Сценарий экологического часа "Эх, Самара, чистый город, до чего ты сердцу дорог"

Урванцева Людмила Владимировна

"Вы знаете счастье окно отворить,

Березе в окно улыбнуться,

Синицу веселую с рук накормить,

Кзеленой лстве прикоснуться?" (М.Ю. Дахие)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологический час212.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД  ЦДОД «Красноглинский»

Экологический час

«Эх, Самара, чистый город до чего ты сердцу дорог»

Разработка: педагога

дополнительного образования

Урванцевой Л.В.

г. Самара

Цель : формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Цель  достигается по мере решения следующих задач:

Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.

Оборудование: маршрутные листы,  плакаты, фломастеры, бумага в формате А-3, ведро, мусор, удочка.

Лозунги:  Металлолом - на переплавку! Макулатуру - на картон! Пищевые отходы - на удобрения! Стеклянные сосуды - на повторное использование!  

             В игре могут участвовать две или три команды. Количество, объем и степень сложности заданий выбираются в зависимости от уровня подготовленности, потенциала обучающихся и количества команд.

В то время когда команды думают над вопросами и заданиями, для болельщиков проводятся конкурсы, игры. В течение игры жюри периодически объявляет промежуточные итоги.

                                                   

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые гости!  Сегодня мы будем говорить о том, как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.

Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.

Но мы странно неправильно живем на земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, безлюдные места – нет.

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть –  97% – идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Мы предлагаем провести экологический час -  «Эх, Самара, чистый город до чего ты сердцу дорог»

Для участия  требуются тщательная подготовка, общая эрудированность игроков, умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Ведущий представляет членов жюри.  

Маршрутный лист  для__________ команды

Конкурс

Количество баллов

Примечание

«Представление»

«Вопрос – ответ»

«Экологический светофор»

Художественная «Мои соседи по планете»

«Загадочная»

«Чистое озеро»

Закончи рассказ»

« С песней по жизни»

«Мусоробол»

Загадка пантонима»

«Вторая жизнь упаковки»

«Послание»

«Агит.листовка»

ИТОГО:

 

А начнем наше мероприятие замечательной песней.

(звучит песня "Природа, природа" на слова М.Ю. Дахие, музыку В.В. Плешака.)

Вы знаете счастье окно отворить, 
Березе в окне улыбнуться, 
Синицу веселую с рук накормить, 
К зеленой листве прикоснуться? 
Вы знаете счастье дельфина обнять, 
Сказать ему доброе слово? 
Вы знаете счастье все тайны узнать 
Безмолвного мира морского?

Вы знаете счастье с утра в тишине 
По золоту листьев, по снегу, 
По зимнему лесу, по первой лыжне 
Пройти по звериному следу?

Припев:

Природа, природа в любое время года, 
В любое время года мы благодарны ей 
За ясные восходы, за дальние походы, 
За то, что ждет природа своих друзей.

Ведущий: Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, цветут цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – ее часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек благодарен ей? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем ее беречь.

Конкурс 1. "Представление"

Командам заранее дается  задание: выбрать капитана, продумать название, эмблему, девиз, подготовить представление команды. Капитаны команд представляют участников, рассказывают о названии, эмблеме и т. д

Ведущий.

Вопрос “куда деть мусор?” становится все актуальней, и мы попробуем сегодня ответить на него.

– Владимир Солоухин в своей повести “ Приговор” писал: “Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы городской, вы будете чувствовать себя лучше и проживете дольше”

“ Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную кучу, грязный двор, унылые серые здания, – это и будут ваши отрицательные эмоции.

Прослушав наши небольшие сообщения, я думаю, что каждый из нас сделает соответствующие выводы.

Эксперт

Знаете ли вы, что:

  • 80% мусора составляют твердые бытовые отходы, которые после переработки могут быть использованы вместо природных ресурсов.
  • Жители города Самара за год выбрасывают 500 тысяч тонн мусора;
  • Общая площадь, занятая под мусор в г. Самара более 100 га.;
  • Каждый житель города за год производит 300 кг. мусора;
  • Если в течение года вытряхивать содержимое мусорных ведер в товарные вагоны, наберется состав длиной 1,5 тысячи км;
  • Собрав 30 кг макулатуры, можно спасти от вырубки одно дерево.

