Семинар - практикум для педагогов "Влияние музыки на развитие патриотических чувств дошкольников".
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Семинар – практикум для педагогов. Тема «Влияние музыки на развитие патриотических чувств дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов. Тема «Влияние музыки на развитие патриотических чувств дошкольников».
Выдающийся русский писатель и общественный деятель Валентин Григорьевич Распутин видел предназначение искусства в сохранении души человека: «Дело искусства – сохранять душу». «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…
Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка. Его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….»
В.А. Сухомлинский
Общеизвестно, что человек мыслит образами. Любовь к Родине становится сильным чувством тогда, когда у человека в сознании сформированы образы, связанные его Родиной, народом. Музыка является в этом смысле наиболее эффективным средством воспитания. Более того, русские люди достаточно эмоциональны. Это эмоциональное восприятие мира может стать основой формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…
Сейчас я включу музыку, вам предлагаю закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается мелодия песни «С чего начинается Родина?»).
Прошу вас поделиться своими образами, ассоциациями от слова Родина. (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
Что же мы услышали сейчас? У каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Вот видите даже взрослому человеку нелегко сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. И начинается он с самого раннего детства. Если мы с вами вспомни Э.П. Костину – то в ее программе «Русский дом» с каким окружением ребёнка начинается знакомство? (младшая группа – семья, средняя группа – детский сад, старшая группа – город, подготовительная группа – Родина).
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Музыкальное искусство в дошкольной педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду».
(на мотив р. н. п. «Ах, вы, сени»)
Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)
Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)
Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)
Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)
Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга) Все выбирают себе партнеров.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста (Например, «Заинька»). В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания, например, «Уж как шла лиса по травке», «Ехали медведи». Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях ребята слушают музыкальные произведения выдающихся русских композиторов: П.И. Чайковского. Н.А. Римского-Корсакова, которые использовали народные мелодии в своём творчестве.
Проведение с педагогами МДИ «Угадай мелодию». Участникам игры предлагается отгадать песни по мелодии. Музыкальный материал: «А я по лугу» Р.Н.П., «Во поле береза стояла» Р.Н.П., «Я на горку шла» Р.Н.П., «Калинка» Р.Н.П., «Как у наших у ворот» Р.Н.П., «Ах, вы, сени» Р.Н.П., Звучит мелодия, участники отгадывают песню.
Что дает ребятам эта игра? Знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость.
На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества («Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «У медведя во бору» и др.)
Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли» с пением (в кругу)
Педагоги стоят в кругу.
Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)
Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)
Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев) и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки
пошевелить, как ушками зайца)
Работают, не ленятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью).
Игра «Ворон».
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется при подготовке и проведении фольклорных праздников и развлечений, где мы разучиваем и распеваем народные песни и частушки, разучиваем танцевальные движения, хороводы, пляски и т.д.
Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив р. н. п. «Каравай»)
Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине. Посмотри-ка, дружок (идут по кругу за руки)
Мы печем пирожок.
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой ширины (расходятся в из круга)
Вот такой сладенький (гладят живот рукой)
Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)
С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши)
Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)
Ешь его!
Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в любое «окошечко».
- И пока мы не разъединили руки, пока мы все - одно целое, я хочу сказать:
Как хорошо, что рядом друг,
С которым можно поделиться,
Открыто высказать все то,
Что на душе твоей творится.
Который может поддержать,
Направить в нужный след,
Желаю вам, мои друзья,
Здоровья, долгих лет!
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение- словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Праздники способствуют созданию духовной сплочённости детей и взрослых, формируют и совершенствуют общечеловеческие чувства: любовь, доброту, взаимопомощь.
