Проект на тему "Культура татарского народа"
проект (подготовительная группа)
Проект будет интересен для работников дошкольных учреждений и для педагогов дополнительного образования. Актуальность проекта заключается в том, что современное поколение не знает культуру разных народов. А чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект будет полезен для дошкольных работников и для родителей. | 927.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Проект на тему:
«Культура татарского
народа»
Выполнила: Шакаева Е.С.
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Октябрьский – 2014
Содержание
1. Актуальность проекта ……………………………………………………… 3
2. Описание проекта. …………………………………………………………...5
3. Этапы реализации проекта…………………………………………………. 7
4. План мероприятий по реализации проекта …………………………………8
5. Итоги реализации проекта …………………………………………………..14
Заключение …………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………. .17
Актуальность проекта.
Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и в любви
Мордва, татары, и чуваши –
Примером миру станем мы.
Рузаль Мухаметшин
Особенно актуальной в настоящее время стала проблема отношения к людям другой национальности, культуры. Культурный эгоизм и взаимная нетерпимость через средства массовой информации проникают в семью и в детский сад.
Наша республика Башкортостан многонациональная республика, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, башкиры, татары, немцы, евреи, чуваши, марийцы, и другие. Для того, чтобы отношения между народами были дружелюбными и гармоничными, каждый должен знать историю, культуру, обычаи, традиции.
Ребенок с раннего детства живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, ребенок и сам становится не только представителем своего народа, но и хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. В связи с актуальностью темы, по федеральным государственным требованиям, в связи с тем, что в нашей группе преобладает количество детей татарской нации выбрала тему проекта ознакомление культурой татарского народа.
Цель проекта:
- создать условие для работы семьи и детей с нарушениями речи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей
Задачи проекта:
- расширить знания детей о жизни людей, татарской национальности, живущих на территории Башкортостана, их обычаях, традициях, фольклоре;
- познакомить с национальной одеждой татар;
- дать представление о национальных жилищах татар;
- приобщать детей и родителей к играм татарского народа;
- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
Идея проекта:
- через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур татарского народа, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливости в общении, благодарности за помощь.
Описание проекта
Вид проекта:
- творческий - познавательный
Продолжительность проекта:
- долгосрочный
Участники проекта:
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- воспитанники
- родители
Сроки реализации:
- Октябрь 2013г – май 2014г.
Ожидаемый результат:
Для педагогов:
- Разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой
- Подбор литературы и методических пособий по проекту. Разработка конспектов занятий, праздников.
- Оформление национального уголка в группах. Выставка детских работ.
Для родителей
- Участие родителей в проекте, разработка анкет для родителей, проведение консультации по национальному воспитанию. Участие на праздниках.
Для детей:
- Знание о жизни людей татарской национальности, их традициях, обычаях.
- Умение любоваться предметами декоративного искусства, бережно относиться к ним.
- Знание татарских подвижных игр, умение самостоятельно играть.
- Знание произведений фольклора.
Этапы работы
I этап. Организационно-подготовительный
- подготовка документационного, материально-технического обеспечения организации проектной деятельности в группе
- составление тематического планирования мероприятий
- организовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с планом проекта
II этап. Основной
- осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием
- оформление национального уголка в группе
- приобретение необходимого дидактического материала
- создание картотеки игр разных народов
- обеспечение условий для развития толерантности
- оформление сюжетно-ролевых игр
- оформление дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
- проведение занятий и развлечений по тематике
- привлечение родителей к участию в мероприятиях группы осуществлению проектной деятельности.
- осуществление взаимодействия с социокультурными учреждениями города путём реализации плана сотрудничества.
III этап заключительный
- оформление презентации проекта
- выставка татарской избы и картотеки с татарскими играми
- мониторинг промежуточный
- защита проекта на педагогическом совете
- праздник «Сабантуй» совместно с родителями.
План мероприятий по реализации проекта
Проект реализуется по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с педагогами дошкольного учреждения.
1.Работа с детьми
Цель:
- формировать представления о многообразии культур татарского народа, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
- научить самостоятельно организовать и играть татарские подвижные игры.
2. Работа с родителями
Цель:
- привлекать родителей к участию в мероприятиях группы осуществлению проектной деятельности.
3.Работа с педагогами
Цель:
- повысить профессиональную компетентность педагогов
- пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику.