Конкурс 2. «Вопросы на засыпку»

  • Как вы относитесь к проблеме отходов?
  • В чем их опасность?
  • Из чего состоят твердые бытовые отходы?
  • Что из мусора может быть повторно использовано?
  • Куда вы выносите мусор?
  • Как часто его вывозят?
  • Когда вы идете по улице, куда вы выбрасываете мусор?

Разминочка : Игра "Прилетели птицы"

Ведущий называет птиц, и если ошибается, болельщики должны хлопать в ладоши:

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
  • Прилетели птицы: голуби, куницы…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Конкурс 2. « Вопрос - ответ» -( на бумаге)

Ведущий проводит викторину:

Большую часть мусора, загрязняющего Землю составляют:

– Пластмасса
– Стекло
– Металл

Прежде чем начать переработку отходов их необходимо:

– Рассортировать
– Собрать в одно место
– Раскрошить

Для того чтобы переработать пластмассу ее необходимо:

– Компостировать
– Сжечь
– Переплавить

Появление свалок влечет за собой:

– Загрязнение почвы
– Изменение климата
– Уродство ландшафта

Оптимальное решение мусорной проблемы это:

– Экономия энергии
– Развитие атомной энергетики
– Развитие ветровой энергетики

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

– 10 лет
– 50 лет
– 100 и более лет

Выброшенную в лесу бумагу съедят микробы за:

– 1–2 года
– 5–8 лет
– 20 и более лет

Эксперт

А знаете ли вы что – полиэтиленовый пакет распадается в течение 200 лет,
Алюминиевая банка – 500 лет,
А стеклянная бутылка более 1000 лет.

Конкурс 3.  «Экологический светофор» (Приложение№1)

Для проведения конкурса используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут  на разные столы. Учащиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Зеленые карточки  - помогаете природе.                                                                                                                     2. Красные карточки - ясно, что вредите ей.                                                                                                     3. Желтые карточки - вас предупреждает.

Эксперт

Конкурс 4.  -художественная:  «Мои соседи по планете»

Командам предлагают выполнить на листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения – 5 -6 минут. Затем  Организаторы оценивают рисунки по 5 -балльной системе.

Эксперт

Конкурс 5.   «Загадки»

Загадка 1:

  1. Его производит обыкновенная корова
  2. В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения
  3. Когда его слишком много это становится настоящим бедствием
  4. Его необходимо компостировать

(Навоз.)

Загадка 2.

  1. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать
  2. Предметы сделанные из нее весят мало
  3. Если ее поджечь, то появится едкий черный дым
  4. Ее нельзя выбрасывать так как она долго разлагается в природе

(Пластмасса.)

Загадка 3.

  1. Его делают из песка
  2. Чаще всего оно прозрачное
  3. Когда падает, оно разбивается
  4. Брошенное в лесу оно может стать причиной пожара

(Стекло.)

Загадка 4.

  1. Ее изобрели китайцы
  2. У нас ее получают из древесины
  3. Она легко горит
  4. Из нее получается очень много мусора

(Бумага.)

Эксперт

Конкурс 6.  «Чистое озеро»

Центральный круг – «озеро», в котором плавает мусор: баночки йогурта, бутылки из-под воды, крышки, пробки и т.д. Каждый предмет имеет кольцо из проволоки для зацепа его крючком. Команды становятся перед линией штрафного броска лицом к центу. Перед центральном кругом стоит картонная коробка, на которой находятся ведерко для «улова» и удочка с безопасным крючком. По сигнала первый игрок команды бежит вперед до «озера», берет удочку, забрасывает ее в озеро, подцепляет на крючок любой предмет, кладет его в ведерко, а удочку на коробку и возвращается к команде, передавая эстафету следующему игроку.

