Проект на тему "Культура татарского народа"
проект (подготовительная группа)

Евдокия Султанбуратовна Шакаева

Проект будет интересен для работников дошкольных учреждений и для педагогов дополнительного образования. Актуальность проекта заключается в том, что современное поколение не знает культуру разных народов. А чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский                

                                Республики Башкортостан

 Проект на тему:

    «Культура татарского  

                народа»

http://static.eva.ru/eva/230000-240000/234431/photoalbum/tatar_odezhda2_7893745443912842.gif?V

Выполнила: Шакаева Е.С.

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Октябрьский – 2014

Содержание

1. Актуальность проекта ……………………………………………………… 3

2. Описание проекта. …………………………………………………………...5

3. Этапы реализации проекта…………………………………………………. 7

4. План мероприятий по реализации проекта …………………………………8

5. Итоги реализации проекта …………………………………………………..14

    Заключение …………………………………………………………………...16

    Список литературы…………………………………………………………. .17

   

         

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/755/52755120_1261478853_Tataruy.jpg

Актуальность проекта.

Мой край родной

Здесь много наций.

Живем мы в дружбе и в любви

Мордва, татары, и чуваши –

Примером миру станем мы.

Рузаль Мухаметшин

Особенно актуальной в настоящее время стала проблема отношения к людям другой национальности, культуры. Культурный эгоизм и взаимная нетерпимость через средства массовой информации проникают в семью и в детский сад.

Наша республика Башкортостан многонациональная республика, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, башкиры, татары, немцы, евреи, чуваши, марийцы, и другие.  Для того, чтобы отношения между народами были дружелюбными и гармоничными, каждый должен знать историю, культуру, обычаи, традиции.

Ребенок с раннего детства живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, ребенок и сам становится не только представителем своего народа, но и хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. В связи с актуальностью темы, по федеральным государственным требованиям, в связи с тем, что в нашей группе преобладает количество детей татарской нации выбрала тему проекта ознакомление культурой татарского народа.

                   C:\Users\dns\Desktop\центр нац культур\IMG_0478.JPG

Цель проекта:

  • создать условие для работы семьи и  детей с нарушениями речи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей

Задачи проекта:

  • расширить знания детей  о жизни людей, татарской национальности, живущих на территории Башкортостана, их обычаях, традициях, фольклоре;
  • познакомить с национальной одеждой татар;
  • дать представление о национальных жилищах татар;
  • приобщать детей и родителей к играм татарского народа;
  • воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

 Идея проекта:

  • через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур татарского народа, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливости в общении, благодарности за помощь.

C:\Users\dns\Desktop\центр нац культур\IMG_0487.JPG

Описание проекта

Вид проекта:

  • творческий - познавательный

Продолжительность проекта:

  • долгосрочный

        Участники проекта:

  • воспитатели
  • музыкальный руководитель
  • воспитанники
  • родители

       Сроки реализации:

  • Октябрь 2013г – май 2014г.

       Ожидаемый результат:

Для педагогов:

  • Разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой
  • Подбор литературы и методических пособий по проекту. Разработка конспектов занятий, праздников.
  • Оформление национального уголка в группах. Выставка детских работ.

Для родителей

  • Участие родителей в проекте, разработка анкет для родителей, проведение консультации по национальному воспитанию. Участие на праздниках.

          Для детей:

  • Знание о жизни людей татарской национальности, их традициях, обычаях.
  • Умение любоваться предметами декоративного искусства, бережно относиться к ним.
  • Знание татарских подвижных игр, умение самостоятельно играть.
  • Знание произведений фольклора.

Этапы работы

I этап. Организационно-подготовительный

  • подготовка документационного, материально-технического обеспечения организации проектной деятельности в группе
  • составление тематического планирования мероприятий
  • организовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с планом проекта

        II этап. Основной

  • осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием
  • оформление национального уголка в группе
  • приобретение необходимого дидактического материала
  • создание картотеки игр разных народов
  • обеспечение условий для развития толерантности
  • оформление сюжетно-ролевых игр
  • оформление дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
  • проведение занятий и развлечений по тематике
  • привлечение родителей к участию в мероприятиях группы осуществлению проектной деятельности.
  • осуществление взаимодействия с социокультурными учреждениями города путём реализации плана сотрудничества.

