КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ1.2. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.
учебно-методический материал

Караулова Мария Константиновна
 Наличие современной развивающей предметно-пространственной среды (ППС), включающей в себя:
- интерактивные зоны;
- творческую, исследовательскую, экспериментальную или другие лаборатории и инновационные центры;
- музеи;
- инновационное оборудование и другие современные элементы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_2_goda_.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Колокольчик» с. Троицкое»

План по самообразованию воспитателя

«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

                 

Выполнила воспитатель:

Караулова Мария

 Константиновна 

 

2023-2024

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы

Современная образовательная система ставит ключевым ориентиром - формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника, выходящего из стен дошкольного учреждения. В этих условиях немаловажное значение имеет нравственное развитие детей.

Быть гармоничной личностью, уметь вести себя достойно в любой обстановке являются неотъемлемыми правами и обязанностями каждого из нас. Воспитывать нравственные качества и духовность крайне важно с дошкольного детства, это нужно для того, чтобы такие нравственные качества, как честь, достоинство выступали внутренними стимулами человека.

Возраст до 7 лет – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. В условиях целенаправленного педагогического воздействия этот процесс проходит наиболее успешно. Особенное влияние на детей оказывает правильный подбор художественных произведений, благодаря которой ребенку открывается смысловое содержание распространенных жизненных ситуаций, раскрывается внутренний мир персонажей, происходит формирование важнейших умений - волноваться, сопереживать.

Желание детально изучить данную тему отразилось в объемном модуле по самообразованию, рассчитанном на 2 года.

Цель и задачи:

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросу духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста;
  • оценить эффективность воспитания детей дошкольного возраста через художественную литературу;
  • способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросу духовно - нравственного развития детей;
  • поделиться опытом с коллегами.

Предполагаемый результат:

  • дети станут проявлять интерес к художественным произведениям, размышлять над их смыслом;
  • у детей сформируются представления о нравственных качествах и их проявлениях (милосердие, доброта, трудолюбие и др);
  • снизится уровень конфликтов в группе, дети станут доброжелательнее относиться друг к другу.

Этапы работы над темой

I Диагностический этап:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Работа с интернет – ресурсами.

3. Изучение опыта коллег, работающих в данном направлении.

4. Диагностика индивидуального уровня развития детей.

II Прогностический этап:

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели.

III Практический этап:

  1. Составление перспективного плана мероприятий на 2 учебных года.
  2. Реализация намеченного плана: чтение и обсуждение художественных произведений, направленных на формирование социально – нравственных качеств воспитанников.

Первый год работы над темой (старшая группа)

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Мониторинг

А. Карандашова «Большая стирка», А. Фомин «Подружки», В. Осеева «Синие листья».

Октябрь

В. Сухомлинский «Камень», «Красногрудые снегири», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Младший брат», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Ноябрь

Н. Носов «Заплатка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Сыновья».

Декабрь

Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему», К. Ушинский «Играющие собаки», Я. Тайц «По ягоды», Л. Толстой «Косточка»

Январь

«Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Козлов «Зимняя сказка», А.И. Одоевский «Мороз Иванович»

Февраль

Л. Толстой «Котенок», «Лгун», Д. Ищенко «Максимка- пограничник», Б. Житков «На льдине»

Март

Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», А. Аким «Кто кому, кто?», Г. Бойко «Март», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Театрализованное представления по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»

Апрель

В. Маяковский «Вот какой рассеянный», З. Александрова «Дозор», А. Барто «На заставе», А. Барто «Есть такие мальчишки», С. Сахарнов «Самый лучший пароход»

НОД «Театр вежливости».

Май

Л. Толстой «О людях больших и маленьких», В. Осеева «Хорошее», А. Барто «Медвежонок – невежа», «Два жадных медвежонка»

Мониторинг

Работа с родителями:

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Анкетирование «Социально – нравственное воспитание».

Октябрь

Памятка «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки.

Ноябрь

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям 5-6 лет.

Декабрь

Опрос «Какие книжки вы читаете детям».

Январь

Рекомендация родителям: пополнить домашнюю библиотеку книгами с произведениями разных авторов.

Февраль

Консультация «Воспитание нравственных качеств у дошкольника через семью».

Март

Разместить в приемной выставку книг о семье.