Побеждает команда, которая за наименьшее время выловит больше предметов. Штрафное очко жюри дает, если передача эстафеты проведена за линией старта или была оказана помощь руками при ловле предметов.

Эксперт

Конкурс 7. "Закончи рассказ"

 Капитанам выдается лист с началом рассказа и предлагается задание закончить его. На выполнение задания дается пять минут.

Начало рассказа: На лесной поляне блестели на солнце воды глубокого и чистого озера. Приветливо здоровались с солнышком белые кувшинки и желтые кубышки. В озере играли и плескались рыбки. Над ними летали стрекозы. Но однажды к сказочному озеру пришли люди…

Эксперт

Конкурс 8.  «С песней по жизни».

Заранее команды получают задание подготовить песню связанную с экологией. Можно предложить для исполнения (учащимся младших классов) следующие песни:

«В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «У дороги чибис», «Не дразните собак», «Аист на крыше», «Люси», «Скворушка».

Эксперт

Конкурс 9.  Игра в «Мусоробол»

Если ты фантики бросаешь,
То свою планету засоряешь
Должен помнить ты, и он, и я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесет.

Команды должны забросить мусор, разбросанный на спортивной площадке (в спортивном зале), в стоящее на определенном расстоянии ведро за определенное время. Количество баллов зависит от времени, затраченного на сборы мусора.

Эксперт

Конкурс 10.  "Загадки-пантомимы"

Необходимо задумать и через одну минуту изобразить слово записанное на листочке . Команды-соперницы должны его угадать. Победит тот, кто наиболее похоже покажет слово и угадает изображаемое соперниками. ( Завод, мусор, пластиковая бутылка, лампочка полителеновый пакет ит.п.)

Конкурс 11.  « Вторая жизнь упаковки»

Придумать как можно больше способов использования:

  1. Коробка от сока
  2. Пластиковая бутылка
  3. Полиэтиленовый пакет
  4. Стеклянная банка

Конкурс 12.  " Правила для отличной жизни".

Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное правило для отличной жизни. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись.

Ключ к расшифровке - алфавит. 1-а 9-з 17-п 25-ч 2-6 10-и 18-р 26-ш 3-в 11-й 19-с 27-щ 4-г 12-к 20-т 28-ъ 5-д 13-л 21-у 29-ы 6-е 14-м 22-ф 30 - ь 7-ё 15-н 23-х 31-э 8-ж 16-о 24-ц 32-ю 33-я

Задание 1 : Сдавайте макулатуру, используйте обе стороны листа

 Задание 2 : Ходите в магазин со свой большой сумкой, не берите пакет на кассе

Задание 3 : Выбрасывайте мусор в специальные урны для бумаги, стекла и пищевых отходов

Задание 4: Не позволяйте своей собаке гулять, где попало

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Берегите природу!

Эксперт

Что может сделать один (каждый)?

  1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках которые можно …. (использовать много раз или сдать в магазин).
  2. Одежду, которую ты уже не носишь … (можно отдать нуждающимся/в детский дом/в церковь).
  3. Не выбрасывай старые игрушки и книги …. (они могут кому-то понадобиться).
  4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры….(и сдай туда ненужную бумагу).
  5. Старайся не пользоваться пенопластом … (так как он практически не разлагается в природе).

Ведущий

Говорим при всем народе
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для вей природы
Должен каждый человек!

Подведение итогов, награждение участников.

Приложение № 2

Эксперт

Проблема охраны природы и проблема утилизации отходов – одна из наболевших проблем для современного общества. В основном вокруг городов и деревень создаются свалки, и, чем больше город или деревня, тем больше свалка. Свалки являются источником загрязнения воздуха, почвы, воды. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде!  

Эксперт

                                                                                                                                              Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха в крупных городах (от 60 до 80%). Один автомобиль в среднем выбрасывает в атмосферу около 200 кг окиси углерода, 60 кг оксидов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг двуокиси серы, до 2 кг бензопирена. Все эти вещества ядовиты, обнаружено канцерогенное и тератогенное действие ряда из них.

