Фотоальбомы
Повышение квалификации.
Мастер класс для учителей-логопедов города "Артикуляционная гимнастика с массажной нагрузкой".
Учителям-логопедам г.Читы была представлена теория и практика артикуляционной гимнастики с маасажной нагрузкой. Педагоги высоко оценили данное мероприятие, заполнили анкеты и написали положительные отзывы.
Страницы
Логопедическая гостиная"Трио".
Проект
«Логопедическая гостиная «Трио».
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2019 – Май 2020 года
Автор: Клепикова Нина Васильевна, учитель-логопед
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Содержание проекта:
Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка-дошкольника путём их активного включения в коррекционный процесс.
Обоснование проекта:
Проект логопедической гостиной «Трио» разработан с учетом:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
«Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» от 15.09.2016 г.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками коррекционного процесса, и поэтому необходимо:
-помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
-разъяснить и познакомить, в чем состоит логопедическая работа,
-научить использовать игровые приёмы по коррекции речи, для дальнейшего закрепления в домашних условиях.
Но на сегодняшний день существует ряд проблем:
-рост количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся в условиях логопункта МБДОУ;
- уровень знаний родителей о речевом развитии детей не позволяет осознавать им необходимость участия в коррекционном процессе и воздействовать на речь ребёнка в домашних условиях.
Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста и повышение результатов коррекционной работы.
Задачи:
-выяснить образовательные потребности родителей и уровень знаний в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста,
-повысить интерес родителей к логопедической работе ДОО и помочь стать активными участниками коррекционного процесса,
-способствовать закреплению полученной информации на практических семинарах.
Ожидаемые результаты:
Родители активно включены в коррекционный процесс по устранению речевых недостатков детей. Родители используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда», персонального сайта учителя-логопеда, печатного материала.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Для детей |
Для родителей |
Для педагогов |
Для ДОУ |
1.Положительная динамика речевого развития. 2.Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье. 3.Индивидуальный подход к каждому ребенку. |
1.Положительная оценка деятельности ДОУ. 2. Готовность и желание помогать ДОУ. 3.Использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях. |
1. Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями. 2.Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях. 3.Удовлетворенность собственной деятельностью. 4.Качественно организованная система повышения квалификации. 5.Учет положительной динамики в речевом развитии детей. |
1. Благоприятные условия для профессионального роста педагогов; 2.Положительная динамика в дальнейшем развитии и сотрудничестве с родителями. |
Эффективность данных результатов.
Возможные риски:
Трудности взаимодействия с родителями, не желающими проникнуться проблемой речевого развития ребёнка.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический
процесс, методические пособия для домашнего использования родителями,
диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и родителями.
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Подбор упражнений для развития речевого дыхания.
Подбор артикуляционных игровых упражнений.
Подбор игр и упражнений на развитие фонематического слуха.
Анкетирование родителей (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
-разработать план методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
-полученные во время мастер-классов и тренингов с логопедом знания, речевые умения детей закреплять в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
-проведение консультаций, мастер-классов и тренингов, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
-проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
-сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
-подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют
- привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе;
- установить между педагогами и родителями доверительные отношения;
- осознать родителям улучшение результатов в речевом развитии ребенка от совместной деятельности.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов г.Читы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование и техника
- логопедический стол, 2-3 стульчика для занятий у зеркала, стулья и столы (на колесах) для подгрупповых занятий;
- планшет для песочной терапии с подсветкой,
- одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, влажные салфетки, спирт;
- телевизоры (в и в логопедическом кабинете)
- компьютеры (системные требования: Windows xp/vista/ 7; Microsoft PowerPoint; дисковод 24-х СD- ROM; процессор Pentium-II)
- мультимедийный проектор
- принтер
- сканер
- видео- и фотокамера
- микрофон
- интерактивная доска
- подключение к интернету
Методическая литература, игрушки, тренажеры.
Предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете строится по принципу нежесткого центрирования. Выделяются следующие центры:
Центр коррекции звукопроизношения
- Настенное зеркало.
- Маленькие зеркала.
- Зонды для формирования правильного звукопроизношения Г. Гутцмана – Ф. А. Рау
- Артикуляционная гимнастика.
- Тренажер «Буратино» для демонстрации артикуляционных укладов.
- Карточки по автоматизации звуков Лоскутниковой Т.М.
- Альбом для логопеда Иншакова О.Б.
