конспекты уроков и мероприятий

Уварова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



 

 

 

 

 

 

Библиотечное мероприятие

Праздник

«Посвящение в читатели»

 

 

Уварова Т.В.
библиотекарь МБОУ «СОШ№2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотекарь:

Здравствуйте ребята! Сегодня на вашем празднике мы примем вас в читателей нашей библиотеки. Многие из вас уже умеют читать, и теперь звонок зовет нас на первый библиотечный урок (звенит звонок).
На уроке ребята (5  класса) вам расскажут о культуре поведения в библиотеке, о правилах бережного обращения с книгой.
Я думаю, вы полюбите книгу и не сможете жить без нее ни одного дня. В ответ на вашу любовь книга сделает вас грамотными и образованными людьми, ведь именно такие люди нужны нашей Родине.

Ведущий 1:

Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать

Ведущий 2:

У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но среди друзей хороших

Книга - тоже верный друг.

Ведущий 3:

Книжек первые страницы

Нас встречают с первых лет

И несут нас, словно птицы,

Облетая целый свет.

Ведущий 4:

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем

 

Библиотекарь: Многих сказочных героев я пригласила на наш праздник, но, увы, что – то помешало им приехать. Зато целый ворох телеграмм. Ой, и все без имени отправителя. Ребята, помогите определить, от каких сказочных героев пришли телеграммы.

Библиотекарь: Ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. Мы теперь знаем, от кого пришли телеграммы. А загадки вы любите отгадывать?

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(А.Н. Толстой «Золотой ключик», Буратино)

Он весел и незлобен,
Этот милый чудак.
С ним хозяин, мальчик – Робин,
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх –
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (А. Милн «Винни – Пух», Вини-Пух).

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
(А.Н. Островский «Снегурочка» Снегурочка)

 

Всех на свете он добрей,
лечит он больных зверей,
и однажды бегемота
вытащил он из болота.
Он известен, знаменит-
Это доктор…

(К.И. Чуковский «Доктор Айболит», доктор Айболит 

 

Ведущий 1

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!:

Ведущий 2:

И в десять лет, и в шесть, и в пять
Как хорошо уметь читать!
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес.
Загадки – вот ступень в пути.
И много жанров впереди:
Стихи, рассказы, сказки, басни -
Так смелей теперь иди!

 

Библиотекарь: Ребята! А вы умеете  правильно обращаться с книгой? Как надо с ней обращаться?

Ответы детей------ 

Ведущий 2:

Если книгу ты возьмешь,
Не бросай на полку-
От нее не будет
Никакого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга - самый верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь
Обо всем на свете,
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки…
Все к твоим услугам!
Береги же книгу!
Будь ей верным другом!

Библиотекарь:

Ребята! Будем все правила бережного отношения к книге выполнять? Будем ей верным другом?
Наш праздник называется «Посвящение в читатели». А когда кого – либо посвящают в рыцари, солдаты…., то он дает клятву. Вот и мы с вами дадим клятву читателя библиотеки:


Я, новый читатель библиотеки,
Законы все помнить клянусь!

Все: Клянусь!

Книги пачкать и ради потехи
Трепать их не буду. Клянусь!

Все: Клянусь!
Другом книги теперь назовусь.
Книгу любить клянусь!

Все: Клянусь!

Стихотворение о библиотеке

Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь.
Ясно, чётко, кратко, быстро
Автора и книгу назови,
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «СПАСИБО» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребёнок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна «БИБЛИОТЕКА»
Будет рада вас всегда принять!

Библиотекарь: Сегодня вы стали читателями. Сегодня и на всю жизнь! Запомните этот день и этот час. Я поздравляю вас. Будьте достойны почётного звания читателя библиотеки. Знайте, что книги, как мудрые добрые друзья, вводят вас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о Земле и космосе, о жизни детей в разных странах, знакомят с замечательными людьми. Читая, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. В добрый путь - в мир книг!

  1. « Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби….»

 («Лисичка – сестричка и серый волк», серый волк)

2. « Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись»

(К.И. Чуковский «Телефон», цапли)

  1. « Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел,…. К вам на праздник непременно приду»

 («Колобок», колобок)

4. « Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко….» («Курочка Ряба», курочка Ряба)

5. « Побежала я за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко…»

(А.Н. Островский «Снегурочка» Снегурочка)

6. « Прибыть на ваш праздник не смогу. От меня сбежали брюки….»

 (К.И. Чуковский «Мойдодыр», грязнуля)

7. « Спасите! Нас съел серый волк…»

 («Волк и семеро козлят», козлята)

8. «Не могу приехать на ваш праздник, потому что улетаю с милой ласточкойза синее море, где всегда лето и цветут чудесные цветы. Я уже привязала себя поясом к ее самому большому перышку. И мы летим ….. Шлю вам привет!»

 (Х.К. Андерсен «Дюймовочка», Дюймовочка)

9. «Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило к вам прилететь, потому что ясамый лучший в мире летун. Но я обещал побывать на дне рождения уодного знакомого мальчика. У него, конечно, будет самый лучший в мире именинный пирог. А я лучший в мире истребитель пирогов. Ну, а к вам я прилечу как – нибудь в другой раз. Запасайтесь конфетами иждите. (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Карлсон)

10. «Дорогие друзья! Я, конечно, постараюсь прибыть на ваш праздник. Сегодня мы только расклеили на всех деревьях такие объявления: «Открыта больница для птиц и зверей, идите лечиться туда поскорей» Дом, наверное, уже полон больными. Вам желаем крепкого здоровья»

(К.И. Чуковский «Доктор Айболит», доктор Айболит).

И БЛИОТЕЧНЫЙ УРОК В 1 КЛАССЕ. 
Тема: Посвящение первоклассников в читатели. 

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. 
Содержание темы: Путешествие по библиотеке. Знакомство с" книжным домом" Понятия - читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал. 

Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, ящиками для выбора книг. 
Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для 1 класса "Филя", "Веселые картинки", "Мурзилка"и других журналов. 
Основные правила пользования книгой и библиотекой.

Форма проведения: Праздник в актовом зале, путешествие по библиотеке, беседа, Просмотр красочных изданий книг, викторина. 


Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас праздник. Вы научились читать букварь и поэтому сегодня, я и наши гости расскажем вам о нашей школьной библиотеке. 

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и  царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека!   «Библио»  по-гречески – книга, « тек а»  - хранилище.


Что же такое библиотека? Это книгохранилище.(показываем презентацию о библиотеке).

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, их еще выдают на дом читать. Мы сейчас с вами находимся в комнате, которая называется абонемент, именно здесь ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас мы завели читательский формуляр (показать формуляр), в который будут записываться все книги, взятые вами в библиотеке (показать стеллажи с книгами для уч-ся 1 классов). А сейчас пройдем в другую комнату, которая называется читальный зал.
В этой комнате книги на дом не выдаются, а читаются здесь. В основном сюда приходят ребята на переменах, чтобы полистать журналы, газеты"

Библиотекарь: Ребята! После того, как вы посмотрели слайды о нашей библиотеке, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? 
Дети: Да! 
Библиотекарь: Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете. Со страниц книг сошли сказочные герои и решили прийти к вам в гости, встречайте их! Но прежде, чем они появятся, вы должны угадать о них загадку. 
Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок 
Но заснята для кино 
и известна всем давно 
Эта милая мордашка, что зовется ... (Чебурашка) 

Под веселую музыку выбегает Чебурашка. 
Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Я пробегал мимо, услышал веселую музыку и смех и решил к вам заглянуть, уж больно весело у вас! Я хочу спеть вам свою любимую песню. (включается магнитофон с фонограммой песни 
"Про Чебурашку"), после исполнения песни библиотекарь показывает ребятам книгу Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья" и рекомендует обязательно ее прочесть. 
Библиотекарь: Ты, Чебурашка, будь нашим гостем, а ребята будут отгадывать следующую загадку, 
Городок их маленький, но в нем народ удаленький. 
Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам: 
Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську. 

Ребята, в какой книге живут эти герои? Дети отвечают и выбегает Незнайка. В руках у него рисунки сказочных героев. 
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? 
Дети: Да! 
Библиотекарь: Незнайка, а что это у тебя за рисунки? 
Незнайка: Я принес нарисованных героев книг, но ребята должны угадать, что перепутано в моих рисунках?, (показывает рисунки, на которых изображены: 
1) Доктор Айболит с аленьким цветочком в руках 
2) Буратино несет вместо азбуки корзинку с пирожками. 
3) Винни-Пух с говорящей щукой в руках. 
4) Красная Шапочка несет петушка. 
Дети называют предметы, которые перепутал художник, и сказку, из которой взяты нарисованные герои. 
Библиотекарь: Ну молодцы, ребята! Все ошибки художника правильно назвали. Садись, Незнайка, будешь нашим гостем, а ребята будут отгадывать следующую загадку. 
В этом доме именины, много было там гостей. 
И на этих именинах появился вдруг злодей. 
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил, 
Но коварному злодею кто-то голову срубил. 

В какой сказке происходит это действие? 
Дети отвечают, и появляется нарядная муха-цокотуха. Под веселую фонограмму она поет псенку: 
Я муха-цокотуха, позолоченное брюхо. 
У меня для гостей, гостей много вкусных сластей, сластей. 
Я ходила на базар, я купила самовар, 
Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком. 
Библиотекарь: Спасибо, Муха-Цокотуха. Хорошую песенку ты спела. Садись рядом с нашими гостями. А вы, ребята, отгадывайте следующую загадку. 
Бабусю знает целый свет 
Ей от роду лишь триста лет 
Там, на невиданных дорожках, 
Изба ее на куриных ножках. Кто это? 
(ответ детей) 
Библиотекарь: 
Как у бабы-Яги, старой костяной ноги 
Есть замечательный 
Аппарат летательный. 
Что же это за аппарат? 
(ответ детей) 
Под быструю зажигательную музыку верхом на метле появляется баба-Яга, она танцует и поет. Баба-Яга: 
Я летала на метле, пироги пекла в золе, 
По избе кота гоняла да загадки сочиняла. 
В гости к лешему сходила, все отгадки позабыла, 
Помогите мне, ребятки, отгадать мои загадки! 
Поможете? 
Дети: Да! 
Баба-Яга: Хорошо, тогда слушайте и отгадывайте. 
1 загадка. 
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. 
Высоко они летят, далеко они глядят. Что это за сказка? 
(ответы детей) 
2 загадка: 
Она на балу никогда не бывала, 
чистила, мыла, варили и пряла, 
Когда же случилось попасть ей на бал, 
то голову принц от любви потерял. 
Она башмачок потеряла тогда же, 
кто она такая, кто мне подскажет? 
(ответы детей) 
3 загадка: 
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. 
Кем же были эти 
Маленькие дети? 
(ответы детей) 


4 загадка: 
Убежали от грязнули 
Чашки, ложки и кастрюли. 
Ищет их она, зовет 
И в дороге слезы льет. 
Кто это? (ответы детей) 
Баба-Яга: Ох, какие умные ребятишки, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас еще потруднее загадки. Вот смотрите, летела я и увидела под елочкой вот эту корзинку, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны будете угадать, что это за вещи и из какой они сказки. 
Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого цвета. 
(Яйцо. Курочка – ряба.) 
Из-за этого проклятого предмета одна прекрасная принцесса проспала 100 лет, уколов им палец. Но ее спас принц. Что это за предмет? 
(Веретено. Спящая красавица) 

А эту вещь проглотил крокодил, он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? 
(Мочалка. Мойдодыр.) 
Этот предмет я вам покажу. Но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, служащей девочке кроваткой? 
(Дюймовочка. Г.-Х Андерсен) 


После отгадывания всех загадок все герои сказок танцуют танец «друзей» для первоклассников. 


  • Затем всех первоклассников приглашаем в библиотеку и рассказываем им о правилах пользования библиотекой и книгой. Дети из кружка читают стихотворение С. Маршака "Как печатали нашу книгу». 

