Библиотека и дополнительное образование. Практика совместных проектов.

Серебрякова Ирина Александровна

Последнее время активно стал практиковаться метод проектов.Они такие разнообразные! В нашей школе живут и учаться дети с проблемами здоровья, дети восьмого вида.Поэтому все наши проекты простые, но интересные.Библиотека большой и надежный помощник во всех наших задумках: инсценировках, сочинениях сказок, презентаций. Предлагаем вашему вниманию Новогодний веселый проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

БИБЛИОТЕКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАКТИКА СОВМЕСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Серебрякова Ирина Александровна

(serebrira@yandex.ru)

Педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (ГБСК ОУ школа-интернат № 6)

Специальная коррекционная школа-интернат № 6 для детей с проблемами интеллектуального развития и здоровья не просто школа, но и дом. Здесь живут ребята, оказавшиеся по тем или иным причинам в трудной жизненной ситуации. Наши воспитанники не только учатся, но и развивают свои творческие способности в объединениях отделения дополнительного образования, ежегодно участвуют в районных, городских, всероссийских конкурсах. Для их дальнейшей успешной социальной адаптации особенно важны посещения социокультурных институтов города: библиотек, театров, музеев, планетария.

При школьной библиотеке несколько лет работает творческое объединение «Читаем, учимся, творим», на занятиях которого дети вместе с педагогом читают литературные произведения, что способствует развитию речи, воображения, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей воспитанников. В процессе создания творческой работы к прочитанному произведению у детей развивается мелкая моторика, чувство цвета, пропорций, глазомер, вырабатываются такие черты характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе. Образовательная программа «Читаем, учимся, творим» художественной направленности предполагает доминирование на занятиях процесса воспитания в учащихся человека, живущего по законам нравственности.

Роль занятий чтением в общем развитии школьников огромна. Литература может дать ребёнку широкую картину мира, развернуть богатства внутренней духовной жизни, обогатить эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове – то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека. В процессе слушания, чтения, размышления над особенностями текста у детей вырабатывается осознанное восприятие прочитанного. Круг предлагаемых для прочтения произведений ориентирован на прохождение учащимися нравственной школы, а также развитие способностей детей к самовоспитанию, самосовершенствованию и самостоятельному действию сообразно обстоятельствам. Особое место на занятиях отводится чтению и анализу сказок, как народных, так и авторских.

Программа «Читаем, учимся, творим» включает в себя не только занятия в пространстве школы, но и посещение библиотек города. Вначале это были действительно только посещения. Но потом они переросли в интересные совместные проекты с детской библиотекой №4 ЦБС Красногвардейского района: «Береги свое здоровье», «Я и другие», «Венок народов», «Четыре стихии», «Посвящение любимому городу», «О спорт, ты – жизнь» и другие.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов стал актуальным в современном информационном обществе. Проект – творческая самостоятельная работа обучающихся, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Особенно хочется отметить радостный проект «Новый год приходит». Кто же не любит новогодний сказочный праздник? Наш проект был основан на методе сказкотерапии, давно известном и применяемом педагогами, психологами. Не секрет, что персонажи сказок выражают различные характеры, понятные детям, влияют на их развитие и поведение, а конкретная сказка может помочь взглянуть на проблему со стороны, найти выход из тупиковой жизненной ситуации.

На первом этапе проекта «Новый год приходит» мы читали сказки о зимнем времени года: «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Мороз Иванович», «Лиса и заяц», «Проказы старухи зимы», «Снежная королева» и другие. После прочтения сказок для лучшего закрепления материала дети смотрели кинофильмы, сцены из спектаклей, мультфильмы.

Второй этап проекта содержал в себе пересказ детьми прочитанного текста, просмотренного иллюстративного материала. Каждый обучающийся пытался понять логику сказки, описывал выбранного любимого сказочного героя, его внешность, характер, темперамент, индивидуальные особенности, мотивацию и социальную направленность поступков. Ребята вместе с педагогом обсуждали эмоциональные и ситуативные взаимоотношения между сказочными персонажами, культуру общения, характер взаимодействия (взаимовыручка–вредительство). Дети проговаривали жизненные проблемы героев и способы их преодоления.

Третий этап включал в себя создание творческих работ: каждый воспитанник индивидуально слепил из пластилина выбранного сказочного героя (Деда Мороза, Снегурочку, Лису, Волка, Зайца, Снеговика, Кощея, Бабу Ягу и др.). Затем коллективно из бумаги и картона ребята сделали декорации для трёхмерной композиции: комнату Деда Мороза, зимний лес, зал в сказочном дворце.

Четвертый этап представлял собой коллективное сочинение зимней сказки с опорой на характеры и взаимоотношения выбранных героев.

Результатом работы над проектом стало создание электронной презентации. Ребята выстраивали мизансцены со сказочными героями в созданных декорациях по сюжету сочиненной сказки, фотографировали, затем выбирали фотографии, которые и вошли в презентацию. Презентация была показана на школьном Новогоднем празднике.

Занятия в социокультурном пространстве детской библиотеки №4 ЦБС Красногвардейского района проходили очень плодотворно и весело. Во время работы над проектом дети были активны, вежливо и доброжелательно общались со взрослыми и между собой. Учились мирно, терпеливо и слаженно творить вместе. Ребята ближе познакомились с нормами и правилами поведения в обществе, развивали навыки общения с малознакомыми людьми. В ходе проекта расширились представления детей об окружающем мире, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях. Обогатился познавательный опыт детей на основе формирования умений слушать, выделять существенные моменты сюжета и отображать их в своей речи.

Ребятам очень понравилась коллективная работа над проектом, и они выразили желание создать новый проект на другую тематику.

Использованные источники:

  1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.- М., 2001.
  2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, №4, 2000.
  3. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.- Л.,1986.
  4. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект?- М.: Первое сентября, 2010.
  5. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2002.

http://www. myword.ru