"Азбука здоровья" программа
Программа внеурочной образовательной деятельности младших школьников по созданию условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья.
Автор-составитель: Гаффарова Г.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_gaffarovag.s.docx | 48.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаффарова Г.С.
МБОУ «Черноморская средняя школа №1»
Муниципального образования
Черноморский район
Республики Крым
Принято на заседании ______________________ ______________________ Протокол № ___ от _______________20.. г. | . | Утверждаю: Директор МБОУ «Черноморская средняя школа №1» ______________________ «____» ___________20.. г. |
«Азбука здоровья »
(программа внеурочной образовательной деятельности младших школьников по созданию условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья)
Автор-составитель: Гаффарова Г.С.,
п Черноморское, 2015 г.
Пояснительная записка
Здоровье людей относится к числу главных проблем, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребёнка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психологического здоровья. Поэтому перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей.
Программа «Азбука здоровья» имеет оздоровительную направленность. Приоритетной задачей является формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания; развивается чувство уважения к своему окружению.
Занятия построены таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их.
В процессе изучения разделов программы дети учатся быть здоровыми душой и телом, расширяют знания о физической культуре и спорте, о факторах укрепляющих и разрушающих здоровье. Занятия направлены на формирование бережного отношения к своему здоровью, навыков гигиенического поведения и культуры общения. Содержание занятий охватывает широкий спектр вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем и окружающей средой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал программы.
Цель программы: Создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья.
Для достижения поставленной цели в процессе деятельности решаются следующие задачи:
- дать первоначальные понятия из различных областей знаний о человеке;
- создать условия для укрепления здоровья детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;
- научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье,
- воспитывать чувство собственного достоинства, своего «Я» как личности.
В программе выделены следующие разделы:
- Ознакомление с основами здорового образа жизни.
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
- Безопасность в повседневной жизни.
- Основы гигиенической культуры.
- Основы самовоспитания.
Работа в группе включает проведение практических, теоретических занятий в следующих формах:
- беседа, дискуссия,
-сюжетно-ролевая игра,
-подвижная игра,
-урок-практикум,
-путешествие,
-прогулка,
-праздник,
-конкурс.
В процессе обучения используются игровые и здоровьесберегающие технологии.
Данная программа предназначена для учащихся 2-го класса. Набор детей осуществляется добровольно.
Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу: 2 часа для работы по разделам программы, 1 час - подвижные игры.
Используются методы
Обучения:
- игра
- словесные
- наглядные
- практический
- работа под руководством педагога
- практический
- самостоятельная работа
Воспитания:
- убеждения
- поощрения
- эмоциональное стимулирование
- создание ситуации успеха
В основу программы заложены принципы:
- Личностно-ориентированного подхода
- Научности
- Доступности
- Последовательности
Реализация программы «Азбука здоровья» предполагает овладение детьми определённым уровнем знаний и умений.
Результативность:
Обучающийся должен знать:
- осознание ценности здоровья;
- основные термины и правила здорового образа жизни;
- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- правила безопасного поведения на улице, в школе и дома;
- правила поведения при чрезвычайных ситуациях;
- правила экологически грамотного поведения в природе;
- телефоны специальных служб;
-меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
-значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
-предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
- правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
- правила здорового питания, культуры приёма пищи;
- правила безопасной игры и проведения игр;
- значение подвижных игр для укрепления здоровья;
-меры профилактики нарушений осанки, упражнения для укрепления правильной осанки;
-основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
-основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
-пословицы, поговорки и загадки, подчёркивающие важность здоровья.
Обучающийся должен уметь:
- рационально использовать время, учитывая свой режим дня;
- выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
-соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
-выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
-использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д.;
- бережно относится к природному окружению, ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
-выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
-вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем;
-правильно оценивать собственные поступки, корректировать свои действия;
-использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма;
-правильно использовать спортивный инвентарь;
-участвовать в соревнованиях, эстафетах, спортивных праздниках;
-играть в подвижные игры.
Учебно-тематический план (99 ч.)
