Ломаткина Т.М. открытое занятие «Зима пришла, снег и принесла». (Тялось сась, лов и кенярдема кандсь)

Ломаткина Т.М. открытое занятие «Зима пришла, снег и  принесла». (Тялось сась, лов и кенярдема кандсь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_zima_prishla.doc45.5 КБ
Файл zima.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Пайгармская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

                                         Республики Мордовия

                                         Занятие

         «Зима пришла, снег и  принесла».

(Тялось сась, лов и кенярдема кандсь).

                                                                 Подготовила и провела :

                                                                учитель родного языка и литературы

                                                                Ломаткина Т.М.

Открытое занятие «Зима пришла, снег и радость принесла». (Тялось сась, лов и кенярдема сась).

Цели: Продолжать знакомить детей с устно-поэтическим народным творчеством мордовского народа, расширять знания об окружающем мире, о зиме, как одном из времен года.

Воспитывать любовь, уважение и побуждать интерес к мордовской культуре и её традициям. Воспитывать у детей культуру поведения, умение общаться друг с другом на мордовском языке в праздничной атмосфере.

Добиваться правильного произношения слов на мордовском языке.

Методические приёмы: Чтение стихов о зиме русских и мордовских поэтов, игра со снежным колобком, исполнение пляски, загадывание загадок, игровая ситуация, сюрпризный момент, художественное слово.

Предварительная работа. Рассматривание картин и иллюстраций на тему: "Зима, зимние забавы", разучивание необходимых мелодий и народных песен, танцевальных движений, чтение книг, беседы, чтение стихов и зиме, о зимних праздниках.

Материал и оборудование. Картинки с иллюстрациями зимнего пейзажа, зимы, зимних игр; народные костюмы, шапочка-маска кота. Декорации (художественное оформление зала).

                                 Ход занятия.

Под музыку воспитатель с детьми входят в зал. Выполняют некоторые элементы мордовского танца.

Учитель: Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)

Дети: Шумбратада, Татьяна Максимовна!

Все (вместе): Шумбратада, кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие!)

Речевая разминка (где учишься, живешь?.........)

Учитель: Тячи минь корхтадама тялонять колга. – Сегодня мы поговорим о зимушке-зиме. О зимушке –зиме поэты написали много красивых стихов, в которых выразили сои чувства, настроение.

Ребёнок. Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ребёнок. И стоит он околдован - 

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Мордовские поэты тоже прославляли зиму. Каких мордовских поэтов вы знаете? (Азрапкина, Ежова, Пинясова, Кудашкина).

Учитель: Яков Пинясов. Тяла.

                       Тачи, тага тяла

                       Марнек вельхтявсь модась

                       Пороркясь вальмять ала

                       Акша катфкя кодась

                       Кельгса тялоть кельгса

                       Кожфкась шамы архты

                      Катк туцятне вельхкссонк

                      Лама лада прафтыхть                    

Ребенок. А. Кудашкин. Тялось сась.

                    Моли, моли, васень ловсь

                    Прай и мады коза – повсь,

                    Ацай саттнень, пирафнень

                    Паксятнень и ввирхвнень

Ребенок.     Ефси вальмять ала

                    Пухонь одеяла

                    А лайть вакса шабатне

                    Тисть ни ловонь бабаня.

Ученик: Акша ловнясь ляпонясь

              Шарозь вярде прай

              Акша одеяланякс

              Ацай шачем крайть.

Ученик. Тага тялонязе сась

              Акшец вальмя алу прась

               Таргазь шабатне конькаснон

              Таргазь соксснон, нурдоняснон

             Ардыхть. Ардыхть алубант

            Ловнясь мельгаст шары вант.

Ученик: Тялось ловнц марай, марай

              Сизи-ваймай пяле ши

             Сяльде тага марай, марай

            Ашезь када фкявок ки.

Учитель: Ой, ребята, посмотрите, снежный ком покатился. Наверное он не простой, а волшебный. Если так, то он нам поможет. Кому я кину ком, тот должен назвать слова, связанные с зимой.

*** Игра со снежным комом.***

Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребёнку ком, ребёнок называет слово (тяла, лов, ловсь акша, тялонда якшама, моли ловсь, уфай кельме варма, лейса эй и т.д.)

Воспитатель: С давних пор повелось складывать песни, поговорки, пословицы о временах года. О зиме говорили:

- В зимний холод – всякий молод./Тялонь якшамти сембе одолглдыхть.

- Декабрь год кончает, а зиму начинает./Декабрсь кизоть аделасы, тялоть ушедсы.

- Январю-батюшке – морозы, февралю – метели./Январь атяста –якшаптт. Февральста товолхт.

- Вьюги да метели на февраль налетели.

- Февральсь сась – учт оцю якшакт. (Наступил февраль – жди сильных морозов).

- Тялонда качапне вари малихть – буря ули. (Зимой дымы тянутся вверх – будет буря).

Учитель: Стало всё белым-бело

                        Много снегу намело

                       Тут ребята прибежали

                       И играть снежками стали.

(Дети играют в снежки, перебегая с места на место).

Учитель: Поиграли, атеперь загадки будем отгадывать

Кот:  1. Скатерть бела – всё поле одела (Снег).

         2. Старик-шутник

             На улице стоять не велит

             За нос домой тянет. (Мороз)

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? (Мороз)

 

Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто растает? (Снеговик)

 

Очень любят детки

Морозные конфетки,

Только пьют потом пилюльки

Те, кто скушал что? (Сосульки)

 

На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

 

Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? (Лыжи)

 

Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолет -

Под ногами что же? (Лед)

 

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица... (зима)

 

Учитель: Наши дети не только загадки отгадывают и потешки знают.

