«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности»

Меркулова Елена Анатольевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности»

Учитель изобразительного искусства

 филиала МБО «Цнинская СОШ №2»

в с. Донское, Тамбовской области,

Тамбовского района

Меркулова Е.А.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

Для формирования регулятивных УУД у младших школьников мною был организован проект на уроке изобразительного искусства: «Жила-была бабушка…», цель которого выяснить: «Баба – Яга это положительный персонаж сказки или отрицательный?»

Был создан музей Бабы – Яги.  Ученики живо включились в обсуждение возможных экспонатов музея.  Ребята предлагали принести в музей метлу, как главное средство передвижения, горшок, в котором Баба – Яга готовила колдовское зелье, ухват, чучело совы, разные травы, при помощи которых Баба – Яга варила колдовское зелье. Мы опять заострили внимание на том, что нужно очень внимательно читать сказки, чтобы пополнить «Музей Бабы – Яги». Затем поступило предложение создать портретную галерею этой героини сказок. Детям было предложено провести исследовательскую работу и сравнить образ главной героини, используя материал разных сказок. Дети предложили составить викторину о Бабе – Яге и изобразить ее, как они ее представляют, каждый свое.

Работа над проектом длилась в течение двух недель.

До начала проведения проекта мною были проведены диагностические методики для выявления уровня сформированности регулятивных УУД:

  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (по А.Б.Воронцову), которая показала, что уровень личностных УУД повысился: успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению: с 20% до 27%; адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»: с 20% до 28%; адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»: с 57% до59%;
  • «Проба на внимание»(по П. Я. Гальперину и С. Л. Кабыльницкой) - регулятивных УУД: с 50% до 52%;
  • «Проба на определение количества слов в предложении» (по С.Н.Карповой) - познавательных УУД:  с 29 % до 42%;
  • «Задание  «Рукавички» (по Г.А. Цукерман ),   – коммуникативных УУД: с 71% до 76% .

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом направлении:

  1. учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;
  2. не сдерживайте инициативы детей;
  3. не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. не спешите с вынесением оценочных суждений;
  5. помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • самостоятельно выявлять проблемы;
  • прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;
  1. учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

В начальной школе,  используя  на уроках литературного чтения проектную  деятельность, учитель стремиться развивать у учеников следующие универсальные учебные действия:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины;
  • активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы;
  • взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая  Российская энциклопедия, 2003. - 528с.
  3. Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя  / под.ред. А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.-152с.