"Новые логопедические технологии".
Предварительный просмотр:
Выступление
на МО учителей нач. кл.
«Новые логопедические технологии
и нетрадиционные методы
в коррекционной педагогике».
/ 2011 – 2012 уч.г. /
Уч – ль логопед: Ксензюк Е. А.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Фитотерапия:
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапию использовали вавилоняне еще в ХI в. до н.э.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения
при различных речевых аномалиях для:
• восстановления умственной и физической работоспособности;
• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
• профилактики нарушений мозгового кровообращения;
• устранения бессонницы, нервозности;
• профилактики и устранения расстройств памяти;
• восстановления мышечного тонуса.
Ароматерапия:
Исследования ученых показали, что запахи способны
управлять работоспособностью и настроением человека.
• Аромат лаванды и розмарина - действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
• Запах лимона и эвкалипта - возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
• Эфирное масло чабреца — успокаивает.
• Мята — снимает головную боль и тошноту.
Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает снотворный эффект.
• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизирует.
• Запах вербены - успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
• Запах настойки ивы - приводит в состояние равновесия нервную систему.
• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20—ЗО мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, и наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия:
Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
• увеличивают силу сердечных сокращений;
• способствуют расширению сосудов;
• нормализуют артериальное давление;
• стимулируют пищеварение;
• улучшают аппетит;
• облегчает установление контакта между людьми;
• улучшает обмен веществ;
Музыка действует избирательно, в зависимости от:
• характера произведения;
• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта - расслабляет).
Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно - психических заболеваний. Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах.
Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
— рецептивной;
— активной;
— интегративной.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
• музыкопсихотерапия - решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах - 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация;
• музыкосоматотерапия - лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия - активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
• вокалотерапия пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие)
• кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;
•инструментальная музыкотерапия — игра на музыкальных инструментах.
Интегративная музыкотерапия - интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания - синтез музыкального и зрительного восприятия:
• музыкоцветотерапия;
• музыкоизотерапия -восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово.
Музыка Баха,Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:
— подавляет нервную систему;
--- увеличивает содержание адреналина в крови.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:
• музыка Вагнера;
• оперетты Оффенбаха;
• «Болеро» Равеля;
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
• музыка Франсиса Гойи;
• «Времена года» Чайковского;
• «Лунная соната» Бетховена;
• фонограмма пения птиц.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- стимуляция двигательных функций;
- развитие и коррекция сенсорных процессов
(ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие мыслительных способностей и фантазии;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
• в музыкальном оформлении игр;
• музыкальной релаксации.
Музыкальная ритмика используется при лечении:
• тиков;
• заикания;
• нарушений координации;
• расторможенности;
• моторных стереотипов;
• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);
Особенности использования:
-громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
ХРОМОТЕРАПИЯ:
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы,
можно воздействовать на функции:
- вегетативной нервной системы
- эндокринных желез
Синий цвет:
- оказывает успокаивающее воздействие
- расслабляет
- снимает спазмы
- уменьшает головные боли
- понижает аппетит
- стимулирует умственную деятельность
Голубой цвет:
- оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении
Фиолетовый цвет:
- угнетает психические и физиологические процессы
- снижает настроение
Красный цвет:
- активизирует
- повышает физическую работоспособность
- вызывает ощущение теплоты
- стимулирует психические процессы
Зеленый цвет:
- успокаивает
- создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг,
зеленовато-голубую воду)
- повышает защитные силы организма,
способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение
Розовый цвет:
- тонизирующее воздействие
Желтый цвет:
- вызывает чувство покоя
- нейтрализует негативные действия
ЛИТОТЕРАПИЯ:
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов.
Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.
Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.
Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
Изумруд – устраняет аффекты.
Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких
Нефрит – стимулирует работу почек.
Опал – усиливает чувство интуиции.
Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.
Топаз – влияет на щитовидную железу.
Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.
ИМАГОТЕРАПИЯ:
Основана на театрализации психотерапевтического процесса – образе:
- использование пересказа драматического произведения,
переход рассказа в заранее запланированный диалог
между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Используется:
♣ при нарушениях поведения
♣ при страхах
♣ при нарушении коммуникативной сферы
Технология проведения:
∙ с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией
∙ инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции
∙ сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения
Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
- Мне нравится (1)