Эксперт

                                                                                                                                                                                  Причиной появления озоновых дыр тоже связаны с деятельностью человека (действие фреонов, уничтожение лесов как поставщиков кислорода, вывод в космос космических аппаратов, ядерные взрывы в атмосфере).

 Эксперт       

                                                                                                                                                                                                                                      Наиболее опасными загрязнителями воды являются нефть и нефтепродукты, их содержание в воде в количестве 0, 05 мг/л делает ее непригодной для питья. Стоки с предприятий несут различные загрязняющие агенты: тяжелые металлы и их соединения; диоксины ; фенол и его производные.

Эксперт

Значительная часть загрязнений, сброшенных со сточными водами или отходящими газами, возвращаются к человеку при заборе воды для хозяйственно-питьевых целей. Поэтому загрязнение окружающей среды сточными водами оказывает непосредственное влияние на здоровье человека.

Эксперт

                                                                                                                                                           Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас. Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называются бытовыми, или коммунальными. Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. (ведущий читает лозунги ) Металлолом - на переплавку! Макулатуру - на картон! Пищевые отходы - на удобрения! Стеклянные сосуды - на повторное использование! Пластиковые бутылки не производить!

Эксперт

Ещё. Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги - 2 года, консервной банки не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!  

Эксперт

Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Надо искать пути вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии! Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждом доме и квартире. В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором - только желание и выдумка людей. Наши школьники приняли участие в конкурсе «Отходы - в доходы!». Потом вы можете посмотреть работы наших учащихся. Жюри оценит эти работы, победители будут награждены.                                                                                                                                                                   «Очистим планету от мусора» - всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Давайте и мы с вами попробуем не оставлять после себя мусор. Ведь, все что нас окружает, это наш мир. И конечно же всем нравится, когда вокруг нас красиво, чисто и приятно.

                                                                                                                                                                                                                                                                   

        

Приложение №1

Вопросы на желтых карточках:

1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей.                                                                                                                           Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают.                                                                                                                                    Днем сидят детишки, играют и строят домишки.                                                                                                                                 В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!

(Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

2. Зайку серого найду,                                                                                                                                                    Принесу его домой -                                                                                                                                                                  Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

3. Завтра утром в лес пойдем                                                                                                                                                                                                                                                               И опята, и маслята,                                                                                                                                                                                                                                                           И груздочки соберем.                                                                                                                                                                                                                                                         Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

4. Я кузнечика словил,                                                                                                                                                                                                                                                    В банку с травкой посадил.                                                                                                                                                                                                                                                 Пусть покажет, как трещит,                                                                                                                                                                                                                                                             Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

5. Огонь траву с цветами  вместе выжег                                                                                                                                                                                                                                             Кусты спалил, в зеленый лес вошел.                                                                                                                                                                                                                               Он, как испуганная стая белок рыжих,                                                                                                                                                                                                                             Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

6. Бережливым будь с водой!                                                                                                                                                                                                                                                     Шевельни опять рукой                                                                                                                                                                                                                                                                 И, как только воду взял,                                                                                                                                                                                                                               Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)

7. Зайдешь в лесную даль и глушь,                                                                                                                                                                                                                                Муравьиным спиртом пахнет сушь,                                                                                                                                                                                                                                          В чаще муравейники не спят                                                                                                                                                                                                                                              Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

8.  Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?

(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

9.  Красива обувь, суперсовременна                                                                                                                                                                       Рифленая подошва, блеск!                                                                                                                                                                                          Прошли красивые ботинки                                                                                                                                                             Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

10.  Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

Вопросы на красных карточках:

1. Ходим, ходим по лужку,                                                                                                                                                                                                                                                      Собираем по цветку:                                                                                                                                                                                                                                               Красный, белый, синий цвет ...                                                                                                                                                                                                                                              Замечательный букет.