«Святки», «Масленица», «Жаворонки весну кличут», «Осенняя ярмарка».
Формирование творческих способностей происходит в интересной, увлекательной игровой форме. Втягиваясь в процесс игры, дети совершенствуют фантазию, обретают новые навыки и умения. В сценарий каждого фольклорного праздника обязательно включаю традиции и обычаи казачьего народа.
Кроме народных праздников проводятся другие, способствующие развитию нравственно-патриотических качеств - «День защитника Отечества», праздник «День Победы», праздник «День России».
Праздники, как «День матери», «День пожилого человека» проводятся с целью воспитания у детей любви и уважения к маме, пожилым людям.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.
Такие праздники надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
Спасибо за внимание.
МДИ «Угадай мелодию» (с применением ИКТ)
Участникам игры предлагается отгадать песни по мелодии. Музыкальный материал: «А я по лугу» Р.Н.П., «Во поле береза стояла» Р.Н.П., «Я на горку шла» Р.Н.П., «Калинка» Р.Н.П., «Как у наших у ворот» Р.Н.П., «Ах, вы, сени» Р.Н.П., «Яблочко» Р.Н.П. Звучит мелодия, участники отгадывают песню. После того, как дан правильный ответ, на экране появляется заставка – аплодисменты.
Что дает ребятам эта игра? Знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость. Эффект усиливается применением ИКТ.
После игры два педагога имитируют ссору между собой.
- А кто это у нас тут ругается, щипается и толкается? Так дело не пойдет. Давайте-ка мириться, нужно срочно подружиться!
Больше ссориться не будем,
И обиды позабудем!
Выходи, честной народ
В наш веселый хоровод!
Хоровод «На горе-то калина» Р.Н.П.
- И пока мы не разъединили руки, пока мы все - одно целое, я хочу сказать:
Как хорошо, что рядом друг,
С которым можно поделиться,
Открыто высказать все то,
Что на душе твоей творится.
Который может поддержать,
Направить в нужный след,
Желаю вам, мои друзья,
Здоровья, долгих лет!
Этот вид деятельности помогает ребятам еще больше сдружиться, почувствовать себя частью одного целого. Хоровод всех объединяет, что особенно важно в работе с детьми разной национальности.
2.Практическая часть.
Звучит музыка.
Надеваю ободок. беру реквизит и приглашаю к участию.( платки ,лошади)
Хозяйка.
Гости мои дорогие, Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки, Собрались мы с вами для забавушки! Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки! Поклон хозяйке отдадите – На мои вечорки проходите!
Звучит веселая музыка «Кубанские казаки». Педагоги делают поклон Хозяйке и проходят в горенку, садятся на лавочки. На конях мальчики
заезжают кругом. Девочки выбирают пары. Все вместе Девицы-красавицы, давайте себе пару выбирать.
Все девочки идут за мной.
Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду».
(на мотив р. н. п. «Ах, вы, сени»)
Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)
Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)
Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)
Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)
Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга) Все выбирают себе партнеров.
Хозяйка.
Сколько у меня гостей,
С ними будет веселей.
Ой, полон дом гостей, а печь-то я не растопила, дров-то не нарубила!
Щей не наварила! Помогите мне, люди добрые!
Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли» с пением (в кругу)
Педагоги стоят в кругу.
Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)
Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)
Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев) и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки
пошевелить, как ушками зайца)
Работают, не ленятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)
Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)
Хозяйка.
Сколько дров-то нарубили, Печь как быстро натопили.
Ну, вставайте, все в кружок, Испечем мы пирожок.
(выбираем пирожок по считалке «Шел, прошел, не нашел, шишел, вышел, вон пошел»)
Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив р. н. п. «Каравай»)
Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине. Посмотри-ка, дружок (идут по кругу за руки)
Мы печем пирожок.
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой ширины (расходятся в из круга)
Вот такой сладенький (гладят живот рукой)
Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)
С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши) Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)
Ешь его!
Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в любое «окошечко».
Хозяйка
С ложками мы поиграем, Скороговорки прочитаем!
Проводится игра с ложками.
Хозяйка дает две ложки, на которых написаны скороговорки. Педагоги стоят в кругу. Под веселую музыку запускают по кругу 2 ложки (в одну сторону, чтобы они не пересекались).Когда музыка остановится, у кого ложки будут в руках, должны прочитать свою скороговорку четко и ясно.
Кто прочитал скороговорку – садится отдыхать на лавочку.