- Карточки постановки звуков.
- Логопедические тетради для автоматизации и дифференциации звуков Т.М. Лоскутниковой.
- Дидактический материал и игры по автоматизации звуков у детей (Л-Л’; Ж- Ш-Ч-Щ) различных авторов.
- Игры на развитие фонематического слуха: «Логопедическое лото», «Звонкий глухой», «Прочитай по первым буквам», «Поиграем и узнаем», « Тим и Том», «Кто больше? Кто внимательнее?», «Бабушкины игры», «Звуковая карусель».
- Предметные картинки для автоматизации и дифференциации всех групп звуков
- Атрибуты для подвижных игр с проговариванием чистоговорок.
- Мобильные дидактические пособия:
- Магнитное панно для развития связной речи
- Панно «Речедомики»;
- Панно «Солнышко» ;
- Логомобиль;
- Лепбуки «Школа шипения», «Солнечный город»; «Звуки Л –Ль»
- «Чудо-деревья»
- Авторская книга-тренажер «Научите меня говорить!» Клепиковой Н. В.
- Настенное панно «Тим и Том».
Центр сенсорного развития
- Звучащие игрушки (металлофон, свистки, дудочка, маракасы, бубны, колокольчики, губная гармошка)
- Звучащие игрушки-заместители
- Маленькая настольная ширма
- Магнитофон, кассеты
- Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Что забыл нарисовать художник?», «Распутай буквы»
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами
- Игра для развития кинестетических ощущений «Таинственный сад»
Центр развития дыхания
- Тренажеры «Мельница», «Коктейли», «Фокус», «Футбол», «Бабочка», «Вертушки», «Вентилятор».
- Сменные потолочные тренажеры по временам года (бабочки, пчелки, стрекоза, листочки, цветочки, снежинки, снежки, шары, снегири, синица, ласточка)
- Свистки, свистульки, дудочки
Центр моторного и конструктивного развития
- Плоские изображения предметов и объектов для обводки, трафареты по различным лексическим темам
- Разрезные картинки и пазлы
- Игра «Занимательные квадраты» ( домашние животные, фрукты, овощи, ягоды, цветы)
- Кубики
- Пальчиковый бассейн с различными наполнителями (горох, манная крупа, гречневая крупа, абрикосовые косточки, тыквенные семечки, бисер)
- Игрушки - шнуровки, игрушки-застежки
- Тренажер «Умелые ручки»
- Мелкий конструктор
- Мелкие бусы разных цветов, леска для их нанизывания, коврики для выкладывания изображений
- Математический планшет
- Конструкторы «Ёжики», «Диски».
- Мелкие мячики
Центр «Будем говорить правильно»
Зона развития связной речи
- Бардышева Т. Ю. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов. М., 2014
- Бардышева Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. М., 2014
- Бардышева Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. М., 2014
- Пособие « Обучение детей творческому рассказыванию по картине» Т. А. Ткаченко
- «Рассказы в картинках » Н. Радлов
- Конспекты комплексных занятий по сказкам. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.
- Развивающая игра «Герои русских сказок»
- Д/И «Покажи и расскажи»
- Учебно-методическое пособие «Разноцветные сказки» Н.В. Нищева
- Серии сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах В. Сутеев.
- Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления предложений и рассказов.
- Мнемотаблицы по различным лексическим темам
- Логопедическая тетрадь для формирования и развития связной речи
- Игры «Спорт», «Подбери по смыслу», «Расскажи про свой город»
- Многофункциональное настенное пособие «Страна Речецветия»
Зона развития лексико-грамматичесгого строя речи
- Игровое пособие «Избушка». Согласование существительных и прилагательных по родам.
- Иллюстративный материал по различным лексическим темам
- Игры для совершенствования грамматического строя речи («В саду, на поле, в огороде», «Моя квартира», «Времена года», «Маленькие слова» «Из чего сделаны?», «Назови одним словом», «Кто как устроен?» и др.)
- Карточки для дидактических игр на формирование представлений о многозначности значений имен существительных В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.
- Лото, домино, другие дидактические игры по лексическим темам (деревья, транспорт, мебель, посуда, животные, рыбы, деревья наших лесов и т.д.)
- Иллюстративный материал для игр «Что забыл нарисовать художник?», «Кто у кого?», «Большой- маленький», «Кто где живет?», «Чей хвост?», «Скажи какой?», «Наоборот»
- Пособие «Маленький волшебник» Т.И. Гризик.
