20.04.2015 - Фестиваль проектной и исследовательской деятельности
Для обучающихся школ Новозыбковского, Климовского и Добрушского районов (Беларусь)
Защищаем результаты работы в рамках социального роекта "Забыть нельзя, помнить!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Забыть нельзя, помнить!" | 233.69 КБ |
Виртуальный музей "Забыть нельзя, помнить!" | 69.17 КБ |
Трагические страницы истории Шеломов | 1.96 МБ |
защита проекта Забыть нельзя, помнить! | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
Социально-экологический проект
в рамках акции
«Я – гражданин России»
«Забыть нельзя, помнить!»
Авторы проекта:
Лукьяненко Юлия Владимировна, 11 кл, 11.08.1997
Фомина Светлана Владимировна, 11 кл, 28.04.1998
Шварцман Алиса Сергеевна, 5 кл, 21.11.2003
Руководители:
учитель и классный руководитель Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна
учитель и директор школы Гурова Таисия Ивановна
воспитатель Лахвич Валентина Сергеевна
Контактные данные:
243010, Брянская обл., Новозыбковский р-н, с.Шеломы, пер.Школьный, 5
+7 (48343) 95-2-34
+7 (920) 841-85-79
mameeva-schvartsman@rambler.ru
Заявка на участие в Фестивале проектных и исследовательских работ
1. МБОУ «Шеломовская СОШ»
2. Ф.И.О. автора проекта (полностью), класс, дата рождения
Лукьяненко Юлия Владимировна, 11 кл, 11.08.1997
Фомина Светлана Владимировна, 11 кл, 28.04.1998
Шварцман Алиса Сергеевна, 5 кл, 21.11.2003
3. Название номинации
Социально-экологический проект в рамках акции «Я – гражданин России»
4. Название проекта, представляемого на Фестиваль
«Забыть нельзя, помнить!»
5. Ф.И.О. руководителей проекта
Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна
Гурова Таисия Ивановна
Лахвич Валентина Сергеевна
6. Контактные данные:
Телефон +7 (920) 841-85-79
E-mail mameeva-schvartsman@rambler.ru
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
Актуальность |
Цели и задачи проекта |
Миссия проекта |
Инициативная группа проекта |
Координаторы и участники проекта |
Социальные партнеры проекта |
Предмет и объект исследования |
Источники исследования |
Пути, формы и методы реализации проекта |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
Этапы проекта |
Ожидаемые результаты (гипотеза) |
Проведенная работа в рамках проекта (проверка гипотезы) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Новизна полученных данных и перспективность дальнейшей работы |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Трагические страницы Шеломов |
Виртуальный музей Шеломовского сельского поселения |
Эл.презентация к проекту «Забыть нельзя, помнить!» |
Социально-экологический проект: «Забыть нельзя, помнить!»
Всегда чти следы прошлого (Цецилий)
Актуальность. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Важнейшая задача сегодняшнего дня – не возрождать патриотизм, а продолжать патриотическое воспитание, ещё более активизировать эту работу, привлекая не только воспитателей, учителей истории, педагогов школы, наших ветеранов, но и всю общественность. Так как патриотизм – это очень серьёзно. Это для многих и многих честных людей всё: и смысл жизни, и наследие детям. Это – судьба народа, вера. Это чувство, объединяющее людей не столько на национальной или территориальной основе, сколько на основе гражданской, нравственной, культурной.
Цели проекта:
- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию малой Родины
- формирование духовно-нравственных качеств личности
- формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем
- стимулирование и поддержка социально значимой деятельности школьного самоуправления
- формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков
Задачи проекта:
- привлечение внимания общественности к проблемам разрушения подножий памятника и обелиска, к пришедшей в негодность ограде обелиска. И, как следствие, объединение усилий детских организаций, общественности и администрации Шеломовского поселения для их решения
- проведение ремонтных работ по восстановлению памятника и обелиска (цементирование, покраска)
- расчистка прилегающих к памятнику и обелиску территорий от зарослей, прошлогодней листвы и бытовых отходов
- оформление мемориальных мест для празднования Дня Великой Победы
- сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения краеведческой литературы и других документальных источников по соответствующей тематике, в том числе популяризация имеющегося краеведческого материала
- интервьюирование местных жителей, свидетелей оккупации, о жизни сёл во время Великой Отечественной войны
- изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения
- пополнение/уточнение данными проведённых исследований материалов летописи села Шеломы и школьного краеведческого музея
- создание в сети Интернет Виртуального музея «Забыть нельзя, помнить!»
