Предметно - пространственная среда
материал (подготовительная группа)

Кочеткова Екатерина Владимировна

Оснащенность помещений образовательной организации развивающей предметно-пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию пространства группы,  материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями здоровья, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРС18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация РППС  

Решая задачу по совершенствованию развивающей  предметно-пространственной среды в компенсирующей  группе для детей с ЗПР, ежегодно обновляю и пополняю игровые центры с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей, коррекции недостатков их развития.. Для организации самостоятельной творческой деятельности детей в группе созданы развивающие центры, соответствующие индивидуальным и психофизическим особенностям детей: Экологический, безопасности и ПДД, художественно – эстетического развития, патриотический, театрализованный, центр уединения, спортивный, книжный, математический, центр конструирования, центр речевого развития, игровой и музыкальный. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Среда группы обеспечивает возможность общения в совместной разнообразной деятельности детей и взрослых, создаёт благоприятные условия для самовыражения каждого ребёнка, проявления инициативы, самостоятельности, способствует развитию их двигательной активности.

Так для детей с ЗПР важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти. Наиболее актуальными являются такие направления в РППС как, познавательное направление, которое представлено Центром «Математики и сенсорного развития» оснащен игровым оборудованием: блоками Дьенеша, палочками Кьюизенера. Чтобы развивать пространственное воображение детей в уголок помещаю тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, пазлы, наборы картинок для фланелеграфа (фланелеграф мобильный, переносится в любую часть группы, а также используется для индивидуальных и групповых занятий), схематические изображения улицы, квартиры, дома, которые дети дорисовывают и размещают. Для освоения навыков измерения величины, восприятия цвета, формы, и количества разместила геометрические фигуры, счетные палочки и плоские силуэты разных предметов, дидактические игры, игрушки разной величины и объёма; шнуровки, линейки для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. (Все игрушки и предметы мобильны, используются как для занятий, так и для индивидуальных игр по желанию детей в свободной деятельности); Условные меры длины, объёма сыпучих и жидких веществ. (Используются так же и для экспериментирования) Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны (используется так же и на занятиях изо).

    В нашей компенсирующей группе активно используем полифункциональные наборы – это мягкие поролоновые фигуры, разные по форме, цвету и размеру. (При подборе цветовой гаммы учитывалось влияние цвета на психоэмоциональное состояние детей). Совершая действия с мелкими деталями модулей, у воспитанников с ЗПР развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Действия с модулями помогают нашим детям укрепить руки, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука». В компенсирующей группе с детьми ЗПР и РАС всегда создана возможность для совместной деятельности взрослого (родителя или педагога) с детьми и самостоятельной детской активности. Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса. Одно и то же оборудование дети используют в различных центрах: оборудование для двигательной активности использует в сюжетно – ролевых играх, переносную  ширму в играх «У доктора», « Центр ряженья» и « Модный дом» ,прозрачный  мольберт – для творческого самовыражения детей   в парах или педагог – ребенок, родитель – ребенок в классических или нетрадиционных техниках рисования, для  магнитных цифр и букв, , фланелеграф  переносной и дополнительные  атрибуты к нему (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, сказочных героев и др.). Для тех случаев, когда дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят, использую переносные различные тематические «мобили» и нарисованные на стене ладошки на разной высоте, у нас правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни и т. д.

Для детей с РАС эффективно использую в среде визуальные и коммуникативные подсказки:

Ориентировочные: фотографии ребенка, фотографии сотрудников ДОО, информационные таблички при входе в помещения, пиктограммы, цвет (привлекающий ребенка)

Коммуникативные: таблички с печатным текстом, коммуникативный альбом, коммуникативные панно или доска (в группе).

Социально-поведенческие: иллюстрированные списки правил поведения, серии картинок с алгоритмом социальных действий

Для детей компенсирующей группы с ЗПР очень актуальным является речевое развитие.

Данное направление представлено в центрах «Развитие речи», «Логопедический мини-центр», «Центр книги» Центры наполнены: дидактическими играми «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», схемы для составления рассказа-описания, предметные картинки, сюжетные картинки, «Звуки», «Звонкий - глухой», «Игры с парными карточками». «Говори правильно Л, Р», дыхательные тренажеры, детская художественная литература различных жанров и др.

Для развития словарного запаса и связной речи, дидактические пособия: предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, схемы для составления рассказов, наборы «Рассказы по картинкам» по темам, учебно-наглядные пособия и наборы «Транспорт», «Мебель» и др., картинный материал «Говорим правильно», «Веселые считалочки», картотека дидактических игр для развития связной речи, мнемотаблицы, таблицы «Расскажи мне сказку», книжки-малышки и др.; Особое внимание уделяла дидактическим играм: В работе над дикцией, силой голоса, темпом речи также использую скороговорки, чистоговорки, загадки стихи. Дети произносили их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро); Для развития фонематических процессов: игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Определи место звука», дидактические игры: «С какой буквы начинается», «Составь слово», стол с алфавитом, кубики с буквами, касса звуков, алфавит, магнитная азбука, настольная азбука и др.; Для правильного звукопроизношения созданы: игры для развития фонематического слуха, логопедические игры на правильное звукопроизношение, картотека звукоподражательных упражнений; Для развития артикуляционных движений и мелкой моторики: картотеки артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, массажа Су-джок, созданы тренажеры для развития речевого дыхания «Волшебные стаканчики», «Супер - дыхание», «Вертушки», «Воздушный лабиринт», мыльные пузыри, воздушные шарики. Тренажеры для развития мелкой моторики: шнуровки, резиночки, прищепки, массажные мячики и др., зеркала картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

     Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...