Приключения в библиотеке

Новоселова Валентина Петровна

Сценарий мероприятия для детской аудитории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_k_85-let_hmao-yugra.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Окружной конкурс на лучший сценарий мероприятия, посвященный 85-летию ХМАО-Югры

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»

(СОШ  п.Лыхма)

Номинация:

Сценарий

мероприятия для детской аудитории

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ»

Автор:

Новоселова Валентина Петровна,

школьный библиотекарь СОШ п.Лыхма 

Лыхма, 2015 год


Сценарий мероприятия для детской аудитории

Сказкотерапия

 «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ»

Действующие лица

  1. Книга в красном переплёте
  2. Книга справа
  3. Книга с верхней полки
  4. Книга в модном переплёте
  5. Книга из серии «Золотая библиотека»
  6. Книга из нижнего ряда
  7. Книги из отдела сказок
  8. Книга из полки крайней от окна
  9. Совет старейшин

Место происшествия

  1. Школьная библиотека СОШ п.Лыхма

Литература

  1. Конькова Анна Митрофановна. Сборник: «Сказки бабушки Аннэ» (Сказка:  «Каждый другом силен»)
  2. Сборник: «Сказки народа ханты»  (Сказка:  «Три мудрых слова»)

 «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ»

Однажды в библиотеке под вечер,

Затеяли спор книжки:

Кто круче, кто важнее?

Кто ярче, больше и толстее?

- «Я» - сказала, книжка в красном переплете.

- «Нет, я - разве не видишь» - сказала книга справа.

- «Я в два раза толще, больше по размеру.

И меня читают чаще.

Все листы истрепаны.

И года я издания раннего, чем ты.

Тысяча девятьсот восемьдесят…

А ты лишь двухтысячного …»

- «А я – сказала книга с верхней полки,-

 В модном переплетё  и иллюстраций у меня много, так что краше я».

- «Не важно, в каком ты переплёте,

Какого года ты издания.

Важно, что ты за знания несёшь

Читателям своим.

Светлые ль, глубокие ль?

На века, а ль на миг?» - сказала  голосом уверенным,

Из полки  крайней от окна,  

Книга из серии «Золотая библиотека».

Другие книги стояли, молча,

Помня о Завете мудрых,

Перечить старшим не пристойно и не умно.

Тот же голос продолжал.

- «Нам сейчас необходимо выбрать

Из отдела краеведения.

Тех, кто представит наш дом,

Наш храм на публику.

В юбилейном конкурсе.

И помните в год Литературы

Нам важно выглядеть достойно.

Предстать пред судьями во всей красе

И выбрать книгу, автора по заслугам

И по запросам,  отзывам читателей.

С хорошей репутацией

И с мудрым содержанием.

Скажу я вам, друзья,

Задача не простая, среди лучших,

Лучшим быть!

Но, не зря ж трудились люди,

Писали, латали, украшали, сшивали…

В обложки нас наряжали!

Вперед, друзья мои, смелее, не робейте.

Итак, предлагаем, выбираем, голосуем».

- «Я предлагаю Конькову А.М.»- сказала книга из ряда нижнего,-

«Каждый другом силён», «Слепой музыкант» или «Хочу, не хочу».

- «Я за Ювана Шесталова, конкретно, за «Языческую поэму».

- «А мы за Марию Вагатову, за цикл «Самем Арийл».

- «А мы за книгу «Уроки души», где  представлено детское творчество югорских школьников.

- «А мы за «Буровичка Югорку», друга нашего из сказки Лебедевой.

- «А мы за «Сказки народа ханты», например:

 «Богатырь», «Три мудрых слова» - тихо прошептали из отдела сказок.

- «Все книги, авторы имеют право

Быть участниками столь престижного конкурса.

Все герои книг достойны внимания, похвалы.

Но всё-таки, - согласитесь со мной,-

Каждый человек уже в детстве знакомиться с чем?

Но, конечно же, со сказкой.

Из уст в уста передавали предки

Сказки, легенды земли Югорской

Из юрты в юрту, из рода в род

Из года в год.

И так из покон веков.

Я думаю, им и дадим мы слово.

Сказка учит мудрости, добру и вежливости.