- систематическое знакомство подрастающего поколения с историей малой Родины - содействие учителям в использовании музейных материалов в учебно-воспитательном процессе
- пополнение числа участников исследовательской работы в рамках данного бессрочного проекта
Миссия проекта – решение задач государственной важности в отношении морально-гражданского облика нового поколения граждан России.
Инициативная группа проекта – коллектив учащихся 11 класса
Координаторы проекта
- Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель, классный руководитель
- Гурова Таисия Ивановна – учитель, директор школы
- Лахвич Валентина Сергеевна – воспитатель старшей дошкольной группы
Участники проекта:
- Крайнова Наталья, 11 кл
- Лукьяненко Юлия, 11 кл
- Санникова Ольга, 11 кл
- Фомина Светлана, 11 кл
- Шварцман Алиса, 5 кл
- Мозоленко Кирилл, старшая дошкольная группа
- Курдюмов Максим, выпускник школы
- Мозоленко Мария Ивановна, сельский библиотекарь
- Шварцман Сергей Вениаминович, житель с.Шеломы
- Куценко Владимир Викторович, житель с.Журавки
Социальные партнеры проекта:
- Краеведческий музей МБОУ «Шеломовская СОШ»
- Шеломовская сельская библиотека
- Администрация Шеломовского сельского поселения
Предмет и объект исследования
Предмет исследования - чувство уважения к историческому прошлому и необходимости хранения памяти о своей малой Родине.
Объект исследования:
- Летопись села Шеломы
- Материалы школьного краеведческого музея
- Воспоминания местных жителей о периоде оккупации
- Памятник в Журавках
- Обелиск в Корчах
Источники исследования
В ходе работы над проектом активно использовались такие источники информации, как:
- сеть Интернет (достоверность найденных материалов близка к 100 %)
- летопись села (очень большой объём информации; большая часть данных не вызывает сомнений в своей правдивости, но в ряде заметок имеются несоответствия и даже противоречивые сведения, что инициировало поиск уточнений обнаруженных неоднозначностей)
- материалы школьного краеведческого музея (имеющейся информации очень мало – много её утеряно недобросовестными посетителями музея, а то, что осталось, оказалось в беспорядочных стопках. И снова возникает дополнительная сопутствующая работа участников проекта – систематизация школьного архива)
- воспоминания жителей села (и здесь ребята столкнулись с проблемой – описания одних и тех же событий отличались у разных рассказчиков. Пришлось, по возможности, увеличить число интервьюируемых, чтобы в дальнейшем ориентироваться на более часто встречающиеся свидетельства)
Пути, формы и методы реализации проекта
Пути реализации проекта:
- Собирательная и поисковая работа
- Сотрудничество с общественностью
- Сотрудничество со СМИ
- Промежуточная диагностика
- Сетевое взаимодействие с архивными учреждениями
- Создание собственного фонда материалов
- Шефство над мемориальными местами вымирающих сёл
Поисково-собирательная работа обеспечивается с помощью самих учащихся под руководством классных руководителей, их родителей, музейных работников. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил вложили их земляки в приближение общей Победы. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в проектной деятельности, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель. Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей родного края, независимо от того, какую тему они изучают.
Сотрудничество с общественностью будет способствовать пополнению информационного и материального фонда.
Сотрудничество со СМИ расширит рамки общения, распространит информацию о деятельности участников проекта, привлечет новые ресурсы.
Промежуточная диагностика создаст представление о результативности и качестве работы над проектом, поможет правильно скоординировать работу.
В сети Интернет накоплен богатый исторический материал о боевых действиях и партизанском движении во время Великой Отечественной войны, который представляет определенную ценность для школьного проекта. Поэтому возникает необходимость в сетевом взаимодействии с библиотечными и другими архивами.
Создание собственного фонда материалов в виде виртуального музея, как одного из результатов реализации проекта, будет способствовать его широкому использованию учителями-предметниками и классными руководителями.
Формы и методы достижения поставленных целей:
- В практику поисково-исследовательской деятельности входят формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся встречи с ветеранами и очевидцами военных действий и партизанского движения на территории поселения, интервьюирование с целью пополнения исторического материала для музея.
