Адмакина Т.А. "Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей"
Я, Адмакина Татьяна Алексеевна, работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района, также я являюсь руководителем ШМО эстетического направления, веду кружок «Умелые ручки» Я живу и работаю в мордовском селе Левжа с богатыми национальными традициями, богатыми знаменитыми людьми. Мое село имеет законное право гордиться своей историей, культурой, национальными обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей.
Ничего нет лучше, краше,
Милой Родины моей!
Оглянись на предков наших,
На героев наших дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Cлава нашей старине!
( Н.П.Кончаловская )
Я, Адмакина Татьяна Алексеевна, работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района, также я являюсь руководителем ШМО эстетического направления, веду кружок «Умелые ручки» Я живу и работаю в мордовском селе Левжа с богатыми национальными традициями, богатыми знаменитыми людьми. Мое село имеет законное право гордиться своей историей, культурой, национальными обычаями.
Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. а педагогам, опирающимся на учебно- воспитательный процесс , надо быть носителями национальной культуры.
Нам нужно всегда помнить что истоком нашей работы является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная народная культура — это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
Народная культура — это богатый материал для воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства – музыки, литературы, изобразительного искусства,- обращенных к душе и сердцу ребенка. Ведя уроки изобразительного искусства, я поняла , что детей нужно научить не только рисовать , но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть ,не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать у них зрительскую культуру. Путь этот не прост. К ней идет ученик через изучение многообразнейшего материала по искусству разных народов и времен, через этапы совершенствования художественно-творческих способностей, через широкий диапазон эмоционально-нравственных переживаний, которые обостряют восприятие, очеловечивают весь процесс обучения.
Итак, идет время. Человек думает, мечтает, надеется, что прошлое , сегодняшнее, обращены к будущему. Опережая в мыслях сегодняшний день мы не в праве забывать о прошлом. Все, что есть ценное в нашей художественной культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовной традиции. И если эта связь теряется, забывается в суете современной жизни, происходит непоправимое.
Память-это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний. Настоящее и прошлое. Память помогает нам жить, творить, утверждать новое. А для того чтобы все это сделать я следую одной цели: приобщать учащихся к национальной культуре. Уже много лет я привязана к одной из движущих , на мой взгляд , одной из ведущих в педагогике тем « формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся» посредством приобщения к искусству и традициям своего народа. Все это происходит на кружковых занятиях, уроках, семинарах, внеклассной работе.
На занятиях в кружке учащиеся знакомятся с народной мордовской игрушкой. Это новая ступень в познании, в восприятии этого уникального искусства имеющего древнюю родословную. Современная игрушка не рукотворная. Механическая а в последнее время электронная, мало действует на чувства. Народная игрушка незаменима .Именно она дает полноту чувств, воспитывает доброе отношение ко всему живому и к природе в целом. Почему игрушка, сделанная своими руками (из глины, пластилина) воспринимается детьми с искренним теплом. Не потому ли, что в ней чистосердечная искренность, детская наивность. Открытая доброжелательность и жизнелюбие.
Мордовская игрушка – удивительная красота и мудрость народа, народных мастеров
Вся наша земля –это земля мастеров. В их руках и доброе дерево, и комочек глины способны ожить и рассказать удивительные сказки. И на наших занятиях каждый из детей сочиняет свою сказку.
-Возьми кусочек глины в свои теплые руки, ощутите, как он мягок и податлив, словно живой. Можно его вытянуть, вдавить, приплюснуть, он поддается без всяких усилий .Низко склонились детские головы за работой. Каждый ребенок теперь, наверняка, сможет посмотреть на свою игрушку осмысленным взглядом. Состояние, которое испытывает ребенок, выполняя работу- прекрасное состояние, ибо в этот момент он в мыслях. Сейчас эта работа наполнена эмоционально-смысловым содержанием, освященная любовью к человеку. Нет выше и прекраснее чувства любви к человеку. И чем чаще наши дети будут испытывать подобные состояния души, тем заметнее будет их приближение к идеалу доброго, прекрасного человека. Чтобы у детей не пропал интерес к работе, на занятиях меняется вид работы. Дети могут проявить выдумку, творчество, фантазию, что способствует повышению эффективности труда Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса и мышления детей.
