Семинар - практикум для педагогов. "Коллекционирование".
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Мария Станиславовна

"Коллекционирование - как как современный метод совместной музыкальной деятельности педагога с детьми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx18.08 КБ
Файл kollektsionirovanie.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов.

Тема Коллекционирование – как современный метод совместной музыкальной деятельности педагога с детьми.

1 слайд. Коллекционирование – как современный метод совместной музыкальной деятельности педагога с детьми.

2 слайд. «Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение». Академик И.П. Павлов

“Кто имеет увлечение, проживает две жизни”. Китайская народная мудрость.

Коллекция (в переводе с латинского – «собирание» - систематизированное собирание каких – либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.

3 слайд. Основная задача ФГОС  - создание условий для совместной деятельности педагога и ребёнка, которая направлена на возможность каждого ребенка проявить себя.  Поэтому роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс и обеспечивает ребёнку психологический комфорт, поддержку его детской инициативы и самостоятельности. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют различные методы и приемы. К таким методам можно отнести и коллекционирование.

4 слайд. Проблема

В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций.

2. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребенку.

3. Приоритетом в семье у детей является компьютер, телевидение, которые не всегда несут позитивную информацию.

5 слайд.        Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций.

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет овладения ими способами познания.

В совместной со взрослым деятельности используются методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Для чего? Зачем? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать).

В работе по организации коллекционирования необходимо опираться на технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по из разрешению.

6 слайд. Виды коллекций.

Выделяют следующие группы коллекций:

 Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

 

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

 

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.

Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.

 

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

 

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

 

Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно - прикладного искусства.

 

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.

Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.

Коллекционирование в музыкальной деятельности:

Предметное коллекционирование

Коллекционирование музыкальных впечатлений

Коллекции лингвистической направленности.

7 слайд. Этапы организации коллекционирования.

1 этап – Подготовительный - адаптация приёма коллекционирования.

На данном этапе происходит накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.

Анкетирование родителей, с целью изучения отношения родителей к коллекционированию как виду познавательной деятельности.

Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

Посещение музеев, выставок;

Индивидуальные беседы с детьми по интересам (поддержка и развитие детских

интересов).

2 этап – Основной - создание условий для развития детского коллекционирования. Данный этап предполагает организацию насыщенной развивающей среды для поддержания интереса к процессу коллекционирования, побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования.

Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

Чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;

Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и

сотрудников детского сада (вызвать у детей интерес к коллекционированию).

Посещение тематических экскурсий в музеи. (расширение знаний детей об

окружающем мире).

Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр

видеофильмов, презентаций (знакомство детей с разнообразными способами

получения информации).

Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции

3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей с привлечением родителей в процесс творческой деятельности детей.

Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

Проведение совместных итоговых мероприятий

10 слайд.

Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:

 выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;

 доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;

  разнообразие  –  чем  богаче  коллекция,  тем  выше  ее  развивающийкомпонент;

 учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);

  учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.

  педагогическую  ценность представляют эпизодические   коллекции  – 

 выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки

  безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними; 

  учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

11 слайд.

минималистика – коллекционирование маленьких, миниатюрных предметов.

нумизматика – коллекционирование монет.

промграфофилия – коллекционирование этикеток, фантиков, упаковочных материалов.

стикофилия – коллекционирование наклеек.

фалеристика – коллекционирование значков, знаков, медалей и орденов.

филокартия – коллекционирование открыток.

филателия – коллекционирование почтовых марок.

филобутонистика – коллекционирование самых разных пуговиц, включая военные и форменные.

филотаймия (календаристика) – коллекционирование календарей.

Кампанофилия – коллекционирование колокольчиков.

филофония – коллекционирование любых звукозаписей на любых носителях.

фонокартия – коллекционирование музыкальных открыток.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллекционирование – как современный метод совместной музыкальной деятельности педагога с детьми.

Слайд 2

«Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение». Академик И.П. Павлов “Кто имеет увлечение, проживает две жизни ”. Китайская народная мудрость. Коллекция (в переводе с латинского – «собирание » - систематизированное собирание каких – либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.

Слайд 3

Основная задача ФГОС - создание условий для совместной деятельности педагога и ребёнка, которая направлена на возможность каждого ребенка проявить себя . Поэтому роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс и обеспечивает ребёнку психологический комфорт, поддержку его детской инициативы и самостоятельности. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют различные методы и приемы. К таким методам можно отнести и коллекционирование.

Слайд 4

Проблема В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций. 2. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребенку. 3. Приоритетом в семье у детей является компьютер, телевидение, которые не всегда несут позитивную информацию.

Слайд 5

Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет овладения ими способами познания. В совместной со взрослым деятельности используются методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Для чего? Зачем? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать ). В работе по организации коллекционирования необходимо опираться на технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по из разрешению.

Слайд 6

Виды коллекций . Коллективные (групповые ). Домашние. Индивидуальные. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные. Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. Длительные. К оллекции лингвистической направленности. Коллекционирование в музыкальной деятельности: Предметное коллекционирование Коллекционирование музыкальных впечатлений Коллекции лингвистической направленности.

Слайд 7

Этапы организации коллекционирования. 1 этап – Подготовительный - адаптация приёма коллекционирования . На данном этапе происходит накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми. Анкетирование родителей, с целью изучения отношения родителей к коллекционированию как виду познавательной деятельности. Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; Посещение музеев, выставок ; Индивидуальные беседы с детьми по интересам (поддержка и развитие детских интересов ).

Слайд 8

2 этап – Основной - создание условий для развития детского коллекционирования. Данный этап предполагает организацию насыщенной развивающей среды для поддержания интереса к процессу коллекционирования, побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования . Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; Чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий ; Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада (вызвать у детей интерес к коллекционированию). Посещение тематических экскурсий в музеи. ( расширение знаний детей об окружающем мире ). Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов , презентаций (знакомство детей с разнообразными способами получения информации). Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции

Слайд 9

3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей с привлечением родителей в процесс творческой деятельности детей . Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей; Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом; Проведение совместных итоговых мероприятий

Слайд 10

Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:  выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка;  доступность  разнообразие  учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков )  учет возрастных особенностей детей  безопасность  учет природоохранного аспекта.

Слайд 11

минималистика – коллекционирование маленьких, миниатюрных предметов . нумизматика – коллекционирование монет . промграфофилия – коллекционирование этикеток, фантиков, упаковочных материалов . стикофилия – коллекционирование наклеек . фалеристика – коллекционирование значков, знаков, медалей и орденов . филокартия – коллекционирование открыток . филателия – коллекционирование почтовых марок . филобутонистика – коллекционирование самых разных пуговиц, включая военные и форменные . филотаймия ( календаристика ) – коллекционирование календарей . Кампанофилия – коллекционирование колокольчиков. филофония – коллекционирование любых звукозаписей на любых носителях . фонокартия – коллекционирование музыкальных открыток.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...