- Работа с партнерами, общественностью является неотъемлемой частью реализации проекта с помощью таких форм, как уроки знакомства с историей села в школьном краеведческом музее, знакомство с летописью села, которая много лет ведётся и хранится в сельской библиотеке.
- При сотрудничестве со СМИ используются такие формы работы, как создание внештатной группы корреспондентов из числа учащихся, работающих над проектом.
- Важной формой реализации проекта является сотрудничество и партнерство с учителями-предметниками для диагностирования полученных материалов и наработок, оформления проекта.
- Развитие сетевого взаимодействия с областными библиотечными фондами предусматривает деятельность по поиску, сортировке, сравнению и корректировке собранной информации.
Этапы проекта
№ | Название и содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
| Сентябрь - октябрь | Мамеева-Шварцман И.М Гурова Т.И. | |
Основной этап | |||
Изучение материалов по созданию обелиска и истории села | Сентябрь – март | Мозоленко М.И. | |
Цикл интервью «Село в годы ВОв» | В течении учебного года | Лахвич В.С. Мамеева-Шварцман И.М | |
Проведение работ по расчистке территории у памятника и обелиска | Март-апрель | Мамеева-Шварцман И.М Гурова Т.И. Шварцман С.В. | |
Цементирование и покраска памятника и обелиска, ограды памятника | Апрель | ||
Праздничное оформление мемориальных мест ко Дню Великой Победы | Май | Мамеева-Шварцман И.М Гурова Т.И. Шварцман С.В. | |
Работа отрядов «Милосердия» (оказание шефской помощи ветеранам ВОв, вдовам участников ВОв, труженикам тыла и ветеранам труда) | В течении учебного года | Мозоленко М.И. | |
Создание в сети Интернет Виртуального музея «Забыть нельзя, помнить!» | Апрель-май | Мамеева-Шварцман И.М | |
Систематическое знакомство подрастающего поколения с историей малой Родины | В течении учебного года | Гурова Т.И. Мамеева-Шварцман И.М Лахвич В.С. Мозоленко М.И. | |
Пополнение числа участников исследовательской работы в рамках данного бессрочного Проекта | В течении учебного года | Гурова Т.И. Мамеева-Шварцман И.М Лахвич В.С. Мозоленко М.И. | |
Заключительный этап | |||
Обсуждение итогов Проекта Оформление результатов проделанной работы Планирование деятельности в рамках Проекта на следующий учебный год | Май | Гурова Т.И. Мамеева-Шварцман И.М Лахвич В.С. |
Ожидаемые результаты (гипотеза)
По окончании первого года деятельности в рамках проекта предполагается, что от его участников будет исходить инициатива по продолжению работы за счет расширения числа партнеров социального взаимодействия; за счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и приобретут потребность быть деятельным участником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.
Музейная работа дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты.
Мы прогнозируем
- повышение уровня сознательности и соблюдения социальных правил поведения в обществе;
- воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни.
- появление у участников проекта навыков:
- публиковать материалы, рассказывать о работе над проектом остальным ребятам в школе на внеклассных мероприятиях;
- проводить поисково-исследовательскую работу;
- владеть историческими материалами;
- самостоятельно ставить задачи и решать их;
- самостоятельно проводить экскурсии в виртуальном и школьном музеях
- Размещение информации о проекте в сети Интернет на сайте школы и в периодических изданиях (районной и областной газетах) позволит нам расширить круг единомышленников.