- Грамматика в играх и картинках М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина.
Зона обучения грамоте
- Игровое пособие «Избушка». Анализ и синтез предложений и слов.
- Игра «Таинственный сад» для запоминания образа буквы на ощупь.
- Игра «Кто спрятался в середине?» на определение гласного звука в середине односложных слов.
- Игры для обучения грамоте и развития слоговой структуры слова («Слоговое лото», «Учим буквы и звуки», «Читаем и составляем слова», «Почитай-ка», «Найди и прочитай», «Кто ищет, тот всегда прочтет», «Делим слова на слоги», «Поймай рыбку» «Добавь букву к слову», «Замени букву в слове»)
- Настенные пособия «Звукобуквоград», «Поезд», «Морское путешествие»,
- Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, составления схем предложений (напольное пособие «Кочки», разноцветные фишки, кубики, магниты, флажки, и т.п.)
- Ребусы
- Кубики «Я учу буквы»
- Слоговые таблицы
- Магнитные буквы.
- Кассы букв.
Центр литературно - театральной деятельности
Детские книги, журналы для детей
Папки с загадками, потешками
Ширма для настольного театра
Атрибуты для постановки сказок
Куклы БИ-БА-БО и игрушки для пальчикового и настольного театра
Магнитофон и аудиокассеты с записью музыки для постановок
Чудо-книга «Сказочная деревня»
Кубики по мотивам сказок
«Попевки»
Методическая литература
- 100 физкультминуток на логопедических занятиях. Н.Г. Метельская., М.: Творческий центр сфера, 2010.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений) В.В. Коноваваленко , С.В. Коноваленко, М.: Гном- пресс, 1998.
- Буду говорить, читать, писать правильно. Г. Глинка, СПб.: «Питер», 2010.
- Веселые загадки. Е.И.Синицына, М.: «Лист нью», «Вече», «Крао», 2001.
- Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение, Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова., М.; «Гном- пресс», 1999.
- Документация учителя-логопеда ДОУ. Л.А. Боровцева, М.: Творческий центр сфера, 2010.
- Дошкольная логопедическая служба. Под ред. О. А. Степановой.М.: Творческий центр сфера., 2006.
- Звуки на все руки. 50 логопедических игр. Л. Я. Гадасина, О.Г. Ивановскакя. СПб.: «Детство- пресс», 2003.
- Злаки. Какие они? Цветы. Какие они?Т. А. Шорыгина, М.: «Гном и Д», 2009.
- Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения (3,4 ч.), Е. В. Новикова,М.: «Гном и Д», 2004.
- Коммуникативная деятельность в дошкольном образовательном учереждении и начальной школе. Сборник методических материалов. Чита – ЗабГГПУ , 2002.
- Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет., М. Ю. Картушина, М.: Творческий центр сфера., 2006.
- Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.-448с.
- Лингвистические игры. Изд.2, Т.Б. Жулий, Луганск : «Янтарь»,2002.
- Логопед. Научно-методический журнал. М.: Творческий центр сфера, 2000-2008 годы
- Логопедические упражнения. Готовимся кшколе по интенсивной методике. Т. А. Ткаченко, М.: «Эксмо», 2009.
- Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. Ю.В. Микляева, М.: «Айрис Пресс», 2010.
- Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи, И.С. Лопухина, М.: «Аквариум»,1995.
- Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.,А. Е. Воронова. М.: Творческий центр сфера, 2006.
- Мойдодыр, черномор, снеговик и другие. Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. И.Г. Сухин, М.: «Новая школа», 1997.
- Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с ТНР. (старшая группа), Е. И. Тимонен, Е .Т. Туюлайнен., СПб.: «Детство- пресс», 2002.
- Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении О. А. Степанова, М.: Творческий центр сфера,2004.
- Особенности общения с дошкольникакми. О. Е.Смирнова, М.: «Академия», 2000.
- Развитие речи детей 2. Н.В.Новоторцева, Ярославль: «Академя развития»,1997.
- Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство./ М.А. Полякова.- М.: Айрис-пресс,2011.-208с.: ил.- (Популярная логопедия).
- Сказки для игры и развития. Е.И.Синицына, М.: «Лист нью», «Вече», «Крао», 2002.
- Стихи для развития речи. Л. Г. Парамонова.:-СПб.:«Дельта», 2000.