№ | Дата | Тема | Часы | ||
Всего | теория | практика | |||
1.Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |||
2.Основы здорового образа жизни | 12 | 1 | 11 | ||
Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения; | |||||
Здоровье в твоих руках | |||||
Подвижные игры | |||||
С режимом дня дружишь – здоровее будешь | |||||
Мой режим дня | |||||
«Лапта», подвижные игры | |||||
Для здоровья нужен сон | |||||
На зарядку становись! | |||||
Прогулка в осенний сад | |||||
Эстафеты. Играем все | |||||
Подвижные игры, футбол | |||||
3.Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 28 | 5 | 23 | ||
Будь осторожен: в школе и дома | |||||
Я - ученик! Правила школьника. | |||||
Подвижные игры | |||||
Безопасное поведение на улице; | |||||
Безопасное поведение в транспорте; | |||||
Игры с мячом | |||||
Светофор и переход | |||||
Пешеходная азбука нашего села | |||||
Игры на свежем воздухе | |||||
Дорожные знаки | |||||
Правила дорожного движения для велосипедистов | |||||
Ролевая игра «Машины» | |||||
«Юный пешеход» соревнование | |||||
Мир природы – прекрасный и опасный | |||||
Подвижные игры «Водяной» | |||||
Человек и природа: правила экологической безопасности | |||||
Лесные опасности (грибы, ягоды, животные) | |||||
Игры на свежем воздухе | |||||
Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье | |||||
Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах | |||||
Эстафеты | |||||
Профилактика простудных заболеваний | |||||
Если хочешь быть здоров - закаляйся! | |||||
Игры на свежем воздухе | |||||
Вредные привычки | |||||
Курить – здоровью вредить! | |||||
«Охотники и утки» игра | |||||
Делу время - телевизору час | |||||
4. Безопасность в повседневной жизни. | 12 | 2 | 10 | ||
Безопасность на водоёмах | |||||
Безопасность на льду. Первый лёд! | |||||
Настольный теннис | |||||
Мусор в лесу, у реки, на обочине | |||||
«Гонка мячей» подвижные игры | |||||
Безопасность при общении с незнакомыми людьми | |||||
Безопасность при обращении с электроприборами | |||||
Встречная эстафета | |||||
Безопасность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами | |||||
Домашние опасности | |||||
«Мышеловка», подвижные игры | |||||
Пожар и службы спасения | |||||
5.Основы гигиенической культуры | 27 | 5 | 22 | ||
Личная гигиена младшего школьника | |||||
Чистота залог здоровья | |||||
Настольный теннис | |||||
Здоровье и внешний вид школьника | |||||
Гигиена органов зрения и слуха | |||||
Игры с мячом | |||||
Правила бережного отношения к зрению | |||||
Правила ухода за органами слуха | |||||
Прогулка и игры на свежем воздухе | |||||
Секрет системы пищеварения | |||||
Состав пищи | |||||
Подвижные игры | |||||
Правила здорового питания, если занимаешься спортом | |||||
Где и как готовят пищу | |||||
Соревнования | |||||
Молочные продукты | |||||
Дары моря – рыбные блюда | |||||
Футбол | |||||
Какую пищу можно найти в лесу | |||||
Строение зубов. Как сберечь зубы? | |||||
Пионербол | |||||
«Дорог каждый зуб!» гигиенический практикум | |||||
Зачем человеку скелет? | |||||
Гимнастические упражнения на гимнастических матах | |||||
Осанка – ровная стройная спина! | |||||
Двигайся больше - проживешь больше! | |||||
Подвижные игры | |||||
6.Основы самовоспитания | 19 | 3 | 16 | ||
Культура общения | |||||
С чего начинается дружба? | |||||
Футбол | |||||
Улыбка – путь к общению | |||||
Эмоции | |||||
Соревнования | |||||
Дети должны жить в мире! | |||||
Познай самого себя | |||||
«Верёвочка под ногами», подвижная игра | |||||
Мои привычки | |||||
Непослушание и наказание | |||||
«Лапта», подвижные игры | |||||
В союзе с природой | |||||
Комнатные растения | |||||
Игры на свежем воздухе | |||||
Первоцветы и перелётные птицы | |||||
Моя семья самая лучшая! | |||||
Поход | |||||
Игры на свежем воздухе | |||||
«Здравствуй, страна здоровья!» итоговое занятие | |||||
Итого: | 99ч. | 16ч. | 83ч. |
Содержание программы.
1.Вводное занятие (1 ч.) (проводится вместе с родителями учеников) Введение в образовательную программу. Знакомство с содержанием программы, правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.
2.Основы здорового образа жизни (12 ч.)