Проведенная работа в рамках проекта (проверка гипотезы)
Название и содержание деятельности | Исполнители | Сроки исполнения |
Поиск в летописи села материалов о с.Шеломы во время оккупации и появлении памятника с обелиском | Шварцман А. Мозоленко М.И. | Сентябрь - март 2015 |
Проведение работ по расчистке территории у памятника (Журавки) и покраска его ограды | Мамеева-Шварцман И.М. Крайнова Н. Лукьяненко Ю. Санникова О. Фомина С. Курдюмов М. Шварцман С.В. | Март 2015 |
Цикл интервью «Село в годы ВОв» | Мамеева-Шварцман И.М. Шварцман А. Лахвич В.С. Мозоленко И. | Сентябрь – апрель 2015 |
Работа в сети Интернет и с архивами школьного краеведческого музея по истории Шеломов | Шварцман А. Мамеева-Шварцман И.М. | Сентябрь – апрель 2015 |
Цементирование и покраска памятника (Журавки) | Мамеева-Шварцман И.М. Шварцман С.В. Куценко В.В. Гурова Т.И. | 20-25 апреля 2015 |
Проведение работ по расчистке территории у обелиска (Корчи) и его покраска | Мамеева-Шварцман И.М. Гурова Т.И. Крайнова Н. Лукьяненко Ю. Санникова О. Фомина С. Шварцман С.В. | 15-20 апреля 2015 |
Создание в сети Интернет Виртуального музея «Забыть нельзя, помнить!» | Мамеева-Шварцман И.М. | Апрель 2015 |
Праздничное оформление мемориальных мест ко Дню Великой Победы (уже приобрели всё необходимое) | Гурова Т.И. Мамеева-Шварцман И.М. Крайнова Н. Лукьяненко Ю. Санникова О. Фомина С. Шварцман С.В. | 1-8 мая 2015 |
Систематическое знакомство подрастающего поколения с историей малой Родины (Уроки Памяти в каждом классе и для старшей дошкольной группы) | Крайнова Н. Лукьяненко Ю. Санникова О. Фомина С. | В течение учебного года |
Работа отрядов «Милосердия» (оказание шефской помощи ветеранам ВОв, вдовам участников ВОв, труженикам тыла и ветеранам труда) | Все участники проекта | В течение учебного года |
Привлечение новых участников исследовательской работы в рамках данного бессрочного Проекта | Все участники проекта | В течение учебного года |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом планируется вестись неограниченный период времени.
Постоянно накапливаемый материал активно используется во внеурочной и урочной деятельности педагогов и школьников и служит основой для функционирования виртуального музея на сайте школы.
Феномен такого музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Практика музейного дела выявила необходимость продолжения работы для эффективности учебно-воспитательного процесса:
- связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, литературно-исторических вечеров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности;
- развитие самостоятельности, творческой инициативы учащихся (оформление стендов, участие в творческих конкурсах и т.д.);
- укрепление связей с общественностью, ветеранами /Великой Отечественной войны;
- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий;
- строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;
- свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- добровольное участие детей и взрослых в деятельности музея.
В ближайшей перспективе, в следующем учебном году, участники проекта планируют:
- продолжить работу по поддержанию в достойном виде мемориальных мест в отдалённых населённых пунктах Журавках и Корчах
- помогать одиноким пожилым односельчанам, а также в Корчах и Журавках (по мере возможности)
- пополнять новыми материалами из семейных архивов разделы виртуального музея
- провести исследовательскую работу по старообрядчеству в Шеломах (заодно раскрыть тайну надгробной плиты 1862 г.)
- найти информацию о захоронении воинов 1814 г.
- регулярно проводить виртуальные экскурсии для обучающихся и дошкольников, рассказывать им о своей работе
Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит (Гёте И.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Летопись села Шеломы
- Материалы школьного краеведческого музея
- Воспоминания местных жителей (интервьюирование)
- Обобщенный банк данных «Мемориал»
- Православная энциклопедия (Электронная версия)
- Судьба книжных собраний старообрядческих монастырей Стародубья и Ветки в XVIII – начале XX вв.
- Новозыбковский район, село Шеломы. Летопись села Шеломы Новозыбковского района Брянской области
- Из истории Свято-Николаевской церкви села Неглюбка Суражского уезда Черниговской губернии
- История населенных пунктов
- История района. Краткая историческая справка.
- Крестьяне и Помещики НОВОЗЫБКОВСКОГО уезда
- О времени происхождения Стародубских и Черниговских раскольничьих слобод. Из истории раскола на Ветке и Стародубье. М.И. Лилеев,1895 год
- Ранее существовавшие единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы. ЧЕРНИГОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ (одноименная епархия). Новозыбковский уезд
Предварительный просмотр:
Виртуальный музей Шеломовского сельского поселения
Сайт http://nsportal.ru/group/zabyt-nelzya-pomnit
Цель работы музея: сохранение памяти об истории населённых пунктов Шеломовского поселения.
Задачи:
- создание архива (электронной базы данных) материалов (фото, воспоминания, данные летописи села и школьного краеведческого музея) о жизни и традициях сёл разных временных периодов
- укрепление межпоколенческих связей
- патриотическое воспитание граждан
- развитие добровольческой деятельности
- задействование информационных ресурсов школ для социальных проектов
- укрепление межнациональных связей
- активизация краеведческой работы по месту жительства
Организаторы: учитель математики/физики и классный руководитель Мамеева-Шварцман И.М. совместно с учителями начальных классов Герасименко А.И., географии Гурова Т.И. и истории Шавва Т.В., с воспитателем Лахвич В.С. и сельским библиотекарем Мозоленко М.И.