    Двери открываются и входит Королева-книга. 
    Королева-книга: Здравствуйте, ребята.! Я – Королева-книга. Я хочу вам рассказать о том, как нелегко создавать книгу. Вы знаете, кто помогает книге выйти в свет? (авторы, редакторы, художники, писатели, рабочие типографии) 
    Бумагу сделали для нас 
    В бумажном комбинате, 
    но разговор идет сейчас 
    о мастерах печати. 
    Взяла машина лист простой 
    И наложила краску – 
    И вот писатель 
    Лев Толстой 
    Рассказывает сказку. 
    Хоть у машины нет ума, 
    Машина знает дело: 
    Листы нарежет вам сама 
    И сложит их умело. 
    А переплетчик их сошьет, 
    Края обрежет мигом. 
    Потом оденет в переплет 
    И вот пред вами – книга! 
    Приятно книжки почитать, 
    А сделать их попробуй! 
    Искусство тонкое – печать 
    И требует учебы. 

    Королева – книга: Вот так в стихотворении С.Маршак рассказал, как в типографиях делают книги, которые приходят потом в библиотеки. 
    Библиотекарь: Ребята! А ведь прежде чем книгу напечатают в типографии, над ней работает писатель, затем художник. (показать яркую книгу с иллюстрациями). Вам всем нравятся книги с яркими, красочными иллюстрациями, они помогают зримо представить героев книг, лучше понять то, о чем хотел рассказать автор. Иллюстрации помогают и при выборе книг, так как по ним можно определить содержание книги. Теперь вам понятно, сколько людей вкладывает свой труд для того, чтобы появилась книга, и поэтому мы с вами должны их беречь. О том, как надо обращаться с книгами, нам расскажет плакат "Правила обращения с книгами". 
    · Не рисовать, не писать ничего в книгах; 
    · Не вырывать листы, не вырезать картинки; 
    · Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы; 
    · Не читать книги во время еды; 
    · Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок; 
    · Пользоваться закладкой 

    Слышится шум за дверью. Забегает маленькая девочка, она растрепана. 
    Книжка-растрепа: Ой! Ой! Спасите! Помогите! За мной гонится мальчик Гришка и грозится совсем разорвать! 
    (Королева-книга заслоняет книжку-растрепу) 
    Гришка: Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Все заплюю! 
    Королева- книга: Гриша! Что с тобой? Зачем ты испортил книжку? 
    Гришка: Подумаешь, книга, да что в ней хорошего? 
    Библиотекарь: Вот и видно, что ты не умеешь обращаться с книгами и не бережешь их. 
    Наверное, это про тебя написано стихотворение С.Я.Маршака. 
    (Выходят две девочки, читают) 
    1 девочка: 
    У Скворцова Гришки 
    жили-были книжки, 
    грязные, лохматые, 
    рваные, горбатые. 
    Без конца и без начала, 
    Переплеты, как мочала, 
    На листах каракули, 
    Книжки горько плакали. 

    Гришка: Нет, я не Скворцов, я – Иванов. А что дальше написано в стихотворении? 
    2 девочка: 
    А у Гришки – неудача 
    Гришке задана задача. 
    Стал задачник он искать, 
    Заглянул он под кровать, 
    Ищет в печке и в ведре, 
    И в собачьей конуре. 
    Что тут делать, как тут быть, 
    Где задачник раздобыть? 
    Остается с моста в реку 
    Иль бежать в библиотеку. 

    1 девочка: 
    Говорят, в читальный зал 
    Мальчик маленький вбежал. 
    Он спросил у строгой тети: 
    "Вы тут книжки выдаете?" 
    А в ответ со всех сторон: 
    Закричали книжки: "Вон!" 
    Гришка съежился и говорит: " Да я что, я ничего! Я не буду больше рвать книжки! (убегает) 
    Библиотекарь: Ребята! А нет ли среди вас таких Гришек, которые рвут книги? Я надеюсь, что нет! 
    К нам в гости пришел один сказочный герой, но прежде, чем он войдет, вы должны назвать его имя. 
    Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. 
    Он известен, знаменит, это доктор... .(Айболит) 
    (Появляется Доктор Айболит) 
    Доктор Айболит: 
    Здравствуйте, ребята! 
    У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг). 
    Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются. 
    И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги). 
    - Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст. 
    - Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом. 
    - Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком. 
    - Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз. 
    Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и в заключение нашего занятия послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы". Королева-книга читает стихотворение.
    Я – книга! Я – товарищ твой! 
    Будь, школьник, бережным со мной. 
    Мой чистый вид всегда приятен, 
    Оберегай меня от пятен! 
    Мой переплет не выгибай, 
    Мой корешок не поломай! 
    Привычку скверную оставь, 
    Листая, пальцы не слюнявь! 
    Не забывай меня в саду, 
    Вдруг дождь нагрянет на беду. 
    Меня в бумагу оберни! 
    Где взял меня – туда верни! 
    Не загибай мои листы, 
    А про закладку помнишь ты? 
    Запомни: я твой лучший друг, 
    Но только не для грязных рук. 

    Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека. как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем 
    викторину.

  • Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).

  • Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).

  • Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).

  • Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).

  • Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).

  • Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).

  • Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра) 

  • Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбор книг).

  • Молодцы, ребята, вы нам очень понравились, мы с удовольствием вам выдадим на дом книги. А. скажите, вам понравился наш праздник. Если да, то вы поднимите красные карточки, если нет, то зеленые.





  • До свидания, до следующих встреч!




  Посвящение в читатели. 
«Путешествие в Книжное царство – мудрое государство».


 

 Тема «Путешествие в Книжное царство - мудрое государство» Посвящение первоклассников в читатели школьной библиотеки.

  Цели. Пробудить интерес к каждодневному чтению, узнать неизвестное об истории книгопечатания,  познакомить с правилами пользования библиотекой.

 Используется мультимедийная презентация.

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня  Вы станете читателями. В

каждой школе есть небольшая комната, где живут тысячи молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми, учёными друзьями. А они во всём готовы услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же добрые друзья – книги. И живут они в доме Всезнайки, а как он  называется, Вы должны догадаться.

 

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и  царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

 

Молодцы, конечно, это библиотека!   «Библио»  по-гречески – книга, « тек а»  - хранилище. Книги в библиотеке не только хранят -  но и выдают для чтения. Это самое главное.  А пока готовьтесь стать читателями нашей маленькой библиотеки. Про книгу существует много пословиц:

 

  Книга в счастье украшает,  а  в несчастье утешает.