Мужеству и справедливости.

Смелости и ловкости - вы все со мной согласны?

Народная ли сказка, авторская ли, не важно.

Главное, любимый жанр детей и взрослых

Всех людей на земле.

На них выросли родители, дети, внуки,  

Правнуки, праправнуки…, - завершила речь свою-

Книга из серии «Золотая библиотека».

Из полки  крайней от окна.  

Уже полночь.

Книжки устав от диалога, тихонько задремали.

Гомер,  Шекспир,

Древнерусская литература

Серии «Библиотека мировой литературы»,

«Золотой и Серебряный  век» были довольны,

Что вопрос решен без особых огорчений.

Осталось только книгу выбрать

И в путь дорогу снарядить…

Но вопрос этот они решат завтра

На совете старейшин.

Утром совет старейшин

Диалог продолжили.

Пересмотрев и обсудив все сказки.

Решили, что между двумя сказками

Нужно сделать выбор:

«Каждый другом силен» и «Три мудрых слова».

Кто за дружбу между друзьями, братьями, народами

Те проголосовали за Конькову А.М., то есть,

За сказку «Каждый другом силен».

А кто за мудрость, терпение, степенность,

Те за «Три мудрых слова».

Ибо воспитание юной души

Невозможно  без поучительных

Добрых  и замечательных сказок!

«Сказка - складка,

Послушать – сладко»

(Русская народная пословица)

ПОЗВОЛЬТЕ  ВАМ  ПРЕДСТАВИТЬ  СКАЗКУ

из сборника

 «СКАЗКИ НАРОДА  ХАНТЫ»

«ТРИ МУДРЫХ СЛОВА»

В небесном городе, в царском городе бедные муж с женой жили. Жили они очень бедно. Иногда еду находят, иногда нет. Однажды старик решил в чужие земли пойти, чтобы работу найти. Поцеловался с женой и пошёл, куда глаза глядят, куда ноги его несут. Долго шёл или коротко шёл — кто знает. Наконец, в большой город пришёл. Пошёл он к купцу, спросил работу. Дал ему купец сапоги и сказал:

—        Работай до тех пор, пока сапоги не износишь.

Согласился мужик. Думает: «Сапоги долго ли износить». Стал он работать. Работал с утра до ночи. Много месяцев прошло, только сапоги совсем не изнашиваются. Однажды он встретился с белобородым стариком. Тот поздоровался и сказал:

—        Послушай меня, я тебе помочь хочу. Эти сапоги не износятся. До тебя много человек до самой смерти работало. Ты эти сапоги каждый день в воде мочи и на печи суши, тогда они быстро сгниют. Потом ты пойди к хозяину и ему их покажи. Хозяин спросит: «Что тебе нужно: триста рублей или три мудрых слова?» Ты денег не бери, соглашайся на три мудрых слова.

Сказал так старик и исчез.

Мужик так и сделал. После того как сапоги продырявились, пришёл он к хозяину.

—        Что    делать,— сказал хозяин, -  но ты сапоги быстро износил. Проси, что тебе нужно: триста рублей или три мудрых слова.

Мужик немного подумал и сказал:

—        Что мне делать с деньгами? Был я бедным, от трёхсот рублей богатым не стану. Говори мне три мудрых слова.

—        Слушай. Когда очень пить захочешь, воду ищи на болоте между кочек. Когда захочешь войти в чужой дом, постой перед дверью, постучи в дверь. Третья мудрая мысль: когда что-нибудь захочешь рубить, руку свою немного задержи.

Слушает мужик эти слова и думает: «Эх, зря я отказался от денег». Что делать, так и пошагал домой. Шёл день, шёл два, на третий день видит перед собой большое стадо и людей. Подошёл мужик поближе, спросил, что случилось. Оказалось, люди много дней не видели воды, много скота потеряли. Так обессилели, что дальше идти не могут. Вспомнил тут мужик первый совет. Пошёл он на болото, нашёл между кочек воду и оживил людей. Обрадовались те люди и много коров и лошадей дали мужику. Дальше они отправились вместе. Пришли они вечером в город и остались здесь торговать. Мужик заночевал на краю деревни. Вечером городской голова пригласил приезжих людей в гости, те пригласили с собой мужика. Мужик пришёл в гости после всех. Только хотел он открыть дверь — вспомнил второй мудрый совет и вдруг услышал разговор. Женский голос слышится:

—        Сегодня в наш город гости приехали. Сейчас и нужно мужа, моего убить — все подумают на приезжих. Ты будешь вместо него править городом.