Апрель

Конкурс рисунков «Доброта спасет мир!».

Май

Оповещение родителей о достижениях детей.

Ежемесячно

Индивидуальные беседы. Практические рекомендации.

Работа с педагогическим коллективом:

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Рекомендации по чтению произведений с детьми 5-6 лет.

Декабрь

Практикум: чтение и обсуждение на педагогическом часе произведения Л. Толстой «Косточка».

Апрель

Открытый показ ОД «Театр вежливости».

Второй год работы над темой (подготовительная группа)

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Мониторинг

С. Баруздин «За обедом», В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасала», Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», М. Пляцковский «Урок дружбы».

Октябрь

Л. Н. Толстой «Лгун», З. Ежикова «Крот и его друзья», Е. Бехлерова. «Капустный лист», Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить».

ОД по рассказам Л.Н. Толстого «Чашка», «Лгун».

Ноябрь

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Птичка», Н. Найденова «Девочка новая в детском саду», «Упрямые козы» (узбекская сказка).

Декабрь

Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони», «Дед и внук», Дриз О. «Добрые слова», Дурова Н. «Заботливая подруга».

ОД по притчам Н.Л. Толстого «Старик сажал яблони», «Дед и внук».

Январь

Л. Н. Толстой «Корова», «Два товарища», С. Лежнева «Как Вовка праздновал день рождения», Руцень О. «Так или не так?», Сапгир Г. «Самые слова».

Февраль

С. Маршак «Мальчики и девочки», «Госпожа Метелица» (немецкая сказка), «Ленивая Бручолина» (итальянская сказка).

НОД по английской народной песенке в переводе С. Маршака «Мальчики и девочки».

Март

В. Осеева «Что легче», «Кто хозяин?», С. Михалков «Зеркало», «Хорошие товарищи», «Соломинка, уголь и боб» (Братья Гримм).

Апрель 

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывки из повести), «Семь Симеонов»,

Е. А. Алябьева «Кошка и варенье», «Ябеда-карябеда», Тимершин Р. «Где лежало спасибо», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки».

ОД по басне «Лебедь, рак и щука».

Май

С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной Войне».

Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор».

Мониторинг.

Работа с родителями:

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Анкетирование «Ребенок и книга».

Октябрь

Консультация «О нравственном воспитании детей».

Ноябрь

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям 6-7 лет.

Декабрь

Размещение в приемной выставки книг «Русские народные книги».

Январь

Семинар - практикум «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки».

Февраль

Консультация «Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств у дошкольников».

Март

Консультация «Нравственные уроки воспитания сказкой».

Апрель

Акция «Давайте говорит друг другу комплименты!».

Май

Оповещение родителей о достижениях детей.

Ежемесячно

Индивидуальные беседы. Практические рекомендации.

Работа с педагогическим коллективом:

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Рекомендации по чтению произведений с детьми 6-7 лет.

Февраль

Консультация «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников».

Май

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.

IV Обобщающий этап:

1.         Диагностика индивидуального уровня развития детей на конец года.

2.         Анализ данных по итогам учебного года.

3.       Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

V Внедренческий этап:

  1.  Трансляция опыта в СМИ.

Список используемой литературы

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС / Р. С. Буре. - М.: «Мозаика-Синтез», 2021.
  2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. // Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
  3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.2. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

1.2. Наличие современной развивающей предметно - пространственной среды (ППС), включающей в себя: интерактивные зоны; творческую, исследовательскую, экспериментальную или другие лаборатории и инноваци...

КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

1.1.Наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) ДОУ по результатам педагогической диагностики (мониторинг за межаттестационный период)...

КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.

1.1. Наличие стабильных положительных результатовосвоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) ДОУ по результатам педагогической диагностики (мониторинг за межаттестационный пер...

КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.2. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.

Наличие современной развивающей предметно-пространственной среды (ППС), включающей в себя:- интерактивные зоны;- творческую, исследовательскую, экспериментальную или другие лаборатории и инновац...

КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.

1.1. Наличие стабильных положительных результатовосвоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) ДОУ по результатам педагогической диагностики (мониторинг за межаттестационный пер...

КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.1.Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися ОПП

1.1.Наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) ДОУ по результатам педагогической диагностики (мониторинг за межаттестационный период)...