Механизм реализации работы музея
Обучающиеся под руководством своих наставников и при содействии сельской библиотеки осуществляют сбор материалов (фото, публикации, интервью-воспоминания и др.) из семейных архивов. В образовательном учреждении материалы сканируются, вносится пояснительная информация, краткий комментарий, а также сведения о лице, предоставившим архивные данные. После чего все материалы возвращаются владельцам.
Собранные в образовательном учреждении электронные версии предоставленных материалов направляются в Виртуальный музей Шеломовского сельского поселения "Забыть нельзя, помнить!" (контакты: +7 (920) 841-85-79 Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна).
Также можно отправить электронную версию своих историй с краткими комментариями о людях и событиях, представленных в них, и сведениями об участнике, подавшим информацию, на электронную почту mameeva-schvartsman@rambler.ru
Создание сельского архива разных временных периодов позволит сохранить бесценное историческое прошлое, которое может быть в значительной мере утеряно в ближайшие годы, создать универсальную электронную базу данных, с помощью которой будет повышаться эффективность и качество патриотического воспитания молодежи.
Мы приглашаем всех, кому дорога память о своей малой Родине, сформировать наш сельский архив.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Всем добрый день!
Нам очень приятно поделиться с Вами результатами своей работы в рамках нашего бессрочного социального проекта «Забыть нельзя, помнить!» Слайд 1
Учитывая временной регламент, нам пришлось очччень сильно сжать свой отчёт. Слайд 2
Но мы будем рады ответить на вопросы, которые могут у вас возникнуть после нашего выступления.
Также мы учли, что уважаемые члены жюри имели возможность ознакомиться с предоставленными заранее материалами проекта, содержание которых следующее Слайд3
А представим мы всё это намного короче. - Слайд 4
Вот сокращённый вариант описания нашей деятельности.
Мы общаемся с пожилыми односельчанами - Слайд 5
Они рассказывают нам и о времени оккупации, и о старообрядчестве, и о жизни села и школы. На данный момент мы имеем полное представление об оккупированных Шеломах, что отражено в нашей работе «Трагические страницы истории Шеломов». Но, к огромному сожалению, на таких встречах иногда выясняется, что та или иная бабушка оказались в нищете и обираются своими неблагодарными детьми. Таким мы стараемся по мере сил и возможности помогать вещами и продуктами.
Слайд 4
Всё увиденное и услышанное мы обрабатываем, оцифровываем и размещаем оформленный материал в Виртуальном музее - Слайд 6
Его создание было запланировано в рамках проекта.
Слайды 7-11
В школьном краеведческом музее - Слайд 12
мы начали работать над систематизацией уже имеющейся информации, пополняем новыми данными и подарками от местных жителей.
Слайд 13
Проводим экскурсии. Также мы тесно сотрудничаем с сельским библиотекарем по ведению и уточнению Летописи села.
Слайд 4
И третий пункт краткого содержания нашей деятельности – это благоустройство мемориальных мест в тех сельских пунктах, где уже некому за ними ухаживать. Это Журавки и Корчи. Памятнику и обелиску там уже необходима серьёзная реставрационная работа – обвалилась штукатурка, деревянная изгородь пришла в негодность. С просьбой помочь в восстановлении памятных мест мы обратились к главе администрации Шеломовского сельского поселения. Нам обещали помочь материалами (краска, побелка) к концу апреля.
Слайд 14
А пока мы своими силами производим уборку прилегающей территории от прошлогодней листвы, бытовых отходов и молодой поросли. Также за свои сбережения покрасили металлическую ограду возле памятника в Журавках. Закупили всё необходимое для праздничного оформления этих мемориалов. Сейчас ждём совпадения хорошей погоды и наличия свободного времени для наведения порядка в Корчах.
Получили благодарность - Слайд 15
Вот это был краткий обзор нашей работы в текущем учебном году.
Аналогичные мероприятия запланированы нами и далее.
А пока приближается лето, и мы полны азарта постараться успеть до осени раздобыть какой-нибудь информации вот о чём - Слайд 16-20.