Говорившие не заметили, как мужик приоткрыл дверь и отрезал от их одежды по маленькому кусочку. С этим он вернулся обратно.

Утром в городе известили: городского голову чуть не убили. Схватили всех гостей. Мужика тоже позвали туда. Стали допрашивать всех, только никто ничего не знает. Тогда вышел мужик и рассказал всё, что слышал вчера. Потом он вытащил кусочки от одежды и приложил их к платью тех мужчины и женщины, они точно на место легли. Виновных тут же схватили.

Мужик отправился домой. Долго шёл или коротко, пришёл он в свою деревню. Смотрит: на месте старого дома новый дом стоит. Вошёл он в дом. Смотрит: спит его жена в другой комнате, а рядом с ней молодой человек. Схватил мужик топор и подскочил туда. Только поднял он топор — вспомнил третий мудрый совет. Тут жена его проснулась и схватила его за руку:

—        Что ты делаешь, глупый мужик! Это наш сын. Сколько лет прошло после того, как ты ушёл, уж и сын вырос.

Стали они счастливо жить. Может, и сейчас живут.

ПОЗВОЛЬТЕ  ВАМ  ПРЕДСТАВИТЬ  СКАЗКУ

из сборника

АННА МИТРОФАНОВНА КОНЬКОВА

 «СКАЗКИ БАБУШКИ АННЭ»

«КАЖДЫЙ  ДРУГОМ  СИЛЁН»

Зайчонок с Выдрёнком друг без друга жить не могли. То Зайчонок бежит к Выдрёнку, то! Выдрёнок — к Зайчонку.

Как-то прибежал Выдрёнок к Зайчонку и зовёт его купаться. Зайчонку стыдно признаться, что плавать не умеет, он и говорит:

—        Я уже сегодня купался, три раза переплывал реку, до самого дна нырял.

—        Ну, тогда пойдём с песчаной горки кататься.

—        Туда мне мама запретила ходить. Там волки живут.

—        Ну, пойдем, полежим, погреемся на валежине, послушаем её сказки. Там совсем безопасно. Если подкрадутся к нам Лисица или Росомаха, мы с валежины — бульк в воду, и нет нас.

—        Тебе хорошо,  ты — бульк  и ушёл  под воду, а я как? Я и плавать-то не умею.

—        Так ты только что хвастал, что реку три раза переплывал!

—        Я пошутил,— сознался Зайчонок.

—        Ну, пойдём на валежину,— настаивает Выдрёнок.— Там что-нибудь придумаем.

Подошли они к валежине. Смотрит Зайчонок, лежит она на самой быстрине реки и покачивается. Бегут струи воды через её вершину,

Путаются в ее старых ветвях, журчат сердито: - Ну, лежит колодой прямо у нас на пути:

Ни проехать, ни пройти.

Только Зайчонок с Выдрёнком ступили на валежину, а с неё — бульк-бульк — мелькнули - искорки маленьких глазок-бусинок.

Зайчонок испуганно сжался и лапки с места сдвинуть не может.

—        Ну, что ты? Иди, иди, не бойся. Это мои братья и сестры отдыхали на валежине, грелись на солнце, на зиму в себя солнечного тепла набирали. Увидели, что мы тоже хотим погреться, и ушли в воду.

Лёг Выдрёнок на валежину, вытянулся, прибился к ней, и цвет его шубы слился с цветом старой валежины.

—        А ты, Зайчонок, ложись вон туда, где над валежиной свисают ветки черёмухи. Там тебя  тоже  не будет видно.

Только они улеглись, как из-за поворота реки показался рыбак. Плывёт он на своей долбленой лодочке и песни напевает:

Я на лодке своей по реке родной

Куда захочу, туда поплыву.

Рыбы наловлю, мяса добуду

 И ягод нарву — детей накормлю.