Скороговорки для игры:
- Во мраке раки шумят в драке;
- Волки pыщут - пищу ищут;
- Верзила Вавила весело ворочал вилы;
- Из соседнего колодцa целый день водицa льется;
- Купилa бaбуся бусы Мapусе;
- Летят три пичужки, через три пусты избушки;
- Около колодца кольцо не найдется;
- Свинья тупорыла весь двор перерыла;
- У Кондрата куртка коротковата;
- У осы, не усы, не усищи, а усики;
- У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки;
- У нас гость унес трость;
- У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши;
- Шесть мышат в камышах шуршат.
После игры Хозяйка обращает внимание гостей на игрушечный сундучок.
Хозяйка.
Гости мои, а что это за сундук тут у нас.
Сколько разных предметов!!!
Кажется, я знаю, что с ними надо делать.
Вы любите сказки? А если их рассказываете и играете вы сами?
А давайте сейчас мы озвучим, сказку.
Для этого нас есть помощники – музыкальные инструменты.
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)
Хозяйка.
Спасибо, гости дорогие! Что на мои вечорки пришли, со мной вечер скоротали. А теперь пора прощаться, По домам всем возвращаться.
Всем спасибо за вниманье!
До новой встречи! До свиданья!
Все уходят под народную, весёлую песню.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, красоте, истине. Общество требует воспитания человека, действия и поступки которого соответствуют высшему критерию нравственности. И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало с детства.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность, когда человек открыт миру и готов принимать его таким, каким преподносят ему этот мир взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания должен осуществляться с первых колыбельных песен, ласковых рук матери, через культуру своего народа: пение, танцы, пословицы, поговорки, народные праздники, игры, произведения народного искусства.
По воздействию на человека музыка занимает одно из первых мест.
Моя педагогическая концепция – строить педагогическую деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию на исторических традициях народной культуры и народного искусства.
Целью работы я считаю воспитание духовно- нравственных качеств у детей, способствовать становлению гражданской позиции.
Задачи работы:
- способствовать расширению знаний детей о Родине, ее истории, героях, развитие гордости за ее достижения,
- развивать эмоциональную и личностную сферу детей,
- формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям,
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, родной природе.
Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных играх. Для работы по нравственно –патриотическому воспитанию я использовала и различные формы организации детской музыкальной деятельности: тематические занятия (Ознакомление с государственной символикой, Музыкальные жанры, Инструменты народного оркестра, досуги («День космонавтики», «Масленица», «Наш любимы детский сад», «День матери», тематические праздники («Россия – Родина моя», «Этот День Победы», «День защитника Отечества», «Моя семья»),игры-драматизации, театрализованные представления по казачьим сказкам.
На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества («Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «У медведя во бору» и др.)
Фольклорные праздники являются итогом в работе над различными фольклорными произведениями. При подготовке к праздникам дети разучивают народные песни, потешки, танцы и игры, осваивают игру на народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народным костюмом, примеряют его на себя. Здесь важна каждая мелочь: и народное полотенце, и каравай, и расписная посуда в оформлении праздника. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких,
застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.
А происходит это примерно так…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль туристических слетов в развитии патриотических чувств дошкольников
Выступление на педсовете в ДОУ...

Семинар – практикум для педагогов детского сада «Развитие познавательной сферы дошкольников»
Цель семинара-практикума: актуализация понятий «познавательная сфера», «психические процессы», пополнение педагогической копилки воспитателей играми и упражнениями, направленными на развитие познавате...

Семинар – практикум на тему: «Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию детей, а вот развитию эмоций уделяется недостаточное внимание. Однако только согласованное функционирование эмоций и...

Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"
Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"...

Семинар - практикум Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников
Цель: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство....

Семинар с педагогами на тему «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в ДОУ»
Семинар с педагогами на тему «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в ДОУ»В МБДОУ детский сад "Радуга" прошел семинар с педагогами на тему «Воспитание...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»
семинар-практикум для педагогов...