Экологический проект "Деревья нашего села"
Экологический проект на тему: «Деревья нашего села»
Работу выполнили: воспитанники старшей разновозрастной группы МБОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
Марквальд Кира, Поддубная Светлана, Кудрявцев Иван, Зенкин Артем
Руководитель: воспитатель I квалификационной категории МБОУ «Шеломовская СОШ» Новозыбковского района Брянской области Лахвич Валентина Сергеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект "Деревья нашего села" | 804.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс «Юный эколог»
Номинация «Исследовательская работа»
Исследовательская работа
Экологический проект на тему:
«Деревья нашего села»
Работу выполнили: воспитанники старшей
разновозрастной группы
МБОУ «Шеломовская средняя
общеобразовательная школа»
Марквальд Кира, Поддубная Светлана,
Кудрявцев Иван, Зенкин Артем
Руководитель: воспитатель I квалификационной
категории
МБОУ «Шеломовская СОШ»
Новозыбковского района
Брянской области
Лахвич Валентина Сергеевна
2016 год
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации.
В беседах об окружающих нас деревьях мы с детьми обозначили для себя общую тему для изучения «Деревья нашего села». Было интересно ребятам узнать, почему существует такое разнообразие деревьев, как они живут, размножаются, каково их значение в жизни окружающих.
Меня очень взволновало высказывание русского писателя – натуралиста М.Д. Зверева:
«Наш родной дом – это природа. Рассказать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию – это для меня дело всей жизни».
Я считаю, что каждое новое поколение нужно учить любить природу, охранять и рационально использовать ее богатства, передавая бережно все знания, умения и навыки, сохранения живого на земле, а начинать необходимо с дошкольного возраста.
Участники: воспитанники старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель дошкольной группы, сотрудник Шеломовской сельской библиотеки
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: 1 учебный год
Место реализации: МБОУ «Шеломовская СОШ» с. Шеломы Новозыбковского района Брянской области
Цель: продолжать развитие проектной деятельности исследовательского типа по экологии
Задачи
образовательные
- Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
- Расширять и уточнять представления детей о природе.
- Закреплять умение наблюдать.
- Закреплять представления о растениях ближайшего окружения - деревьях.
- Познакомить с понятиями «лес».
- Формировать представления о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Развивающие
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать фантазию, любознательность.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
- -Воспитывать любовь к малой родине.
Актуальность
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое- «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде».
Суть проекта: формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения
Гипотеза.
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, можно получить поистине неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня экологической грамотности детей;
- Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
- Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
- формирование осознанно - правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
Этапы работы над проектом.
I. Подготовительный
1.Работа с родителями.
Подбор материала, оборудования, художественной литературы, спилов деревьев, иллюстраций, бесед, игр, наблюдений, экскурсий, занятий, выставок.
Вместе с родителями создали альбом «Деревья нашего села», изготовили кормушки для птиц.
2. Работа с детьми
Подбор пословиц, поговорок, загадок о деревьях
II. Исследовательский
ООД по рисованию «Яблонька с золотыми яблоками», «Осенний лес», «Красивое развесистое дерево зимой», «Наша нарядная елка», «Цветут сады»
ООД по развитию речи «Зачем нужны стихи? И.Бунин «Листопад»»
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Лес»
ООД. Аппликация «Осенний ковер», «Елочка»
ООД по формированию элементарных математических представлений «Прогулка в осенний лес»
Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Белый терем - зимний лес»,
М.М. Пришвин «Деревья в лесу»,
Х.-К. Андерсен «Ель»
Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»
З. Александрова «Белая черемуха»
Е. Благинина «Рябина»
В. Морозов «Огонь в лесу»
А.Фет «Уж верба вся пушистая»
А. Плещеев «Мой садик»
С.Есенин «Черемуха»
Разучивание песни «В лесу родилась елочка», муз. Л. Бекмана, Разучивание песни «Яблонька» (муз. и сл. Филиппенко), р.н.п. «Во поле береза стояла».
Рассматривание желудя, репродукции с картины И.И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Лес весной» П.Кончаловского «Сирень в корзине» ,«Сирень», В. Ван Гога «Белая сирень», изделий из дерева на «Полочке красоты»
Опыт «Ветка сирени в воде», «Размножение ивы»
Акция «Аллея Славы» (посадка деревьев)
Беседа с детьми «Деревья нашего участка», «Правила поведения в лесу»
Знакомство с деревьями по схеме:
1-Как зовут тебя дерево?
- Какого ты роста? Какого роста ты будешь, когда вырастешь?
-Какая у тебя кора?
- Какие у тебя листья?
- Есть ли у тебя листья?