История развития физкультуры и спорта. Первые Олимпийские игры. Современные виды спорта. Занятия в спортивных секциях, спорт школах, классах хореографии – шаг к победам над собой. Наука о здоровье, понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Что значит быть здоровым человеком? Режим дня – основной компонент понятия «здоровье»; умелое сочетание труда и отдыха, умственной и физической деятельности. Понятие «час», «минута», «время». Использование часов для соблюдения режима дня. Составление режима дня второклассника. Сон - регулярный отдых организма, необходимый для восстановления сил и здоровья. Гигиена сна.
Значение двигательной активности для развития организма. Зарядка. Место зарядки в режиме дня. Гигиенические требования, правила последовательности выполнения упражнений. Комплекс упражнений для утренней зарядки.
3.Основы личной безопасности и профилактика травматизма (28 ч.) Понятие «безопасное поведение». Тест «Оцени свое поведение». Ты - школьник. Правила поведения и правила безопасности в школе, на уроках и на переменах. Бег по коридорам, драки, пинки, подножки и перебрасывание мелких предметов. Доброе отношение друг к другу как фактор безопасного поведения.
Ты – пешеход, ты – пассажир. Правила поведения в транспорте (уважительное отношение к старшим, инвалидам). Поведение на улице, игра вблизи проезжей части: площадках, во дворах, на стадионах. Правила безопасного перехода через дорогу: светофор. Светофор, сигналы светофора. Дорожные знаки. Дорожная карта территории в районе школы; опасные участки дорог, перекрёстки, расположение знаков. Маршрутные листы. Правила обхода транспортных средств.
Правила безопасности дома: обращение с электробытовыми приборами, газовыми плитами, спичками; общение с незнакомыми людьми;
Правила поведения в природе. Природоохранные знаки. Опасности, которые могут возникнуть при прогулках в лес. Меры экологической безопасности: запрет на купание в загрязненных водоёмах, на сбор ягод, грибов, лекарственных растений вблизи дорог, в черте города. Охрана природы – необходимое условие охраны здоровья. Прогулка в природу – поход за здоровьем!
Закаливание – фактор, укрепляющий здоровье. Закаливание водой, солнцем, воздухом. Обтирание, обливание, загар, полоскание горла, босо хождение. Признаки здорового и закаленного человека. Секрет долголетия. Солнечные и воздушные ванны. Подбор одежды для труда и отдыха, занятий спортом, прогулок в разное время года и в любую погоду.
Дыхание через нос – главный способ дыхания. Дыхательная гимнастика. Органы дыхания человека: нос, трахея, бронхи, легкие. Их значение при дыхании. Понятие газообмена. Растения – источник кислорода. Биологическая связь между растениями и человеком.
Вредная привычка – курение. Вредное воздействие на органы пищеварения, сердце и мозг, на рост и развитие детского организма. Последствия раннего пристрастия к курению: головные боли, тошнота, ухудшение общего состояния здоровья; отставание в физическом и умственном развитии. Акция «Дети – против курения!». Профилактика вредных привычек.
Почему люди болеют. Причины простудных заболеваний: микробы, отсутствие привычки здорового образа жизни. Простудные заболевания. Признаки болезни: высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, потеря аппетита и т.д. Кашель и чихание – защитные действия организма. Профилактика простудных заболеваний. Иммунитет, прививки - (понятия).
Правила просмотра телевизионных передач.
4.Безопасность в повседневной жизни (12 ч.)
Понятие о чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях. Землетрясение, пожар, наводнение, террористический акт, нападение. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях: обращение за помощью, отсутствие паники, выполнение указаний взрослых. Правила безопасного поведения: находится дальше от открытых дверей и окон, не высовываться в окно при движении транспорта. Основы безопасности поведения на водоёмах; перволедье; матёрый лёд; последний лёд.
Ситуация «Один дома».
Правила безопасного поведения в быту: при использовании электробытовых приборов, газовой плиты, предметов, не безопасных для здоровья и жизни и т.д. Правила обращения с колющими, режущими предметами. Домашняя печь. Спички.
Действия при пожаре. Общение с незнакомыми людьми. Телефоны специальных служб: пожарной, скорой, полиции.
Правила безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в парке, в лесу. Природоохранные знаки. Опасности, которые могут возникнуть при прогулках. Ситуации: «Пожар в лесу», «Мусор у реки».
5.Основы гигиенической культуры (27 ч.)