 Не красна книга письмом, красна умом.

 Книга помогает в труде, выручает в беде.

 Испокон века книга растит человека.

 Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

 Книга -  зеркало для мудреца, в ней видны черты его лица.

 

Правда, хорошие слова  о  книге придумал народ?  Мне остаётся только добавить,  что,  подружившись с книгой, надо стараться быть хорошим  хозяином, внимательным читателем. Ребята, а как Вы думаете, почему библиотеку  называют домом Всезнайки? Конечно, в доме Всезнайки можно найти самые разные книги.

 

   Короткие и длинные,

   Новые и старинные,

   Обычные  и странные,

   И даже иностранные,

   Серьёзные, учебные.

    Весёлые, волшебные.

    Про море и про лес,

    С картинками и без.

 

Книги, ребята, живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня. 

 

      Печатные книги возникли не сразу,

      Песец переписывал каждую фразу,

      Глаза уставали, дрожала рука.

      И так продолжалось века и века.

 

В старину книги очень ценили, так как создавались они очень медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. А на чём   и чем писали летописцы? Писали  гусиным пером, острой палочкой. В Древнем Египте писали на папирусе, который изготавливали из растений. Но он был не прочный. Древние Греки писали на телячьей коже и называли пергаментом - имени города Пергама. Но чтобы изготовить одну книгу, им надо было истребить целое стадо телят. На Руси был свой материал. Это была береста. Кто знает что это? Береста – наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых слоёв.  Впервые бумагу изготовили в Китае из шёлка. В настоящее время её делают из  древесины. Вернее, из  вещества, которое содержится в древесине, - целлюлозы. Более 400 лет назад  в России Иван Фёдоров и его помощники  напечатали первую книгу. Называлась она Апостол. На её изготовление  потратили целый год. Произошло это в 1564 году. Иваном Фёдоровым был  создан и первый русский букварь, по которому обучались взрослые и дети.

 

Более 400 лет назад  в России Иван Фёдоров и его помощники  напечатали первую книгу. Называлась она Апостол. На её изготовление  потратили целый год. Произошло это в 1564 году. Иваном Фёдоровым был  создан и первый русский букварь, по которому обучались взрослые и дети. 

 Но чтобы мы смогли взять в руки  книгу над ней должны потрудиться  рабочие в типографии, авторы, редакторы, художники, писатели. Видите, сколько   людей трудится над созданием одной книги. Давайте же будем ценить чужой труд и беречь книги. У  Ильина есть стихотворение под названием  « Две книжки». Послушайте  его:

 

 Однажды встретились две книжки,

 Разговорились меж собой.

 Ну,  как твои делишки?

 Одна спросила у другой.

 Ох, милая, мне стыдно перед классом,

 Хозяин мой

 Обложки вырвал… с мясом!

 Да что  обложки… оборвал листы!

 Из них он делает кораблики, плоты

 И голубей…

 Боюсь, листы пойду на змей,

 Тогда  лететь мне в облака!

 А у тебя целы бока?

 Твои мне не знакомы муки.

 Не помню я такого дня, 

 Чтобы, не вымыв  чисто руки,

 Сел ученик читать  меня!

 А посмотри-ка на мои листочки:

 На них чернильной не увидишь точки,

 Про кляксы я молчу –

 О них и говорить - то неприлично…

 Зато и я его учу

 Не как – нибудь, а на « отлично»!

 Ну,  мой  на тройках едет  еле- еле

 И даже двойку получил на той неделе…

 

Это очень грустные стихи, дети.   Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок  в школе нет.

 А теперь я посмотрю, как Вы знаете героев  книг, про которых  Вам читали  мамы, папы, сестрёнки и братишки. Вы готовы? Тогда начали:

 

    Лечит  маленьких детей.

    Лечит птичек и зверей.

    Сквозь очки свои глядит 

    Добрый доктор …(Айболит)

 

    Многим долго неизвестный,

    Стал он каждому дружком.

     Всем по сказке интересной

     Мальчик – луковка знаком

     Очень просто и недлинно 

     Он зовётся…(Чиполлино)

 

      Перед волком не дрожал 

      От медведя убежал.

      А лисице на зубок

      Всё же попался…(Колобок)

 

      Вдруг из   маминой  из спальни,

      Кривоногий и хромой,

      Выбегает умывальник

И качает головой. (Мойдодыр)

 

В этом доме именины, много было там гостей,

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному  злодею  кто – то голову срубил  (Муха – цокотуха. Комар)

 

Бабусю знает целый свет

Ей отроду лишь триста лет

Там, на невиданных дорожках,

Изба её на курьих ножках. 

Кто это?         (Баба – Яга)

 

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.

Высоко они летят, далеко они глядят..

 Что это за сказка?        (Гуси – лебеди).

 

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

 Когда же случилось попасть ей  на бал ,

      То голову принц от любви потерял.

      Она башмачок потеряла тогда же,

      Кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)

 

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не  ведая ,несёт её домой.(Маша и медведь)

 

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка (Дюймовочка)

 

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня (Гуси-лебеди)

 

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко (Петушок-золотой гребешок)

 

Вымолвил словечко-

Покатилась печка.

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю (По щучьему велению)

 

Нет ни речки, ни пруда,                                                                         Где воды напиться

Очень вкусная вода

В ямке из копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

 

 

 

 

 Ах, какие умные ребятишки! Все мои загадки разгадали.

 А теперь, мои первоклассники, перед тем как записать Вас  в нашу библиотеку, произнесите клятву:

 

     Брать книгу только чистыми руками – клянусь.

     Не загибать страницу вкладывать в книгу закладку – клянусь.

     Не перегибать книгу при чтении, от этого выпадают страницы –          клянусь.

     Не делать в книге пометок – клянусь.

     Если книга порвалась, подклеить её – клянусь.

 

Дорогие первоклассники! От имени дирекции школы и всех учителей я поздравляю Вас  с посвящением в читатели.

 

    Умеете  Вы, и читать, и писать,

    Желаю, чтоб Вы  научились летать.

    Желаю Вам всем прочитать горы книг.

    И станет прилежным любой ученик.

    Желаю, ребята, со сказкой дружить,

     И в сказочном мире немного пожить.