III этап заключительный

  • оформление презентации проекта
  • выставка татарской избы и картотеки с татарскими играми
  • мониторинг промежуточный
  • защита проекта на педагогическом совете
  • праздник «Сабантуй» совместно с родителями.

http://www.obzor.lt/images/news/11/2013_06_03/pic25.jpg

План мероприятий по реализации проекта

Проект реализуется по трем направлениям:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами дошкольного учреждения.

1.Работа с детьми

Цель:

  • формировать представления о многообразии культур татарского народа, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
  • научить самостоятельно организовать и играть татарские подвижные игры.

2. Работа с родителями

Цель:

  • привлекать родителей к участию в мероприятиях группы осуществлению проектной деятельности.

3.Работа с педагогами

Цель: 

  • повысить профессиональную компетентность педагогов
  • пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику.

 Средства реализации проекта:

  • устное народное творчество, этнические музеи
  • художественная литература
  • музыкальное народное творчество
  • декоративно-прикладное искусство, живопись
  • народные праздники, обряды, традиции
  • игра, народная игрушка и национальная кукла

Тематический план работы по реализации проекта

«Культура татарского народа»

   

Тема

Программное собрание

Методы, приемы

1.Октябрь

«Татарская изба»

Познакомить с татарской избой; объясняя
детям назначение его составных частей. Обогащать словарь детей: изба, убранство, утварь, гостеприимство.
Познакомить детей с татарскими пословицами и поговорками. Воспитывать чувство толерантности.


Рассмотреть внутреннее
устройство и убранство татарской избы. 
Рассказ воспитателя.
Объяснение новых слов.
Словарная работа.
Беседа.
Фольклор.

2.Ноябрь

«Печь - как мать родная»

Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду взрослых.


Загадка о печи.
Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении.
Объяснение. Пословицы. 
Вопросы:
В каких сказках говорилось о печи?
Словарная работа.
Поговорки.
Обобщение.
Итог.

 

3.Декабрь

«Хлеб - всему голова»

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании 
хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать 
знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям

выражений слов. 
Расширять словарь детей за счет новых слов: колосок, серп, мельница, борона, коса, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба. 

  

Загадки.
Рассказ воспитателя (как выращивали хлеб в старину, и как выращивают сейчас) Показ слайдов на мультимедийном проекторе.
Объяснение.

Беседа.
Поговорки о хлебе.
Пословицы о труде.
Игра: «Ак калач». Итог.

4.Январь

«Татарская утварь»

«Посиделки»

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью.
Познакомить детей с посиделками в деревенской татарской избе. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали,

ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать интерес к истории. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь.

Встреча Хозяйки.
Беседа о блюдах.
Поговорки.
Рассмотреть экспонаты.
Пояснение
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Загадки о посуде.
Обобщение.
Итог.

5.Февраль

«В гостях у Айгуль»

Расширить у детей кругозор.
Закрепить знания о татарских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человеком. Познакомить с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним

убранством.
Вспомнить как называются татарские национальные головные уборы, обувь. а. Воспитывать уважение и

бережное отношение к предметам старины. 


Сюрпризный момент: «Бабушкин   сундук».  
Осмотр содержимого
сундука.   Объяснение. 
Беседа.
Рассказ воспитателя с показом слайдов.
Словарная работа.
Фольклор.
( загадки о головных уборах и обуви)
Игра:«Тубэтэй».Итог.

6.Март

«Быт в  старину»

Познакомить детей с домашней утварью. Формировать интерес детей к подлинным предметам старины. Развивать познавательную деятельность. Обогащать словарный запас детей: коромысло, корыто, лукошко, доска для стирки, комган. Продолжать знакомить детей с фольклором. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам.


Загадки.
(о предметах старины)
Рассказ воспитателя с показом слайдов.

Показ утвари из мини музея.Объяснение. Пословицы. .
Поговорки.
Обобщение.
Анализ.

7.Апрель

Праздник - 
«Карга боткасы»

Познакомить детей с татарским праздником «Сабантуй». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь. Доставить детям радость.

