Консультация для педагогов, музыкальных руководителей ДОУ.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Мария Станиславовна

Восприятие музыки – основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_kak_osnova_formirovaniya_muz._obrazov.docx183.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Восприятие музыки – основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника.

ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

1 Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и  явлений, воздействующих   на   анализаторы   человека.   Восприятие   –   не   просто механическое, зеркальное  отражение  мозгом  человека  того,  что  находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие  всегда  активный процесс, активная деятельность. Оно  является  первым  этапом  мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует  всем  видам  музыкальной деятельности.

2 Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые  в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже  тогда,  когда  ребенок  еще мал и не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие  музыки  –  ведущий вид  музыкальной  деятельности  во   всех  возрастных  периодах  дошкольного детства. 

3.Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен.  В противоположном случае, музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.



4.Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство — пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.


 Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности

5.«Человек стал человеком, – писал В.Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства.

7.РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника.

 С первого дня рождения ребёнок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери, звуки детских музыкальных игрушек.   

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод:  развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка.  Но музыкальное  восприятие  ребенка  не  будет   развиваться   и совершенствоваться в полной мере,  если  оно  основано  только  на  слушании музыкальных  произведений.  Важно  для  развития   музыкального   восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.  

ПРОБЛЕМА

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Термин "инклюзивное образование" предусмотрен в ФГОС и продиктован потребностями общества. С чем связаны эти отклонения? Может быть, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, быть может, отклонения связаны с социальным диагнозом "молчанка". Игра в "молчанку" начинается в раннем детстве, когда родители мало говорят с детьми, потому что устают от жизни, заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Система образования, как среднего, так и высшего звена, прочно идет по курсу "тестирования". Можно предположить, что будущие педагоги в скором времени разучатся говорить.

Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки. В. Сухомлинский подчёркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Мои фото

ПОЛЬЗА

Задачи, которые стоят перед каждым педагогом музыки, - это введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширение их духовной сферы, воспитание чувств, что требует от него серьезных знаний. Содержание музыки – это «истина и красота, наполняющие человеческие сердца». Очень важно знакомить детей с народной музыкой, о ее значении для развития песенного и танцевального творчества детей дошкольного возраста. Можно выделить следующие критерии эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста: эстетическое воспитание, эстетическую оценку и эстетическое отношение, творческую активность (развитие музыкальных способностей). Очень важно обращать внимание на развитие детского творчества – песенного, танцевального, игрового; на интегрированные занятия, праздники и развлечения, на организацию самостоятельной музыкальной деятельности детей, на музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки- миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет, а более сложные по объему песни доступны детям более старшего возраста.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает это пение наиболее ценным  музыкальным материалом. Сначала дети поют  с поддержкой взрослого, а в дальнейшем играют самостоятельно. В играх с пением дети упражняются в умении петь а капелла.

    На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора- повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только  закладываются  основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные  учреждения  в своей работе  опираются на национальное искусство, в частности музыкальный  фольклор, изначально  несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики

Самые яркие, любимые музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду – это незабываемые страницы в жизни ребёнка, богатый источник его впечатлений. Поэтому так важно, чтобы и в процессе подготовки к празднику, и на самом праздничном утреннике звучала высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе ребёнка. 

Обсуждение

Раскройте выполнение  поставленной задачи :

- Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Практическая часть

Инсценировать любую докучную сказку, на выбор или исполнить как музыкальную подвижную игру с пением.

Обсуждение

Раскройте выполнение  поставленной задачи:

- Развивать восприятие музыки у детей, приобщать старших дошкольников к музыкальной культуре своего народа, обучать игре на русских народных музыкальных инструментах (ложках, трещотках, погремушках)

Практическая часть

Используя русскую народную мелодию или песню, рекомендованную программой дошкольного образования, обучить детей игре на ложках.

Обсуждение

Раскройте выполнение  поставленной задачи :

-Развивать творческие  способности  детей, в том числе чувство ритма, цвета, гармонии.

Практическая часть

Используя узоры  русского народного декоративного искусства, составить карточки  - распевки (попевки)  и пропеть их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Взаимодействие педагогов, музыкальных руководителей и родителей при проведении праздников в ДОУ

В статье описано, как важно музыкальному руководителю и воспитателям найти «золотую середину» между самостоятельной активностью детей  и педагогически организованным досугом....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Музыкальный руководитель: БАСЫЙРОВА ЧУЛПАН ИНСАФОВНА МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7» с.Актаныш РТ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Музыкальный руководитель: БАСЫЙРОВА ЧУЛПАН ИНСАФОВНАМБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7» с.Актаныш РТ....

План работы по наставничеству профессионального становления начинающего педагога- музыкального руководителя

В плане представлена работа наставника - музыкального руководителя  на учебный год с начинающим педагогом (музыкальным руководителем)....

Индивидуальный маршрут педагога (музыкального руководителя)

laquo;Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с ОВЗ через слушание музыки, пения, развитие чувства ритма, музицирование»...

Консультации и рекомендации музыкального руководителя родителям о музыкальном воспитании детей

В детском саду осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить взаимосвязь детского сада и семьи, проводится знакомство одновременно с группой детей, поступивших вновь,...