 (Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

2. Вот как плачет травушка-муравушка.                                                                                                                                                                                                              Притоптали меня, травушку,                                                                                                                                                                                                                                        Притоптали меня зеленую,                                                                                                                                                                                                                                                 Да все детушки, да все малые,                                                                                                                                                                                                                                           Во зеленом саду гуляючи,                                                                                                                                                                                                                                                  Бегая, играючи ...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

3. Мы пыхтим и морщимся:                                                                                                                                                                                                                                    - Что мы вам - уборщицы?                                                                                                                                                                                                                                           Газон никак не подмету,                                                                                                                                                                                                                                              Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

4. Убита белка!  На снегу                                                                                                                                                                                                                                            Она распластана лежала,                                                                                                                                                                                                                                                                      Как будто все еще бежала ...                                                                                                                                                                                                                                                                    Да вдруг застыла на бегу.

Почему нельзя убивать животных?

5. Колкую, зеленую                                                                                                                                                                                                                                                                                               Срубили топором,                                                                                                                                                                                                                                                                Из лесу душистая                                                                                                                                                                                                                                                              К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

6. Какой вред приносит дым из фабричных труб?

 (Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

7. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается. )

8.  Едем на автомобиле                                                                                                                                                                             И гордимся, как красиво                                                                                                                                                                            Позади клубится дым.                                                                                                                                                                                                         Чих-чих-чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

9.  Бутылки и банки бросаем в походе,                                                                                                                                                                       Не разлагается мусор в природе.                                                                                                                                                                 Пришли через год на полянку                                                                                                                                                              И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

10. Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

 Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.

(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

Вопросы на зеленых карточках:

1. Лес наш сказочно богат,                                                                                                                                                                                                                                               Угощает всех ребят:                                                                                                                                                                                                                                                 Ваню - земляникой,                                                                                                                                                                                                                                                              Таню - костяникой,                                                                                                                                                                                                                                                         Машеньку - орешком,                                                                                                                                                                                                                                                    Петю - сыроежкой,                                                                                                                                                                                                                                                      Катеньку - малинкой,                                                                                                                                                                                                                                                        Васю - хворостинкой.

Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

2. Посадили деревце                                                                                                                                                                                                                                                                  У себя во дворе,                                                                                                                                                                                                                                                            Пусть растет зеленое,                                                                                                                                                                                                                                                    Лист резной, лист резной.                                                                                                                                                                                                                                                     Поливаем деревце                                                                                                                                                                                                                                                         Часто, часто мы,                                                                                                                                                                                                                                                             Чтоб оно со временем                                                                                                                                                                                                                                             Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

3.. Разведу я на окошке                                                                                                                                                                                                       И душистые горошки,                                                                                                                                                                                И фиалки, и герани.                                                                                                                                                                                          Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

4. В глуши лесной, в глуши зеленой,                                                                                                                                                                                                                       Всегда тенистой и сырой,                                                                                                                                                                                                                                                                В крутом овраге под горой                                                                                                                                                                                                                                                Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)

5. О чем поют воробушки                                                                                                                                                                                                                                        В последний день зимы?                                                                                                                                                                                                                                 -Мы выжили!  -Мы дожили!                                                                                                                                                                                                                                                                      - Мы живы! Живы мы!                                                                                                                                                                                                                                                           Как можно помогать выжить зимой птицам?                      

  (Кормушки развешиваются по деревьям, корм. им  регулярно подсыпается

6. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось . деревьев?

 (Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу,  а деревья сохранились бы.)

7. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?                                                              

8. Воду носят все из лужи,                                                                                                                                                                  Выливают в реку вновь.                                                                                                                                                                        Что за шутки? Что им нужно?                                                                                                                                                                                                                        Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения  "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

9. Поливаем клумбы дружно.                                                                                                                                                                Траву выполем на спор.                                                                                                                                                                                           А зачем все это нужно?                                                                                                                                                                                                  Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

 (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

10. Принесли из леса шишки,                                                                                                                                                                     Желудей несем мешок,                                                                                                                                                                                     От берез нашли сережки.                                                                                                                                                                                        Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород?

(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)