Знакомство с
 праздником 
через обыгрывание
и объяснение народных поверий. Загадки
про весну, про птиц. Беседа. Наблюдение за птицами.
Игры: «Мяч по кругу»,
«Покажи-ка ты дружок»
Итог.
Анализ.

9.Май

«Дружба и братство дороже богатства»

Звучит песня «Сабантуй». Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй». Рассказы детей.
Чтение стихов. Игры: «Бей в горшок», «Сары яулык»,
«Хоп, хоп».
 Бег с ложками с яйцом”, «Бег в мешках»

Чаепитие с блюдами татарской кухни.

План работы с родителями и педагогами

Месяц

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

Познакомить родителей с содержанием работы по проекту.

Консультация на тему: «Как приобщить детей к традициям и обычаям татарского народа»

Объявление темы проекта. Знакомство с целью и задачами проекта.

Ноябрь

Чтение татарских сказок, легенд дома, выставка произведений татарских писателей и поэтов. Выставка совместных с родителями рисунков по прочитанным сказкам.

Консультация: «Воспитание дошкольников в национальных традициях»

Декабрь

Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России, фотографии семейных праздников, экскурсий

Оформление  картотеки «Татарские подвижные игры».

Январь

Оснащение мини уголка (татарской избы) с национальными принадлежностями.

Смотр-конкурс  уголков национальных культур.

Обшить кукол в национальный костюм.

Подготовка к развлечении «Посиделки в старину»

Февраль

Подборка открыток и рецептов национальной татарской кухни.

«Посиделки в старину» -  развлечение с приглашением представителей татарской культуры из центра национальной культуры из города.

Март

Помощь в подготовке к национальному празднику «Карга боткасы»

(приготовление блюд)

Участие в празднике.

Праздник «Карга боткасы»

Май

Презентация проекта

Праздник «Сабантуй»

Итог реализации проекта, презентация на педагогическом проекте. Беседа за круглым столом с чаепитием.

Итоги реализации проекта

Большое значение в наше время отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего края. В федеральных государственных требованиях выделен региональный компонент, включающий изучение истории, культуры, традиции, искусство своего народа и выступающим средством в формирования в детях чувства любви к малой родине.

 Данная задача решается в нашем детском саду: ведутся занятия по ознакомлению детей с культурой не только татарского народа, но и культурой других национальностей.  В рамках проекта проводятся развлечения, праздники. В совместную деятельность педагогов специалистов и детей включаются и народные подвижные игры. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели взаимопроникновение их в деятельность друг друга при решении задач по воспитанию детей.  Нами был разработан проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом   которого станет праздник -  развлечение «Праздник Сабантуй».

                                     

Диаграмма

Результаты к началу проекта:

Хороший уровень – 0%

Средний уровень – 30%

Ниже среднего – 70%

               

Промежуточный результат:

Хороший – 14%

Средний уровень – 56%

Ниже среднего – 30% 

   

Заключение

На данный момент работа над проектом «Культура татарского народа» не закончена. Подводя промежуточные итоги, от проделанной работы мы испытываем огромное удовлетворение. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории нашей республики. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только нами и другими педагогами, так же и родителями.

            После проделанной работы у детей и родителей появился интерес к изучению народной культуры и искусства, удовлетворение от совместной творческой работы.

             Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей                                

              Результаты промежуточного мониторинга позволяют говорить о возможности рекомендовать предложенный проект к использованию в практике работы дошкольных образовательных учреждений нашего города.

Библиографический список:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
  2. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
  3. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988
  4. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Челябинск: Взгляд. 2007
  5. Ватаман  В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры»  – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
  7. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
  8. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
  9. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
  10. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989
  11. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в                  

формировании    положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.

  1. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов  

дошкольника». Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

  1. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная

асвета,   1997.

  1. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...

Фольклор татарского народа (на татарском языке)

Хөрмәтле коллегалар, бүгенге темабызны дәвам итеп,  минем шуны әйтәсем килә. Без балалар бакчасында тәрбия һәм белем бирү программасында , беренче төркеменнән башлап, балаларның авазларны дөрес ә...

Фольклор татарского народа (на татарском языке)

презинтация для воспитателей и родителей....

проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"

Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....

“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями....

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...