- Тесты для детей.Сборник. Сост.М.Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головенкова.-СПб.: «Дельта», 1997.
- Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. Т. А. Ткаченко, М.: «Гном и Д», 2004.
- Учусь говорить. В.В. Гербова, М.:«Просвещение»,2003.
- Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР., В.П. Глухов, М.: «Аркти», 2002.
Электронные образовательные ресурсы.
- В работе с детьми используются авторские презентации, музыка, видеоматериалы и презентации открытого доступа сети интернет, как готовые, так и переработанные, а также материалы DVD и CD-дисков:
- «Коммуникация». Увлекательная грамота для детей 5-7 лет. Мультимедийное сопровождение образовательной деятельности. Е. П. Кольцова, О.А. Романович, Н.Л. Стефанова. Издательство «Учитель», 2014 г. (условное обозначение в календарном плане программы - (к))
- «Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет» Е.Ю. Бухтаярова, А. А. Гуськова, С. И. Токарева. Издательство «Учитель», 2014 г.
- Логопедические пазлы». Прогрессивные технологии обучения детей. (Рекомендации и сборники для коррекции нарушений письма по всем видам дисграфии и дизорфаграфии.) Л.В. Акульская. Издательство «Учитель», 2014 г.
- Звуковой калейдоскоп». Развитие фонематического слуха у дошкольников. Игры. ООО «Мерсибо», 2013 г. (условное обозн. – (м))
- «Логопедическая диагностика» Интерактивные игры и упражнения для обследования речи дошкольника. ООО «Мерсибо», 2014 г. (м)
- «Ума палата» Интерактивные игры для проведения обучающих занятий в детском саду. ООО «Мерсибо», 2014г. (м)
- «Логопедия» Стихи, упражнения песни. (5-CD диков: звуки с-з-ц, звуки ш-ж-ч, звуки й-к-г-х, звуки л-ль, звуки р-рь.) Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина. ОО «Иновционные технологии».
Перспективный план реализации проекта
№ |
Срок |
Формы и |
Содержание работы |
Результат |
Ответствен-ный |
1этап Подготовительный |
Сентябрь
20.09
27.09 |
1.Анкетирование родителей.
2.Как познакомить ребёнка с органами артикуляции? Презентация.
3. Дислалия и дизартрия.
4. Семинар-практикум для родителей «Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». |
Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития. Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Практические задания. |
Анкета для родителей
Протокол проведения семинара –практикума; отзывы родителей |
Учитель-логопед |
2 этап Основной |
Октябрь |
Мастер-класс «Речевое дыхание - основа правильной речи». |
Обучение комплексу упражнений для развития речевого дыхания. |
Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей |
Учитель-логопед |
Декабрь |
Консультация
|
Тематическая консультация с практической частью по обучению комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. |
Протокол проведения консультации, отзывы родителей |
Учитель-логопед |
|
Февраль
|
Семинар-игротека «Ловкие пальчики» |
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, знакомство с играми и упражнениями, изготовление пособий своими руками. |
Протокол проведения семинара, отзывы родителей, дидактические пособия, выполненные родителями и детьми. |
Учитель-логопед |
|
Апрель |
«День открытых дверей» |
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия (согласно плану ДОУ) |
Отзывы родителей |
Учитель-логопед, воспитатели |
|
Май |
Праздник красивой и правильной речи |
Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях |
Отзывы родителей |
Учитель-логопед, |
|
Ежемесячно |
«Домашняя игротека» |
Знакомит родителей с играми и упражнениями для использования дома. |
Картотека игр и упражнений в «Уголке логопеда» |
Учитель-логопед |
|
Еженедельно |
Индивидуальные консультации |
Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам |
Журнал регистрации консультаций для родителей |
Учитель-логопед |
|
Ежемесячно |
Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» |
Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей |
Папки-передвижки, информационные листы. |
Учитель-логопед |
|
3.Заключительный этап
|
Май |
Мониторинг |
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей |
Анкета для родителей |
Учитель-логопед |
Мониторинг детей |
Выявление уровня речевого развития детей |
Логопедическая диагностика |
Учитель-логопед |
||
Участие в МО |
Обмен опытом работы |
Презентация проекта |
Учитель-логопед |
Список литературы:
- «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
- Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
- Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
- - Программа «Непоседа-грамотейка», Клепикова Н. В., Чита, 2015;
- - Игры на портале «Мерсибо».
- Мне нравится (3)