Презентация "Роль библиотекаря в формировании читательской культуры"
Предлагаю вашему вниманию презентацию "Роль библиотекаря в формировании читательской культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_bibliotekarya.pptx | 864.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Слайд 1 – Титульный лист Слайд 2 – Содержание Слайд 3, 4 - Основные направления деятельности библиотеки Слайд 5 – Задачи библиотеки и ФГОС Слайд 6 - Библиотекарь и учитель Слайд 7-11 – Оформление библиотеки Слайд 12 – 16 - Обслуживание читателей Слайд 17 – 25 – Формы работы с читателями Слайд 26 - 29 – Самообразование и саморазвитие библиотекаря Слайд 30 – Заключение Слайд 31 – Список используемых материалов
Основные направления деятельности библиотеки Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей . Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям. Руководство чтением детей.
Основные направления деятельности библиотеки 5. Привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. 6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников прогимназии. 7. Привлечение родителей учащихся к семейным чтениям литературных произведений, массовым мероприятиям в библиотеке.
Задачи библиотеки и Фгос • Задача библиотеки ОУ обеспечения доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям соответствуетновым федеральным государственным образовательным стандартам •Задача библиотеки по формированию навыков независимого библиотечного пользователя соответствует новым федеральным образовательным стандартом . • Задача воспитания культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению соответствует требованиям стандартов
Библиотекарь и учитель Совместными усилиями нужно добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о нравственности; формирования потребности в систематическом чтении, понимания роли чтения.
Оформление библиотеки Функциональность организации фонда и технических средств . Помещение любой библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую ). Расстановка фонда . Свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем, выступает как развивающее и обучающее пространство. Книжные выставки. Наличие определённого количества книжных выставок позволяет сфокусировать внимание читателей на наиболее значимых и полезных изданиях и без всякого давления привлечь к чтению этих изданий.
При оформлении библиотеки нужно придерживаться следующих принципов: -учёт особенностей читателей; -художественное решение (шрифт, цвет); -разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей; -учёт специфических особенностей библиотеки (объём фонда, площадь и др.); -поиск своего стиля в оформлении; -возможность смены впечатлений и ощущений. Оформление библиотеки
Оформление библиотеки
Оформление библиотеки
Оформление библиотеки
Обслуживание читателей Обновление библиотечно-библиографического обслуживания – это внедрение активных, нетрадиционных, новых форм массовой работы, игровых, дискуссионных, клубных, возможны не библиотечные формы, если они отвечают запросам отдельных групп читателей или конкретного читателя.
обслуживание читателей ОСНОВА ОБНОВЛЕНИЯ – поворот к личности ребенка, потребностям, т.е. значительное улучшение индивидуальной работы на принципе педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, равноправный партнер, хотя инициатором общения является библиотекарь.
Обслуживание читателей Сегодня в центр библиотечно-библиографического обслуживания ставится очень важная задача воспитания у читателя творческого чтения, его многогранность, а следовательно по-прежнему важны ведущие читательские характеристики: частота посещения библиотеки, объем чтения, его отраслевая, жанровая разносторонность, умение оценивать прочитанное, культура чтения.
Обслуживание читателей Большое значение приобретает творческое содружество библиотеки и семьи, ведь рождение ребенка как читателя происходит в семье, и выработать у ребенка потребность в чтении, в библиотеке невозможно без участия семьи. Назрела необходимость включить семью в круг проблем, которые волнуют и заботят библиотекарей: это организация семейного чтения, руководства чтением, культура чтения детей, и т.д.
Обслуживание читателей Один из назревших вопросов современной работы детских библиотек – изменение и совершенствование методики планирования работы на год. План библиотеки является частью общешкольного плана и вместе с тем он учитывает специфику работы с детьми и составляется на основе учебно-воспитательного плана школы; согласовывается с педколлективом , учитывает потребности, мнения, спрос руководителей детского чтения, учащихся, опирается на процесс обновления и гуманизации учебного процесса.
