Знакомство с библиотекой
Предварительный просмотр:
Экскурсия
по теме: «Знакомство с библиотекой»
ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ».
Цели.
- Дать уч-ся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
- Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
- Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
- В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».
Здравствуйте дети!
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».
«Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает местоЮ где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите. разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать:-
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
Так что такое читальный зал? (ответы уч-ся)
Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!
Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
- Нельзя книги перегибать.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
ПРАВИЛО № 1 В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
ПРАВИЛО № 2 Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
ПРАВИЛО № 3 С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
ПРАВИЛО № 4 Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
ПРАВИЛО № 5 Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.
К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
«Спасите! Нас съел серый волк!»
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»
«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»
«Пришлите ,пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»
«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»
«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»
А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
У отца был мальчик странный
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка?- Вот вопрос?
«Золотой ключик».
Был похож на мяч немножко.
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей», вот так смех!
«Колобок».
Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок».
Рыбка не простая,
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
«Снегурочка».
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
«Машенька и медведь».
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
«По щучьему веленью».
Хвост засунул в прорубь волк
И какой же в этом толк?
«Лиса и волк»
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил.
И остался с носом.
«Лиса и журавль».
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны бока молока,
Полны рога творога,
Полны копытца водицы.
«Волк и семеро козлят».
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей!
«Доктор Айболит».
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее?
«Красная шапочка».