     Желаю Вам всем только Знайками быть,

     А книги  и знать, и, конечно, любить!


викторина

        Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).

        Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).

        Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).

        Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).

        Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).

        Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).

        Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра) 

        Чем журнал отличается от книги? (книга печатается один раз, а журнал выпускается один раз в месяц или с другой периодичностью. В журналах печатаются новинки литературы, сообщения о новых событиях, кроссворды и т.д.).

        Что означает слово «энциклопедия»? Скажите своими словами (книги, которые все знают).

        Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбор книг).

        Назовите имена, отчество и фамилии трех известных русских поэтов.

Тема занятия:

«Экскурсия в библиотеку.

Правила пользования библиотекой»

(Эта экскурсия проводится для учащихся 1 класса во втором полугодии, когда ребята уже самостоятельно читают)

Цели:


  • Познакомить учащихся с основными понятиями ББГ – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал». 

  • Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. 

  • Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг. 

  • Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.


 

Оборудование:

Выставка книг «Вам, первоклассники», мультимедиапроектор, экран.

 

Библиотекарь: 

«Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой». Меня зовут Татьяна Владимировна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем. Позвольте представить моих помощников: мальчик - Читай-ка и очень умный и начитанный Совенок, они сегодня будут помогать мне. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище.

- А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (выслушать предположительные ответы)

- Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!

Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? (ответы детей) 

- Книги!»

- А зачем нужно читать книги? (ответы детей)

 

^ Мальчик - Читай-ка: 

«Молодцы, ребята! Я убедился, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Давайте послушаем стихотворение В. Берестова «Кто чему научится!» 

Чему первым делом научится кошка?

- Хватать!

Чему первым делом научится птица?

- Летать!

Чему первым делом научится школьник?

- Читать!

Котенок вырастет кошкой, 

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают

Кем станут, кем вырастут дети!

 

 

Библиотекарь:

 

•         Итак, библиотека – это дом книги. 

•         В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом.

•         Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру.

•         В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал. Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом.

(библиотекарь рассказывает как расставлены книги, что такое

читательский формуляр, запись книги в ч.ф., возврат книги)

 

Совенок: 

А сейчас детишки-ребятишки я проведу с вами игру «Правильно подберите ответ». Тема: правила пользования абонементом». Например: абонемент – это……, а вы выбираете правильный ответ из трех предлагаемых вам ответов.

^ Абонемент – это

•         игровая комната

•         место для занятия спортом

•         место, где выдают книги на дом

После того, как книга выбрана читателем, ее записывают

•         в дневник

•         в учебник

•         в читательский формуляр

^ После того, как книга прочитана

•         ее оставляют дома

•         дарят другу

•         возвращают в библиотеку

Молодцы детишки-ребятишки! Я запомнил, кто из вас был самый активный!

^ Мальчик - Читай-ка выразительно читает стихотворение 

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

Автора и книгу назови.

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

 

Совенок: 

Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки».

Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе выполняем действия: Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Надуваем щечки,

И друг другу даже

Языки покажем.

Пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру 3 –

Все с гримасами замри!

 

Совенок: Какие очаровательные мартышки!

Библиотекарь: 

У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда в читальном зале.


^ Мальчик - Читай-ка: 

Ребята я прочитаю вам стихотворение

 

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать: -

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

 

Так что же такое читальный зал? (ответы учащихся)

 

Библиотекарь: 

Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

 

Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

•         Нельзя книги перегибать

•         Нельзя загибать книжные страницы

•         Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?

•         Нельзя писать и рисовать в книгах

•         Нельзя читать книги во время еды

 

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

 

Показать презентацию о правилах пользования библиотекой. 

После презентации еще раз повторить правила.

 

Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим 

читателям.

Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие

читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 

дней.

Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно, 

чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной 

библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы 

их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту 

книгу для другого ученика.

 

Библиотекарь:

Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой. 

 

^ Мальчик - Читай-ка: 

Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами.


Совенок: Надеемся, вы все это хорошо запомните!

 

Библиотекарь:

Самые активные участники занятия награждаются призами.

Мы ждем вас на абонементе с 10.00 до 14.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Суббота и воскресенье – выходные дни.

Все вместе: До свидания, ребята!http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/111/110561/110561_html_m6f658d91.jpghttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/111/110561/110561_html_m1ae6aa48.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест, Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС Рыжий лес хоронили от зари до зари, Только «крест» сохранили для потомков земли. Из глазниц мертвых окон город смотрит на нас, Хиросимой далекой, морем плачущих глаз. Сколько тысяч – не знаю – свой покинули кров, Жизнь без родины детства – это мука без слов. Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест. Преклонись перед теми, кто погиб и исчез, Просит дерево-память, просит дерево-крест.

Слайд 16

Мёртвый город

Слайд 24

26апреля День памяти ликвидаторам Чернобыльской АЭС



Предварительный просмотр:

Атомная

трагедия

ХХвека

Мероприятие в старших классах

посвящённое

26апреля

Дню памяти ликвидации

аварии на Чернобыльской АЭС

Подготовила и провела :Уварова Т.В.Библиотекарь МОУ «СОШ№2р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

«Атомная трагедия ХХвека»

2слайд

Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест,

Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС

 Рыжий лес хоронили от зари до зари,

 Только «крест» сохранили для потомков земли.

 Из глазниц мертвых окон город смотрит на нас,

 Хиросимой далекой, морем плачущих глаз.

Сколько тысяч – не знаю – свой покинули кров,

Жизнь без родины детства – это мука без слов.

 Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС

 Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест.

Преклонись перед теми, кто погиб и исчез,

 Просит дерево-память, просит дерево-крест. 

Вед:

Первая рукотворная глобальная катастрофа до сих пор остается одним из фактов мировой политики. Чернобыль изменил отношение людей к прогрессу как к благу. Впервые после упоения и восторга и поклонения природы произошедшая трагедия заставила думать об окружающей среде не как об абстракции, не как о вечном неисчерпаемом богатстве, а как о хрупком, нежном, целесообразном и гармоничном мире, который можно легко разрушить и уже никогда не восстановить.           

  Глобальность Чернобыльской катастрофы определяется и тем, что даже мировое сообщество экономически не в состоянии ликвидировать последствия этой трагедии.           

  Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий чернобыльской аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья.

3 слайд

 1 ученик:

 Днепр. Припять … Места красивейшие на удивление. До того рокового дня 26 апреля они были местом отдыха тысяч людей... Сюда всегда так стремились горожане! В этом благословенном уголке тихого украинского Полесья, грибы «косой косили», рыбу ловили на «пустой крючок», из-под ног брызгала красным соком земляника. Но кто знал тогда о Чернобыле? Теперь о Чернобыле знают во всем мире. Реку спасали. Главным было не дать радиации попасть в воду. Не допустить возможности разноса по Припяти и Днепру страшной и невидимой смерти. И только те, кто был связан с этой труднейшей работой, появлялись на речных берегах

4 слайд

2ученик:

А вот яблоки, дары садов Чернобыля, срывать не решались. Эти фрукты несли беду. Радиоактивная пыль осела на листьях и плодах. Так и остался урожай не убранным... Чернобыль — это трагедия. По отношению к ней можно оценивать человека, ведь Чернобыль — это суровая проверка человечества на солидарность, на умение сочувствовать чужой беде, тем более что ядерная авария не считается с границами.

Почему взорвался реактор, почему произошло то, что не должно было произойти даже в случае самых невероятных вероятностей? Почему это произошло именно здесь, в Припяти, в молодом городе, где детишек рождалось в несколько раз больше, чем в других городах Украины?

Слайд 5

Простые добрые ребята,

Их тысячи и их не счесть.

Они здесь потому, что надо!

Чернобыль – совесть их и честь

Слайд 6

Вед:

Хроника событий. Трагедия. 

26 апреля 1986 года 1 час 23 минуты 47 секунд – взрывом реактора закончился эксперимент на Чернобыльской АЭС.

Слайд 7

С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх.

Слайд 8

Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель.

 1 час 28 минут – к четвертому блоку прибыл дежурный караул станции во главе с лейтенантом Правиком: 14 пожарных принялись тушить кровлю. 1 час 35 минут – на станцию прибыл караул города Припять.

Борьба со стихией шла на высоте 72 метра. Внутри помещений тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали, они не догадывались, что работают в зоне очень высокого радиационного излучения. 6 часов 35 минут – пожар полностью ликвидирован. Пожарным, принявшим на себя первый удар, было присвоено звание «Герой Советского Союза», многим – посмертно.

Героизм на войне понимаю.
Быть в бою очень надо,
Но когда героизм – расплата
За беспечность, за незнанье,
За работу спустя рукава –
Тут идея себя подменяет.
Смерть героев всегда выбирает,
Только лучше б виновных брала.

Слайд 9

Вед: 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.

. Слайд 10

Справка о Чернобыльской АЭС (Вид на АЭС)

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.

Печально известна в связи с аварией, произошедшей 26 апреля 1986 года.

Ко времени аварии на станции функционировало 4 ректора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.

11 слайд. 26 апреля 1986 год. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)

Вед:

Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

12 слайд. Разрушенный реактор ЧАЭС

7 слайд. Что рассказывают очевидцы. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)

Вот некоторые свидетельства

 ученики:

«Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая.

 Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

Ученик:

«Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом – опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал».

«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают. 
Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».

Вед:

Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.

Слайд 13

Ученик:

Авария на Чернобыльской АЭС вызвала крупномасштабное радиационное заражение местности, зданий, сооружений, дорог, лесных массивов и водоемов не только на Украине, но и далеко за ее приделами.

Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе.

Слайд 14

Ученик:

Сам Чернобыль и его окрестности стали 30-ти километровой зоной отчуждения. Уровень радиации вокруг зданий 4 ректора был так высок, что людям нельзя было в них входить даже в защитных костюмах. Несмотря на смертельную опасность, здесь продолжалась борьба против распространения радиации. В период 1986 по 1990 г. к работам в зоне ЧАЭС было привлечено свыше 800 тысяч граждан СССР. Масштабы катастрофы могли стать неизмеримо большими, если бы не мужество самоотвержённые действия ликвидаторов. Важно было не допустить расширения зоны радиоактивного заражения.

Слайд 15

Вед:

Ликвидаторы боролись с радиацией даже там, где отказывали роботы: проводили дезактивацию, вырубая радиоактивный лес, вручную обрабатывая зараженные объекты специальной смесью. Каждый день вертолетчики делали десятки вылетов над разрушенным реактором, получая жизненно-опасные дозы радиации.

Слайд 16

Брошенный город. 

Ученик:

В первые дни после аварии было эвакуировано население из ближайшей (10-километровой) зоны ЧАЭС. 2 мая было принято решение об эвакуации населения из 30-километровой зоны Чернобыльской АЭС и ряда населенных пунктов за ее пределами. В последствии, до конца 1986 года около 116 тыс. человек из 188 населенных пунктов были вынуждены покинуть свои дома.

Слайд 17

 Вед:

Припять, населенный пункт, расположенный на расстоянии 4 км от Чернобыльской АЭС, чудом избежал радиационного облака. Еще три дня после аварии, жители Припяти на подозревали о случившемся и только к вечеру 26 апреля уровень радиации возрос и достигал в отдельных местах города сотен мили рентген в час.            

Эвакуация Припяти началась в 14 часов 27 апреля 1986 г. В этот день из города было вывезено около 45 тысяч человек.           

Слайд 18

Ученик:

Более 3 миллионов человек пострадало от катастрофы, в том числе около 1 миллиона – дети. За 20 лет, прошедших с момента аварии, умерло более 10 тысяч участников ликвидации. В результате катастрофы в чернобыле радиоактивному загрязнению подверглись более 2 тысяч населенных пунктов в 12 областях, общей площадью 50 тысяч квадратных километров. Последствия радиационного заражения еще долго будут сказываться на здоровье и благополучии новых поколений.

Ученик:

Более 600 тысяч людей были мобилизованы на ликвидацию последствий аварии на чернобыльской АЭС. Сибиряки в числе первых прибыли на место трагедии – среди них около 2 тысяч жителей Томска и Томской области. Они отдали свое здоровье и жизнь ради спасения многих людей во всем мире, оберегая человечество от последствий его страшной ошибки. 