Формы работы с читателями Индивидуальная работа с читателями . Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними. Задачи индивидуального обслуживания: - удовлетворение информационных потребностей читателей - развитие структуры и глубины интересов читателей - содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития - организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой
Формы работы с читателями Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.
Формы работы с читателями Групповое и массовое обслуживание читателей в школьной библиотеке. Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами. Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.
Групповые ф ормы работы библиотекаря: - вечер вопросов и ответов - презентация книги - вечер диалог - читательская конференция диспуты устный журнал формы обслуживания тематические библиотечные вечера Формы работы с читателями
Формы работы с читателями Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Можно выделить следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями.
Ф ормы внеклассных занятий: дискуссия; коллективное чтение; беседа; беседа -"приманка"; состязание чтецов; реклама книги; литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; театральный фестиваль; библиотечный час; час "тихого чтения". Формы работы с читателями
Работа библиотеки по пропаганде чтения и книги может идти через: 1. Конкурс читателей «Лидеры чтения», ежегодное подведение итогов «Лучший читатель года». 2. Акция «Книга по кругу». Девиз: «Хочешь быть успешным? Читай!» 3. Рейтинг чтения учащихся начальных классов «Дерево чтения». 4. Реклама книг через организацию книжных выставок, тематических просмотров, рекомендательных списков литературы. 5. Проведение «литературных гостиных». 6. Разработка и проведение мультимедиауроков . Формы работы с читателями Формы работы с читателями
Формы работы с читателями Центральным звеном в работе библиотекаря по формированию читательской культуры школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Взяв за основу это определение, можно разделить литературные игры следующим образом: игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.); литературные викторины; "стилизованные" игры (" Брейн-ринг ", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).
Эффективному развитию читательского интереса школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями. Формы работы с читателями
Самообразование и саморазвитие библиотекаря Какими качествами должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей? Во-первых, способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых , быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в-третьих , обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу; в-четвертых , обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей ; в-пятых , грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли .
УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Происходящая в современном обществе эволюция роли библиотекаря, внедрение новой информационной технологии ставит библиотеки перед необходимостью качественных кадровых изменений, постоянного совершенствования и переподготовки персонала. Главная миссия библиотеки осталась неизменной – предоставление источников информации своим пользователям, но пути ее реализации стали более сложными и разнообразными. Эти перемены вызваны в основном технологическим развитием: информационные продукты теперь производятся в различных формах и на множестве различных носителей. Самообразование и саморазвитие библиотекаря
М еняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу. Самообразование и саморазвитие библиотекаря
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России . Школьная библиотека, применяя различные методы, педагогические и информационные технологии, является активным участником учебно-воспитательного процесса. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. Заключение
Список используемых материалов http://rlst.org.by/izdania/ib110/875.html http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/036.pdf http://library.mephi.ru/blog/?p=193 http://chaltlib.ru/articles/Library/natsionalnaya_programma_podderzhki_i_razvitiya_chteniya/novatsii_po_prodvizheniu_knigi_i_cheniya/ http://stroitel-metodist.ru/node/27 Профессиональная компетентность библиотекаря – залог эффективного функционирования библиотеки. Методические советы [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://cbs.alchevsk.in.ua/page.php?178, свободный. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения : науч.-метод . пособие / С. А. Езова . — Москва : Либерея-Бибинформ , 2009. http://www.raduga-lik.ru/Mebel_Libraries_Series/06_Next/ http://fb.ru/article/133561/kakim-doljno-byit-oformlenie-shkolnoy-biblioteki http://1.bp.blogspot.com/_vkwl1HbsKmg/TB7XCVLvOSI/AAAAAAAAARo/D8JeEbyx4Ok/s1600/s320x240+(1).jpg http://www.vgorode.ru/#/people/showPost/tId/5099186/postId/7926958/id/5099185