Этнокультурные традиции я развиваю не только на кружках, и на уроках.
Самым ярким и интересным занятием на уроке являлось изготовление кукол в национальном костюме мордвы.
Кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая оживлена собственной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». С изготовлением кукол учащиеся знакомятся с как на уроках, так и на кружковых занятиях. Интереснее работы становятся, когда в них отражается национальная тематика.
В целом мордовский национальный костюм памятник высокого искусства. Предмет особой национальной гордости. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и костюм играл огромную роль. Мокша и эрзя вправе гордится своим костюмом, вышивкой, украшениями. Его не возможно представить без разного рода украшений. На первом занятии организовываю выставку, где их и демонстрирую. Это и нагрудные «сюлгамы» , бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. А как красивы женские головные уборы: мокшанский «златной», эрьзянский « панго» На выставке представлены также женские сапоги «сермаф кямот» , лапти. Сапоги интересны тем , что их голенища у подъема собраны в мелкие складки. На этом же занятии были представлены два мордовских женских костюмов: своего села «Левжа» и села «Кулдым» Старошайговского района. Дети сравнивали их , находили сходство и различие. Каждая деталь костюма имеет свое название. Вместе с детьми определяли как они называются.
Дети отметили, что обязательным элементом в мордовском костюме является вышивка в виде орнамента. Знакомлю детей с историей орнамента.
На следующем занятии мы изготовляли куклу. Материалом служили: пластиковые бутылки, ткань, синтепон, разноцветные атласные ленточки, бусинки. После того как основа куклы была сделана, дети стали украшать ее по мотивам мордовского костюма.
Кукла созданная в национальных традициях никого не может оставить равнодушным. Тщательно подбирая материалы и аксессуары, передавая красоту и величие национального костюма, ценность народных традиций и трепетное отношение к своему прошлому.
Важную роль в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения играет, конечно же, проведение праздников. В марте месяце 2014г в нашей школе был проведен семинар учителей изобразительного искусства Рузаевского муниципального района по теме: «Искусство, правящее миром». Эта тема выбрана не случайно; указом президента РФ Путина В.В. 2014 год объявлен Годом культуры. Мероприятие было посвящено творчеству и жизни Ф.В.Сычкову.
Эпиграфом к этому мероприятию стали слова Ф.В.Сычкова «Жизнь на земле так прекрасна, но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий».
В этот день двери нашей школы были открыты настежь: со всего района приехали к нам участники муниципального семинара. Мордовские напевы, национальные костюмы приукрасили мероприятие. И от этого все присутствующие окунулись в атмосферу мордовской культуры. Мною было показана презентация « По страницам жизни и творчества Ф.В.Сычкова». Было рассказано об удивительном, самобытном кочелаевском художнике Ф.В.Сычкове. В своих полотнах он отразил жизнь во всей полноте красок и звуков. Раскрытию творчества художника помогли талантливые учащиеся МБОУ «Левженская СОШ». Мы окунулись в жизнь не только дореволюционной России, но и в довоенные и послевоенные годы. В Семинаре были использованы национально-культурные ценности которые влияли на духовно- нравственное благополучие детей .Вся моя работа направлена чтобы формировать духовно-культурную личность ребенка т.к она занимает ведущее место по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся.
Каждый из моих воспитанников должен помнить о том, что в какой- нибудь момент жизни он может стать представителем своего народа. К этому надо готовить себя уже сейчас- внимательно изучать культуру, искусство своего народа, всматриваться, вслушиваться пропитывать свою душу живой родник замечательной культуры. Родная земля –живительный источник одного из самых чистых и светлых чувств человека-патриотизма.