Средства реализации проекта:
- устное народное творчество, этнические музеи
- художественная литература
- музыкальное народное творчество
- декоративно-прикладное искусство, живопись
- народные праздники, обряды, традиции
- игра, народная игрушка и национальная кукла
Тематический план работы по реализации проекта
«Культура татарского народа»
№ | Тема | Программное собрание | Методы, приемы |
1.Октябрь | «Татарская изба» | Познакомить с татарской избой; объясняя |
|
2.Ноябрь | «Печь - как мать родная» | Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
|
3.Декабрь | «Хлеб - всему голова» | Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании выражений слов.
| Загадки. Беседа. |
4.Январь | «Татарская утварь» «Посиделки» | Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать интерес к истории. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. | Встреча Хозяйки. |
5.Февраль | «В гостях у Айгуль» | Расширить у детей кругозор. убранством. бережное отношение к предметам старины. |
|
6.Март | «Быт в старину» | Познакомить детей с домашней утварью. Формировать интерес детей к подлинным предметам старины. Развивать познавательную деятельность. Обогащать словарный запас детей: коромысло, корыто, лукошко, доска для стирки, комган. Продолжать знакомить детей с фольклором. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам. |
Показ утвари из мини музея.Объяснение. Пословицы. . |
7.Апрель | Праздник - | Познакомить детей с татарским праздником «Сабантуй». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь. Доставить детям радость. | Знакомство с |
9.Май | «Дружба и братство дороже богатства» | Звучит песня «Сабантуй». Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй». Рассказы детей. Чаепитие с блюдами татарской кухни. | |
План работы с родителями и педагогами
Месяц | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Октябрь | Познакомить родителей с содержанием работы по проекту. Консультация на тему: «Как приобщить детей к традициям и обычаям татарского народа» | Объявление темы проекта. Знакомство с целью и задачами проекта. |
Ноябрь | Чтение татарских сказок, легенд дома, выставка произведений татарских писателей и поэтов. Выставка совместных с родителями рисунков по прочитанным сказкам. | Консультация: «Воспитание дошкольников в национальных традициях» |
Декабрь | Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России, фотографии семейных праздников, экскурсий | Оформление картотеки «Татарские подвижные игры». |
Январь | Оснащение мини уголка (татарской избы) с национальными принадлежностями. | Смотр-конкурс уголков национальных культур. |
Обшить кукол в национальный костюм. | Подготовка к развлечении «Посиделки в старину» | |
Февраль | Подборка открыток и рецептов национальной татарской кухни. | «Посиделки в старину» - развлечение с приглашением представителей татарской культуры из центра национальной культуры из города. |
Март | Помощь в подготовке к национальному празднику «Карга боткасы» (приготовление блюд) Участие в празднике. | Праздник «Карга боткасы» |
Май | Презентация проекта Праздник «Сабантуй» | Итог реализации проекта, презентация на педагогическом проекте. Беседа за круглым столом с чаепитием. |
Итоги реализации проекта
Большое значение в наше время отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего края. В федеральных государственных требованиях выделен региональный компонент, включающий изучение истории, культуры, традиции, искусство своего народа и выступающим средством в формирования в детях чувства любви к малой родине.
Данная задача решается в нашем детском саду: ведутся занятия по ознакомлению детей с культурой не только татарского народа, но и культурой других национальностей. В рамках проекта проводятся развлечения, праздники. В совместную деятельность педагогов специалистов и детей включаются и народные подвижные игры. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели взаимопроникновение их в деятельность друг друга при решении задач по воспитанию детей. Нами был разработан проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого станет праздник - развлечение «Праздник Сабантуй».
Диаграмма
Результаты к началу проекта:
Хороший уровень – 0%
Средний уровень – 30%
Ниже среднего – 70%
Промежуточный результат:
Хороший – 14%
Средний уровень – 56%
Ниже среднего – 30%
Заключение
На данный момент работа над проектом «Культура татарского народа» не закончена. Подводя промежуточные итоги, от проделанной работы мы испытываем огромное удовлетворение. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории нашей республики. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только нами и другими педагогами, так же и родителями.
После проделанной работы у детей и родителей появился интерес к изучению народной культуры и искусства, удовлетворение от совместной творческой работы.
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей
Результаты промежуточного мониторинга позволяют говорить о возможности рекомендовать предложенный проект к использованию в практике работы дошкольных образовательных учреждений нашего города.
Библиографический список:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
- Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
- Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988
- Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Челябинск: Взгляд. 2007
- Ватаман В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры» – Волгоград: Учитель, 2008.
- Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
- Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
- Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
- Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
- Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989
- Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в
формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.
- Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов
дошкольника». Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.
- Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная
асвета, 1997.
- Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...
Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа...
Фольклор татарского народа (на татарском языке)
Хөрмәтле коллегалар, бүгенге темабызны дәвам итеп, минем шуны әйтәсем килә. Без балалар бакчасында тәрбия һәм белем бирү программасында , беренче төркеменнән башлап, балаларның авазларны дөрес ә...
Фольклор татарского народа (на татарском языке)
презинтация для воспитателей и родителей....
проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....
“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями....
проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...