Говорит Выдрёнок:

—        Не бойся. Все выдры здесь отдыхают, и никогда их ни рыбаки, ни охотники не видят, проплывают мимо.

—        А я не боюсь,— храбрится Зайчонок. Рыбак плывёт возле   вершинки   валежины.

Скребут лодку старые, сухие ветки. Жалеет рыбак валежину:

—        Надо же, куда ты, бедная, упала. И лежишь без пользы, только мешаешь.

Рассердилась валежина, ворохнулась, шевельнулась, качнула лодку рыбака, чуть не вывернула его из лодки и молвила:

—        Я лежу на воде, а вода лежит на земле! А земле ни одна песчинка, ни одна былинка не лишние. На земле всё к месту, всё на месте и с великою пользою. Вот если бы я на себе не качала коротконожек, где бы они отдыхали у грелись на солнце? Как бы они от людей и зверей спаслись на своих ногах?

Задумался рыбак и прошептал себе:

—        Правду говорят старики наши, что дороги, где бы они ни лежали — на земле, на воде ли,— многому учат человека.

Проплыл рыбак, Выдрёнок вскочил на лапки и весело запел:

У рыбака глаза узеньки,

А мои круглые, как бусинки.

 А я его вижу, а он меня — нет.

 Я его вижу, а он меня — нет.

Успокоился Зайчонок, смотрит на валежину и спрашивает:

—        Что ты, старая, всё дрожишь и качаешься?

—        О, я когда-то тоже была молодая и красивая, стояла на высоком берегу, у всех на глазах. Солнце отдыхало в моих ветвях, птицы мне песни пели, река сказки волшебные рассказывала.

Но однажды Виткась — злой Дух Воды подгрыз мой берег, и я упала в воду. Долго я тогда плыла по реке. Налетел на меня ветер, разбежался, взбил воду в волны, разогнал их дикими, белыми оленями. Забросили меня волны на берег, а корни  мои  засыпали  речным  песком. С тех пор я качаюсь-качаюсь — не накачаюсь. Рвусь-рвусь — не   вырвусь.   Плыву-плыву — не уплыву.

Убаюкала валежина зверят, они заслушались её сказок и не заметили, как вышла из кустов голодная, вся в клочьях, Лиса. Чует она зверят, а  увидеть не может.

Заметил её Выдрёнок, сказал тихонько Зайчонку:

 - Вон к валежине прибило пенёк, прыгай на него. А сам скатился с валежины и скрылся под водой.

Прыгнул Зайчонок на пенёк, а Выдрёнок высунул лапки из воды и погнал толчками пенёк к противоположному берегу.

Лиса хлебнула от злости воздуху, затявкала: «Тяв-тяв-ав-ав, как жаль, что сразу не рассмотрела  я вас!

Ушла Лиса, повернул Выдрёнок пенёк к своему берегу. Зайчонок прыгнул на берег и убежал домой. Дома, запыхавшись, рассказывает маме: Ты знаешь, мама, чуть меня Лиса не съела.  Спас меня мой друг Выдрёнок.

- Хороший у тебя друг. Спасибо ему. За что спасибо, за что спасибо, я тоже спас  его от горбатого Окуня,— похвастал    Зайчонок.

- За что я тогда его спас?

А мать сыну сказала:

-  Сынок,   добро   делаешь — не кайся, а  худом — не похваляйся.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В заключение хочется  привести слова Василия Александровича Сухомлинского «… если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребёнка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходят до ребёнка, трогают его, пробуждают чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума….»

Сказка вся, больше сказывать нельзя!!!

Как я работаю по теме «Сказка» или

Использование ИКТ – технологий и  веб – инструментов в библиотечной деятельности

  1. Онлайн-листовка / Как я работаю по теме «СКАЗКА» https://www.smore.com/sacj

  1. Читательский дневник / Югорка и его друзья  http://goo.gl/j2JRTN

  1. Читательский дневник / Сказки бабушки Аннэ http://goo.gl/GIaZ98

  1. Читательский дневник / Поэты Югры  http://goo.gl/bQWrbe

  1. Мозаика из ключевых слов и символов / Мои ремиксы http://www.imagechef.com/ru/user/7213062/3

 

Приложение 1.