Дети: Ай, катоня, катоня

          Лефксадот тонь котоня

          Ай, катоня, киска

          Нярцень ала миска.

Учитель: Тялоньдя минь лама праздникат – Зимой много праздников. Новый год – Од киза, Рождество – Роштува.

Учитель: Шабат, кода васьфтесть Од кизоть? – Дети, как встретили Новый год? (Кузнять вакса минь кштиме, мораме – Возле ёлки мы плясали, пели).

- К нам приходил Дед Мороз (Якшам Атясь) и Снегурочка (Ловонь стирнясь).

Учитель: Мезе конць Якшам Атесь? – Что принёс Дед Мороз? (Дед Мороз принёс подарки).

На Рождество люди веселятся, водят хороводы, шутят. В эти светлые дни в народе их так и называют – Святки, люди колядовали, шутили, гадали, водили хороводы.

Ребёнок.          А, коляда, коляда

                         Тячинь шись коляда!

Ребёнок.          Коляда, коляда

                         Вандынь шись Роштува!

Ребёнок.          Коляда, коляда

                       Лама перякада валяда!

Учитель: Ой, коляда, коляда

                       День сегодня коляда                 

                       Накануне Рождества

                       Коляда, коляда,

                       Дайте нам пирожка!

Ребёнок (выходит)

                       Петенька – добренька!

                       Подай что-то сдобненько!

                       Пышку да лепёшку

                       Да свиную ножку!

Ребёнок:        Как на улице мороз

                        Подмораживает нос

                        Не велит долго стоять

                        Велит скоро подавать

                       Или тепленький пирог, или маслице, творог.

                       Или денежку копьём, или рубль серебром.

*** Игра "В лапти" (Кархьть) ***

Раю, раю, раю, раю

Игру "Лапти выбираю

Кому лапоть попадёт,

Тот плясать пойдёт.

Правила игры. Все встают в круг, передавая лапоть друг другу. Музыка заканчивается, у кого в руках лапоть, тот пляшет мордовский танец.

Учитель:     Вот спасибо, порадовали.

                    Всем вам  желаю добра!

                    Золота  и серебра,

                    Пышных пирогов!

                    Мягоньких блинов!

                    Доброго здоровья!

                    Маслица коровья!

Звучит мордовская музыка.

Дети. Оцю спасиба. Наемозонк! ( Большое спасибо! До свидания!)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тялось сась , лов и кенярдема кандсь

Слайд 3

О зиме: Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку.

Слайд 4

Загадкат , пословицат

Слайд 5

Загадкат тялоть колга . С неба звезды падают, лягут на поля, пусть под ними скроется черная земля. (Снежинки) Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка) Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать ничего не хочу. (Метель) Белая морковка зимой растет. (Сосулька) Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки, но зимние метели в меха его одели. (Дерево) Кто по снегу быстро мчится, провалится не боится? (Лыжник) Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи) Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры – помчались с горы. (Санки) Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная. (Коньки, Лед) Льется речка – мы лежим, лед на речке – мы бежим. (Коньки) Хоть сама - и снег, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима) Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом, шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (Мороз) Кто зимой в трубе гудит? (Ветер) Без рук, без ног по свету рыщет, поет да свищет. (Ветер) Кто без бревен через реки мосты строит? (Мороз) Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит (Мороз) У избы побывал – все окно разрисовал, у реки погостил – во всю реку мост мостил. (Мороз) Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз) Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед) Рыбам зиму жить тепло: крыша – толстое стекло. (Лед) Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег) На всех садится, никого не боится. (Снег) Вился, вился белый рой, сел на землю – стал горой. (Снег) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь: станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)

Слайд 6

Тялонь стихотвореният

Слайд 8

«Зима» (А.С. Пушкин) Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. «Снегопад» ( Глушев Г.) Маленькие ёлки И большие ели Что-то приумолкли, Что-то присмирели. Снег с утра до ночи, Всё засыпать хочет: И в лесу все тише, И снега все выше. Елочки-подружки Говорят друг дружке: -Слишком много снега- Тяжело макушке.

Слайд 9

« Тялось сась » Моли, моли васень ловсь Прай и мади коза-повсь Ацай саттнень , пирьфнень . Паксятнень и вирьхнень . Ефси вальиять ала.Пухонь одеяла. Ляйть ваксс шабатне.Тисть ни ловонь бабаня .

Слайд 10

Лятфтасась тялонь валхнень . Тяла холодно Якшама снег Сокст кататься Лов ветер Варма зима Нурдонят играть Эй лыжи Налхксемс санки Сокст лед

Слайд 11

Перевести на мокшанский язык признаки о Зиме: Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий. Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный. Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный. Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий. Перевести на русский язык рассказ. Од кизось . Сась Од Кизось . Иттне наряжайхть кузня. Сась Якшам Атясь Ловонь Стирнянц мархта . Синь кадсть казнет иттненди . Од кизось кенярдомань праздник.

Слайд 12

Физкульминутка . Минь ловонь покольнят,минь ляпонятама . Мяленьке минь шарондомс . Кштитяма шинек венек . Шуфттнень минь архнесаськ . Крышатнень вельхтясаськ . Модоть бархатса валясаськ . Якшамть эзда кяшсаськ . Лийсь варманясь Лийфтазень ловпакшкятнень .

Слайд 13

Тялонь налхксематне .

Слайд 14

Сюкпря , шабат !