им. Пожилым женщинам трактор был страшен. Детям – велик. Но собирались девчата 16-17-ти лет, которые покрепче, да ехали учиться на трактористок. Зимой пошли учиться. Весной уже пахали. Надо было Родину кормить.

В 1942 году летом жители города на газонах и клумбах, в скверах и в парках разбивали грядки и выращивали овощи. Старались приводить улицы в порядок, очищали от мусора, разбирали развалины домов.

Посмотрите на слайд  , здесь вы видите как вот девочки сделали грядки и сеют, на этой фотографии вы видите как женщина поливает, а здесь вы видите как собирают урожай капусты.

Слайд 20

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.  

И в этом году, исполнилось 70 лет с того дня когда сняли блокаду.

Сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ Пискунов Илья Константинович. Ребята, давайте поприветствуем.

 Илья Константинович – ветеран Великой Отечественной войны. Он пережил «от звонка до звонка» блокаду Ленинграда, имеет медаль «За оборону Ленинграда», медаль «Блокадник Ленинграда» и юбилейные награды.

Сейчас Илья Константинович поделится  воспоминаниями о страшной войне. Слово предоставляем вам, Илья Константинович.

Огромное спасибо Илья Константинович за то, что вы поделились с нами воспоминаниями о войне. Благодаря людям как Илья Константинович, их мужеству, смелости, героизму мы с вами живем спокойно, мирно, у людей сейчас есть все: красивая одежда, вкусная еда, удобные  дома и автомобили. У вас ребята есть хорошая школа, и  вам только остается хорошо учиться, любить труд, уважать и помогать взрослым.

Стихи.

 Спасибо дорогой ветеран за ваш трудовой и ратный подвиг ради свободы и независимости нашей страны. Мы вас искренне поздравляем с праздником, желаем мира и добра, бодрого настроения и крепкого здоровья!