Основание Шеломов

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Сведения об основании Шеломов сильно разнятся.

Читаем архивные документы:

см. в увеличенном виде см. в увеличенном виде

Отсюда следует, что село было основано в 1695 году крестьянином Василием Сычевым.

 

Наиболее раннюю дату находим в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии», книга 7 , Киев, 1872 г. «По словам раскольника Алексеева, «многие народы (толпы), оставляюще (в 1668 г.) своя природныя места, течаху въ стародубскую область и тамо пустыни населяющее, откуду населися Белый Колодезь и Синий Колодезь, Замышево, Шеломы слободы. Далее сказано, что когда по распоряжению царевы Софии, после бунта Пустосвята (1682 г.), полковник Семён Иванович стал разыскивать раскольников: то иные убежали на Векку, другие «нехотяще стажания и домов лишатися, к новодоматствованию (к православию) приложишася». (стр. 236)

Беспоповищицкий историк 18 века Иван Алексеев приводит другую дату в «Истории о бегствующем священстве», 1755 г. (о поселении раскольников в Стародубе): «в скором времени за поселением первых раскольников в Пануровке явились здесь новые раскольничьи слободы: Белый колодезь, Синий колодезь Замишево и посад Шеломы…(стр.863)… все эти посады основались до 1676 г. (стр. 864)».

По имеющимся источникам известно, что слобода Шеломы на реке Карна поселена около 1700 г. Афанасием Зинченко на своей отчине. Из универсала полковника Миклошевского «Сотне Топальской» раскольничья слобода от села Засухи (Новое Место) в 4 верстах на просёлочной дороге, положением на ровном, несколько возвышенном месте (Не на гористом же и не на низком, с двух сторон прозрачные поля с оставшими на оных после бывшей пущи деревами, а из двоих низкие сеножатние и за оными река Ковча, позади же леса). Жители упражняются в хлебопашестве, заведении пенки и винокуренной ситки, последнюю производя частию от хлебопашества собственного, а частию из прикупного хлеба, привозимого в их селение из заипутских от польских волостей Киево-Печерской лавры. Бобовичских селений, и выцеживаемую горелку из держивают на шинковой здешной же расход меняют и за хлеб вышесказанным же польским обывателям, пенку продают проезжающему из раскольничьих слобод купечеству, имеют по некоторой части бортных, хожалых дерев, но не более 200, получаемый же из них мёд и воск распродают в раскольничьей слободе Зыбкой». (1701).