 Слайд 19

Вед:

Запомни тех, кто гнал каскады, На крыше был, щиты стропил, Запомни тех, кто был на кранах, Свинец грузил, бетон возил…

  Героям Чернобыля 

  В украинский город малоизвестный

 Пришла негаданно беда,

Оборвав на полноте звонкие песни,

Жестокая как всегда,

Тенью прокатилась она к порогам

 Росою на землю легла,

 Наделать она могла очень много

Людям горя и зла.

Но только народ, видно, особый –

Душа у всех одна

 Вздрогнул в тревоге Чернобыль,

Откликнулась вся страна.

Сюда поехали не по приказу,

 И даже не долг послал,

Для всех и для каждого как-то сразу

 Весь город братом стал.

Открылись сердца,

 распахнулись все двери,

 Давая тепло и приют,

Не выразить словом,

ни чем не измерить,

 Какие здесь люди живут.

Как хочется мне, чтобы все на планете

 Вот так же за руки взялись,

Чтоб спали спокойно и мамы, и дети,

Счастливой была наша жизнь

Слайд 20

Вед:

Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 километрах на юго-запад от атомной станции.

21 слайд.

В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях – таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.

 Слайд 22

Ученик:

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию.

Ученик:

Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов – это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».

Слайд 23. Слово учителя

Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.

Вед:  А сейчас давайте почтим памятьтех кто принимал участие в ликвидации аварии на чАЭС  клип .

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвящённое 80-летию

 Юрия Алексеевича Гагарина

http://www.ug.ru/uploads/images/method_article/729/large/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD.jpg

Цель: познакомить учащихся с Ю.А.Гагариным – первым человеком, проложившим дорогу к красотам Вселенной, расширить их кругозор.

Задачи: формировать основы гражданской личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Форма мероприятия: мультимедийная презентация.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, рисунки детей на космическую тему, книжно-иллюстрированная выставка «Знаете, каким он парнем был», отрывки из детских стихотворений, музыкальное сопровождение.

 

Ход мероприятия.

Голос диктора в микрофон (под фонограмму): 12 апреля 1961 года первый в мире советский космический корабль «Восток», пилотируемый Ю.А.Гагариным, совершил полёт вокруг земного шара. В ознаменование первого в мире орбитального космического полёта Президиум Верховного Совета СССР постановил отмечать ежегодно 12 апреля  как День космонавтики. С 1969 года по решению Международной федерации отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики.

 

Ведущий: Космическая эра человечества началась не сразу и не вдруг. Она началась с наивных, искренних и бесстрашных героев, с их простеньких летальных аппаратов и безумно опасных полётов, состязаний; с учёных и изобретателей, основоположников современной космонавтики К.Э.Циолковского, Н.Е.Жуковского, С.П.Королёва, С.В.Ильюшина, с первых российских лётчиков С.И.Уточкина, П.Н.Нестерова и других замечательных людей.

Начало второй половины XIX века ознаменовалось выхода человека в космос. Стремление к звёздам, возникшее многие тысячелетия назад, начало воплощаться в жизнь. Наша Родина первой открыла дорогу к звёздам.

 

Чтец: Рассвет. Ещё не знаем ничего.

          Обычные «Последние известия»…

          А он уже летит через созвездия.

          Земля проснётся с именем его.

Чтец: В космической ракете с названием «Восток»

           Он первым на планете подняться к звёздам смог

           Поёт об этом песня, весенняя капель,

           Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

 

Звучит фрагмент песни «Я- Земля…»:

Я - Земля, я своих провожаю питомцев,

Сыновей, дочерей…

Долетайте до самого Солнца,

И домой возвращайтесь скорей.

Чтец: Судьба его бессмертием овеяна,

           Его характер век наш отковал.

           Он улыбался с Мавзолея Ленина

           И мир, как в День Победы, ликовал.

 

Чтец: Рождался день 12 апреля,

          В спокойной, предрассветной тишине,

          Ждал Байконур, ракету ввысь нацеля,

          Застывши ждали звёзды в вышине.

 

Ведущий: Космос – вещь великая, но важнее узнать что-то о человеческой душе, о самом Юрии Гагарине. О том, каким он парнем был, каким он остался в памяти людей.

Сейчас проведём с вами пресс – конференцию, на которой вы сможете задать вопросы, а мы постараемся ответить на них.

Так кто же такой Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля, бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей Родины, человек, подвиг и улыбка которого покорила всю нашу планету?

 

Вопросы (задают учащиеся):

Где родился Гагарин и как прошло его детство?

В каких учебных заведениях учился?

Что окончил?

Когда появилось у него желание стать космонавтом?

Кто повлиял на его судьбу, чтобы он стал космонавтом?

 

Ведущий: Родился Юрий на Смоленщине, в деревне Клушино 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье. Бегал по лужам с деревенскими мальчишками, весной, когда сходил снег, ребятишки запускали бумажного змея, и Юра, бегая за ним, думал: «Вот бы и мне с ним лететь».

В 1941 году поступил учиться в среднюю школу, но в мирное детство ворвалась война. Родное село Юрия оказалось в тылу врага. Семье Гагариных пришлось испытывать на себе все ужасы и тяготы военного лихолетья. Но именно в эти годы у будущего космонавта зародилась мечта летать, стать лётчиком. Однажды над родным селом, занятым фашистами, советский лётчик повторил подвиг капитана Гастелло, протаранив немецкий самолёт. Самолёт упал на скопившиеся на сельской улице немецкие танки и пушки. «Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов, - подумал Юра, - я вырасту и обязательно буду лётчиком». Став взрослым, он выполнил своё обещание.

 

Звучит песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Смоленская дорога» в исполнении Л. Зыкиной из цикла «Созвездие Гагарина».

 

Ведущий: Закончилась война. Семья Гагариных переезжает из села в райцентр Гжатск (ныне город Гагарин). Здесь он с отличием заканчивает среднюю школу, поступает в Люберецкое училище в Подмосковье. Получив профессию формовщика-литейщика, Юрий поступает в Саратовский индустриальный педагогический техникум. Всерьёз увлекается спортом. А авиация и самолёты влекут его неудержимо. Он посещает Саратовский аэроклуб, где его наставниками становятся очень опытные лётчики. Именно аэроклуб сыграл решающую роль в выборе дальнейшего его пути.