- Есть ли у тебя цветы? Какие семена созревают на месте твоих цветов?
- Есть ли у тебя плоды с семенами?
- Какие части есть у дерева? Для чего они ему нужны?
Знакомство с окружением дерева по схеме?
- Назовите соседей дерева?
-Кто к нему прибегает?
-Кто к нему прилетает?
-Нравятся ли дереву такие гости? Почему?
-Кому дерево нравится? Почему?
Наблюдение за яблоней, рябиной, дубом, березой, каштаном, тополем, кленом, елью, сосной, липой(корой, почками, листьями, семенами, т.д.).
Выставка книг «Деревья нашего села»
Выставка рисунков «Мое дерево»
Дидактические игры
-«Сколько лет дереву?»
-«Сколько яблок на яблоне?»
-«Высота дерева»
- «Кто больше запомнит?»
-«Зарисуй дерево»
- «Дорисуй дерево»
-«Лист»
- «Лучший вопрос»
- «Сколько детей у дерева»
- «Скакалка»
- «Вопросы-загадки»
- «Последняя буква»
Сюжетно - ролевые игры :
-«Прогулка в лес»
- «Суд над деревьями»
Подвижные игры «Пятнашки», «Выше ноги от земли»
Экскурсия по экологической тропе «Наш сад», «Наш дуб», в сельскую библиотеку «Поэты и писатели о деревьях нашего края»
Лес, сад обязательно должны быть среди детских впечатлений наших детей, общение с растениями оказывает на детей психологическое, эстетическое воздействие, создает и укрепляет их здоровье
III. Заключительный
У детей сформированы навыки экологически грамотного нравственного поведения на 20% больше, представления о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, на 25 %, чем в начале работы.
Дети познакомились с понятием «лес», закрепили знания о деревьях малой родины, научились наблюдать, сравнивать, делать выводы, видеть необычное в обычном, смогли научиться бережному отношению к деревьям нашего края.
Я думаю, мы сделали детям очень важный подарок: радость бродить по чистому, живому, любимому лесу и саду, строить шалаши в кустах на краю огорода, домики в ветвях развесистых деревьев, - словом, по-настоящему красивую жизнь, потому что вокруг действительно неповторимая красота в любое время года нашей малой родины - это небо, аллеи, сад, лес…
Вечер развлечений «Путешествие в зимний лес»
Используемая литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Мозаика-Синтез» , 2014
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Старшая группа (5–6 лет)/ Ред.-сост. А. А. Бывшева. М.: Мозаика-синтез, 2015
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2014
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет). М.: Мозаика-синтез, 2014
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет). М.: Мозаика-синтез, 2014
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5–6 лет). М.: Мозаика-синтез, 2015
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). М.: Мозаика-синтез, 2014
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5–6 лет). М.: Мозаика-синтез, 2014
- С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания б детском саду. Москва «Мозаика - Синтез» 2010
- А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Москва ТЦ «Сфера» 2009
- О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Москва «Мозаика - Синтез» 2010
- А. Т. Зверев «экологические игры»Москва. ОНИКС 21 век. Дом педагогики.2001
- Н. Николаева «Экология детства» (Журнал «Дошкольное воспитание»№7 2006)
Приложение1
Загадки о деревьях и кустарниках
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Гроздь красна, да не рябина.
Лист резной, да не калина.
Ядовитая она.
Это, братцы,... (бузина)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Шишки на зеленых лапах,
От коры смолистый запах.
Тут и там иголочки.
Что же это? (Елочки)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Приложение2
Пословицы и поговорки о деревьях
- Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.
- От хорошего дерева — хороший плод.
- Дерево по плодам, а человек по делам познается.
- Кривое дерево не разогнется прямо.
- Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.
- Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
- При сухих щепках и сырое дерево разгорается.
- Но откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.
- И на дереве лист на лист не приходится.
- Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Дерево не поранишь — соку не достанешь.
- Дерево дереву рознь.
- Дерево не поранишь — соку не достанешь.
- Дерево с огнем не дружит.
- Дерево срубишь — ветви сами упадут.
- Дерево с одного стуку не валится.
- Из одного дерева, да разные поделки.
- Кто деревцо посадит, тот человеку друг.
- Не беречь поросли — не видать и дерева.
- Не от добра дерево листья роняет.
- Под большим деревом и гриб вольготнее растет.
- Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
- Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
- Старое дерево скрипит, да живет.
Приложение 3
Экскурсия «Наш дуб»
Рисование деревьев
Чтение художественных книг о деревьях
Выставка книг «Деревья нашего села»
Аллея Славы
Полочка красоты «Волшебное дерево»