Рекомендации родителям по развитию познава-тельных процессов детей дошкольного возраста
Упражнения, способствующие развитию внимания
Упражнения, способствующие развитию восприятия
Упражнения, способствующие развитию мышления
Упражнения, способствующие развитию памяти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 470 КБ |
![]() | 27.07 КБ |
![]() | 129.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения, способствующие развитию восприятия
- «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
- «Как пройти к зайке». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
- «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия». Учить находить отличия в похожих предметах.
- «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.
- Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
МДОУ «Детский сад
«Левушка»
Черных
Светлана Анатольевна
svetlaya.12@mail.ru
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов детей дошкольного возраста
Упражнения, способствующие развитию внимания
- «Найди отличия»
- Найди два одинаковых предмета.
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.
- «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
- «Лабиринты», игры-головоломки
- Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете
- Раскрашивание по образцу.
Упражнения, способствующие развитию мышления
- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
- Загадки
- «Назови пять видов фруктов, похожих на яблоко»
- «Поиск общего» например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор:
- «Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например: листок-книга, книга-библиотека.
- Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами.
- Игра «Что может произойти, если…» -
- Растение долго не поливать…
- На раскаленную сковородку капнула вода…
- Мальчик чиркнул спичкой…
Упражнения, способствующие развитию памяти
- «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
- «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
- Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Предварительный просмотр:
побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.
Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.
Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких игр.
Очевидная надпись
Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания успеха, совершенствование чувственного восприятия.
Ход игры
Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а он отгадывает, что вы нарисовали (написали).
Что я делаю?
Цели: развитие любознательности, воображения.
Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.
Ход игры:
Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).
«Что я видел не скажу, а что делал покажу».
Цели: развитие воображения, любознательности.
Ход игры
Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает, рисует и т.д.).Отгадавший становится ведущим.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Левушка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг
В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?
У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Однако взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.
Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения, пауки и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка. Игрушки с заданной программой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
.
Стадии познавательного развития I стадия – Любопытство; II стадия – Любознательность; III стадия – Познавательный интерес; IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития
Организация решения познавательных задач Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний. Примеры задач: Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Живая природа : Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осонью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи.Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог .
Формы работы по познавательному развитию дошкольников - Наблюдения - Исследования и экспериментирование - Предметно-манипулятивная игра - экскурсии - Моделирование, конструирование, коллекционирование - Беседы педагога с детьми - Поисковая деятельность - Чтение познавательной литературы - Разбор проблемных ситуаций и их решение - Разгадывание загадок - Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера - Информационные занятия - Познавательные практикумы - Игровые мероприятия - Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий
Познавательная сфера Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) Информационные процессы (опыт и достижения человечества) Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира)
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления изменения во времени Владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство. РЕБЕНОК Проявляет интерес к предметам окружающего мира ,символам, знакам, моделям; пытается устанавливать различные взаимосвязи Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями
ВЫВОД: Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!