Понятие «гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Предметы общего и индивидуального пользования. Гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, ног (обзор). Опрятность. Уход за одеждой, обувью. Порядок в доме – залог здоровья. Профилактика лени, неряшливости.
Глаз – орган зрения. Строение глаза: зрачок, радужка, белок, глазное яблоко, роговица. Защита глаз. Нарушение зрения: дальнозоркость, близорукость. Правила бережного отношения к зрению. Очки. Гимнастика для глаз.
Орган слуха – уши. Строение уха: наружное ухо, среднее и внутреннее. Нарушения слуха. Массаж ушей.
Пищеварение – процесс переваривания пищи. Органы пищеварения: полость рта, пищевод, желудок, кишечник. Переваривание пищи. Болезни грязных рук. Паразиты, кишечные инфекции.
Продукты питания. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Нарушения жизнедеятельности организма, связанные с недостатком витаминов, жиров, белков и т.д. Что полезно и что вредно? Составление меню. Первые, вторые, третьи блюда. Последовательность приема пищи. Условия качественного переваривания пищи. Жевательная резинка: польза или вред.
Полость рта. Зубы: молочные и постоянные. Строение зуба. Болезни зубов, причины их возникновения. Кариес. Зубная боль. Гигиенический уход за полостью рта. Выбор зубных щеток и паст.
Скелет человека (обзор). Кости, суставы, мышцы, их роль в организме человека. Руки, ноги – «рабочие инструменты». Профилактика травматизма. Первая помощь при переломах (обзор).
Осанка – привычное положение тела при ходьбе, сидя, стоя. Осанка: правильная и неправильная. Профилактика нарушений осанки. Занятия спортом для укрепления мышц и костей.
6.Основы самовоспитания (19 ч.)
Общение со сверстниками. Культура общения. Дружба. С чего начинается дружба. Мой друг (подруга). Улыбка – начало общения. Эмоции человека и его здоровье. Культура мира в нашем крае. Моя малая Родина. Толерантность (терпимость) в отношениях между людьми разных национальностей.
Черты характера и чувства человека. Мечтательность. Застенчивость. Страх. Испуг. Волнение и переживания. Щедрость и жадность. Правда и ложь. Непослушание и наказание. Воровство. Привычки, вредные для здоровья. Нехорошие слова и поступки, злые шутки. Преодоление страхов, волнения и переживаний. Избавление от вредных привычек. Какой я?
Сезонные изменения в природе. Природоохранные действия в весенний период. Бережное отношение к первоцветам. Гнездовья для птиц. Многообразие комнатных растений. Особенности ухода .
7.Подвижные игры.
Правила безопасной игры. Правила проведения игр. Используемый инвентарь. Значение подвижных игр для укрепления здоровья. Подвижные игры на игровой площадке, в спортзале. Прогулки на свежем воздухе – фактор закаливания, укрепления здоровья, тренировки и оздоровления. Профилактика простудных заболеваний. Морозный воздух – эффективное средство борьбы с микробами. Подвижные игры в зимний период. Эстафеты, соревнования. Поход.
Необходимое оборудование:
Ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, видеозаписи, микроскоп, предметное стекло, таблицы – самоделки, макеты светофора, план территории, природоохранные и дорожные знаки, персонажи по темам, наглядность, спортивный инвентарь, картотека подвижных игр.
Литература.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. – Рабочая тетрадь для школьников. Москва, 2003г.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. – Методическое пособие для учителя. Москва, 2003г.
- Никольская Е., Правила дорожного движения для маленьких пешеходов. – Москва, 2005г.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Разговор о правильном питании. - Рабочая тетрадь для школьников. Москва, 2003г.
- Мазурова Е.В. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений.- Барнаул, 2007г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - Учебник для 2 класса, часть 2. Москва, 2002г.
- Паркер. С., Стил. Ф., Уокер Д., Детская энциклопедия от А до Я. – Москва, 2008г.
- Лях В.И., Мой друг – физкультура. – Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва, 2006г.
- Роджерс К., Хендерсон К., Человек. – Изучаем анатомию. (Современному школьнику). Москва, 2003г.
- Соковня - Семенова И. И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.- Москва, 1997г.
- Перевод с английского Лосёвой Ольги, Человек. – Наглядный словарь. Лондон, 1991г.
- Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья. Рассказы. Москва, 1991г.
Изменения в программе