Церковный раскол и старообрядчество. Брянщина.
В 1653-1667 годах произошёл церковный раскол. За столетия относительной изоляции Московского государства из-за некачественных переводов с греческого накопились различия в текстах богослужебных книг и обрядах московских православных, с одной стороны, и православных Европы и Ближнего Востока, - с другой. Царь Алексей Михайлович и Патриарх всея Руси Никон приказали исправить московские церковные книги на европейский манер, ввели обычай креститься тремя пальцами вместо двух, отменили в храмах многогласие (одновременное исполнение нескольких различных песнопений, отличающихся по тексту и напеву).
Часть православных с изменениями не согласилась, сочтя их свидетельством пришествия Антихриста и конца света. После дискуссии на поместном Соборе в 1666 году таких противников новшеств стали называть «раскольниками», «старообрядцами» и преследовать - вплоть до сожжения на кострах. Однако они решили сохранить старинные церковные обычаи, книги, иконы, считая царя и патриарха слугами дьявола. От преследований старообрядцы бежали в глушь и за рубеж.
Патриарх Никон предлагает новые богослу- Старообрядец (со ста-
жебные книги (с картины А. Кившенко) ринной гравюры, Российская государственная библиотека
Земли Стародубского полка находились как раз в пограничье и были полны глухих лесистых и болотистых мест. Знакомый сотника Гаврилы Ивановича - настоятель московского Всехсвятского храма на Куличках священник-старообрядец Козьма приехал сюда со своими прихожанами.
В 1669 году у села Понуровка переселенцы основали свое поселение. Со всей страны потянулись сюда хранители «древлей веры». Возникли четыре старообрядческих слободы: Белый Колодец, Синий Колодец, Шеломы и Замишево. Казачья старшина поощряла заселение малообжитых диких мест, давая освобождение от налогов на несколько лет. Постепенно на Брянской земле выросли более 30 старообрядческих поселений, 13 из них к концу XVII века имели статус посадов, а три (Зыбкое - будущий Ново-зыбков, Клинцы и Злынка) стали городами.
Поскольку места были малопригодны для земледелия (неплодородные почвы, лес, болото), старообрядцы развивали кустарные промыслы. Большую роль играло и наличие в крае промышленного сырья (железные руды, стекольные пески, глина, древесина). Поскольку староверы не знали крепостного рабства, им легче давалось развитие предпринимательства. Близость к границе способствовала налаживанию хозяйственных и торговых связей с зарубежными странами. Переселенцы были состоятельными людьми, они торговали, писали иконы, переписывали, а позже и печатали книги, строили храмы. В селе Синий Колодец сложилась самобытная гончарная школа. В 1695 году, когда царевна Софья возобновила гонения на старообрядцев, многие перешли польскую границу и поселились в местности Ветка (ныне Гомельская область Беларуси). Старообрядцы определили облик и культуру целого ряда городов и сёл Брянской области: Клинцов, Новозыбкова, Злынки, Святска, Климова, Митьковки, Лужков, Воронка.
Старообрядческий храм великомученика Георгия в с. Елеонка под Стародубом