 

Чтец: Этот мир для нас с тобою создан,

          Как же оставаться не у дел:

          Дальние подмигивают звёзды,

          Расстоянье – вовсе не предел.

 

          Молодость – стремительное время,

          Путь всегда над ней стремится ввысь.

          И к полёту будь готов всё время,

          Даже если ждать его всю жизнь.

 

Ведущий: А далее годы летят. Формируют, мужают, закаляют будущего гения – первого космонавта на Земле. Военное авиационное училище в городе Оренбурге, первое офицерское звание – лейтенант, свадьба с Валентиной Горячевой, служба в суровых условиях Севера, рождение дочерей, рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты, поездки в Москву на строгие медицинские комиссии, переезд с семьёй в столицу. А весной 1960 года Юрий Гагарин уже серьёзно готовится к полёту в космос.

 

Чтец: Конечно, тебе и не снилось,

          Что первым из всех на Земле

          Ты будешь к далёким светилам

          На звёздном лететь корабле.

 

Ведущий: Этот особый период жизни и тренировок Юрия Гагарина связан с городом Киржачом. В этом городе велась подготовка космонавтов, а аэродром использовался для испытания новых парашютных систем. Это город – закрытый объект. Это город, который близко расположен к Чкаловскому аэродрому и Звёздному городку. В этом городе был создан первый отряд космонавтов. Это город, в котором находился центр подготовки космонавтов.

И, наконец, Байконур (это место – площадка, где запускают космические ракеты в небо, - расположена на территории Казахстана). Из многих сильных, мужественных лётчиков, которые прошли длительную подготовку к полёту, которые желали осуществить полёт,  выбрали старшего лейтенанта Ю.А.Гагарина. Он показал неистребимое упорство, неистощимый оптимизм, беззаветный патриотизм, выносливость, целеустремлённость, трудолюбие с обладанием огромной волей, отличного здоровья, с успехом прошёл испытания и был выбран комиссией к полёту.

И вот день старта - 12 апреля. На космонавте оранжевый скафандр, на голове белый шлем с красными буквами «СССР».

 

Голос диктора в микрофон: «Лётчик, старший лейтенант Гагарин, к первому полёту на космическом корабле «Восток» готов!», - бодро докладывает будущий космонавт. Сказав несколько слов провожающим его людям, он поднимается в кабину корабля. Знаменитое гагаринское «Поехали!» услышали люди на земле.

 

Ведущий: Страна ликовала. Все только говорили о полёте, о Гагарине.

 

Чтец: Обычным шумом улица полна.

           Идёт весна. Рабочий день в разгаре.

           А из Вселенной радиоволна

           Приносит имя русское: Гагарин.

 

Ведущий: Москва встречала своего героя. Цветы, улыбки, праздничное ликование.

Героя поздравляли члены правительства. Вручали высокие награды. После полёта в космос ему вручили Орден Ленина и медаль «Золотая звезда». Он стал героем Советского Союза. Его подвигом гордился мир. Его приглашали в гости в другие страны.

 

Чтец: Когда последний закруглён виток,

          Так хорошо сойти на землю снова.

          И окунуться после всех тревог

          В живую красоту всего земного.

 

          Галактика в свеченье звёздных трасс,

          Нам на неё глядеть, не наглядеться,

          Но, поднимаясь в небо, всякий раз,

          Своей земле мы оставляем сердце.

 

Ведущий: После полёта Гагарина в космос стали приумножаться ряды космонавтов. 6 августа 1961 года в космос полетел второй космонавт Герман Титов, а потом ещё, ещё и ещё. А напряжённые будни первого космонавта продолжались. Он был назначен командиром отряда советских космонавтов, избран депутатом Верховного Совета СССР, членом ВЛКСМ. Совершенствовал своё образование, учился в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.  Продолжал активную лётную деятельность и готовился к новому космическому полёту.

С городом Киржач связано и одно из печальнейших событий – это место авиационной катастрофы, которая унесла жизнь первого космонавта Земли, которому было 34 года. Это случилось во время тренировочного полёта 27 марта 1968 года.

 

Чтец: Ещё и песня до конца не спета,

          И рукоплещут миллионы рук.

          Но человека из легенды нету,

          Растаял, словно самолёта звук.

 

Ведущий: Вместе с Гагариным погиб ещё один лётчик, В.С. Серёгин. Эта катастрофа потрясла весь мир. Самолёт МИГ-17 упал в глухой непроходимый лес, около деревни Новосёлово Киржачского района. На месте трагической гибели Гагарина и Серёгина сооружён мемориал, в центре его – стела из красного камня, на которой в барельефном изображении – портреты погибших.

Гагаринский старт открыл двери во Вселенную, он стал поворотным в истории. За ним стояли годы неутомимой, самоотверженной работы больших коллективов учёных, инженеров, медиков, рабочих, людей многих специальностей. Мечты поколения, идеи фантастов реализованы нашими современниками.

Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрётся или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории земной цивилизации останется навсегда.

 

Чтец: В космической ракете с названием «Восток»

           Он первым на планете подняться к звёздам смог

           Поёт об этом песня, весенняя капель,

           Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

 

Звучит песня А. Пахмутовой на стихи Н.Добронравова «Созвездие Гагарина» в исполнении Л. Зыкиной.

 

Ведущий: В 2014 году исполняется 80 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина. Его имя увековечено на долгие годы. Имя Гагарина носят учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. Во многих городах установлены памятники Ю.А. Гагарину.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Книгоград

Слайд 2

Библиотека - место, где хранят и выдают книги, где можно подготовиться к уроку, подобрав дополнительный материал, место куда можно просто прийти: почитать книгу, полистать журнал и просто отдохнуть.

Слайд 3

Библиотека-фундамент культуры, стартовая площадка науки, первый университет.

Слайд 4

Древние книги

Слайд 5

Отделы библиотеки: абонемент читальный зал

Слайд 6

Энциклопедии, словари

Слайд 7

Каталоги: Алфавитный Систематический Электронный

Слайд 8

Правила поведения в библиотеке: Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям. Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней. Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят. Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги. Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

Слайд 9

Благодарим за внимание. до новых встреч!